Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнительные характеристики тоталитарного, авторитарного и демократического режимов.

Технологическая карта урока по ФГОС

Предмет: Обществознание

 

Класс: 9

 

Тема урока: «Политические режимы»

 

Количество часов на изучение темы: 1 ч.

Цели урока:

Образовательная:

1. Определить понятие «политический режим»;

2. Показать какие виды политических режимов существуют;

3. Выяснить особенности политических режимов;

Развивающая:

1. Формировать у обучающихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений;

2.Создать условия для развития умений работать с текстом, систематизировать материал.

 

Воспитательная:

1. Способствовать формированию активной гражданской позиций.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты:

1. Раскрыть понятие «политический режим»;

2. Создать условия для понимания школьниками ценности демократии; развивать умения анализа, обобщения и классификации социальной информации.

Метапредметные результаты:

- Способствовать дальнейшему развитию УУД:

Регулятивные УУД:

-Самоконтроль;

- Умение определять результат познавательной деятельности

- Осуществлять контроль своих знаний и своей деятельности.

Познавательные УУД:

- Анализ, структурирование, классификация знаний;

- Представление результатов своей деятельности;

- Поиск информации;

- Умение строить речевое высказывание;

- Самостоятельное ориентирование в новом материале.

Коммуникативные УУД:

- Планирование учебного сотрудничества

- Выражение своих мыслей соответственно поставленным задачам и целям уроков;

- Сотрудничество в поиске и сборе информации;

- Слушать и понимать речь других уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- Участие в коллективном обсуждении проблем.

- Аргументация своего мнения с учетом мнения других одноклассников.

Личностные результаты:

- Изучить характерные черты политических режимов;

- Формировать становление целенаправленной познавательной деятельности.

 

Тип урока: изучение нового материала.

 

Основные понятия, изучаемые на занятии: политический режим.

Условия реализации урока и оборудование урока:

Информационные ресурсы:

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://www.school-collection.edu.ru. (дата обращения 30.09.2016 г.);

- Учебные материалы по курсу политологии: http://kulturoznanie.ru (дата обращения 01.10.2016 г.);

Учебная литература:

- Учебник: Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений./Под ред. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. - М.: Просвещение,2013-260с.

Методические ресурсы:

- Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание. /Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М., 2012.

Оборудование урока:

- Персональный компьютер;

- Мультимедийный проектор;

- Экран;

- Колонки;

- Видеоролик????????????;

- Таблица «Политические режимы» (Приложение №1)

- Текст «Тоталитаризм» (Приложение №2)

- Текст «Демократия» (Приложение №3)

- Текст «Авторитаризм» (Приложение №4)

- Таблица «Сравнительные характеристики тоталитарного, авторитарного и демократического режимов» (Приложение №5)

План изучения нового материала:
1. Понятие «политический режим»;
2. Типы политических режимов: тоталитаризм, авторитаризм, демократия.

