Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Истинная супружеская любовь




 

57 Супружеская любовь бесконечно разнообразна. У разных лю­дей она различна. Она представляется одинаковой, если судить о ней с точки зрения тела. Однако суждение тела не может ото­бразить всю картину целиком, ибо тело отличают грубость и ту­пость. Телесное суждение есть суждение разума, основанное на пяти чувствах.

Для тех же, кто судит о том духовным суждением, эти разли­чия очевидны. И они тем заметнее, чем выше эти люди поднима­ют свой духовный взор с пяти чувств вверх, где больше света. В конце концов они могут разрешить этот вопрос с помощью ра­зума, и тогда становится очевидным, что супружеская любовь у разных людей различна.

Но уж вовсе никто — даже самые разумные — не может ви­деть бесконечное разнообразие такой любви с разумной яснос­тью, не имея представления о том, что собой представляет ее сущность и чистота — точнее, что она собой представляла, когда Господь вместе с жизнью вдохнул ее в человека. Не зная этого ее состояния, совершеннейшего из возможных, бесполезно иссле­довать ее различные проявления, ибо в таком случае не будет не­коей отправной точки, исходя из которой только и можно эти различия определить и притом, поскольку они зависят от общего положения, определить так, чтобы их можно было представить не обманно, но четко. Вот почему я решился начать с описания та­кой любви в ее истинном состоянии — какой она была тогда, ког­да Господь вдохнул ее в человека вместе с жизнью. Эта глава называется «Истинная супружеская любовь», ибо именно в перво­бытном состоянии человек познал истинную супружескую лю­бовь. Описывать ее я буду в следующем порядке:

(1) Существует истинная супружеская любовь, столь ред­кая сегодня, что люди не только не знают, что это такое, но даже едва ли знают, что она есть.

(2) Источником этой любви является супружество блага и истины.

(3) Эта любовь соотносится с супружеством Господа и Церкви.

(4) В силу своего происхождения любовь эта является не­бесной, духовной, святой, добродетельной и чистой, и она превыше всякой иной любви, которую ангелы на Небе и люди на земле получили от Господа.

(5) Супружеская любовь является основой всякой небес­ной, духовной, а следовательно, и всякой земной любви.

(6) И все радости и удовольствия, от первого до последне­го, собраны воедино в этой любви.

(7) Но лишь те, кто близок к Господу, почитают истины Церкви и совершают в ней благодеяния, познают такую лю­бовь и могут ее испытывать.

(8) Эта любовь была высшим видом любви среди народов древности, живших в Золотом, Серебряном и Медном веках, а после она постепенно была утрачена.

Далее следуют пояснения к этим определениям.

(1) Существует истинная супружеская любовь, столь ред­кая сегодня, что люди не только не знают, что это такое, но даже едва ли знают, что она есть. Существует такая супру­жеская любовь, какая описана в нижеследующих параграфах. Это можно с уверенностью утверждать, исходя из первоначального состояния этой любви, когда она прокладывает себе путь и про­никает в сердце молодого мужчины или женщины — иными сло­вами, проявляется в мужчине, когда он начинает испытывать лю­бовь лишь к одной женщине из всех, желая на ней жениться, а также во время помолвки, в ожидании свадьбы и, наконец, на свадьбе и в первые дни после нее. В такое время кто не согла­сится и не присоединится к мнению, что эта любовь является ос­новой всякой иной любви, а следовательно, все радости и удо­вольствия, от первого до последнего, собраны в ней воедино? И кому неведомо, что после этого чудесного времени радости те проходят и исчезают одна за другой, пока не наступает пора, когда супруги их уже едва замечают? И тогда если кто-либо скажет им, как прежде, что эта любовь является основой всякой любви и что в ней собраны воедино все радости и удовольствия — они этого не примут и с этим не согласятся. Они, возможно, скажут, что все это пустяки или непостижимая тайна.

Отсюда ясно, что первоначальная стадия любви в браке соот­ветствует истинной супружеской любви и являет собой как бы ее образ. Так случается потому, что половая любовь, которая являет­ся нечестивой, оказывается тогда отброшенной, и на ее место встает любовь к одному человеку противоположного пола, како­вая и есть любовь истинно супружеская и целомудренная. Разве кто-либо в такой период не смотрит на женщин без всякого инте­реса, ибо лишь вид избранницы вызывает в нем любовь?

