Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по изучению дисциплины




Одной из главных характерных черт вузовской системы образования является значительный объем самостоятельной работы. Студентам необходимо рационально организовать свою работу по изучению курса «История отечественного государства и права» с тем, чтобы успешно освоить учебный курс.

Основными формами аудиторных занятий по нашему предмету являются лекции и семинарские занятия. На лекциях преподавателем дается систематическое изложение материала в соответствии с программой. Лекции нужно не только внимательно слушать, но и конспектировать. Не стоит стремиться записывать лекции дословно (если только вы умеете стенографировать). Внимательно слушая нужно записывать самое существенное, к тому же преподаватели, как правило, акцентируют на этом внимание. После прослушивания лекции дома необходимо над ней поработать: сделать правку возможных ошибок, дополнить важные моменты, которые вы могли упустить в спешке. Сделать это нужно не откладывая, на свежую память. Затем целесообразно прочитать данную тему по ученику, не делая особых усилий к запоминанию. Таким образом происходит накопление информации, которую при подготовке к зачетам и экзаменам вы лишь повторяете, узнавая материал.

Еще лучше, если вы прочтете материал темы по учебнику до лекции. Тогда материал, излагаемый преподавателем будет восприниматься более осознанно, вы сможете задать вопросы по проблемам, вызвавшим затруднения. Для удобства работы вам необходимо постоянно обращаться к программе курса. Там вы сможете проследить последовательность тем, их расчасовку.

Наиболее важные и сложные темы выносятся на семинарские занятия. Здесь у студентов значительная доля самостоятельной работы. Семинары посвящены, как правило, изучению непосредственно памятников права, т.е. законодательства, ушедшего в прошлое. Для семинарских занятий избраны памятники права, наиболее важные и характерные для той или иной эпохи.

Семинарские занятия преследуют несколько целей. Во-первых, они должны дать студенту углубленное знание предмета, причем по первоисточнику, каковым для каждого юриста выступает закон. На лекции студент вынужден верить преподавателю на слово, на семинаре же он, анализируя закон, может делать самостоятельные выводы. Во-вторых, семинары по истории отечественного государства и права дают не просто историко-правовые знания, но и чисто профессиональные. Студент учится обращению с законом, вникает в его букву и дух, учится его практическому применению. В-третьих, семинар должен научить студента еще одному профессиональному навыку. Будущий юрист должен уметь дискутировать, спорить. Нужно научиться доказательно излагать свои мысли, внимательно подходить к доводам другой стороны. Все это пригодится в будущей деятельности. В-четвертых, семинарские занятия учат студента и такому профессиональному качеству, как умение говорить.

Начать подготовку к семинарскому занятия нужно с повторения материала данной темы по конспекту лекций и учебнику. Желательно привлечь дополнительную литературу. Затем следует приступить к изучению первоисточника в соответствии с планом семинара и методическими рекомендациями к нему. Целесообразно прочитать весь нормативно-правовой акт полностью, чтобы составить о нем целостное представление. Затем приступить к подготовке каждого вопроса, подыскивая в источнике права соответствующие нормы. При этом в ходе работы следует делать запись, которой можно воспользоваться при выступлении на семинаре.

Реферат

Рефера́т (нем. Referat, от лат. refere — докладывать, сообщать)— письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, художественной книги и т. п.

Виды рефератов

Различают два вида рефератов: продуктивные и репродуктивные. Репродуктивный реферат воспроизводит содержание первичного текста. Продуктивный содержит творческое или критическое осмысление реферируемого источника.

Репродуктивные рефераты можно разделить еще на два вида: реферат-конспект и реферат-резюме. Реферат-конспект содержит фактическую информацию в обобщённом виде, иллюстрированный материал, различные сведения о методах исследования, результатах исследования и возможностях их применения. Реферат-резюме содержит только основные положения данной темы.

В продуктивных рефератах выделяют реферат-доклад и реферат-обзор. Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников и сопоставляет различные точки зрения по данному вопросу. В реферате-докладе, наряду с анализом информации первоисточника, есть объективная оценка проблемы; этот реферат имеет развёрнутый характер.

Структура и признаки реферата

Реферат имеет определенную композицию:

  1. Вступление. Во вступлении обосновывается выбор темы, могут быть даны исходные данные реферируемого текста (название, где опубликован, в каком году), сообщены сведения об авторе (Ф. И. О., специальность, учёная степень, учёное звание), раскрывается проблематика выбранной темы.
  2. Основная часть. Содержание реферируемого текста, приводятся основные тезисы, они аргументируются.
  3. Вывод. Делается общий вывод по проблеме, заявленной в реферате.

Темы рефератов

1. Древнерусское государство Киевская Русь.

2. Развитие древнерусского права (IX – XII вв.).

