Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коллективный способ обучения по А.Г. Ривину, В.К. Дьяченко.




Среди педагогов первой трети ХХ века, искавших подходы к изменению сложившейся практики образования, имя Ривина, осталось не особенно известным. Но метод, предложенный А.Г.Ривиным, позволил выстроить учебный процесс на совершенно иных основаниях, нежели принято в классно-урочной системе. Разноуровневое и разновозрастное обучение, индивидуальный темп изучения материала, воспитание в ходе учебы самостоятельного ученика, одновременное изучение разных предметов по выбору, обучение на разных языках стали возможны с применением на практике его подхода.

Обобщая опыт использования механизма диалогового общения в учебном процессе, В.К.Дьяченко создал теорию Коллективного Способа Обучения (КСО). Краеугольным камнем её стало определение обучения как вида общения: «Обучение — это специальным образом организованный процесс общения, в котором каждое поколение получает, усваивает и передаёт свой опыт общественно-исторической и практической деятельности».

В.К.Дьяченко ввёл принцип того, что «общие формы организации обучения» должны быть аналогичны основным формам общения людей.

Таких форм он выделил четыре: 1) опосредованное — один человек без непосредственного контакта с другим; 2) общение в паре; 3) три человека и больше — общение в малой или большой группе; 4) общение в парах сменного состава.

В соответствии с этим он и предложил рассматривать индивидуально-обособленную, индивидуальную, групповую и коллективную (т.е. в парах сменного состава) организационные формы учебного процесса. Причём для полноценного образования В.К.Дьяченко подчёркивал необходимость использования всех четырёх форм — в том числе обязательно и коллективной формы обучения (т.е. общения в парах сменного состава).

2. Госстандарт начального образования. Образовательная отрасль «Язык и литература». (Билет 4.2.)

БИЛЕТ 25

Технология интегрированного изучения языка.

Основой разработки интегрированных уроков является интегративно-тематический подход. Интегративно – тематический подход позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана с другими темами учебного предмета и курса, а также с различными темами других дисциплин учебного плана начальной школы, т.е. в изученной теме могут действовать внутрипредметные, внутрикурсовые и межпредметные связи одновременно.

Основные преимущества интегрированного урока:

1. Формируют целостную картину мира

2.Являются источником нахождения новых связей между фактами в различных предметах.

3.Дают возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя.

4.Побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей.

5.Побуждают к активному познанию окружающей действительности.

6.Способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса.

7.Способствуют воспитанию широко эрудированного школьника.

8.Развивают потенциал учащихся, образное мышление.

9.Снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разные виды деятельности.

10.Формируют познавательный интерес учащихся.

11.Способствуют формированию умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы.

12.Использование различных видов работ поддерживает внимание учащихся на высоком уровне.

13.Предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся.

14.Служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти учащихся.

15.Углубляют представление о предмете, расширяют кругозор учащихся.

16.Способствуют повышению мотивации учения.

17.Урок решает не множество задач, а их совокупность.

В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов.

Закономерности интегрированного урока:

1) Весь урок подчинён авторскому замыслу;

2) Урок объединяется основной мыслью (стержень урока);

3) Урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого;

4) Этапы и компоненты урока находятся в логикоструктурной зависимости;

5) Отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу;

6) Цепочка сведений организована как “данное” и “новое” и отражает не только структурную, но и смысловую связанность;

7) Связанность структуры достигается последовательно, но не исключает параллельную связь (в первом случае соблюдается очерёдность действий, во втором выполняются сопутствующие задания, отвечающие другой логически выстраиваемой мысли).

Индивидуальность учителя и педагогические технологии. (Билет 15.2.)

БИЛЕТ 26

Концептуальные основы технологии интенсивного изучения русского языка по Т.Я. Фроловой. (Билет 18.2.)

Педагогическая технология создания ситуации успеха. (Билет 16.2.)

БИЛЕТ № 27

Технология интенсивного обучения на основе схемных знаков и моделей учебного материала по В.Ф. Шаталову.

Среди известных методик, созданных в русле интенсификации обучения, центральное место занимает «опорный конспект» В.Ф.Шаталова. В основу данной методики положена идея моделирования совокупности информации посредством отражения ее в знаках, символах.

Первоначально модель возникает в классе совместно работающих детей по инициативе учителя, понимающего необходимость фиксации найденных классом отношений в наиболее общей форме.

В пределах этого этапа происходит постепенное нарастание инициативности детей в выборе модельных средств, способности «читать» схему, используя ее в качестве эталона, активно преобразовывать схему, видоизменяя ее под требования конкретно-практической задачи.

Вторая функция модели в учебной деятельности класса обнаруживается тогда, когда модель начинает систематически использоваться совместно работающими детьми как средство для постановки новых учебных задач.

Появление у модели третьей функции (условно говоря, управляющей) знаменует переход к собственно моделированию как «обратному воздействию» на реальность, как получению нового знания об исходном объекте на объекте-заместителе.

В плане организации учебной деятельности третий этап отчетливо обнаруживает себя в только строящихся курсах физики, биологии, географии, математики для средней школы.

Четвертая функция модели обнаруживается тогда, когда модель систематически используется детьми как средство представления собственного исследующего действия. Они начинают изобретать и применять свои модельные средства, которые позволяют проявить собственное понимание и объяснение реальности, вступить в коммуникацию с другими исследователями.

6. Сущность и содержание витагенной технологии. (Билет 7.2.)

БИЛЕТ 28.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...