Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ранние формы верований и культы в первобытном обществе.




Для исследования родоплеменных религий используются данные палеоантропологии, археологии, этнографии, языкознания, психологии. При рассмотрении ранних религий необходимо учитывать особенности мышления первобытного человека: эмоциональность, синкретичность (уподобление вещи себе), примитивный коллективизм, мифологизацию сознания.

Главная особенность религиозного миропонимания первобытных людей – они не выделяли себя из окружающей природы. Природе приписывались человеческие свойства, людям свойства природы. Для примитивных человеческих племён солнце и звёзды, деревья, реки, горы становятся одушевлёнными предметами. Например, дикий туземец Бразилии готов укусить камень, о который споткнулся, или стрелу, которая его ранила. Или если человек погибал, упав с дерева, его родственники срубали и раскалывали дерево в щепки.

Тотемизм – это вера в существование тесной связи между сородичами и их тотемом, которым мог быть определённый вид животных, реже растений и сил природы. Магическим образом тотем охраняет жизнь и благосостояние всех, связанных с ним узами кровного родства. У каждого рода был тотемический центр, где хранились реликвии и совершались обряды. Свидетельства тотемизма обнаруживаются у всех наров мира.

Выбор тотема определялся особенностями местности, животного мира, хозяйственного уклада. Чаще всего это были животные. Например, у австралийцев - это кенгуру, опоссум, ящерица, у финикийцев – свинья, народы севера почитают ворона, древние славяне - медведя, волка и т.д. Изначально употребление в пищу тотемных животных не было запрещено, запрет на нанесение вреда тотему появился позже. Для тотемизма характерны обряды уподобления тотему, «размножения» тотема. Тотемизм выполнял определённые социальные функции: личностной идентификации, разделения территории для хозяйственной деятельности, регулирования брачных отношений – брак внутри одной тотемной группы был запрещён.

Ранние формы религий тесно связаны с табу (от полинезийского нечто особенное). С табу связано представление чего-то, требующего осторожности. Чаще всего оно выражается в ограничениях и запретах. Э. Тайлор в книге «Первобытная культура» рассказывает о запретах, которые существуют в племенах, быт которых схож с бытом первобытного общества. Индусы не станут спасать утопающего, который тонет в священном Ганге. Залусам запрещено приводить в племя больных людей, из-за страха перед мёртвыми телами. Вождям и жрецам в Полинезии не разрешалось притрагиваться руками к пище, поэтому кормить их обязаны были другие. Часто табу связано с пищевыми запретами, иногда распространялось на слова, предметы разнообразные формы поведения. Табу в первобытном обществе в течение длительного времени был единственной формой общественного регулирования.

Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства некоторых неодушевленных предметов. Фетишем мог стать любой предмет: камень, дерево, спасшее племя от голода стрела, принесшая добычу и т.п. Со временем человек сам стал изготавливать фетиши – каменные или деревянные фигурки. Фетиши не только являлись предметами почитания, но и считались источниками помощи, им приписывалась способность охранять (талисманы, обереги).

Анимизм – вера в сверхъестественные существа, заключённые в какие-либо тела (души), или действующие самостоятельно (духи). Теория анимизма разделяется на два основных догмата:

1.существование души после смерти или уничтожения тела;

2.существование духовных существ, которые управляют явлениями материального мира и жизнью человека.

В анимизме почитались духи предков, души живых людей. Выделялись духи деревьев, гор, водных источников, болезни, здоровья и т.п. Учение о душе появилось как ответ на вопросы: Что составляет разницу между живым и мёртвым телом? Что является причиной снов, болезни, смерти? Место расположения человеческой души у разных племён было различным – сердце, во всём теле, связано с дыханием. Некоторые племена выделяют несколько душ. Потом представления о человеческой душе стали переноситься на окружающий человека мир. Ещё позже люди стали одухотворять и неживые явления- камни, реки, звёзды и т.п. Это было необходимо для объяснения причин всех явлений и объяснить всё хорошее и плохое, что случалось с человеком. Отголосками анимизма стала вера в переселение душ, существованию души после смерти тела.

Магия – вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растения и явления природы. В книге «Золотая ветвь» Д.Фрезер выдвинул теорию происхождения магии по «ассоциации идей», согласно которой магическое мышление основано на «законе подобия» - подобное производит подобное, и «законе зарождения» - вещи, столкнувшись друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии. Первобытный человек превратно истолковывал случайные совпадения и верил, что повторение определенных слов и действий может помогать или вредить людям.

Б.Малиновский выдвинул психологическую теорию происхождения магии. Под действием сильного эмоционального переживания человек формирует яркий образ желаемой цели и направляет на него все осознанные и неосознанные действия.

Магия подразделялась на белую (применяемую в благих целях) и чёрную (приносящую вред). По типам воздействия на предмет выделяют: контактную магию (прямой контакт с предметом) и имитативную (воздействие на заменитель объекта). По цели воздействия магию подразделяют на: любовную, лечебную, промысловую, военную, метеорологическую, аграрную. В современном мире магия сохраняется как в рамках различных религий, так и на бытовом уровне в форме суеверий, гаданий.

Литература

1.Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии / А.Ф.Анисимов. – М.; Л., 1962.

2.Арсеньев В.Р. Звери – боги – люди / В.Р.Арсеньев. – М., 1991.

3.Вебер М. Работы по социологии религии и идеологии. – М., 1985.

4.Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Религия и общество. – М., 1994. Ч.1.

5.Тайлор Э. Первобытная культура: пер. с англ. / Э.Тайлор. – М., 1989.

6.Фрезер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии: пер. с англ.. / Дж. Фрезер. – 2-е изд. – М., 1986.

7.Фрейд З. Сумерки богов. – М., 1990.

8.Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М., 1989.

9.Религиоведение. Хрестоматия / Под ред. А.Н.Красникова. – М., 2001.

10.Юнг К.Г. Архитип и символ. – М., 1991

11.Токарев, С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. – М., 1990.

12.Яблоков, И.Н. Религиоведение: учеб. Пособие для вузов./ И.Н. Яблоков. – М., 1998

 

 

Тема 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...