Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Композиционные и языковые особенности рассуждения и определения. Ошибки в построении рассуждений и определений.




Рассуждение это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение передает ход развития мысли, идеи и должно обязательно приводить к получению нового знания о предмете, объекте, поскольку целью рассуждения является углубление наших знаний об окружающем мире.

Суть Р. в объяснении какого-либо утверждения или в обосновании истинности какой-то основной мысли (тезиса) другими суждениями (аргументами). Доказательство истинности суждения с помощью других суждений невозможно без установления логических связей, без выявления причинно-следственной зависимости между суждениями. Таким образом, в Р. преобладают причинно-следственные отношения.

Данный тип речи характеризуется

· наличием абстрактной лексики, связанной не с обозначением конкретных предметов, а с отображением мира суждений

· большим количеством сложных предложений, которые могут передавать различные логические отношения.

· для связи отдельных частей используются предлоги, союзы, наречия, различного типа устойчивые сочетания: поэтому, потому что, далее, во-первых, во-вторых, следовательно, вследствие, остановимся на, отметим следующее, перейдем к следующему и т. д.

Схематично рассуждение можно представить следующим образом:

Рассуждение == вопрос (тезис) - суждение1суждение2 – суждение3...

Содержание, цель высказывания и характер смысловых отношений, свойственные Р., определяют его композиционные и языковые особенности. В любом Р., какой бы путь построения его ни был избран автором (дедуктивный, индуктивный или индуктивно-дедуктивный), как правило, имеются три части:

· часть, содержащая основное положение, мысль, которая будет объясняться или доказываться;

· объяснительная или доказательная часть, содержащая аргументы

· заключительная часть.

(Тезис – доказательство – вывод)

Последовательность названных частей зависит от формы построения Р., от количества положений, которые будут разъясняться или доказываться, от способа доказательства.

В зависимости от логического способа мышления, положенного в основу Р., они делятся на индуктивные и дедуктивные:

· Индуктивный путь — это умозаключение от частного, конкретного к общему.

· Дедуктивный путь — это путь умозаключения от общего к частному, от общих суждений к частным выводам.

От способа логического рассуждения зависит форма построения текста, т. е. его композиция:

· В Р., построенном индуктивным путем, вначале излагаются мысли и факты, а затем на их основании делается общий вывод, обобщение.

· В Р., построенном методом дедукции, сначала высказывается какое-то общее положение, а затем — мысли и факты, подтверждающие справедливость общего положения, его истинность.

Р. может быть построено как доказательство истинности или, наоборот, как доказательство ложности выдвинутого автором (или кем-либо) основного положения — тезиса. В зависимости от этого мы можем различать рассуждения- утверждения или рассуждения- опровержения.

Доказательство выдвинутого положения — основная, главная часть Р. Различаются Р. с прямыми доказательствами, т. е. Р. с такими доводами, которые непосредственно обосновывают справедливость выдвинутого тезиса, Р. с доказательством от противного. В этом случае истинность тезиса доказывается посредством опровержения предполагаемых положений, противоположных доказываемому. В качестве аргументов могут быть использованы различные факты из жизни самого автора или близких и знакомых ему людей; факты, взятые из литературных источников; ссылки на литературу (цитирование); сопоставление фактов; логические умозаключения и пр. Выбор того или иного доказательства определяется, главным образом, темой Р. Так, если тема Р. связана с злободневными вопросами жизни и требует от автора выражения его личного отношения, он чаще будет использовать собственные наблюдения, известные ему факты жизни. В характеристиках литературных героев, отзывах о прочитанном и увиденном, литературно-критических статьях как доказательства часто используются факты из литературных источников, ссылки на литературу и т. д.

Ошибки в рассуждениях.

Нарушения законов логики. Дети мои, призываю вас обратиться к тетрадям с «законами логики». +

*Ошибки индукции и дедукции.

Следует сначала высказать основную идею, а затем подкрепить ее примерами. Это подобно дедуктивному подходу. Либо, наоборот, привести примеры, а затем сделать основной вывод, заключение. Это сходно с индуктивным подходом.

Довольно часто люди делают неправильные шаги вверх и вниз по лестнице абстракции. В тот момент, когда человек начинает интерпретировать, обобщать или объяснять, он может сделать ошибку в выводах.

