Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реферат: Ценообразование в системе здравоохранения

Реферат: Стратегии ценообазования на рынке медицинских услуг

 

Выполнила:

Студентка 3 курса 1 группы

Педиатрического факультета

Белинина.О.И

 

 

Москва 2013г.

Реферат: Ценообразование в системе здравоохранения

1. ВВЕДЕНИЕ. В настоящее время происходит реформирование отношений в здравоохранении.Лечебным учреждениям приходится вести свою деятельность в условиях рынкамедицинских услуг. Сокращаются объемы финансирования за счёт средствгосударственного бюджета, не оплачивается оказание медицинской помощи вусловиях обязательного медицинского страхования в связи с нехваткой средств втерриториальных фондах ОМС. Всё это сказывается на экономическом положениилечебных учреждений не с лучшей стороны. В большинстве случаев лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) предоставлены сами себе, и далеко не всемудается выжить. Множество поликлиник, стационаров, медико-санитарных частейне смогли адаптироваться к рыночным отношениям и закрываются. Поэтому в новыхрыночных условиях для обеспечения выживаемости ЛПУ переходят к новомумеханизму хозяйствования.Новый механизм хозяйствования, помимо всего прочего, включает применениерыночных механизмов управления ЛПУ и здравоохранения в целом и обеспечениярентабельности деятельности ЛПУ. Одним из новых направлений деятельностимедицинских учреждений является маркетинг (это организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления ценностей покупателям и управления взаимоотношениями с ними с выгодой для организации).В настоящее время маркетинг в здравоохранении находится в стадии становления.Это – сложный путь эволюционного развития, преодоления многочисленныхтрудностей и противоречий, накопления опыта. И чем скорее положительный опытстанет достоянием врачей, руководителей учреждений здравоохранения, темуспешнее будут преодолены трудности и серьёзные недостатки, касающиеся самойглавной ценности общества – здоровья людей.Применение маркетинга в здравоохранении способствует оптимизации деятельностимедицинских учреждений в том смысле, что это помогает учреждениямздравоохранения наиболее рационально планировать свою деятельность. Маркетингдаёт возможность прогнозировать товарооборот, изучать потребности рынкамедицинских услуг, применение маркетинговых исследований даёт возможностьопределить, какие услуги найдут спрос у потребителя, сколько потребительготов за это заплатить и готов ли он платить вообще.Основные направления маркетинговой деятельности включают изучениемаркетинговой среды, изучение потребительских рынков, сегментацию рынка (Сегмента́ция — разделение рынка на группы покупателей, обладающих схожими характеристиками, с целью изучения их реакции на тот или иной товар/услугу),установление цен на товары, продвижение товаров до потребителя (например,реклама). Всё это поможет ЛПУ с большей точностью разобраться в нынешнейрыночной ситуации и построить свою деятельность в условиях рынка.Одним из направлений маркетинга, как уже говорилось выше, являетсяценообразование. Вопрос о цене медицинских услуг достаточно нов длямедицинских учреждений, ведь в период плановой экономики вопрос о ценахмедицинских услуг зачастую просто не существовал. ЛПУ оказывали помощьнаселению, а государственный бюджет выделял средства для их финансирования.Однако с приходом рынка вопрос о ценах встал остро. Лечебным учреждениямприходилось опробовать на себе разные методики ценообразования, включая итакие, где цены, например, не были привязаны к затратам на оказаниемедицинских услуг (бюджетные оценки). Поэтому в настоящее время необходимосерьёзно подходить к проблемам ценообразования в медицине, так как это можетсущественно повлиять на состояние здравоохранения.Обоснованная методика установления цен, разумная ценовая политика ипоследовательная её реализация являются необходимыми условиями эффективногофункционирования медицинского учреждения в жёстких условиях рыночнойэкономики. Правильное установление цен определяет «лицо» медицинскогоучреждения в той же мере, как качество его услуг, платёжеспособность инадёжность при выполнении взятых на себя обязательств. В условиях рынкаценообразование является весьма сложным процессом, подверженным воздействиюцелого ряда факторов. Через цену реализуются основные результаты деятельностимедицинского учреждения и, следовательно, именно цена определяетэффективность этой деятельности.Цена является одним из главных элементов маркетинговой политики медицинскогоучреждения на рынке. Поэтому медицинскому учреждению, работающему в рыночныхусловиях, прежде всего, необходимо выработать стратегию и принципыопределения цен, руководствуясь которыми, оно может эффективно решать стоящиеперед ним задачи.Поэтому рассмотренные в работе вопросы являются актуальными в настоящее времяи интересными для каждого медицинского учреждения, работающего в современныхрыночных условиях.Целью данной работы является проведение анализа выполнения порядкаценообразования на медицинские услуги в условиях рыночных отношений,рассмотрение основных проблем, которые возникают в здравоохранении в связи сиспользованием различных методик ценообразования, поиск возможностей решенияпроблем ценообразования.Исходя из целей, основными задачами работы будут являться рассмотрениеосновных методов и приёмов современного ценообразования, применяемые впрактике медицинских учреждений, проведение исследования по выявлениюфакторов, влияющих на цену медицинской услуги.Здравоохранение вообще и каждому ЛПУ в частности нельзя обходить сторонойтакие вопросы, как маркетинг и ценообразование. Решение вопросов, связанных сприменением маркетинга, возможно разработкой своих, более оптимальных методовценообразования поможет медицинским учреждениям перестроиться и эффективнофункционировать в рыночных условиях. 2. Общая характеристика рынка медицинских услуг. Рынок медицинских услуг обладает следующими характеристиками:- число продавцов ограничено, существует ограничение входа на рынок;- неоднородность медицинской услуги, ее индивидуальность, уникальность;- несовершенная информированность покупателей о рынке услуг;- невозможность или затруднительность сопоставления цены и качества;- наличие большого числа государственных или частных бесприбыльныхорганизаций;- для реализации товара в большинстве случаев требуется компетентныйпосредник, который и оплачивает значительную часть медицинской услуги.Бюджетное здравоохранение отличается тем, чтоуровень цен, по которым приобретаются медицинские услуги,определяется не реальными издержками производителей услуг, которые никто несчитает, а платежеспособностью государства и его представлениями о ценноститакого блага, как здоровье граждан.