59 Итак, истинная супружеская любовь встречается так редко, что людям неведомо, какова она на самом деле, они даже не представляют себе, что она существует, ибо состояние счастья на­кануне свадьбы сменяется впоследствии состоянием безразличия и апатии. Причин, по которым так происходит, слишком много, чтобы их все здесь перечислять, они будут рассмотрены ниже, в соответствующем месте, где говорится о причинах охлаждения, разлук и разводов. Из этого видно, что для большинства людей сегодня' и зрелище, и понимание супружеской любви сведено до минимума, так что им не только не ведомо, какова она, но они ед­ва ли могут представить, что она существует.

Известно, что с рождения человек заботится только о своем теле; с течением времени он все более постигает внутренность природных вещей, тем самым становясь все более разумным, и в конце концов обретает жизнь в духе. Он продвигается по это­му пути шаг за шагом, ибо телесное бытие подобно почве, на ко­торой один за другим высаживаются семена природного, разум­ного и духовного. Практически то же самое происходит, когда человек вступает в брак. Он делается более человечным, ибо со­трудничает со своей супругой и действует с ней заодно. Но это происходит на начальном этапе, когда брачная жизнь, как уже го­ворилось, соответствует образу супружеской любви. Супружес­кая жизнь начинается с единения на физическом уровне, затем — на уровне природного мира и далее — до полного единения.

Исходя из этого те, кто любит лишь телесно, по законам при­родного мира и только в этом смысле использует свой разум, спо­собны соединиться воедино только внешне. Но когда внешние приятности проходят, внутреннего человека охватывает холод, и это разрушает счастье любви на уровне разума, а следовательно, и телесно — а коль скоро телесно, то, следовательно, и умственно. И так продолжается до тех пор, пока у человека вовсе не стирают­ся из памяти воспоминания о первом этапе супружества, и, следо­вательно, вообще о том, что это такое. Так случается в наши дни со многими людьми, и люди явно не знают, что есть истинная супру­жеская любовь и даже едва-ли догадываются о ее существовании.

Совсем иначе дело обстоит у людей духовных. Для них первый этап — это вступление в состояние неизбывного счастья, и это счас­тье постоянно возрастает, а вместе с этим возвышается и уровень их. духовного и разумного понимания, с которым соединяется природ­ная и чувственная жизнь тела каждого супруга, так что партнеры в браке соединяются и сливаются в одно. Но таких людей немного.

60 (2) Источником этой любви является супружество блага и истины. Всякий разумный человек признает, что все в мире свя­зано с благом и истиной, ибо это вселенские понятия. И он не оши­бется, если признает, что благо связано с истиной, а истина — с бла­гом в каждой и всякой детали вселенной, ибо это также вселенский факт. Причина, по которой все в мире связано с благом и истиной, а благо связано с истиной и наоборот, заключается в том, что и то и другое исходит от Господа, и исходят они от Него,, как целое. Две вещи исходят от Господа: любовь и мудрость. Они исходят от Него оттого, что они — это Он. И все* что связано с любовью, зовется бла­гом, в то время как все, что связано с мудростью, зовется истиной. Ибо и то и другое исходит от Него, Создателя, а это означает, что и то и другое заключено во всем, что Он создал. Тепло и свет, исхо­дящие от солнца, демонстрируют это. Все на земле происходит от них, ибо все произрастает от его тепла и света и от того, что и теп­ло, и свет сопутствуют друг другу. Тепло в природе соотносится с духовным теплом, которое есть любовь, в то время как свет соот­носится с духовным светом, который есть мудрость.

61 В следующей главе будет показано, что супружеская любовь происходит от супружества блага и истины. Здесь говорится об этом только затем, чтобы показать, что супружеская любовь не­бесна, духовна и свята, ибо она исходит из небесного, духовного и святого источника. А также затем, чтобы показать, что источ­ником любви в супружестве является супружество блага и исти­ны, и будет уместно ненадолго прерваться и кое-что пояснить. Как я уже сказал, существует некое сочетание блага и истины во всяком и каждом творении, и это сочетание получается лишь тогда, когда оно обоюдно, ибо лишь односторонняя связь его разрушает.

Итак, поскольку союз блага и истины существует и поскольку он обоюден, это означает, что истина принадлежит благу, или ис­тина исходит из блага, а благо принадлежит истине, или благо есть следствие истины. Эта истина, которая принадлежит благу, или исходит из блага и пребывает в мужчине, есть мужское нача­ло. А благо, которое принадлежит истине, или которое есть след­ствие истины, пребывает в женщине и есть женское начало. И между этими двумя понятиями существует брачный союз, что станет ясно из следующего параграфа. Я упомянул об этом здесь лишь для того, чтобы ознакомить с этим представлением.

