Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Карта этнического сознания.

Лекция 1.

Этнопсихология – область психологических знаний, изучающая психологические особенности этносов. Своё начало этнопсихология взяла из психологии народов. В 1859 году Лацарус, Штейнталь разработали новое направление психологических знаний – психология народов. Гербарт в своё время ввёл в психологию концепцию народного духа. Который рассматривал дух народа не как нечто бесплодное, а то что проявляется через чувства, речь и дела конкретного этноса. По мнению Штейнталя и Лацаруса задачей психологии народов является познание психологических аспектов сущности духа народа и открытия законов, по которым протекает духовная деятельность народов.

Вундт критикую идеи Штейнталя и Лацаруса отказался от неопределённого понятия дух народа, придав этнической психологии более реалистический вид, так же он предложил первые методы исследования этноса.

Психология народов по Вундту – это описательная наука не претендующая на открытие и создание законов, но фиксирующая особенности «глубинных слоёв» духовной жизни людей.

Народное сознание по Вундту – это «творческий синтез» индивидуальных сознаний порождающий качественно новую реальность обнаруживаемую в продуктах надиндивидуальной деятельности.

Задачи этнической психологии.

1. Сравнительные исследования этнических особенностей психофизиологии, когнитивных процессов, памяти т.д.

2. Культурологические исследования, направленные на уяснение особенностей символического мира и ценностных ориентаций народной культуры.

3. Исследования этнического сознания и самосознания.

4. Исследование этнических особенностей социализации детей.

5. Исследование межэтнических конфликтов.

Отрасли этнической психологии.

Существует 3 ветви ЭП, 2 из них сформировались к концу 19 века.

- психологическая антропология: изучает особенности представлений, мыслей и чувств индивида в определённом культурном окружении.

- кросскультурная или сравнительно культурная психология: изучает сходство и различие психологических переменных в различных культурах и этнических общностях.

- психология межэтнических отношений: находится на стыке социальной психологии и социологии и рассматривает вопрос социальной толерантности.

Ключевым понятием этнопсихологии является понятие этноса. Выделяют 2 подхода: подход Бромлей: этнос – это исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры, психики и осознанием своего единства и отличия от других образований, которое фиксируется в самоназвании. Подход Гумилёва: этнос – географическое, а не социальное явление. Тот или иной коллектив, противопоставляющий себя другим коллективам, который имеет свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения.

Основными признаками этноса Гумилёв считал: самосознание, стереотип поведения.

Этнос и нация не синонимичные понятия.

Нация – высшая форма и результат развития этноса, который сохраняет своё название.

Д/З

ЭП как наука. Понятие ЭП. История ЭП. Предмет и задачи ЭП. Структура ЭП. Связь с другими науками. Методы ЭП. Понятие ЭТНОСА, НАЦИИ, НАРОДА.

Лекция 2.

Структура и механизм образования этносов.

Этническая культура.

Существуют различные способы формирования этносов, главной причиной их образования является то, что этносы не существуют изолированно, а вынуждены взаимодействовать с другими этносами. Выделяют 4 типа взаимоотношений этносов:

1. сосуществование: этносы не смешиваются и не подражают друг другу, а заимствуют только технические нововведения.

2. ассимиляция: поглощение одного этноса другим с полным забвением происхождения и былых традиций.

3. метисация: сохраняются и сочетаются традиции предшествующих этносов и память о предках.

4. слияние: забываются традиции обоих первоначальных компонентов, и вместо 2 этносов возникает 3 этнос.

Эти 4 способа, по сути, и являются механизмами формирования этноса.

Виды этнических систем:

Выделяют 2 идеальных типа систем:

- Жёсткие: все члены общества зависят друг от друга и сопротивляются внешним воздействиям, в результате чего и возникли такие явления как кланы, дружины и государства.

- Коркускулярные: достаточно гибкая и динамическая система, когда этнос легко перенимает внешние инновации.

Структура этноса.

Наиболее крупным образованием считается суперэтнос – группа этносов, которая одновременно возникает в определённом районе и которые связаны экономическим и идеологическим, политическим общением, что не исключает военных столкновений между ними.

Вторым уровнем является сам этнос.

Третий уровень: субэтнос – это группа, которая находится внутри этноса и является носителем субэтнических стереотипов поведения, которые отличаются от стереотипов других субэтносов.

Субэтносы возникают, в следствии, разных исторических обстоятельств, могут совпадать с сословиями и сравнительно безболезненно рассасываются заменяясь другими. В условиях исторических катаклизмов количество субэтносов может сузиться до одного.

Четвертый уровень: консорции – группы людей объединённых одной исторической судьбой (артели, секты, банды). Могут быстро распадаться, так и сохраняться несколько поколений.

Пятый: конвиксии – группы с одно характерным бытом и семейными связями. Склонны к вырождению, особенно группы склонных распадаться, если происходят сильные исторические влияния.

Психологическая структура этноса.

Карта этнического сознания.

1. Культура. Этническая культура – это бессознательный «образ в себе», который выражается через «образ для себя» и «образ для других», которые корректируют друг друга и могут изменяться благодаря динамике условий существования этноса, что влечёт изменения внешней и внутренний символики и мифологии. Изучая культуру этноса, исследователи в первую очередь обращают внимание на материальные ценности культуры. Важной составляющей культуры являются традиции. Традиция – это бывшая инновация и любая инновация потенциальная будущая традиция, традиции не являются врождёнными. Традиции могут со временем отмирать и на их место приходят новые традиции. Главной функцией культуры является защитная функция. Защитная функция реализуется через формирование образа «своих» и «чужих». Виды страхов, которые возникают у этносов: а) общая тревожность; б) конкретизированная опасность; в) мнимая тревожность. Помимо того, что этнос оперирует элементами собственной культуры, он впитывает и наследие мировой культуры.

Д\З:

Структура этноса, причины формирования этноса, понятие этнической культуры (понятие, теории, компоненты), конспект Фрейд будущее одной иллюзии.

Лекция 3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...