Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технические приёмы схематизации




В пособии предложены технические навыки схематизации, способствующие развитию навыков создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач, создания моделей изучаемых объектов и процессов, формированию знаково-символических средств представления информации.

Выполнение установленных требований предполагает формирование навыков «читать» схемы, то есть видеть за условными обозначениями содержание информационного материала, создавать схемы, заменяя абстрактные и материальные объекты условными знаками, а также оперировать схемами в соответствии с их функциональным назначением. Овладев этими навыками, участники самообразования смогут применять схематизацию в познавательной и социальной действительности.

В познавательной деятельности чаще всего используются схемы, которые способствуют, во-первых, развитию образно-познавательного мышления, во-вторых, пониманию и освоению любых новых знаний.

Схемы способствуют нахождению либо поиску: связей, взаимосвязей, ложных связей, отсутствия связей; вскрывают и проверяют на объективность найденные умолчания, выявляют причинно-следственные связи (алгоритмики).

Связи, взаимосвязи бывают между:

· образами и словами;

· образами и понятиями;

· словами и понятиями;

· между словами;

· между образами;

· между понятиями.

Поиск связей, взаимосвязей в тексте производится через постановку вопросов: как, почему, зачем, кто, где?

При создании схем следует учитывать следующее:

Схема состоит из знаков, читаемых однозначно в рамках определённой сферы и каждый человек одно и то же изображение может трактовать по-разному. Поэтому, схема без текстового сопровождения - письменного либо устного, без объяснения того или иного условного знака, не приведёт к осмысленному её прочтению и, соответственно, к пониманию того содержания, которое в неё заложено.

Процесс самообразования с использованием схем – это творческий процесс. Два разных человека, трудясь с одним и тем же текстом, построят две разные схемы. Это зависит от полученных навыков схематизации, образа мышления, наличия предметных знаний, а также от того, что именно хотят выделить главным в тексте. Схема имеет право на существование, если помогла понять материал.

Умение заниматься самообразованием формируется непосредственно в деятельности и только в процессе многократных упражнений. Упражнения должны быть разнообразными: от действий по предложенному образцу до создания своих собственных конструкций.


3. ВИДЫ И ТИПЫ СХЕМ (смотри схему та титульном листе)

Все схемы условно делятся на следующие виды: художественные и абстрактные. Художественные делятся на опорные сигналы и пиктограммы. Абстрактные делятся на объектные, направляющие и организационно-деятельностные. В свою очередь, объектные делятся на сетевые, структурные, схемы по принципу «дерево» и диаграммы. При этом, сетевые структурные, включая такие подвиды, как майндкарты, часто объединяют в себе абстрактные элементы и художественные. Инфографика так же совмещает в себе художественные рисунки и абстрактные объекты, а схемы принципы являются как структурными, так и организационно-деятельностными.

При самообразовании нас, в основном, будут интересовать разные виды объектных абстрактных схем, но, поскольку у людей, под словом «образ», как правило, возникают разные картинки и рисунки, мы начнём рассмотрение именно с художественных.

Опорные сигналы, эйдетика

Опорные сигналы – художественные картинки и рисунки с определённой степенью детализации, отображающие реальные предметы и явления. Методику опорных сигналов разработал Шаталов В.Ф. и служит она для запоминания и усвоения учебного материала учениками. К таким опорным сигналам добавляется краткий опорный конспект. [7]

Вот пример опорных сигналов и опорного конспекта:

Также хорошим подспорьем в деле улучшения памяти и внимания является методика эйдетика, которая строится на цепных ассоциативных связях.

Ассоциации играют важнейшую роль в любом процессе обучения и помогают упорядочивать все элементы поступающей информации. Одни образы влекут за собой другие. Сознательно придумывая и отыскивая какие-то ассоциации в предусмотренных случаях, мы усиливаем контроль над записью информации в памяти, отчего шансы на воспоминание возрастают. Поиск ассоциаций быстро превращается в увлекательную игру. [8]

Кратко методика запоминания с помощью эйдетики и опорных сигналов представлена на следующих картинках:


Часто при схематизации люди начинают рисовать художественные образы, что само по себе не плохо, и имеет право на существование, если это помогает запомнить и усвоить материал, однако, когда мы имеем дело со сложными текстами, которые хотим переобразовать для лучшего понимания, то как правило, художественными образами все детали передать сложно, да и навыки рисования в нашей культуре у большинства людей не развиты. Однако, дополнение блок-схем опорными сигналами и пиктограммами, для лучшего усвоения, приветствуется – главное чтобы схема выполняла свою задачу – обеспечивала наиболее полное понимание текста и практическое применение его в ситуациях жизни.

Поэтому мы предлагаем следующие типы блок-схем.

Объектные схемы

Объектные схемы отражают объекты и предназначены для понимания и осмысления новых знаний. Независимо от того, материальные это объекты (которые можно созерцать и ощущать) (рис. 1) или абстрактные (рис. 2), искусственные (созданные человеком) или естественные (созданные природой), в схемах должна быть отражена их сущность и структура. Под сущностью понимается форма и специфическая особенность объекта, а под структурой — наличие элементов в объекте, их связей, взаимосвязей и отношений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...