(3) Эта любовь соотносится с супружеством Господа и Церкви. Иными словами, муж и жена любят друг друга, как Гос­подь любит Церковь и желает, чтобы Церковь любила Его. Хрис­тианскому миру известно о связи между тем и другим, но пока не известно, какова эта связь, а потому нижеследующий параграф посвящен разъяснению того, что эта связь собой представляет. Я говорю об этом здесь, чтобы показать, что любовь в супружестве небесна, духовна и свята, ибо она соотносится с небесным, духов­ным и святым супружеством Господа и Церкви.

Более того, эта связь вытекает из источника супружеской любви, который есть любовь блага и истины (о чем говорилось в предыдущем параграфе), поскольку супружество блага и исти­ны есть Церковь и человечество. Ибо супружество блага и исти­ны есть то же самое, что супружество благодеяния и веры, так как благо есть благодеяние, а истина есть вера, и супружество их • является основой Церкви. Невозможно этого не видеть, ибо эта истина универсальна, а все универсальные истины легко распоз­нать, стоит лишь заговорить о них. Так происходит благодаря влиянию Господа и Его небесному покровительству.

Итак, поскольку Церковь — Господня, ибо исходит от Господа, и поскольку супружеская любовь соотносится с супружеством Гос­пода и Церкви, это означает, что такая любовь исходит от Господа.

Однако в параграфе, упомянутом выше (№ 64), будет разъяс­нено, как Господь создает Церковь для двух супругов и через них создает супружескую любовь. Я только замечу, что Господь созда­ет Церковь для мужчины, а через мужчину для его жены, а когда она готова для них обоих, это уже совершенная Церковь. Ибо со­пряжение блага и истины к тому времени делается полным, а со­пряжение блага и истины есть Церковь. Позже, в своем месте, я покажу с помощью последовательных рассуждений, что стремле­ние соединиться, которое есть супружеская любовь, пропорцио­нально сопряжению блага и истины, которым является Церковь.

(4) В силу своего происхождения любовь эта является небес­ной, духовной, святой, добродетельной и чистой, и она превы­ше всякой иной любви, которую ангелы на Небе и люди на зем­ле получили от Господа. Выше было отчасти разъяснено, что супружеская любовь соответствует тому, что собой представляет ее источник: супружество блага и истины, но то было лишь предварение. Было также объяснено, что эта любовь совершенно соответст­вует супружеской любви Господа и Церкви. Два эти супружества, от которых произошла супружеская любовь, есть сама святость, а потому если супружеская любовь получена от ее Создателя, Кото­рый есть Господь, святость пребывает в ней через Него. Эта свя­тость постоянно делает супружескую любовь утонченнее и целому­дреннее. И эта любовь становится чище день ото дня, если есть на то воля человека и если он делает для этого необходимые усилия.

Супружеская любовь называется небесной и духовной, по­скольку она свойственна ангелам на Небе, ибо эти ангелы духов­ны. Причина, по которой их называют духовными, состоит в том, что небесные ангелы заключают в себе любовь и премудрость, ко­торая из нее вытекает, в то время как духовная любовь суть пре­мудрость и любовь, которая из нее вытекает. То же относится к их супружеским связям.

Итак, поскольку у ангелов с верхнего и нижнего неба сущест­вует супружеская любовь, как показано в первой главе о супруже­стве на Небе, это подтверждает, что такая любовь свята и цело­мудренна.

В силу своего происхождения такая любовь более свята и це­ломудренна, чем всякая другая из тех, что бывают у ангелов и у лю­дей, ибо она является главной среди всех других видов любви. В следующем параграфе рассказывается об этом ее главенстве.

65 б) Супружеская любовь является основой всякой небес­ной, духовной, а следовательно, и всякой земной любви. В силу своего происхождения супружеская любовь является основной из всех видов любви на Небе и в Церкви, ибо ее источником явля­ется супружество блага и истины, и все прочие виды любви, кото­рые олицетворяют для человека Небо и Церковь, исходят из это­го супружества. Благо в этом супружестве создает любовь, а истина создает мудрость, а когда любовь принимает мудрость или.соединяется с ней, тогда она и становится любовью. Когда мудрость, в свою очередь, принимает любовь или соединяется с ней, она становится мудростью.