При рассмотрении рынка медицинских услуг необходимо обратить внимание нафакторы, определяющие спрос и предложение медицинских услуг, главным изкоторых является цена. При этом цены можно разделить на следующие три группы:1 группа – высокие цены (первая цена) на услугу отражают ее уникальность,технологическую патентную защищенность, отсутствие на начальном этапе спроса(рынка спроса);2 группа – низкие цены (цена прорыва или проникновения) на услугу, отражаетпростоту технического и технологического решения, низкие затраты, высокий истабильный спрос, прочное финансовое положение фирмы;3 группа – экспериментальные цены (когда подобного товара нет на рынке),отражают новизну функционального назначения, отсутствие данных овозникновении рынка сбыта и ценах.Также немаловажно взаимодействие рынка медицинских услуг с рынком трудовых иматериальных ресурсов. С одной стороны, спрос на рынке ресурсов являетсяпроизводной от спроса на медицинские услуги, с другой – уровень цен, и вцелом конъюнктура на рынке ресурсов определяет потенциальные возможности играницы развития медицинских учреждений. 3. Схема стратегии ценообразования. На одном из первых мест в деятельности здравоохранения в рыночных условияхстоит такой фактор, как цена. Коммерческие и многие некоммерческиеорганизации определяют цену на свои услуги самостоятельно. Установление цены– один из элементов маркетинга, прямо воздействующий на сбытовуюдеятельность. Через ценовую конкуренцию можно влиять на спрос. При ценовойконкуренции продавцы – производители двигаются по кривой спроса, повышая илипонижая свою цену. При неценовой конкуренции продавцы-производителиперемещают кривые спроса либо вверх, либо вниз, делая упор на отличительныеособенности своей продукции. Это позволяет организации увеличивать продажипри данной цене.Участие Правительства в ценообразовании и выбор вида конкуренции могутоказать решительное воздействие на всю систему охраны здоровья. Яркимпримером неценовой конкуренции медицинских учреждений при прямом участииПравительства в ценообразовании медицинских услуг, их влияние на системуздравоохранения служит внедрение нового механизма хозяйствования (НМХ) вовторой половине 80-х годов. В этот период был сформирован единый прейскурантцен на медицинские услуги стационаров, основанный на клинико-статистическихгруппах (КСГ). Также в этот период разрабатывались цены на различные видыконсультации, диагностических процедур, лабораторных исследований. Эти ценыбыли сформированы в рамках сложившегося бюджета здравоохранения территорий иучитывали структуру и объем случаев заболеваемости в регионах за последниетри года. Для поликлиник «ценой» продукции стал норматив на прикрепленного кней жителя с учетом половозрастной структуры прикрепленного населения.Условно говоря, первоначально, при формировании цен на медицинские услугирынок и конкуренция не учитывались, поскольку их попросту не существовало.Одной из целей нового механизма хозяйствования стало создание такого рынка.В условиях НМХ главной целью маркетинга в ЛПУ стало увеличение объемапродаваемых медицинских услуг при снижении их себестоимости. Особенностью тойситуации стало то, что практически ни одно ЛПУ самостоятельно не сталоснижать себестоимость за счет сокращения персонала, больничных коек,хозяйственных расходов, поскольку неконтролируемые факторы в лицегосударства, экономики (цены на медицинские услуги) были непредсказуемы иподавляющее количество руководителей ЛПУ (контролируемый фактор) заняловыжидающую позицию.Несомненным достижением НМХ стало то, что появление рынка и цен намедицинские услуги сразу выявили структурную и экономическую диспропорциюструктуру здравоохранения территории.Существует пять основных этапов разработки ценовой стратегии (схема 1):
Цели   Факторы, влияющие на решение по ценам: - потребители (покупатели) - правительство - конкуренты - издержки.
Общая политика ценообразования  
Ценовая стратегия  
Реализация ценовой стратегии  
Приспособление цен  
Первый этап – это постановка цели. ЛПУ должно знать, чего оно хочет добитьсясвоей политикой ценообразования. Это может быть и расширение сферыпредоставляемых услуг, и привлечение потребителей (пациентов), и получениеприбыли от предоставления платных медицинских услуг. Цели ценообразованиядолжны быть увязаны с целями организации (учреждения) и отражать их.Например, в частной клинике, ориентированной на обеспеченных покупателей(пациентов), основной целью является получение прибыли с помощью оказаниядорогостоящих медицинских услуг. Другие ЛПУ ставят своей целью привлечениемассового пациента с помощью снижения цены по сравнению с конкурентами приодинаковом качестве лечения. Здесь основная цель ценообразования – снижениецены. Существует три основные цели ценообразования, из которых учреждениездравоохранения может выбирать необходимую: основанные на продаже; основанныена получении прибыли; основанные на существующем положении.Общая политика ценообразования определяется тем, каким методом пользуется ЛПУпри определении цен. Существуют различные методы ценообразования: теорияспроса и предложения, теория трудовой стоимости, теория полезности, теорияиздержек производства и другие.Эластичность спроса – основной фактор в определении ценовой политики фирмы.Если спрос эластичен, то при понижении цен общий доход фирмы будетвозрастать, а при повышении – снижаться. При низкой эластичности спросаколебания в уровне доходов прямо пропорциональны росту и сокращению цен.Ценовая эластичность спроса показывает, как изменения в ценах влияет на объемсбыта. Она определяется по формуле: отношение изменения величины спроса (в %) кизменению цен (в %). Когда показатель < 1, то спрос низкой эластичности. Вслучаях, когда ценовая эластичность превышает единицу, говорят об эластичностиспроса. Степень эластичности спроса зависит от возможности замены и важностипотребности. Если потребитель считает, что товар можно заменить другим,аналогичным, то спрос на такой товар эластичный и зависит от изменений в цене.ЛПУ при определении политики ценообразовании также должно исходить изконтингента покупателей, для которых предназначена данная медицинская услуга,особенно, если это платные услуги. Если кто-то сможет платить достаточновысокую цену за проведение какой-либо процедуры, даже если потребность в еепроведении не является жизненно важной (например, проведение косметическойоперации), то кто-то другой не сможет заплатить даже за жизненно важнуюоперацию. ЛПУ никогда не должно забывать, что оно по сути, некоммерческоеучреждение. Таким образом, ценовая политика увязывается с целевымиориентациями компании. Рыночный сегмент дорогостоящих медицинских услуг,включающий богатых пациентов, будет ожидать высоких цен, а рынок пациентов сосредними доходами будет либо ожидать понижения цен на данном сегменте рынка,либо искать иного производителя, способного удовлетворить его запросы.Следующий этап – это непосредственно разработка ценовой стратегии. Приразработке ценовой стратегии необходимо учитывать цели ценообразования,политику ценообразования, метод и другие факторы. Ценовая стратегиябазируется на издержках, спросе и конкуренции. Типичным представителем,использующим ценовую стратегию, основанную на издержках, являетсягосударственное (муниципальное) медицинское учреждение. В этом случае ценыопределяются путем расчета издержек обслуживания и накладных расходов, аобычно в рыночном варианте еще добавляется и прибыль. Однако в настоящеевремя издержки на оказание услуг ЛПУ выше устанавливаемой ими цены иногда внесколько раз, и смысл такого ценообразования лишь в том, чтобы все усилияЛПУ направлялись на снижение издержек как основной составляющей.