Ход урока

Этап урока (название, время, цель) Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Деятельность учащихся Планируемые результаты
Предметные УУД (универсальные учебные действия)
1. Организационный момент (1 мин.). Цель включение обучающихся в учебную деятельность Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку, спрашивает об отсутствующих на уроке. Проверить свою готовность к уроку, сообщить об отсутствующих. Приветствуют учителя. Сообщают об отсутствующих на уроке. - Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества;
2. Этап мотивации (Вызов) (5 мин.) Цель - сформировать тему урока. Создание условий для возникновения потребности включения в деятельность.   Предлагает обучающимся посмотреть видеоролик, в котором представлены проявления разных политических режимов. Учитель: «А что же такое «политический режим? Кто может дать определение?» Просмотреть видеоролик. Сформулировать тему урока.   Объяснить, как обучающиеся понимают понятие «политический режим». Просмотр видеоролика. Формулируют тему урока.     Дать свое определение политического режима.     Систематизация информации.   Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации   Познавательные УУД: представление результатов своей деятельности.   Регулятивные УУД: самостоятельное планирование и осуществление учебной деятельности  
3. Этап осмысления Время: 26 мин Цели: ознакомить обучающихся с понятием «политический режим», выявить характеристики режимов.   Учитель предлагает записать определение политического режима: это система приемов, методов, форм и способов осуществления политической власти в обществе (способы и средства с помощью которых, государство воздействует на общество).     Учитель: «Ребята, для дальнейшей работы нам необходимо поделиться на три группы. Рассчитайтесь на «первый-второй-третий», и образуйте группы по соответствующим номерам.»   Учитель: «Существует 3 политических режима, может кто-то назовет мне их?»   Предлагает начертить в тетради шапку таблицы «Политические режимы» (Приложение №1). Чертит ее на доске.     Раздает группам тексты (группа №1-Приложение №2, страницы 21-23; группа №2- приложение №4, страницы 23-24; группа №3- приложение №3, страницы 24-27). Учитель: «Каждой группе, необходимо прочитать текст учебника и текст учебника и выявить основные черты, записать их в таблицу, затем представителям от каждой группы необходимо будет сообщить своим одноклассникам об этих чертах».   Следит за рабочим процессом.   Учитель: «Молодцы ребята, вы правильно отметили все особенности того или иного режима. Возьмите сравнительную таблицу режимов (раздает таблицы), вклейте ее в тетрадь, она вам пригодится в дальнейшем». Раздает сравнительные таблицы (Приложение №5). Внимательно слушать учителя и записать определение в тетрадь.     Рассчитаться на «первый-второй-третий», образовать 3 группы.     Назвать политические режимы.     Срисовать с доски шапку таблицы.     Прочитать предоставленный текст.   Выписать особенности политических режимов.   Выступить перед одноклассниками.     Взять сравнительную таблицу. Записывают определение политического режима в тетрадь.     Рассчитываются на «первый-второй-третий», образовывают 3 группы.     Называют политические режимы (предполагаемые ответы: демократия, авторитаризм, тотаритаризм).     Рисуют в тетради таблицу «Политические режимы».     Читают тексты.     Записывают особенности в таблицу. Выступают с презентацией своей работы.   Берут сравнительную таблицу, вкладывают в тетрадь. Раскрывается понятие «политический режим». Создаются условия для понимания школьниками ценности демократии; развивать умения анализа, обобщения и классификации информации.   Регулятивные УУД: -самоконтроль Познавательные УУД: -поиск информации; - умение строить речевое высказывание; - контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - участие в коллективном обсуждении проблем.
4. Рефлексия (6 мин.). Цель – закрепить изученное. Учитель предлагает вернуться к видеоролику, просмотренному в начале урока и выявить характерные черты политических режимов. Просмотреть видеоролик (Приложение 1) и выявить особенности политических режимов. Смотрят видеоролик и ищут проявление особенности режимов. Обобщение и систематизация знаний. Регулятивные УУД. Умение определять результат познавательной деятельности  
6. Домашнее задание (2 мин.) Цель: обсудить и записать домашнее задание   Поясняет домашнее задание § 3 учебника, вопросы 6—8 рубрики «Проверим себя», одно из заданий 1—4 рубрики «В классе и дома» на выбор. Решает какой вариант творческого задания будет выполнять. Запись домашнего задания в дневник. Контроль знаний по изученной теме. Личностные УУД: смыслообразование

 

Приложение № 1.

Таблица «Политические режимы»

Политические режимы (основные черты)
Демократия Авторитаризм Тоталитаризм
Демократия – одна из основных форм устройства любой организации, основанная на равноправном участии ее членов в управлении и на принятии в ней решений по большинству голосов. Авторитарный режим – это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Тоталитарный режим – режим, при котором государство стремится к абсолютному контролю над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.
Суверенитет народа Небольшое число носителей власти Однопартийность
Периодическая выборность основных органов государства Неограниченность власти Власть идет вниз – от лидера
Защита прав отдельных личностей и меньшинства Опора (реальная или потенциальная) на силу Идеологизация
Свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли Возможно существование ограниченного числа партий Монополизация сфер жизни
Демократия делится на прямую,плебисцитарную и представительную. Невмешательство в неполитические сферы, и прежде всего в экономику Террористический полицейский контроль
  Формирование политической элиты Фашизм обычно подразделяют на национал- социализм, фашизм и коммунизм.  