3. Источники права в Киевской Руси до принятия Русской Правды.

4. Русская Правда как памятник древнерусского права.

5. Правовое положение населения по Русской Правде.

6. Галицко-Волынское княжество в XII – XIV вв.

7. Владимиро-Суздальское княжество в XII - XIV вв.

8. Новгородское и Псковское княжества в XII - XIV вв.

9. Псковская судная грамота как памятник права северо-западной Руси периода феодальной раздробленности.

10. Гражданское право по Псковской судной грамоте.

11. Золотая Орда как военно–феодальное государство.

12. Судебник 1479 г.

13. Московское княжество в XIII - XV вв.

14. Статут Великого княжества Литовского.

15. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

16. Государственный строй в период образования Русского централизованного государства (вторая половина XV – первая половина XVI вв.).

17. Общественный строй в период образования Русского централизованного государства (вторая половина XV – первая половина XVI вв.).

18. Формирование сословно-представительной монархии в России.

19. Общественный строй периода сословно-представительной монархии в России.

20. Опричнина. Уголовная политика Ивана Грозного.

21. Соборное Уложение 1649 г. как памятник права периода сословно-представительной монархии в России.

22. Уголовное право по Соборному Уложению 1649 г.

23. Процессуальное право по Соборному Уложению 1649 г.

24. Процесс закрепощения крестьян.

25. Эволюция категории холопов в русской истории.

26. Земские соборы в России.

27. Боярская Дума в России.

28. Приказная система управления в России.

29. Эволюция русской системы местного самоуправления (IX – XVI вв.).

30. Система органов местной власти в период сословно-представительной монархии в России.

31. Вотчины в русской истории. Вотчинное право.

32. Церковная организация и церковное право XI- XVII вв.

33. Реформы конца XVII в. в России.

34.Становление абсолютной монархии в России.

35. Государственные реформы Петра I.

36. Дворянство в XVIII в.

37. Крестьянство в XVIII в.

38. Формирование новой системы права в первой четверти XVIII вв.

39. Реформы местного самоуправления в период «просвещенного абсолютизма».

40. Уголовное право в XVIII в.

41. Прокуратура в XVIII в.

42. Процессуальное право в XVIII в.

43. Развитие государственной системы в первой половине XIX в.

44. Изменения в правовом положении церкви (XVIII – первая половина XIX вв.).

45. Военная и административная система Украины в XVII- XVIII в.

46. Кодификация русского права в первой половине XIX в.

47. Уголовное право в первой половине XIX в.

48. Гражданское право в первой половине XIX в.

49. Вещное право по Своду законов Российской империи.

50. Обязательственное право по Своду законов Российской империи.

51. Наследственное право по Своду законов Российской империи.

52. Семейное право в первой половине XIX в.

53. Крестьянская реформа 1861 г.

54. Судебная реформа 1864 г.

55. Судебная организация по реформе 1864 г.

56. Система судебных органов России во второй половине XIX в. – 1917 г.

57. Мировой суд в России во второй половине XIX в. – 1917 г.

58. Суд присяжных в России во второй половине XIX в. – 1917г.

59. Адвокатура в России во второй половине XIXв. – 1917 г.

60. Система общего суда в России во второй половине XIX в. – 1917 г.

61. Сословные и ведомственные суды в России во второй половине XIX в. – 1917 г.

62. Волостной крестьянский суд в России во второй половине XIX в. – 1917 г.

63. Уголовное право России во второй половине XIX в. – 1917 г.

64.Судебный процесс в России во второй половине XIXв. – 1917 г.

65. Реформа полиции России 1862 г.

66. Правоохранительная система России во второй половине XIX в. – 1917 г.

67. Особенности развития гражданского права в России во второй половине XIX в. – 1917г.

68. Рабочее законодательство России в конце XIX в. – 1917 г.

69. Законодательство России о гражданских и политических правах и свободах в 1905 – 1917 гг.

70. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г.

71. Контрреформы Александра III.

72. Реформы государственного управления в 1905 – 1907 гг.

73. Избирательное право по выборам в Государственную Думу в 1905 – 1916 гг.

74. Государственная Дума в России (1905 – 1916 гг.).

75. Аграрное законодательство в начале XX в. Аграрная реформа П.А. Столыпина.

76. Государственный аппарат России в годы первой мировой войны.

78. Государство и право в феврале-октябре 1917 г.

79. Установление советской власти в России. Формирование советского государственного аппарата (октябрь 1917 г. – весна 1918 г.).

80. Всероссийское Учредительное собрание.

81. Конституция РСФСР 1918 г.

82. Становление советской судебной системы (1917 – 1918 гг.).

83. Развитие советского государственного аппарата в годы Гражданской войны 1918 – 1920 гг.

84. Советское законодательство в конце 1917 г. – первой половине 1918 г.