Истинная супружеская любовь есть не что иное, как любовь и мудрость, слитые воедино. Два супруга, у которых или внутри которых однажды возникла такая любовь, суть ее подобие и фор­ма. И на Небе, где лица принимают истинные выражения любви, все люди уподобляются ей. Ибо, как я уже показал, она пребыва­ет с ними везде и всюду.

Итак, поскольку два супруга являют собой образ и форму та­кой любви, из этого следует, что всякая любовь, которая исходит от образа такой любви, является ее подобием. И поскольку су­пружеская любовь является небесной и духовной, таковы и про­чие виды любви, происходящие от нее. Супружеская любовь яв­ляется родителем, а прочие виды любви — ее дети. Вот почему от браков ангелов на небесах происходят духовные чада — то есть любовь и мудрость, или блага и истины (об этом см. выше, №51).

66 Вы можете видеть, и это подтверждается очевидными факта­ми, что люди были созданы ради этой любви, а позднее — сформи­рованы ею. Мужчина создан, чтобы стать мудрым, побуждаемым любовью к пребыванию в мудрости, а женщина создана, чтобы стать любовью мужчины к его премудрости, в соответствии с той премудростью. Из этого ясно, что оба супруга являются образом и подобием супружеской любви и мудрости, или блага и истины.

Необходимо знать, что не существует ни блага, ни истины вне субстанции, их материальной формы. Не бывает абстрактных бла­га и истины, ибо в таком случае им негде было бы пребывать. Их нельзя представлять себе быстротечно-мимолетными. Хотя наш разум рассматривает их как отвлеченные понятия, он не может их мыслить вне связи с объектами. Ибо все идеи, даже самые возвы­шенные, вещественны, то есть связаны с материей. Следует также заметить, что материя не существует без формы. Материя без формы не есть нечто, ибо ей нельзя придать никаких свойств, а объект, не обладающий свойствами, есть теоретическая фикция.

Я добавил эти философские замечания, чтобы таким образом еще показать, что два супруга, которые наслаждаются истинной супружеской любовью, являются действительной формой супру­жества блага и истины, или любви и мудрости.

67 Поскольку земные виды любви происходят от духовных ее ви­дов, а духовные виды — от небесных, можно сказать, что супру­жеская любовь — основа всех видов небесной и духовной любви, и, соответственно, также всех видов земной любви. Земная лю­бовь связана с себялюбием и любовью, относящейся к природно­му миру; духовная любовь связана с любовью к ближнему, а небес­ная — с любовью к Господу. А поскольку виды любви состоят в такой связи меж собой, порядок, в котором они следуют и явля­ются людям, очевиден. И когда они располагаются в таком поряд­ке, земные виды любви получают жизнь от духовной любви, а ду­ховные — от небесной. И все они располагаются в таком порядке от Господа, от Которого и исходят.

68 (6) И все радости и удовольствия, от первого до последне­го, собраны воедино в этой любви. Каждая приятность, ощуща­емая человеком, связана с его любовью. Любовь раскрывает се­бя — существует и живет — через подобные вещи. Известно, что удовольствие усиливается, когда усиливается любовь и по мере того, как сопровождающие чувства сближаются с главенствующей любовью в человеке. Итак, поскольку супружеская любовь является основой всех видов благой любви и поскольку она слов­но выгравирована на всех чертах, составляющих неповторимую человеческую личность, как говорилось прежде, следствием это­го является то, что от такой любви удовольствий получается гораздо больше, чем от всякой иной. Эти удовольствия хороши именно благодаря наличию этой любви и, более того, благодаря ее вовлеченности в эти удовольствия. Ибо она раскрывает внут­ренние пределы и разума и тела по мере того, как ее сладостный поток истекает через них, делая ее очевидной.

Все радости, от высочайших до самых низких, собраны в этой любви воедино, ибо от нее исходит большее благо, чем от прочих видов любви, — от нее происходит приумножение человеческого рода, а благодаря этому—приумножение ангелов небесных. Тако­ва цель творения и, следовательно, результатом этого являются все благости, радости, все виды счастья, дружбы и наслаждений, какими когда-либо Господь одаривал людей, ибо они собраны во­едино в этой любви, которая у них есть.

Удовольствия, получаемые от пяти чувств — зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, — показывают, что радости следуют своему назначению и что человек получает удовольствия в соот­ветствии со своей любовью к деятельности. Всем чувствам соот­ветствуют свои удовольствия, различающиеся согласно их осо­бому назначению. Чего же может недоставать в удовольствии супружеской любви, назначение которой охватывает все прочие?