 

Приложение №2

Тоталитаризм

Тоталитаризм характеризуется стремлением государства к абсолютному контролю над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Понятие «тоталитаризм» было введено в оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале ХХ в. В 1925 г. это слово впервые прозвучало в итальянском парламенте в выступлении лидера итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного режима в Италии, затем в СССР (в годы сталинизма) и в гитлеровской Германии (с 1933 г.).
В каждой из стран, где возникал и развивался тоталитарный режим, он имел свои особенности. Вместе с тем есть общие черты, характерные для всех форм тоталитаризма и отражающие его сущность. К ним относятся следующие:
однопартийность – массовая партия с жесткой полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям – вождям, руководству в целом, срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;
недемократический способ организации партии – она строится вокруг лидера. Власть идет вниз – от лидера, а не вверх –от масс;
идеологизация всей жизни общества. Тоталитарный режим – это идеологический режим, где всегда есть своя «Библия». Идеология, которую определяет политический лидер, включает серию мифов (о руководящей роли рабочего класса, о превосходстве арийской расы и т.п.). Тоталитарное общество ведет широчайшую идеологическую обработку населения;
монопольный контроль производства и экономики, а также всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.;
террористический полицейский контроль. В связи с этим создаются концентрационные лагеря и гетто, где применяются тяжелый труд, пытки, происходят массовые убийства ни в чем не повинных людей. (Так, в СССР была создана целая сеть лагерей – ГУЛАГ. До 1941 г. в нее входило 53 лагеря, 425 исправительно-трудовых колоний и 50 лагерей для несовершеннолетних). С помощью силовых и карательных органов государство контролирует жизнь и поведение населения.

Во всем многообразии причин и условий появления тоталитарных политических режимов главную роль играет глубокая кризисная ситуация. В числе основных условий возникновения тоталитаризма многие исследователи называют вступление общества в индустриальную стадию развития, когда резко возрастают возможности СМИ, способствующих всеобщей идеологизации общества и установлению контроля над личностью. Индустриальная стадия развития способствовала появлению мировоззренческой предпосылки тоталитаризма, например, формированию коллективистского сознания, основанного на превосходстве коллективного над индивидуальным. Важную роль играли и политические условия, к которым относятся: появление новой массовой партии, резкое усиление роли государства, развитие разного рода тоталитарных движений. Тоталитарные режимы способны меняться, эволюционировать. Например, после смерти Сталина СССР изменился. Правление Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева – это так называемый посттоталитаризм – система, при которой тоталитаризм теряет часть своих элементов и как бы размывается, ослабляется. Итак, тоталитарный режим следует разделять на чисто тоталитарный и посттоталитарный.

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социализм.

Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации, социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, ему стали доступны достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности. К тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.

Фашизм – правоэкстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после Первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм стремился к возрождению величия Римской империи, к установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 1930-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

Третья разновидность тоталитаризма – национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Его цель – мировое господство арийской расы, а социальное предпочтение – германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме – против других народов.

И все же тоталитаризм – исторически обреченный строй. Это общество-самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления для большинств анаселения. Тоталитаризм – закрытое общество, не приспособленное к качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.

 

 

Приложение №3

Демократия

Демократия (от гр. demos – народ и kratos – власть) – народовластие – одна из основных форм устройства любой организации, основанная на равноправном участии ее членов в управлении и на принятии в ней решений по большинству голосов. С момента своего возникновения демократия связана с государством, а значит, с принуждением и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.
Демократический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

Перечислим характерные черты демократического режима.
Суверенитет народа. Народ выбирает своих представителей в органы власти и может периодически менять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под «соревновательностью» понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свои кандидатуры. Выборы не являются соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие ее лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может повлиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже будет назвать честными.
Периодическая выборность основных органов государства. Правительство «рождается» из выборов на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, так как наиболее распространенный способ смещения президента в них – военный переворот, а не
выборы.
Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, – это необходимое условие демократии, однако отнюдь не достаточное. Сочетание правления большинства и защиты прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.
Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право каждого гражданина на информацию и на участие в конкурентной борьбе за руководящие посты в государстве.
В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.
При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решений путем консенсуса или большинством голосов. Так, в Древних Афинах – самом первом в мире демократическом государстве – прямая демократия осуществлялась с помощью собраний, в которых участвовало 5–6 тыс. чел.
Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены. Например, во время референдума гражданам посредством голосования предоставляется право одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.

Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия. Ее суть в том, что граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы при принятии политических решений, принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они ни были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.

 

 

Приложение №4

Авторитаризм

Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией – наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. Авторитарный режим – это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает индивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящая элитарная группа.

Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

автократизм (самовластие) – небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.);

неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. Власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению;

опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить граждан к повиновению;

монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности
властям;

отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство в неполитические сферы, и прежде всего в экономику. Власть занимается в основном вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления;

рекрутирование (формирование) политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, назначением сверху, а не в результате конкурентной электоральной борьбы.