85. Развитие права в годы гражданской войны в России.

86. Кодификация права в годы нэпа.

87. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г.

88. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.

89. Национально–государственное строительство в советской республике (октябрь 1917 г. – июнь 1941 г.).

90. Советское уголовное законодательство 30-х гг.

91. Советская правоохранительная система в 20-30-е гг.

92. Внесудебная юстиция 30-х гг. в СССР.

93. Механизм репрессий 30-х гг.

94. Конституция СССР 1936 г.

95. Изменения в праве в период Великой Отечественной войны.

96. Изменения в государственном аппарате СССР в годы Великой отечественной войны 1941-1945 гг.

97. Меры по восстановлению законности в середине 50-х гг. Массовая реабилитация.

98. Советское конституционное право.

99. Советское гражданское право.

100. Советское хозяйственное право.

101. Советское гражданско-процессуальное право.

102. Советское семейное право.

103. Советское трудовое право.

104. Советское колхозное право.

105. Советское земельное право.

106. Советское уголовное право.

107. Советское уголовно-процессуальное право.

108. Органы суда в СССР.

109. Советское административное право.

110. Советское исправительно-трудовое право.

111. Советское финансовое право.

112. Советское природоохранительное право.

113. Кодификация законодательства в СССР в конце 50-х – начале 60-х гг.

114. Конституция СССР 1977 г.

115. Конституционные реформы в СССР в конце 80-х – начале 90-х гг.

116. Изменение в хозяйственном праве СССР во второй половине 80-х – начале 90-х годов.

Эссе

Методические рекомендации по написанию эссе
Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" - попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" - взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Это прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем – либо.

Тема эссе действительно может быть любой. Вот, например, некоторые темы из первой книги классика эссе Монтеня: О скорби; Вправе ли комендант осажденной крепости выходить из нее для переговоров с противником?; О лжецах; О речи живой и о речи медлительной; О предсказаниях; Церемониал при встрече царствующих особ.

Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.
Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме

Тема эссе

Тема не должна инициировать изложение лишь определений понятий, ее цель — побуждать к размышлению.
Тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление.
Таким образом, от формулировки предложенной темы зависит реферат или эссе.

Построение эссе

Построение эссе - это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.
Структура эссе.

1. Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение 1);

2. Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически;
На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.
При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».

3. Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса.
Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.
В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий:
Причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое,
Постоянство — изменчивость.
В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли.
Хорошо проверенный (и для большинства — совершено необходимый) способ построения любого эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков - не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.
4. Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

Структура аппарата доказательств, необходимых для написания эссе
Доказательство - это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.
Оно связано с убеждением, но не тождественно ему: аргументация или доказательство должны основываться на данных науки и общественно-исторической практики, убеждения же могут быть основаны на предрассудках, неосведомленности людей в вопросах экономики и политики, видимости доказательности. Другими словами, доказательство или аргументация - это рассуждение, использующее факты, истинные суждения, научные данные и убеждающее нас в истинности того, о чем идет речь.
Структура любого доказательства включает в себя три составляющие: тезис, аргументы и выводы или оценочные суждения.
Тезис— это положение (суждение), которое требуется доказать. Аргументы — это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса. Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов. Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах. Аргументы обычно делятся на следующие группы:

1. Удостоверенные факты — фактический материал (или статистические данные). Факты — это питательная среда для выяснения тенденций, а на их основании - законов в различных областях знаний, поэтому мы часто иллюстрируем действие законов на основе фактических данных.

2. Определения в процессе аргументации используются как описание понятий, связанных с тезисом.

3. Законы науки и ранее доказанные теоремы тоже могут использоваться как аргументы доказательства.

Виды связей в доказательстве

Для того чтобы расположить тезисы и аргументы в логической последовательности, необходимо знать способы их взаимосвязи. Связь предполагает взаимодействие тезиса и аргумента и может быть прямой, косвенной и разделительной. Прямое доказательство — доказательство, при котором истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументом. Например: мы не должны идти на занятия, так как сегодня воскресенье. Метод прямого доказательства можно применять, используя технику индукции, дедукции, аналогии и причинно-следственных связей.
Индукция — процесс, в результате которого мы приходим к выводам, базирующимся на фактах. Мы движемся в своих рассуждениях от частного к общему, от предположения к утверждению. Общее правило индукции гласит: чем больше фактов, тем убедительнее аргументация.
Дедукция — процесс рассуждения от общего к частному, в котором вывод обычно строится с опорой на две предпосылки, одна из которых носит более общий характер. Например, все люди, ставящие перед собой ясные цели и сохраняющие присутствие духа во время критических ситуаций, являются великими лидерами. По свидетельству многочисленных современников, такими качествами обладал А. Линкольн - один из самых ярких лидеров в истории Америки.
Аналогия - способ рассуждений, построенный на сравнении.
Аналогия предполагает, что если объекты Л и Б схожи по нескольким направлениям, то они должны иметь одинаковые свойства. Необходимо помнить о некоторых особенностях данного вида аргументации: направления сравнения должны касаться наиболее значительных черт двух сравниваемых объектов, иначе можно прийти к совершенно абсурдному выводу.
Причинно-следственная аргументация - аргументация с помощью объяснения причин того или иного явления (очень часто явлений, находящихся во взаимозависимости).