В рамках стратегии, основанной на спросе, специалист по маркетингу определяетцены после изучения рынка и цен на нем.В рамках стратегии ценообразовании, основанной на конкуренции, цены могутбыть выше рыночных, ниже рыночных и на уровне рыночных. Это зависит от того,какое положение на рынке занимают конкуренты, каково положение на рынкеданного ЛПУ и от того, как конкуренты будут реагировать на изменение цен этимЛПУ.У нас в стране цены на рынке медицинских услуг, как правило, нижесебестоимости, так как определяются государственными медицинскимиучреждениями. Разницу выплачивает или государство или пациент, или ЛПУвынуждено не долечивать пациента в связи с нехваткой денег.Реализация ценовой стратегии может осуществляться путем использования: единыхцен; гибких цен; престижных цен; цен, обеспечивающих долю прибыли ниже, чемона могла бы быть; диапазона цен, рассчитанного на разные слои населения;приспособления цен, осуществляемого посредством изменений в прейскурантах,оговорок, наценок, скидок, компенсаций.Например, в договорах цены на медицинские услуги могут быть определены вдолларовом эквиваленте, оговоркой которых является их перевод по курсу ММВБна момент покупки.На решение руководства учреждения в области ценообразования оказывает влияниемногие факторы. Маркетинговые цели и издержки фирмы служат лишьприблизительными ориентирами для определения цен на услуги. Прежде чемустановить окончательную цену, организация учитывает также степеньгосударственного регулирования, уровень и динамику спроса, характерконкуренции. Независимо от того, каким образом ведется формирование цен напродукты, во внимание принимаются некоторые критерии, определяющие отклоненияуровня цен вверх или вниз от потребительской стоимости. Критерии этиразделяются на внутренние (зависящие от самого производителя, от деятельностиего руководства и коллектива), и внешние (не зависящие от фирмы).К внутренним критериям можно отнести, например:- рекламу (чем удачнее, оригинальнее реклама, тем цена услуги выше);- специфику производимых услуг (чем уникальнее качество, тем цена выше);- организацию сервиса при оказании услуг и др.К внешним критериям обычно относят следующие:- политическая стабильность страны;- отсутствие на свободном рынке каких-либо необходимых ресурсов(трудовых, материальных, финансовых);- характер регулирования экономики государством;- уровень и динамика инфляции;- объем и отличительные черты существующего и перспективного спроса;- наличие и уровень конкуренции между производителями однороднойпродукции и др.Из выше сказанного можно сделать вывод, что применение нового механизмахозяйствования поставило перед здравоохранением новые задачи, решение которыхнеобходимо для выживания в условиях рынка. Если раньше ЛПУ не задумывалисьнад ценами оказываемых услуг, то в настоящее время для успешной деятельностиучреждений здравоохранения необходима разработка схем стратегииценообразования. При этом существуют различные подходы в ценообразовании.Медицинское учреждение должно выбрать свой путь в ценообразовании, которыйболее всего соответствовал бы целям данного медицинского учреждения испособствовал достаточному финансированию его деятельности. 4. Схема ценообразования. Переход к рыночной экономике вызвал коренную перестройку системыценообразования во всех отраслях народного хозяйства.Потребности практического здравоохранения явились мощным стимулом дляактивизации по проблемам стоимостных оценок в медицине. К настоящему времениопробованы и внедрены в практику многие методики определения цен намедицинские услуги, изданы соответствующие указания и рекомендации.Основная схема ценообразования включает следующие этапы:1. Подготовительный этап – конкретизация задач и выбор методаценообразования, инструктивно-методическая работа.2. Этап сбора первичной информации и оперативного экономического анализа– определение количественных и качественных характеристик обслуживаниябольных, показателей состояния и использования основных фондов.3. Этап определения себестоимости – расчет затрат на заработную плату,прямых, косвенных и накладных расходов.4. Этап формирования цены – включение в структуру цены коэффициентарентабельности, поправочных коэффициентов (надбавка – скидка), заключительнаяэкспертная оценка, калькуляция цены и оформление прейскуранта.5. Этап коррекционной работы – ввод инфляционных коэффициентов, расчетцен на вновь вводимые услуги, использование новых методик ценообразования.На подготовительном этапе формируется цели и задачи ценообразования. Целиценообразования могут быть различными. Например, обеспечение выживаемостиорганизации, завоевание лидерства по показателям доли рынка и качества.Основными задачами являются:назначение цены (на основе «бюджетных оценок, договорная, свободная, цена длярасчета со страховыми организациями и т.д.);условия оказания и оплаты медицинских услуг (кому, где, когда будетоказываться данная услуга, кто и каким образом будет ее оплачивать);вид калькуляционного объекта (детальная услуга, простая, комплекснаямедицинская услуга и т.д.);метод расчета цены (затратный, нормативный, гонорарный и т.д.).От качества выполнения этапа сбора первичной информации и оперативногоэкономического анализа зависит достоверность конечных результатов. Изобщепринятых форм отчетности специалистами собирается необходимая для анализаинформация, рассчитываются все экономические показатели учреждения, которые вдальнейшем используются для расчета цены на медицинские услуги.Этап определения себестоимости включает в себя расчет затрат на заработнуюплату, прямых, косвенных и накладных расходов на оказание медицинской услуги.Расчет заработной платы традиционно складывается из двух основных моментов:определение трудозатрат на оказание услуги и вычисление стоимости единицытрудоемкости.Прямые затраты – это затраты которые остаются неизменными, каким бы не былоколичество произведенных услуг (плата за аренду помещения, затраты наоборудования, на выплату заработной платы).Косвенные затраты – непостоянные затраты, обеспечивающие условия дляпроведения диагностических исследований и лечебных процедур. К ним такжеотносятся затраты на функционирование административно-хозяйственногоперсонала.В накладных расходах учитываются затраты, связанные с данной медицинскойуслугой (хозяйственные, командировочные и прочие расходы).После определения основных элементов затрат начинается этап формирования цены.Цен включает в себя все затраты на производство медицинской услуги –себестоимость и прибыль.Прибыль (доход) и рентабельность являются одним из важнейших показателей,характеризующих эффективность здравоохранения. Прибыль рассчитывается путемумножения себестоимости на нормативный процент рентабельности.Рентабельность оказываемых учреждением здравоохранения услуг определяется последующей формуле: R=(Ц-С)/Ц,где R – рентабельность оказываемых услуг;Ц – цена оказываемых услуг;С – себестоимость оказываемых услуг.