Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нервная деятельность плода и новорожденного

Развитие высшей нервной деятельности в онтогенезе

Знание особенностей развития ВНД детей разного возраста является одним из важнейших условий для эффективной организации процесса воспитания и обучения ребенка. Игнорирование педагогами и родителями этих особенностей зачастую приводит к конфликтным ситуациям и развитию серьезных нарушений здоровья, из которых наиболее частыми являются неврозы.

Интерес к возрастным особенностям ВНД человека возник уже на первых этапах развития учения об условнорефлекторной деятельности больших полушарий. В первые годы XX в. по поручению И. П. Павлова к разработке этой проблемы приступил Н. И. Красногорский. В 20-е годы к изучению ВНД детей присоединился А. Г. Иванов-Смоленский. После смерти И. П. Павлова работу по возрастной физиологии и ВНД человека возглавил Л. А. Орбели. Независимо от этой физиологической школы исследования в данной области проводились в школе В. М. Бехтерева.

Нервная деятельность плода и новорожденного

Пренатальный онтогенез в первую очередь характеризуется развитием ННД. Рефлекторные дуги безусловных рефлексов начинают формироваться на третьем месяце пренатального развития. Первыми появляются сосательные и дыхательные движения. Движение конечностей плода наблюдается на четвертом-пятом месяце внутриутробного развития. Формирование дуг большинства врожденных безусловных рефлексов, которые обеспечивают нормальное функционирование вегетативной сферы, вегетативный «комфорт», завершается к моменту рождения ребенка.

Возрастные особенности ВНД детей тесно связаны с онтогенетическим развитием коры больших полушарий головного мозга, которое идет в направлении увеличения числа нейронов, увеличении количества синаптических связей, совершенствования нейронной структуры.

Развитие коры больших полушарий также начинается с 3-го месяца эмбриональной жизни. Оно тесно связано с развитием рецепторов и анализаторов.

В настоящее время данные о наличии условнорефлекторной деятельности у плода весьма противоречивы. Некоторые физиологи считают, что к образованию условных связей организм готов уже в последние месяцы пренатального развития. Так, описываются эксперименты, в которых на живот беременной помещается вибратор, вызывающий при работе безусловнорефлекторные реакции плода (в качестве условного раздражителя использовался камертон) После нескольких сочетаний двух раздражителей – камертона и вибратора – возникла условная реакция движения плода на звук камертона. Но другим исследователям не удалось наблюдать подобных условных рефлексов плода. Поэтому большинство исследователей полагают, что у плода условнорефлекторная деятельность отсутствует. Среда существования плода столь постоянна, что приспособления к ее незначительным сдвигам полностью обеспечиваются безусловнорефлекторными реакциями.

Именно рождение ребенка, несущее за собой появление совокупности совершенно новых раздражителей, воздействующих на рецепторный аппарат новорожденного, стимулирует развитие новых, ранее отсутствовавших механизмов уравновешивания со средой обитания – условнорефлекторных.

Условнорефлекторные реакции новорожденного вырабатываются на биолгически важные стимулы, т. е. являются натуральными. Самыми первыми появляются интероцептивные условные рефлексы, т. е. рефлексы, вырабатываемые на внутренние раздражители. В первые дни постнатальной жизни у ребенка отмечается образование натуральных пищевых рефлексов на время кормления. При строгом режиме кормления на 5–7-й день, еще до приема пищи, отмечается повышение количества лейкоцитов и газообмена. Дети пробуждаются, у них наблюдается повышенная двигательная активность. Сосательные движения появляются еще до того, как сосок вложен в рот. Сигналом для образования этих рефлексов служит возбуждение интерорецепторов в результате снижения содержания питательных веществ в крови и усиление секреции желез пищеварительного тракта, происходящее через определенные интервалы времени.

Ко 2-й неделе после рождения формируется реакция на положение для кормления, которая выражается в непроизвольных сосательных движениях, движении головы, открывании рта. Условным сигналом в данном случае служит комплекс раздражителей, действующих на рецепторы кожи, двигательного и вестибулярного анализатора. Эти стимулы возникают при типичном для кормления грудью положении тела ребенка.

Искусственные условные рефлексы этого периода неустойчивы и требуют многократных сочетаний раздражителей, вплоть до сотен повторений.

Можно заключить, что реакции новорожденного на факторы окружающей среды обеспечиваются, главным образом, низшей нервной деятельностью: первая сигнальная система действительности находится в зачатом состоянии, признаки второй сигнальной системы отсутствуют. Тем не менее, уже в этом периоде у ребенка отмечаются рефлекторные реакции, лежащие в основе развития коммуникативного поведения, дальнейшей социализации. Так, уже с первых дней жизни у новорожденного отмечается реакция на человеческое лицо, в частности, на лицо матери. Отсутствие такой реакции настораживает и требует консультации невролога. На коммуникацию направлен и вокализационный компонент поведения ребенка. Первая звуковая реакция – крик – изначально является безусловнорефлекторной, она информирует о дискомфорте и содержит призыв к удовлетворению базовых потребностей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...