Насколько мне известно, немногие признают, что все радости и удовольствия, от высочайшего до самого низменного, собраны воедино в супружеской любви, ибо истинная супружеская лю­бовь, в которой они собраны, сегодня стала такой редкостью, что люди даже не знают, что это такое, и они едва ли догадываются, что она вообще существует (как было пояснено и доказано выше, в № 58—59), ибо только в истинной супружеской любви пребывают истинные радости. А поскольку они столь редки на земле, единст­венная возможность описать ее исключительные удовольствия по­явилась у меня благодаря рассказам ангелов, которым она ведома.

Они рассказали, что ее внутренние удовольствия — удоволь­ствия души, которую прежде всего затрагивают супружеские от­ношения любви и мудрости, или блага и истины, исходящих от Господа, — выше понимания, а следовательно, они не поддаются описанию. Они принадлежат покою и целомудрию. Но, как сказа­ли ангелы, эти удовольствия становятся все более понятны по ме­ре того, как опускаются ниже. В высших уровнях сознания они воспринимаются как блаженство, в низших — как благие чувствования, в сердце — как удовольствия, какие блаженство и благие чувствования могут доставить. И оттуда они распределяются по всем частям тела, а затем собираются в его высших частях, прояв­ляясь, как величайшее из удовольствий.

Ангелы поведали и о других удивительных вещах, касающихся удовольствий. Они сказали, что различные виды удовольствий, затрагивающих души супругов,— так же, как и те, что касаются их разума и исходят от тех, что касаются души; и те, что касаются сердца и исходят от разума, — бесконечны и также длятся вечно, и чем больше в муже мудрости, тем эти удовольствия делаются ярче. Так происходит потому, что ангелы-мужья всегда пребыва­ют во цвете лет, и также потому, что нет для них большего бла­женства, чем становиться все мудрее.

И еще многое из того, что поведали ангелы о своих увеселе­ниях, будет изложено в этой книге, особенно в историях, кото­рые следуют после глав.

70 (7) Но лишь те, кто близок к Господу, почитают истины Церкви и совершают в ней благодеяния, познают такую лю­бовь и могут ее испытывать. Лишь те, кто близок к Господу, могут познать такую любовь, ибо моногамная любовь — одного мужчины и одной женщины — соотносится с супружеством Гос­пода и Церкви, и потому, что их источником является супружество блага и истины (см. 60 и 62). Истинная супружеская любовь ис­ходит от Господа и предназначается тем, кто близок к Нему воистину, благодаря этому источнику и этой связи. Единственная возможность в точности это установить — это особо обсудить две вещи, еще никем не установленные, что осуществлено в ниже­следующих главах. Происхождение супружеской любви, во-пер­вых, от супружества блага и истины, и во-вторых — от супружест­ва Господа и Церкви, а также как они между собой сообщаются. Также станет очевидным, что это вытекает из идеи, что супруже­ская любовь каждого человека зависит от того, насколько глубо­ко он проникся идеей Церкви.

Всякий человек может испытывать любовь—в том числе истин­но супружескую — лишь в том случае, если он получает ее от Гос­пода. Те, кто ее получает, воистину близки Господу и живут с Ним в сердце. Это происходит потому, что такая любовь, благодаря своему источнику и соответствию, более небесна, духовна, свята, цело­мудренна и чиста, чем всякая иная любовь, какую могут испытывать ангелы на Небе и воцерковленные люди (см. выше, № 64), и эти ка­чества любви пребывают лишь в тех, кого соединяет вместе Гос­подь и кого Он помещает в общество ангелов небесных. Для таких людей свободная любовь вне брака, то есть как бы супружеские от­ношения с другими людьми — это погибель души, или адова топь. И чем решительнее женатый мужчина избегает подобных отноше­ний — даже фантазий и побуждений к такой любви, — тем более его супружеская любовь целомудренна и духовна и когда он живет в природном мире и потом, когда обитает на Небе.