Размер рентабельности определяется в размере до 25%. Но в настоящее время этоограничение не действует. Минздрав РФ указал 25% прибыли в цене медицинскойуслуги как рекомендательную цифру. Предела рентабельности нет. Однако нужнознать, что найдется пациент, который будет готов заплатить такую цену.Далее наиболее грамотными экономистами и клиницистами проводитсязаключительная экспертная оценка. Цель экспертизы – логическая и механическаяпроверка прейскуранта.Оформление документации – техническая работа, которой завершается расчет цен.Основными итоговыми документами по расчету цен являются калькуляционные листыи прейскурант. Калькуляционный лист это очень важный и подробный документ покоторому контролируется правильность расчетов и проводится их коррекция.Прейскурант выполняет роль «визитной карточки» цены – в нем указываютсяпорядковый номер, код, калькуляционный объект, калькуляционная единица ипрейскурантная цена.Текущая коррекция цен – необходимое условие соответствия прейскурантаменяющимся экономическим условиям. Эта работа должна проводиться регулярно,не реже одного раза в квартал, а при необходимости и чаще. Для коррекции ценнеобходимо учитывать как минимум три основных фактора: уровень инфляции,изменение масштаба цен и покупательскую способность населения. Рост цен невсегда напрямую коррелирует с уровнем инфляции, поэтому необходим учетмасштаба цен и степени чувствительности спроса к изменению цен. Текущуюкоррекцию удобнее всего проводить с использованием ЭВМ, что позволит избежатьошибок и сделать прейскурант динамичным, гибким, соответствующим реальнойэкономической ситуации. 5. Цены на новые медицинские услуги. Снятие «сливок» на рынке, то есть установление с самого началапродвижения новой услуги с высокой ценой, в расчете на пациентов, готовыхоплатить эту услугу. Данный вариант цены обычно применяют, когда речь идет овнедрении услуги происходит на таком сегменте рынка, где спрос не зависит отдинамики цен. Такой подход оправдан, если есть уверенность в том, что вближайшее время не появится аналогичная услуга. Кроме того, это возможно, когдаразработка услуги имеет под собой мощную финансовую основу, новейшееоборудование и дорогостоящие НИОКР. В этом случае для конкурентов издержки дляосвоения аналогичной услуги оказываются слишком высокими. Сущность данной политики – максимизировать прибыль. Цена внедрения и проникновения на рынок медицинских услуг предполагает,что медицинское учреждение устанавливает на новую услугу заниженную цену, чтобыпривлечь как можно большее внимание пациентов и завоевать большую долю рынка.Установлению низкой цены способствуют следующие условия: пациентов привлекаютнизкие цены, что ведет к расширению объема услуг, и напротив, подобные низкиецены часто затруднительны для существующих и потенциальных конкурентов. Есливыбран такой путь, то нужно быть твердо уверенным в том, что конкуренты несмогут быстро прореагировать на уменьшение цен и существенно снизить цены насвои услуги. Цена лидера на рынке медицинских услуг – данный вариант требует учитыватьполитику цен лидера в отрасли. Цена на новую услугу может отклоняться от ценымедицинского учреждения – лидера, но только в определенных пределах, которыеобусловливаются новыми уникальными характеристиками предполагаемой вами услугипо сравнению с существующими услугами лидера.Чем меньше отличий вашей новой услуги от большинства предлагаемых услуг наконкретном рынке, тем ближе уровень цен на новые услуги к отраслевым«стандартам». Есть еще одно обстоятельство, предопределяющее необходимостьиспользования этого подхода. Если медицинское учреждение сравнительнонебольшое, то лучше устанавливать цены по аналогии с ценами лидеров. «Психологическая» цена – цена, которая устанавливается ниже круглойцифры. Многие маркетологи считают, что цена должна выражаться нечетным числом.Данный подход очень популярен по нескольким причинам, в частности, потребителямнравится получать сдачу, им кажется, что это снижение цены, что учреждение идетна встречу своим пациентам. Престижная цена – такого рода цены устанавливаются, как правило, на«модные» медицинские услуги (пластические операции лица и т.п.). Чтобыустановить такие цены, нужно быть уверенным в высокой репутации медицинскогоучреждения и в том, что в данный момент имеющиеся на рынке подобного родауслуги не обладают теми особенными свойствами, которые вы предлагаете. Практикапоказывает, что в таких случаях пациент готов платить более высокую цену иприобретать услугу только по цене не ниже определенного уровня. 6. Цены на уже имеющиеся на рынке медицинские услуги. В современных условиях цены на медицинские услуги, которые уже давнопредлагаются на рынке, не могут устанавливаться в отрыве т постоянногосовершенствования качества услуг. Естественно, все эти изменения должныпроизводиться с учетом требований маркетинга, в соответствии с запросами ипредпочтениями конкретных групп пациентов. Качественное совершенствованиеоказываемых услуг в отрыве от нужд и желаний конкретных пациентов сегоднявещь бессмысленная.В решении этого вопроса значительное место отводиться маркетингу. Самоеглавное для медицинского учреждения – правильная выработка методаценообразования. От того, какой подход выбран, зависят уровень прибыльностиучреждения, возможность конкурировать с другими, а также постоянно привлекатьк себе пациентов.Перечислим основные виды цен, которые можно устанавливать на медицинские услуги. Скользящая падающая цена на медицинские услуги. Определяющим фактором при выборе такого подхода является соотношение спроса ипредложения. По мере насыщения рынка медицинскими услугами происходитпостепенное снижение цен. При определении перспективы в этом направлениируководителю медицинского учреждения необходимо проанализировать темпы ростаоказываемых медицинских услуг, сопоставить с динамикой емкости рынка (преждевсего – по темпам изменения доходов потенциальных пациентов) и затемопределить на сколько процентов предстоит снизить цены в предстоящий период,чтобы обеспечить устойчивый объем реализации услуг. Данный вариант ценырассчитан на массовый спрос, на большую группу пациентов. Условия рыночнойконкуренции здесь характеризуется высокой чувствительностью (эластичностью)потребительского спроса к изменению цен. Поэтому некоторое понижение цен –один из способов привлечения пациентов.Но этот подход требует постоянного снижения издержек на одну услугу как засчет приобретения новой аппаратуры, оборудования, так и за счет увеличенияобъема оказываемых медицинских услуг. Этот вариант называют “экономией намасштабе”. Цена сегмента рынка. Безусловно, разные группы пациентов могут платить заодну и ту же услугу разную цену. Пациенты с высоким уровнем денежного доходамогут позволить себе заплатить за услугу высокую цену, поскольку на них сильнодействуют такие, например, факты, что в данном медицинском учреждении лечилисьизвестные артисты, политики и прочие представители «элиты»; они предъявляютповышенные требования к интерьеру помещения и т.п.Люди же среднего достатка, естественно, будут вести себя по- другому.