Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эмоциональный тон: особенности, функции, отличия от ощущений.




Различия эмоциональных и познавательных процессов.

Эмоции являются посредниками между мотивационными и познавательными процессами.(с)Бреслав.

Эмоциям не присуще цикличность,а потребностям наоборот(с)Изард

Различия между эм и познават.процессами:

1)эмоциям присуща субъективность,а процессам объективность,содержание опыта.

2)один и тот же предмет предмет или одно и то же явление действительности способны вызывать иногда совершенно противоположное субъективное отношение.

3)эмоции меньше подтверженысоциуму,связаны с врождебнымимеханизмами,менееосознаны,хуже управляемы и произвольно котролируемы,чем познавательные процессы.

4)качественные особенности(модальности)эмоциональных явлений-радость,страх,гнев-специфичны и отличаются от качественных особенностей познавательной сферы(сенсорные модальности)

4)эмоции тесно связаны с потребностями,а познавательные процессы наоборот.

5)эмоции связаны с физиологическими процессами(гормональными,вегетативными),а познавательные процессы иным образом взаимодействуют с работой различных физиологических систем.

6)эмоциональные нарушения ведут,к различным личностным расстройствам.познавательные в меньшей степени определяют структуру личности.

 

Свойства эмоций.

1.пристарастность(субъективность)-зависимость реагирования человека на различные события в его жизни от субъективного к ним отношения.прим.выступление перед аудиторией.

2.интегральность-объединение в единое целое всех функций организма. Анохин,до того,как будут определены форма,тип,механизм и другие параметры воздействий,мгновенно оценить их полезность и быстро отреагировать с помощью эмоционального состояния.

3.пластичность-многообразие оттенков переживания эмоций одной модальности как качественной так и количественной. переживание эмоций страха у юбителей острых ощущений способно вызвать радостное,приподнятое настроение.

4.адаптация-притупление,снижение интенсивности эмоц реакций. частое поощерение работников одним и тем же способом приводить к тому,что они перестают эмоционально реагировать на эти поощрения.

5.суммация-соединение отдельных эмоций в более сложные эмоциональные образования.

6.амбивалентность-противоречивость эмоционального переживания,связанная с двойственным отношением к чему или кому-либо и характеризующаяся его одновременным принятием и отвержением.

7.динамичность-временное развитие эмоциональных реакций,в фазавости их протекания.

-кумуляция(накопление,возбуждение)

-переломный момент-взрыв

-уменьшения переживания

-угасание

8.коммуникотивность-передача посредством эмоциональной экспрессии информации.ребенок может понимать.

9.заразитеьность-передача эмоционального состояния.

10.предвосхищение(антиципация)-прогнозирование исхода значимых событий до их совершения.в основе функционирования эмоционального переживания,как тревога.

11.мнестичность- запоминание,сохранение и воспроизведение эмоций при повторном воздействии.эмоциональная память.

12.иррадиация-распостранение эмоций с обстоятельств,на все,что воспринимается человеком.счастливому человеку все улыбаются.

13.генерализация-возникновение эмоц.переживанием под воздействием раздражителей,схожих с эмогеногенными.на начальных этапах приобретения опыта.

 

Импрессивный компонент эмоционального реагирования (переживание).

эмоция в своем проявлении многокомпонентна

1.физиологические 2.экспрессивные 3.импрессивные

Импрес (собственная эмоция)внутренние переживания-главная эмоциональная единица(с.Ольшанникова)

Переживание-неповторимое событие внутренней жизни,проявление индивидуальной истории личности(с.Рубинштейн)

Понимание характера переживаний человека позволяет лучше разобраться в его сущности(с.Божович)

Функция переживаний:образование специфического,субъективного опыта человека,направленного на выявление его сущности,места в мире и т.д.

подходы к определению переживания:

1.через его противопоставление объективному знанию.

Переживание-непосредственное отражение самим субъектом своих собственных состояний,тогда как отражение свойств и отношений внешних объектов является знанием.

2.через лингвистический анализ слов»переживание», «пережить».

Переживание-особая деятельность,особая работа по перестройке психологического мира,направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием,общей целью которой является повышение осмысленности жизни.

3.через критерий осмысленности.

Переживание-осмысленное эмоциональное состояние,вызванное значимым объективным событием или воспоминаниями эпизодов предшествующей жизни.

4.через критерий значимости.

Переживания могут быть и неосознаваемыми.

.переживание-проявление субъективного отношения человека к какаму-либо внешнему или внутреннему событию его жизни,выращающее характер(полезность,необходимость,опасность)и степень его значимости для субъекта.

Экспрессивный компонент эмоционального реагирования.

Внешние проявления эмоций(мимика,жесты)

Человек,с помощью речи может описывать эмоции,а животные нет.

Есть эмоционально теплые и холодные культуры.

Лучше всего осознаются и контролируются человеком

Мимические средства экспрессии(пол экман)

· Область лба и бровей

· Область глаз

· Нижняя часть лица

Речевые средства экспрессии

· Собственно описывающие эмоциональные состояния

· Дикция

· Логические ударения и тд

Лафатер –первый пытался описать мимику.

Дарвин-тезис об универсальности мимических реакций

По Рейковскому:

1.врожденная мимика

2.приобретенная

3.индивидуальная

По Изарду протекание мимической реакции:

· Латентный период

· Период развертывания

· Период кульминации

· Период спада

Физиологический компонент эмоционального реагирования.

Телесные реакции на уровне физиологии.

Эмоциональное возбуждение-изменение внешнего и вегетативного поведения.

Изменяются вегетативная НС,управляющей деятельностью внутренних органов (пищеварением, кровообращением, дыханием, обменом веществ и др). гормональня система(разные гормоны оказывают различное влияние на эмоциональную сферу человека. Так, дефицит норадреналина способствует появлению депрессии в форме тоски, а дефицит серотонина — депрессии в форме тревоги.),дыхание,кровообращение.

Симонов выявил,что положительные эмоцион.реакции:

1.всегда слабее отриц.

2.короткоживущие состояния.

3.безвредны

Эмоциональный тон: особенности, функции, отличия от ощущений.

Функции эмоционального тона:

· Ориентировочная-сообщение организму,опасно или нет то или инее воздействие,желательно ли оно или от него нужно избавться

· Сообщение об удовл или неудов потребности-обеспечение обратной связи

· Сингальная

· Целесообразность

Эмоциональный тон- простейшая,врожденная форма эмоционального реагирования на отдельные значимые для организма сенсорные воздействия.

Особенности:

1. Кратковременный характер-длительность эм тона ограничена временем непосредственного действия сенсорного раздражителя

2. Слабая интенсивность-эм.тон определяют оттенки эмоц.переживания.увеличение интенсив эмоц.тона приводит к появлению аффектов.

3. Врожденный характер-филогенетически наиболее древнее,рожденное эмоциональное реагирование на отдельные значимые воздействия

4. Слабая осознаваемость-совместное функционирование ощущений и их эмоц.тона является очень тесным,что трудно ограничить переживание от ощущения.

Отличия(эмоц.тон):пристрастен;однороден;имеет субъективный характер;не возникает самостоятельно,в основе лежат ощущение,представление;присцщи неясность и расплывчатость,при обращении на неговнимания делается не яснее,а слабее и даже совсем исчезает.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...