Требования к фактическим данным и другим источникам

При написании эссе чрезвычайно важно то, как используются эмпирические данные и другие источники (особенно качество чтения). Все (фактические) данные соотносятся с конкретным временем и местом, поэтому прежде, чем их использовать, необходимо убедится в том, что они соответствуют необходимому для исследований времени и месту. Соответствующая спецификация данных по времени и месту — один из способов, который может предотвратить чрезмерное обобщение, результатом которого может, например, стать предположение о том, что все страны по некоторым важным аспектам одинаковы (если вы так полагаете, тогда это должно быть доказано, а не быть голословным утверждением).
Всегда можно избежать чрезмерного обобщения, если помнить, что в рамках эссе используемые данные являются иллюстративным материалом, а не заключительным актом, т.е. они подтверждают аргументы и рассуждения и свидетельствуют о том, что автор умеет использовать данные должным образом. Нельзя забывать также, что данные, касающиеся спорных вопросов, всегда подвергаются сомнению. От автора не ждут определенного или окончательного ответа. Необходимо понять сущность фактического материала, связанного с этим вопросом (соответствующие индикаторы? насколько надежны данные для построения таких индикаторов? к какому заключению можно прийти на основании имеющихся данных и индикаторов относительно причин и следствий? и т.д.), и продемонстрировать это в эссе. Нельзя ссылаться на работы, которые автор эссе не читал сам.

Как подготовить и написать эссе?

Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:

- исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);

- качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);

- аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами).

Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий: обдумывание — планирование — написание — проверка — правка.
Планирование — определение цели, основных идей, источников информации, сроков окончания и представления работы.
Цель должна определять действия. Идеи, как и цели, могут быть конкретными и общими, более абстрактными. Мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциации, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов и т.д.
Аналогии — выявление идеи и создание представлений, связь элементов значений.
Ассоциации — отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности в форме закономерной связи между нервно — психическими явлениями (в ответ на тот или иной словесный стимул выдать«первую пришедшую в голову» реакцию).
Предположения — утверждение, не подтвержденное никакими доказательствами.
Рассуждения — формулировка и доказательство мнений.
Аргументация - ряд связанных между собой суждений, которые высказываются для того, чтобы убедить читателя (слушателя) в верности (истинности) тезиса, точки зрения, позиции.
Суждение — фраза или предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно или ложно?
Доводы — обоснование того, что заключение верно абсолютно или с какой-либо долей вероятности. В качестве доводов используются факты, ссылки на авторитеты, заведомо истинные суждения (законы, аксиомы и т.п.), доказательства (прямые, косвенные, «от противного»,«методом исключения») и т.д.
Перечень, который получится в результате перечисления идей, поможет определить, какие из них нуждаются в особенной аргументации.

Источники. Тема эссе подскажет, где искать нужный материал. Обычно пользуются библиотекой, Интернет-ресурсами, словарями, справочниками. Пересмотр означает редактирование текста с ориентацией на качество и эффективность. Качество текста складывается из четырех основных компонентов: ясности мысли, внятности, грамотности и корректности.
Мысль - это содержание написанного. Необходимо четко и ясно формулировать идеи, которые хотите выразить, в противном случае вам не удастся донести эти идеи и сведения до окружающих.
Внятность — это доступность текста для понимания. Легче всего ее можно достичь, пользуясь логично и последовательно тщательно выбранными словами, фразами и взаимосвязанными абзацами, раскрывающими тему.
Грамотность отражает соблюдение норм грамматики и правописания. Если в чем-то сомневаетесь, загляните в учебник, справьтесь в словаре или руководстве по стилистике или дайте прочитать написанное человеку, чья манера писать вам нравится.
Корректность — это стиль написанного. Стиль определятся жанром, структурой работы, целями, которые ставит перед собой пишущий, читателями, к которым он обращается.

Приложение 1
Оформление титульного листа

Алтайская академия экономики и права

 

Факультет_______________________________________
Кафедра_________________________________________

Эссе

 

на тему: _________________________________________

Выполнил (а): Ф.И.О. студента (ки),
номер группы,

Проверил:
кафедра, должность, звание, Ф.И.О.

Барнаул 200____год

 

Приложение 2.

Примеры эссе

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...