В индуктивных рассуждениях респондент может сделать три вида ошибок. Во-первых, перечислив ряд конкретных примеров, он может не сделать из них никакого вывода. Точнее, вывод может подразумеваться, но не быть высказанным явно. Надо добиться того, чтобы индуктивное рассуждение было полным, т.е. содержало как конкретные примеры, так и обобщающее суждение.

Вторая возможная ошибка индукции заключается в том, что не все примеры, приведенные говорящим/пишущим, соответствуют сделанному им выводу.

Третья ошибка индукции заключается в том, что из приведенных человеком примеров вытекает не тот вывод, который он сделал. Здесь также возможны два варианта: либо человек при формулировании вывода неточно сформулировал свою мысль, либо сделанный им вывод отражает его подлинное мнение, но должен быть подкреплен другим рядом примеров.

Ошибки дедукции сродни ошибкам индукции, и представляют собой как бы зеркальное их отражение.

Первоочередной проблемой является здесь контроль полноты. Если человек высказывает какое-то обобщающее суждение, следует обязательно подкрепить это суждение конкретными примерами.

Вторая проблема – это контроль соответствия. Примеры должны подкреплять именно данный вывод, а не какой-либо иной.

Определение (Спасибо Насте и Максимову)

Определение – способ изложения, цель которого состоит в раскрытии содержания какого-либо понятия путем перечисления его наиболее существенных признаков, позволяющих отличить определяемый предмет или явление от сходных с ним.
Для определения крайне важно, что все признаки, привлекаемые к раскрытию содержания понятия, установлены, доказаны и общепризнаны.

Любое определение состоит из двух частей: определяемого – слова или понятия, содержание которого раскрывается, и определяющей части – той части, которая его толкует.

По роли в тексте и процессе коммуникации определения делятся на три вида:

регистрирующие, уточняющие и учреждающие.

Регистрирующее определение используется, когда в тексте встречается понятие, неизвестное читателю, но употребляемое в общепринятом смысле. Оно фиксирует общепризнанные и общеизвестные существенные признаки понятия (его можно найти в энциклопедии, словаре).

Уточняющее определение используется, когда нужно уточнить, дополнить общепринятое понятие или трактовать его по-своему. У.п. всегда основывается на соответствующем регистрирующем.

Учреждающее определение используется, когда формируется новое понятие или когда узкоспециальный термин становится общеупотребительным. Оно впервые фиксирует существенные признаки нового, неизвестного в данной области понятия. Оно не опирается уже на традиции употребления слова в языке, поэтому отбор и оценка признаков затруднены.

Также определения делятся на

- вербальные, т.е. они даны с помощью ср-в языка

- остенсивные, демонстрируют реальный объект (фото, рисунок)

В деловой, научной, учебной и справочной лит-ре определения строго следуют композиционным, логическим и лексическим образцам:

1. Двусоставное предложение, которое начинается определяемым в им.п, далее связка «это» и определяющая часть также в им.п (Аббревиатура – это слово, составленное из первых букв или слогов словосочетания)

2. Определяющая часть дается в начале, а определяемая вводится словом «называется» и стоит в Тв. П. в конце предложения (Слово, составленное из первых букв или слогов словосочетания, называется аббревиатурой)

В текстах массовой коммуникации форма определений более разнообразна: определения могут вводиться как второстепенные члены предложения, вставные конструкции, более или менее развернутый кусок текста. Выбор языковой формы зависит от темы, жанра, стиля, аудитории издания.

Определение должно быть

1) соразмерным (Правило «определение должно быть соразмерным» применимо по отношению лишь к тем определениям, где уточняется термин, значение которого в большей или меньшей степени уже известно)

2) ясным ( Правило «определение должно быть ясным» указывает на то, что в определении не должны использоваться метафоры, сравнения, и значения терминов, используемых в качестве определяющих, должны быть заранее известны. «Интерактивность программы – способность отреагировать на определенные действия пользователя не позднее чем через 10 сек.» вводит новый термин и не может быть проверено на соблюдение этого правила. )

3) не заключающим в себе круга (Правило «определение не должно заключать в себе круга» означает, что определяемое понятие не должно непосредственно или опосредованно использоваться в определяющей части. Непосредственно – когда определяемый термин входит в определяющую часть своего определения, например «Количество – характеристика предметов с количественной стороны». Опосредованно – когда термины, входящие в определяющую часть, сами в свою очередь определяются за счет определяемого термина. Например, «Правильное мышление – мышление, соответствующее законам логики», «Законы логики – требования, делающие мышление правильным».)