Исходя из вышеизложенного авторитаризм – политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц. Такая власть не допускает политической оппозиции, но сохраняет автономию личности и общества во всех неполитических сферах.

Сохраняются авторитарные режимы с помощью аппарата принуждения и насилия – армии. Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме правления больше, чем свобода, согласие и участие народа в политической жизни. В таких условиях рядовые граждане вынуждены платить налоги, повиноваться законам без личного участия в их обсуждении. Слабые стороны авторитаризма – полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращать политические авантюры или произвол, ограниченность политического выражения общественных интересов.

Существующие в авторитарных государствах демократические институты реальной силы в обществе не имеют. Легализуется политическая монополия одной партии, поддерживающей режим; исключается деятельность других политических партий и организаций. Отрицаются принципы конституционности и законности. Игнорируется разделение властей. Происходит строгая централизация всей государственной власти. Главой государства и правительства становится лидер правящей авторитарной партии. Представительные органы на всех уровнях превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть.

Авторитарный режим обеспечивает власть индивидуального или коллективного диктата любыми средствами, в том числе прямым насилием. Вместе с тем авторитарная власть не вмешивается в те области жизни, которые непосредственно не связаны с политикой. Относительно независимыми могут оставаться экономика, культура, межличностные отношения, т.е. в ограниченных рамках функционируют институты гражданского общества.

Достоинство авторитарного режима – высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников, а также способность решать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса. Так, авторитаризм был желаемым режимом в ряде стран после Второй мировой войны, на фоне существовавших в мире острых экономических и социальных противоречий.

Авторитарные режимы очень разнообразны. Одним из видов является военно-диктаторский режим. Его пережило большинство стран Латинской Америки, Южная Корея, Португалия, Испания, Греция. Другой разновидностью является теократический режим, при котором власть сосредоточена в руках религиозного клана. Такой режим существует в Иране с 1979 г. Конституционно-авторитарный режим характеризуется сосредоточением власти в руках одной партии при формальном существовании многопартийной системы. Это режим современной Мексики. Для деспотического режима характерно то, что высший руководитель опирается на произвол и неформальные клановые, семейные структуры. Другой разновидностью являетсяперсональная тирания, при которой власть принадлежит лидеру и отсутствуют ее сильные институты (режим С. Хусейна в Ираке до 2003 г., режим М. Каддафи в современной Ливии). Еще одна категория авторитарных режимов – абсолютная монархия (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия).

В современных условиях «чистый» авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества. Он способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти.

За последние годы очень много недемократических (тоталитарных и авторитарных) режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или государства на демократической основе. Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они неподконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами зависит прежде всего от воли правителей. В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления. Тем народам, которые готовы к свободе и ответственности, уважению закона и прав человека, демократия действительно дает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.

 

 

Приложение №5

Сравнительные характеристики тоталитарного, авторитарного и демократического режимов.

Критерии Политические режимы
Тоталитарный Авторитарный Демократический
Законодатель­ство Система законов мало разработана Система законов минимальна Развитая система демократических законов
Полномочия главы государ-­ ства Практически не ограничены Фактически не ограничены Строго ограничены законом
Представитель­ные органы власти Марионеточны Отсутствуют или марионеточны Имеют широкий круг полномочий
Разделение вла­стей Формально признается Отвергается Реализуется на практике
Полномочия местных органов власти Формально широ­кие Минимальные Максимальные
Партии Массовая полити­ческая партия одна Правящая партия огосударствлена Многопартийность
Идеология Официальная идеология одна Господство одной идеологии Политический плюрализм
Права и свободы Разрешено только то, что приказано Разрешено то, что не имеет отношения к политике Разрешено все, что не запрещено законом
Карательные органы Проводят массо­вые политические репрессии Осуществляют тайный политиче-ский сыск Строго регламенти­рованы законом
Оппозиция Отрицается Запрещена Действует легально
Характер и ме­ра осуществле­ния власти Всеобщий, не знающий границ контроль и насилие Возникновение неконтролируемых властью областей общественной жизни Власть осуществля­ется представителя­ми граждан, изби­раемыми в соответ­ствии с законом
Отношение лю­дей к власти, их взаимодействие Слияние общест­венного сознания с властью Отчуждение наро­да от власти Поддержка предста­вителей власти народом
Идеалы поли­тического пове­дения: — власти — индивида Всемогущество Энтузиазм, кон­формизм Компетентность Профессионализм, послушание, бес­правие Соблюдение закона Соблюдение законов
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...