Поэтому, учитывая эти факторы, можно менять цены на услуги в зависимости оттого, кому данные услуги предназначены. Следовательно, необходимо выбратьчетко определенный круг пациентов, с которыми будет работать медицинскоеучреждение и которые готовы платить за получаемые услуги. Гибкая цена. Устанавливается в зависимости от конъюктуры рынкамедицинских услуг на данный момент времени. Использование такого подходаоправдано, если возможны сильные колебания спроса и предложения в относительнокороткие промежутки времени (например, следует противостоять новым конкурентам,внедряющимся на рынок, применяя специальную заниженную цену, уникальноемедицинское оборудование). Гибкая цена рассматривается как один из составныхэлементов системы маркетинга и продвижения услуги на рынок. Преимущественная цена. Этот вид позволит сохранить позиции ипреимущества по отношению к уже имеющимся и новым конкурентам. В рамках этогоподхода главная цель руководства учреждения – затруднить внедрение на рынокновых конкурентов, заставить их платить слишком высокую цену за право внедренияи, таким образом, сохранить за собой значительную долю рынка в будущем.Рассмотренные виды цен, бесспорно следует использовать для повышенияконкурентоспособности медицинского учреждения. Роль маркетинга в этом вопросезаключается в выбор оптимального подхода к установлению цен на оказываемыеуслуги, обеспечивающего перспективы их реализации, а также получение прибыли.Важно одновременно с выбором одного из подходов к ценообразования предпринятьи другие меры по продвижению медицинских услуг на рынок для того, чтобы былаобеспечена обратная связь, позволяющая руководству учреждения вноситьизменения в ценовую стратегию. 7. Общая характеристика методик ценообразования.Оплата медицинской помощи – это экономические отношения между финансирующей стороной и медицинской организацией по поводу возмещения затрат на оказание определенного объема и качества медицинской помощи. Главные классификационные признаки для определения на их основе системы оплаты медицинской помощи:1. Метод возмещения расходов, при этом различают ретроспективную (по фактическим затратам) и предварительную (проспективную) системы оплаты.2. Степень ориентации на объемы деятельности (выделяют способы оплаты, зависящие от объема оказанной медицинской помощи и не зависящие от числа обслуживаемых пациентов)3. Методы оплаты в расчете на средний (среднепрофильный) койко-день, медицинскую услугу, посещение, прикрепленный контингент и.т.д.4. По предмету оплаты – только за объемы или, в сочетании с системой оплаты за результаты деятельности медицинских организаций. Выбор ценовой стратегии.Основными факторами, влияющими на уровень цен (тарифов), по которым реализуются услуги, являются следующие: - затраты, которые являются основой цены; - спрос на услуги и его эластичность (степень изменчивости спроса по мере изменения цены); - предложение услуг и его эластичность (степень изменчивости предложения по мере изменения спроса, что зависит от наличия конкурентов, возможности расширения объёмов оказываемых услуг и т.д.); - качество услуг. Применяемые методы установления цен на медицинские услуги:1. Метод затратный.Суть затратного метода ценообразования - в учете издержек и установление таких цен на услуги, которые бы обеспечили окупаемость издержек и нормативный уровень прибыльности. 2. Метод «следование за лидером». При данном методе производитель руководствуется ценами конкурента, а учет собственных издержек и спроса играет здесь подчиненную роль. Производитель устанавливает цену чуть выше или чуть ниже, чем у ближайшего конкурента. Это возможно лишь на рынке с однородной продукцией. Опираясь на этот метод, фирма избавляется от риска, связанного с установлением собственной цены и адаптацией ее на рынке; 3. Затратно- маркетинговый метод 8. Договорные цены на медицинские услуги. Одной из групп цен, применяемых в практике медицинских и медико-социальныхуслуг, стали договорные цены на дополнительные виды и объемы работ.Традиционно эти цены утверждаются прямыми договорами учреждения-исполнителямедицинских работ и юридическим лицом (предприятием, организацией, фирмой ит.д.) – заказчиком работ.Эти цены наиболее свободны по формированию, им присуща тенденция движения кценам равновесия, они наиболее точно своевременно способны перестраиватьсяпод спрос на рынке медицинских услуг, ими в значительной степени учитываетсяинформация о ценах конкурентов.Договорные цены должны выполнять стимулирующую функцию для тех, кто может ихочет работать на дополнительных объемах. Специфика договорных цен в нашейстране такова, что медики ищут в договорных услугах не для поиска новыхвозможностей профессиональной самореализации, а от явной недостаточностиличных доходов при бюджетной заработной плате и от необходимости заполнитьнедостаточное бюджетное финансирование по многим статьям.С точки зрения производителя работ, договорные цены включают полные затратына медицинские и сопутствующие работы, а также прибыль в размере,соответствующем интересам сторон в договоре.Говоря о расходах на договорные работы, следует иметь в виду целесообразностьи возможность включения в их состав неограниченного, как в бюджетных игосударственных ценах, развернутого набора затрат, в том числе обеспечивающиесопутствующие медицинские сервисные услуги, услуги посредников,представительские расходы и т.п. При этом договорные цены не должныобязательно соответствовать прейскурантным ценам, ибо тогда нарушаетсяосновное правило заключения договорных сделок.Практика применения договорных цен требует ответа на несколько вопросов.Во-первых, каким может быть порядок и уровень оплаты персонала. С однойстороны можно положить в основу бюджетные расценки оплаты труда персонала.Однако, такие расценки не обладают стимулирующей функцией и связывают оплатутруда с продолжительностью трудовой функции работника. Да и сама сутьзаключения договоров на оказание медицинских услуг имеет одной из своих целейотойти от бюджетной оплаты труда медицинских работников. К тому же, приопределении оплаты труда медицинских работников происходит злоупотреблениевременным фактором. Оплата гарантирована только за процесс труда, а не за егосодержание, сложность, риск, новизну и другие факторы работ.В договорных расценках имеет смысл использовать при оплате труда кромевременных такие факторы оплаты труда, как оплата медицинских рисков,сложность работ, внедрение разрешенных эффективных методик, срочностьобслуживания, психоэмоциональные нагрузки исполнителей и другое. При этом вусловиях когда исполнители договорных работ одновременно являются штатнымисотрудниками учреждения, важно отмечать их функции по основным идополнительным объемам работ.