Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практические занятия для студентов заочной формы обучения




Тема 1. Общая характеристика экономической преступности в России (2 часа)

План

1. Система преступлений в сфере экономики.

2. Сравнительный криминологический и уголовно-правовой анализ составов преступлений, посягающих на нормальные экономические отношения в УК РФ.

3. Основные черты экономической преступности в России в современный период.

Задание для подготовки к практическому занятию

Изучение данной темы необходимо рассматривать в широком контексте различных преступлений в сфере экономики, которые тем не менее надо взаимоувязывать в единую систему. И в рамках последней проводить анализ конкретных составов преступлений

Студенты должны ориентироваться в системе преступлений экономической направленности, познакомиться со статистическими данными по экономической преступности за последние 4-8 лет наблюдений, уметь проводить сравнения статданных за определенный период. С этой целью студенты могут получать из различных источников криминологически значимую статистическую и иную информацию и проводить ее сравнительный анализ, в том числе, иметь статистические данные с сайта МВД РФ.

В процессе подготовки к занятию студенты должны изучить материалы лекции и методические рекомендации для самостоятельной работы, чтобы иметь представление о том, как решать практические задачи по разработке поисковых и нормативных прогнозов с использованием методов экстраполяции и экспертных оценок, в т.ч. представить собственный прогноз изменения экономической преступности в России на предстоящий год.

Практические задания

1. Проведите сравнительный криминологический и уголовно-правовой анализ Раздела VIII УК РФ (Преступления в сфере экономики). Исчерпываются ли, с вашей точки зрения, преступления в сфере экономики составами преступлений, перечисленными в Разделе VIII УК РФ? Ответ обоснуйте.

2. Классифицируйте преступления в сфере экономической деятельности по различным основаниям.

3. Дайте оценку проводимых в последнее время изменений уголовного законодательства в отношении экономических преступлений. В чем, по-вашему, заключается фундаментальная основа таких изменений? Насколько приведенные изменения соответствуют современной экономической ситуации в России? Взять за основу закон от 29 декабря 2009 г. № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

Тема 2. Причины и условия экономической преступности (2 часа)

План

1. Понятие и процессы детерминации экономической преступности.

2. Специфика причинности экономической преступности.

3. Классификация причин и условий экономической преступности.

4. Социальная обусловленность причин экономической преступности.

5. Взаимосвязь с коррупционной преступностью.

Задание для подготовки к практическому занятию

При подготовке ответа по данной ключевой теме учебного курса необходимо иметь в виду, что проблема экономической преступности - это проблема не только сегодняшнего дня и возникла она задолго до перехода нашей экономики на рыночные отношения. Преступления в сфере экономики совершались и в советские времена (в УК РСФСР, например, были специальные главы: «Хозяйственные преступления», «Должностные преступления» и т.д.).

Кроме законодательных просчетов в период реформ конца 1980-х и начала 1990-х годов, приведших к переводу экономики страны на рыночные отношения без адекватного социально-правового регулирования и контроля, надо учитывать также влияние организованной преступности, профессиональной и коррупционной преступности; все более тесного смыкание экономической преступности с политической и даже с терроризмом.

Практические задания

1. Изучите Закон СССР 1988 г. «О кооперации в СССР». Оценить его значение и влияние на уровень экономической преступности в период его действия в стране.

2. Проработайте статейный материал в рамках указанной темы в научно-практических журналах: «Прокурорская и следственная практика», «Российский криминологический взгляд», «Законность», «Российская юстиция», «Государство и право» и др. Выявить различные научные подходы к пониманию причинно-следственного обоснования феномена экономической преступности.

3. Подготовьте доклад или сообщение о наиболее значимых публикациях ученых о причинах и условиях экономической преступности как в 1990-х, так и в 2000-х годах.

В процессе занятия студенты будут разбиты на две группы, которые после подготовки будут в виде дискуссии отстаивать свою точку зрения.

Тема 3. Предупреждение экономической преступности (2 часа)

План

1. Криминологический прогноз экономической преступности.

2. Взаимосвязь преступности в сфере экономики с организованной преступностью.

3. Пути совершенствования уголовно-правовых и иных организационно-правовых мер борьбы с экономической преступностью.

4. Международное сотрудничество в борьбе с экономической преступностью.

5. Воспитание нового типа предпринимателя: проблемы и перспективы.

6. Возможности социального контроля в сфере предупреждения экономической преступности.

Задание для подготовки к практическому занятию

Подготовка к рассмотрению во многом дискуссионных вопросов данной темы предполагает заключительный вывод по предшествующей аналитической работе по выявлению причин и условий экономической преступности. Это, прежде всего, прогноз рассматриваемого вида преступности на ближайшую перспективу (2-5 лет) как в количественном, так и в качественном отношении, что потребует наличия статистических данных за предшествующий десятилетний период.

Студентам требуется рассмотреть перспективу трансформации экономической преступности в транснациональные организованные формы. Выделить условия, способствующие этому процессу как в России, так и за рубежом.

Дать характеристику так называемых оффшорных экономических зон, функционирующих во многом на криминальной основе.

Подумать о возможности воспитания личности предпринимателя нового типа, не только эффективного собственника, стремящегося к личной наживе и нередко в ущерб обществу, но и патриотически настроенного, творчески относящегося к делу, пекущемуся о благе родного Отечества, порядочному во всех отношениях.

Практические задания

1. Выполните криминологический прогноз по отдельным видам экономической преступности на ближайшие пять лет.

2. Выделите факторы, способствующие расширению взаимосвязи преступности в сфере экономики с организованной преступностью

3. Дайте оценку эффективности международного сотрудничества в борьбе с экономической преступностью. Какие на Ваш взгляд нужно ввести новые формы сотрудничества или усовершенствовать действующие для активизации деятельности в сфере предупреждения?

4. Определите перспективную, на Ваш взгляд, фундаментальную основу воспитания предпринимателя нового типа: проблемы и перспективы формирования личности современного предпринимателя. Насколько важна роль государства в этом процессе?

5. Каким по форме и содержанию видится вам возможность социального контроля в сфере предупреждения экономической преступности?

В процессе занятия студенты будут разбиты на две группы, которые после подготовки будут – одни предлагать меры, другие их оспаривать и в виде дискуссии отстаивать свою точку зрения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...