4) не отрицательным (по возможности).
Соответственно ошибками в определении станут нарушения этих правил.

1) нарушение правила «определение должно быть соразмерным»:

А) слишком узкое определение,

В) слишком широкое определение

С) перекрещивающееся определение.

2) нарушение правила «определение должно быть ясным» (неясное определение).

3) нарушение правила «определение не должно заключать в себе круга»

Билет №23

Чужая речь и её виды. Правила переработки прямой речи в косвенную. Цитата, правила цитирования. Ошибки в косвенной речи и цитатах.

Виды чужой речи:

· прямая речь;

· косвенная речь;

· цитата.

Предложения с прямой речью

Предложения, в которые включена прямая речь, состоят из двух частей: слов автора и прямой речи. Прямая речь непосредственно передается от лица того индивида, которому она принадлежит.

Например: Татьяна увидела Евгения и сказала ему: «Давно не видела тебя, мой милый. Как дела?»

Предложения с чужой речью не относятся к категории и сложных предложений. Слова автора и непосредственно прямая речь, не смотря на то, что они соединены пунктуацией, должны рассматриваться как два отдельных простых предложения.

Предложениям с прямой речью присущи такие особенности:

1. Местоимения и глаголы принадлежат тому лицу, с уст которого исходит прямая речь.

2. В прямую речь могут быть включены междометия обращения и частицы. Например: Наталья всплеснула руками и закричала: «Ах, Сергей Александрович, как это мило видеть вас в нашем доме!»

3. Слова автора обязательно содержат глаголы, которые объясняют прямую речь – возразил, сказал, воскликнул, спросил, услышал.

Прямая речь может оформляться в диалог или реплику, в таком случае слова автора отсутствуют.

Предложения с косвенной речью

Предложения, в которые вводится косвенная речь, оформляются в виде сложноподчиненных предложений. Слова автора – это главное предложение, чужая речь выступает в роли придаточного.

Например: Я сказал жителям деревни, что заблудился, и подсел к ним на скамейку.

Косвенная речь никогда не сохраняет особенности речи человека, которому она принадлежит. Давайте сравним насыщенность предложений с косвенной и прямой речью.

Она бросила взор сияющих очей вверх, и восторженно проговорила: «Какая прекрасная луна нынче вечером!» - Она бросила взор сияющих очей вверх, и восторженно проговорила, что луна нынче вечером прекрасна.

В ряде случаев нельзя изменить ПР в КР без значительного изменения содержания.

Косвенная речь располагается в предложении всегда только после слов автора.

Чаще всего косвенная речь употребляется в газетных жанрах.

Цитаты — это дословные выдержки из текстов или чьих — либо высказываний. Цитаты являются разновидностью прямой речи. Цитирование мы применяем в сочинениях, научно – исследовательских работах, для того чтобы, во – первых, «подкреплять» свои гипотезы фактами (цитатами) из текста (если это сочинение-рассуждение на лингвистическую тему), во – вторых, ссылаясь на те или иные авторитетные источники, мы делаем свою работу собственно научной, доказательной (а не просто фантазией на тему).

Основные правила оформления цитат:

· Приводимая цитата должна точно воспроизводить цитируемый фрагмент текста.

· Знаки препинания в цитате должны быть воспроизведены точно. Если под рукой нет текста произведения (экзамен в вуз), то следует расставить знаки в соответствии с правилами пунктуации.

· Если вы цитируете не все слова отрывка, то на месте пропуска слов ставится многоточие. В этом случае необходимо проверить, не искажен ли смысл цитаты.

· Варианты включения цитаты в текст сочинения могут быть различны:

- "Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь", - говорит князь Андрей Пьеру.

- Князь Андрей говорит Пьеру, что знает в жизни "только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь".

В этом случае прямая речь должна быть преобразована в косвенную, а цитируемый текст пишется со строчной буквы.

· Пунктуация в прозаических цитатах совпадает с пунктуацией при прямой речи.

· После двоеточия перед цитатой, пишущейся не с начала, ставится многоточие, например:

Сам Раскольников говорит Лужину по поводу его рассуждений: "…доведите до последствия, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…"

· Нельзя пересказывать поэтический текст своими словами (Пушкин пишет, что он любит Петра творенье).

Ошибки в употреблении – нарушение выше написанных правил.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...