Вторым важным вопросом договорной деятельности стал порядок распределениядоговорного дохода. В свое время Министерство здравоохранения разработалотакие рекомендации: 55% от выручки на заработную плату, до 25% - напроизводственное развитие, до 20% - на возмещение материальных затрат насоциальное развитие. Однако эти рекомендации не следует воспринимать какзакон. Если на заработную плату отпустить 55% от суммы выручки, на выплаты вовнебюджетные фонды уйдет еще 38,5% (28% - в пенсионный фонд; 5,4% - в фондсоциального страхования; 3,6% - в фонд медицинского страхования; 1,5% - вфонд занятости населения). В общей сумме это составит 93,5%. А если вдоговорных работах использовались дорогие материалы, инвентарь, оборудованиеи другие ресурсы, расходы на которые должны быть учтены и возмещены черезцену продажи, то ставится под сомнение самоокупаемость учрежденческихресурсов и целесообразность проведения договорных услуг. Если цена не простоназначена, а рассчитана с учетом всех ее составляющих затрат, то такимобразом в цену закладываются правила и пропорции распределения средств,которые будут получены от оказания медицинских услуг по договорам.Поскольку разные работы имеют отличающиеся по уровню и составу цены, то,соответственно, доход полученный от их продаж тоже может распределятьсянеодинаково.Третьей проблемой является порядок организации договорных работ. Их появлениенаряду с основными обязанностями медицинскими работниками породило многопроблем. Официальное требование организовать договорные работы за пределамиосновного рабочего времени поставило медицинские учреждения в трудноеположение. В стационарах, например, практически невозможно соблюдение этогоусловия, если речь идет о госпитализации дополнительного контингента больных.Смещение в рамках одного времени и пространства и бюджетных и договорныхпациентов требует принятия ответственных решений по поводу введения илиотказа от разных требований к персоналу, разной оплаты его труда, организацияразных условий его пребывания и т.п. Одним из направлений развития договорнойдеятельности больниц стало внедрение комплекса сервисных, часто немедицинских услуг.Договорная практика для многих медицинских учреждений стала проверкой навыживаемость в новых условиях, на компетентность персонала, единствоколлектива и т.п. Условия работы одновременно по государственным и договорнымзаказам стали наиболее подходящей схемой формирования и распределения средствна оплату труда.Средства на оплату труда аккумулируют в один фонд, которым распоряжаетсяруководитель учреждения. Такая схема позволяет сгладить разницу в оплатеработ, сравнимых по сложности результатам и другим условиям, но финансируемыхиз разных источников. При таком порядке распределения средств можно легкоустранить заинтересованность работы только с договорными пациентами,преодолеть недостатки оплаты труда бюджетных работников, планировать поусмотрению руководителя использование широкого спектра поощрений и санкций кперсоналу.Подводя итого вышесказанному, можно сказать, что бюджетное финансированиемедицинских учреждений не предполагало осуществления учета затраты ресурсовпри оказании ими медицинской помощи.При оказании договорных медицинских услуг необходимо заранее рассчитыватьзатраты ресурсов для обоснования цены на медицинские услуги и последующегораспределения прибыли от оказания договорных услуг. Договорные цены намедицинские услуги являются прообразом «равновесных цен» на рынке медицинскихуслуг. Будущая сфера их использования – коммерческая медицина и добровольноестрахование. Именно в этой сфере и сфере платных медицинских услуг наиболееприменим маркетинг. 9. Платные медицинские услуги и цены на них. В середине 90-х годов с целью выхода из кризиса была сделана ставка нарасширение платных медицинских услуг, оказываемых услуг, оказываемыхнаселению. Для этой цели были разработаны государственная цена на платныемедицинские услуги населению, оформляемые территориальными, режеучрежденческими прейскурантами. Эти цены, в отличие от бюджетных оценок,включали типичные фактические затраты на медицинские работы с учетом труда иматериальных норм и нормативов, а также прибыли в размере отраслевого илитерриториального коэффициента.При оказании платных медицинских услуг могут возникать некоторые ошибки.Первой ошибкой может стать неверная позиция в выборе услуг, предлагаемых напродажу. Зачастую выбор падает на более дорогие работы, так как онипредставляются сравнительно доходными и выгодными. Однако, выгодность ценыможет определяться только сравнением прейскурантной цены с расчетной ценойаналогичной работы, выполняемой в данном учреждении. С другой стороны выборпациента в немало степени зависит от дешевизны предлагаемых услуг. Это можетнаправить поток потребителей медицинских услуг со слабой платежеспособностьюв сторону недорогих, по их представлению, услуг. В этом случае выигрывают те,кто работает с услугами относительно дешевыми. Дешевые работы в этом случаебудут более выигрышными из-за большего спроса на них.В этом случае медицинскому учреждению необходимо определиться, на каком изрынков медицинских услуг оно хочет работать. Будут ли это элитные дорогиеуслуги для достаточно богатых потребителей, или учреждение будет оказыватьнедорогие услуги для среднего потребителя. Необходимо заранее просчитатьэкономические показатели, которые помогут понять: предоставление каких услуги на каком рынке окажется наиболее выгодным.Второй ошибкой учреждений, работающих по официальным прейскурантам, являетсято, что традиционно прейскуранты дают классификацию услуг и итоговую цену накаждую из них. Ели учреждение продает услугу по такой цене, то возникаетвопрос, как будет распределяться выручка от продажи. Она может бытьраспределена только на глазок, поскольку медицинское учреждение не знает какбыла рассчитана цена на эту услугу. При этом многие начинают сами выделятьвнутри прейскурантной цены значимые для учета и отчета составляющие. Такимобразом, начинается работа по расчетам собственных затрат учреждения.Поэтому наиболее целесообразной является практика работы по ценам, которыеразрабатываются и утверждаются самим учреждением.Одним из вопросов, возникающим при такой постановке дел, является возможностьприменения унифицированных цен на аналогичные услуги на одной территории дляразных исполнителей. Важно определить, чем вызвана разница в ценах междуразличными учреждениями одной территории. Если эти цены получены приприменении различных методик расчета, то такие цены нельзя сравнивать, ибоони уже становятся сами по себе несравнимыми друг с другом.Однако, применение единой методики ценообразования не гарантирует полученияблизких по величине цен на одинаковые медицинские услуги, выполняемые вразличных учреждениях. Это может быть вызвано тем, что одинаковые понаименованию работы могут иметь разное содержание (разные методики выполненияработ).Коммерциализация сферы здравоохранения привела к необходимости изменениясистемы ценообразования на рынке платных медицинских услуг. Если исходить изопределения цены как рыночного параметра, характеризующего экономическиеотношения между продавцом и покупателем по купле-продаже услуг, то основныевиды цен на медицинские услуги ценами таковыми на сегодня не являются.Проблему ценообразования на медицинские услуги можно отнести к сложным имногогранным. Тем более, что единой для всех учреждений здравоохраненияметодики ценообразования не существует.Платные медицинские услуги играют сравнительно небольшую, но растущую роль вформировании ресурсов здравоохранения. В 1996 году население израсходовало наплатные услуги здравоохранения 5,5 триллионов рублей. По сравнению с 1995годом, доля этого источника выросла с 4,8 % всех расходов отрасли до 6,8 %.Однако, в расчете на душу населения эти средства составили в 1996 году всего37 тыс. рублей, или 10 % прожиточного минимума при колебании этого показателяв регионах от 6 тыс. рублей (Республика Тува) до 85 тыс. рублей (г. Москва).Это говорит о том, что платные услуги здравоохранения еще не заняли тогоместа, которое они объективно призваны занимать в рыночно экономики. В связис такой оценкой проведено макроэкономическое исследование состояния иперспектив платной медицинской помощи населению.По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, расходы наоплату медицинской услуги и оздоровительных услуг составляет около 1 % всехпотребительских расходов. Данные же государственной статистики говорят, что вструктуре платных услуг эти расходы составляют 6,3 %.В процентном отношении платные услуги здравоохранения составляют 6,3 % всегообъема платных услуг, в том числе медицинские услуги – 2,6 %; услугифизкультуры и спорта – 0,3%, Услуги санаторно-курортных учреждений – 3,4 %.Платные услуги в сфере здравоохранения раньше получали негативную оценку унаселения. В настоящее время отношение к ним меняется. Низкая заработнаяплата врачей привела к возникновению нелегального рынка услуг с расценками,складывающимися на основе рыночной конъюнктуры. В этом случае государствопризвано создавать такие условия, чтобы врачам было выгодно работать налегальном рынке услуг. К тому же это способствует развитию ихпрофессионального самосознания.Методы ценообразования зависят от поставленных конкретной организациейздравоохранения целей, к которым могут относится:- обеспечение выживаемости учреждения здравоохранения;- максимализация текущей прибыли;- завоевание доли рынка;- изыскание дополнительных средств на развитие;- стимулирование труда;- переход на самофинансирование;- обеспечение доступности медицинской помощи для большинстванаселения региона.Исходя из поставленных целей, цена может формироваться как:- средние издержки + прибыль;- безубыточность + нулевая прибыль;- установление цены, исходя из ощущаемой ценности услуги;- установление цен на уровне цен других учреждений;- установление цены на договорной основе.При определении цены медицинской услуги учитывают такие факторы, как:- себестоимость услуги;- цены на аналогичные услуги в других ЛПУ;- уровень спроса на данный вид услуги;- стимулирующий размер оплаты труда работников.Главный фактор – себестоимость услуги, которая определяет минимальновозможный уровень цены предложения. Поэтому себестоимость больницы должнарассчитываться особенно тщательно, возможно, по специально созданнойкомпьютерной технологии. При этом учитываются следующие затраты:- зарплата основного медицинского персонала по бестарифной системе,с учетом факторов времени и нормативов затрат труда;- зарплата обеспечивающего персонала в составе накладных расходов,определяемых по внутреннему нормативу;- прямые затраты на медикаменты, питание больных, перевязочныематериалы, другие расходные средства, восстанавливаемые по факту;- амортизационные отчисления на восстановление зданий, механизмов,медицинского и другого оборудования, аппаратуры, мягкого и жесткогоинвентаря;- общебольничные расходы на оплату коммунальных услуг и т.п.После того как учтены все нюансы, связанные с определением состава затрат,входящих в себестоимость медицинской услуги, можно приступить к калькуляцииэтих затрат.Департамент здравоохранения вводит предельные ограничения на премиальный фонди размер рентабельности при включении их в цену на платные медицинскиеуслуги. Это обусловлено низким уровнем платежеспособности населения.Основной перечень платных медицинских услуг:- в стационарах – койко-день;- в амбулаторно-поликлинических учреждениях – посещение;- в стоматологических учреждениях – условная единицатрудоемкости (УЕТ);- в лечебно-вспомогательных учреждениях – условная единица.Стоимость одной услуги состоит из:1. расходов на оплату труда;2. начислений на заработную плату;3. прямых материальных затрат;4. накладных расходов.Более детально расчет себестоимости медицинских услуг будет приведен вразделе 2.8 «Расчет цены медицинской услуги на основе себестоимости.»Таким образом, цена платной медицинской услуги как правило состоит из двухосновных показателей: себестоимости и прибыли. Прибыль обычно накладывается вцену как процент к себестоимости. Она может зависеть, например, от качества икомфортности обслуживания пациентов, от применения новых, современныхметодик, от применения каких-либо особых препаратов и т.д. 10. Заключение. В Украинской практике реформа экономики привела к возрастанию роли маркетингав сфере производства товаров и услуг. Маркетинг становится неотъемлемойчастью управления здравоохранения.Здравоохранение, которое ранее было практически выключено из сферы товарно-денежных отношений, теперь входит в нее.При этом ценообразование становится одной из важнейших проблем здравоохранения.Цена – важнейший элемент рыночных отношений. В условиях рыночного механизмацена определяется как равновесная между спросом и предложением. Важную рольиграет изучение спроса, так как именно от него будет зависеть дальнейшаядеятельность предприятия. На основании обработки и анализа полученныхрезультатов планируется цена услуги. Однако в здравоохранении экономическиеотношения не могут быть чисто рыночными. Уровень цен на медицинские услугидолжен, с одной стороны, не создавать сверх прибыли для медицинскихучреждений и не ограничивать доступ граждан к основным медицинским услугам, ас другой стороны не приводить к резкому и необоснованному увеличению объемаспроса на услуги и нерентабельной деятельности медицинских учреждений. Приразработке цен следует учитывать, что ориентация цен на фактические затратыконкретного ЛПУ ведет к затратному и неэффективному развитию экономикиздравоохранения, установление же усредненных цен лишает возможности многиеЛПУ создавать экономические фонды, необходимые для расширенноговоспроизводства.Развитие рыночных отношений в здравоохранении привело учреждение к поискуинформации о внешней среде: конкурентах, потребителях, партнерах. В настоящихусловиях только тщательное изучение рынка и прогнозирование деятельностиспособствует развитию организации.Информацию, необходимую для разработки стратегии развития получают с помощьюмаркетинговых исследований. 11. Литература: 1. Кокотов Д.В. «Понятие о сущности лечебно-профилактического учрежденияв современных условиях» - журнал «Экономика Здравоохранения» №4, 1997.2. Шамшурина Н.Г. «Ценообразование и прибыль» - журнал «Здравоохранение»№1, 1998.3. Герасименко В.В. Эффективное ценообразование: рыночные ориентиры. –М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1997.4. Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой практикепредприятия. – М.:ИНФА-М, 1996.4. Малахова Н.Г. Маркетинг медицинских услуг. – М.: Книжный мир, 1998.

5.
Указ Президента РФ от 28.02.95 №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в редакции Указа Президента РФ от 08.07.95 №685).

6.
Указ Президента РФ от 03.12.91 №297 «О мерах по либерализации цен».

7.
Постановление Правительства РФ от 07.03.95 №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

8.
Актуальные проблемы реформирования экономики и законодательства России и стран СНГ - 2002. Материалы научно-практической конференции. Москва, 12-13 апреля, 2002.: В З ч./Под общ.ред. К.А Киселевой, - М.: Наука, 2001. -284с.

9.
Ананьева Е. А. К вопросу о финансировании здравоохранения в условиях медицинского страхования // Экономика здравоохранения. – 1996. – № 6-7. – С. 87-90.

10.
Вагнер В. Д. Должностные инструкции медицинского персонала. -М: Медицинская книга, Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2002. - 628 с.

11.
Введение в экономику здравоохранения. М.: Медицина, 2003, 561 с.

12.
Герасименко В.В. Эффективное ценообразование: рыночные ориентиры. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1997.

13.
Денисов И. Н. Экономические особенности переходного периода к бюджетно-страховой модели оказания медицинской помощи // Экономика здра-воохр. – 1996. – № 6-7. – С. 45-46.

14.
Дэлиева Г. Х., Соловьева О. Г. ОМС – основное направление реформирования российского здравоохранения // Здравоохранение. – 1996. – № 5. – С. 16.

15.
Ковалев В.В. Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000 - 424 с.

16.
Кокотов Д.В. «Понятие о сущности лечебно-профилактического учреждения в современных условиях» - журнал «Экономика Здравоохранения» №4, 1997.

17.
Коммерческая деятельность учреждений здравоохранения. Документы. Комментарии. Ответы на вопросы. – М.: МЦФЭР, 1997.

18.
Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1996.

19.
Кузьменко В.Г., Баранов В.В., Шиленко Ю.В. Здравоохранение в условиях рыночной экономики, М., 1994.

20.
Кучеренко В. 3. Критический анализ существующей системы ОМС и зарубежный опыт // Экономика здравоохранения. – 1996. – С. 13-14.

21.
Леонтьев В.К. О состоянии медицины в России и перспективах ее развития (отчетный доклад на VII Всероссийском съезде) 2002 г.

22.
Лисицын Ю. П., Шитан Е. H., Случанко И. С. и др. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения. – М.: Медицина, 1987. – 432 с.

23.
Лучкевич В.С. Основы социальной медицины и управления здравоохранением, Санкт-Петербург, 1997г.

24.
Макарова В.Д. Маркетинг услуг. – М.: Финансы и статистика, 1996.

25.
Макарова Т.Н., Кричагин В.И., Мыльникова И.С., Индейкин Е.Н. Цены на медицинские услуги (из серии «Страхование здоровья: преимущества и недостатки»). – М.: Прогресс, 1993.

26.
Малахова Н.Г. Маркетинг медицинских услуг. – М.: Книжный мир, 1998.

27.
Миняев В. А., Вишняков Н. И., Юрьев В. К., Лучкевич B. C. Социальная медицина и организация здравоохранения, т. II. – СПб., 1998. – С. 224-243; С. 405-438.

28.
Михалина Л.М. Конспект лекций по дисциплине: Маркетинговый анализ и маркетинговые исследования в здравоохранении. - Москва: ЮНИТИ, 1999.

29.
Михалина Л.М. Конспект лекций по дисциплине: Основы маркетинга, - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.

30.
Михалина Л.М. Учебно-методическое пособие по курсу: Организация, нормирование и оплата труда. – Ростов-на-Дону, 1994.

31.
Моссиалос Э., Шейман И., Шишкин С. Регулирование цен — средство защиты потребителя//Фармац. вестн. — 2000. — № 36. — С. 10.

32.
Немченко А.С. Фармацевтическое ценообразование. — Харьков: Фирма «Радар», 1999. — 200 с.

33.
Поляков И.В., Зеленская Т.М., Ромашов П.Г., Пивоварова Н.А.. Здравоохранение в системе рыночных отношений. Учебное пособие. Санкт-Петербург, 1997.

34.
Популярная медицинская энциклопедия // Под ред. Бакулев А.Н., Петров, Ф.Н., М.: Медицина, 1964 г. - 1253 с.

35.
Сборник нормативных документов по финансово-хозяйственной деятельности в учреждениях здравоохранения (под редакцией Мыльниковой И.С.). – М.: Агар, 1996.

36.
Суходольский Г.В. Основы медицинской статистики. СПб:2000.-253 с.

37.
Танковский В.Э., Шамшурина Н.Г., «Государственный и коммерческий секторы в здравоохранении: системы возможных взаимоотношений (на примере лечения офтальмологических больных)» - журнал «Экономика Здравоохранения» №3, 1997.

38.
Философия медицины: Актуальные проблемы (Учебное пособие). – М.: МГИМО, 2000.

39.
Шамшурина Н.Г. «Ценообразование и прибыль» - журнал «Здравоохранение» №1, 1998.

40.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...