Никакая любовь не может быть совершенно чистой ни у челове­ка, ни у ангелов, и эта любовь в том числе. Но Господь присматрива­ется, к чему склонен человек, и чем более человек настроен на та­кую любовь, тем более получает его любовь целомудрия и святости, и это происходит постоянно. Лишь те, кто получает духовную лю­бовь к супружеству от Господа, могут ее испытывать, ибо Небо пре­бывает в ней, а для человека из природного мира такая любовь нахо­дит удовлетворение лишь в плотских радостях, а потому он не может приблизиться к Небу или ангелу, ни, по той же причине, к другому человеку, познавшему такую любовь. Ибо эта любовь — основа всех видов небесной и духовной любви (см. выше, 65—67).

Эту истину я познал на собственном опыте. Я видел, как в ду­ховном мире демоны*, которые готовились к аду, приблизились к счастливому ангелу и его жене. На расстоянии, едва приблизив­шись, они сделались невменяемы и кидались к пещерам и ямам, чтобы укрыться в них. Злобные духи любят все, что содержит сходные с ними наклонности, сколь бы ни были они нечестивы, и бегут от небесных духов, ибо Небо целомудренно и не сходно с ними. Вы можете сделать такое заключение судя по тому, что изложено в гл. I (№ 10).

72 Люди, которые любят истины Церкви и совершают благие де­ла, которым Она учит, достигают любви в супружестве и могут в ней пребывать благодаря тому, что никакую иную любовь Гос­подь не принимает. Это те, кто живет в согласии с Господом, а по­тому Он хранит в них эту любовь. Две вещи составляют Церковь

' Так называются самые злобные духи. См. № 514, окончание.

и, следовательно, Небо в человеке: истинность его веры и его благодеяния. Истинность веры привносит в жизнь присутствие Господа, а благодеяния, предпринимаемые в соответствии с исти­нами веры, знаменуют союз человека с Господом, а отсюда проис­текает связь с Церковью и Небом. Истинность веры обнаруживает, что Господь ближе к человеку, ибо это — свет. Духовный свет представляет собой именно это и более ничего. Благодеяния зна­менуют союз с Господом, ибо они — суть тепло. Духовное тепло есть лишь это, ибо это — любовь, и благо в жизни есть любовь. Каждому известно, что всякий свет — даже зимний — знаменует присутствие, а тепло вместе со светом — союз. Ибо фруктовый сад и цветники видны при всяком свете, но они не цветут и не плодоносят, если к свету не добавляется тепло. Все сказанное приводит меня к заключению, что Господь не может поддержи­вать супружескую любовь в тех, кто знает лишь истины Церкви, Он поддерживает ее в тех, кто, помимо того, что знает истины Церкви, принимает участие в ее благодеяниях.

73 (8) Эта любовь была высшим видом любви среди народов древности, живших в Золотом, Серебряном и Медном веках. История не содержит 'свидетельств о том, что супружеская лю­бовь была высшим видом любви для народов древности, которые жили в те далекие названные выше времена, ибо от них не дошло до нас письменных источников. То же, что дошло, относится к более поздним авторам, которые о тех народах упоминают и да­же описывают чистоту и непорочность их жизни, равно как и их постепенное вырождение, образно говоря, от золота к железу. Но кое-что в последнем, Железном веке, что началось при жизни тех авторов, может быть собрано воедино из истории царей, су­дей и мудрецов, называвшихся в Греции и других местах софи*. Однако Даниил (2:43) пророчествовал, что тот век не мог про­длиться так же долго, как живет само железо, и что он должен был стать как бы смесью железа и глины, которые, смешанные вместе, вовсе не обладают прочностью.

Итак, века Золотой, Серебряный и Медный завершились за­долго до тех писателей, а следовательно, нам ничего не известно о браках в те времена на земле. И Господу было угодно открыть

' Отсюда происходит слово «софист».

это мне духовным путем, переместив меня на Небо, где находятся жилища тех людей, чтобы я из их уст узнал, каковы были супруже­ства меж ними, когда они жили на земле. Ибо всякий, кто когда-либо покинул землю со времен творения, пребывает в духовном мире, а что касается их любви, то она неизменна и такой пребудет вовек. Поскольку об этом необходимо знать и говорить, и этим опре­деляется святость супружества, я хочу обнародовать то, что узнал, по порядку, как увидел, в то время как бодрствовал, пребывая в ду­хе, и обо всем том позднее напомнил мне ангел, в таком порядке я все и записал. А поскольку эти наблюдения, как и все прочие исто­рии, рассказанные в предыдущих главах, происходят из духовного мира, я разделил их на шесть эпизодов, в соответствии с рассмат­риваемыми историческими периодами.

74 Нижеследующие шесть историй о супружеской любви из ду­ховного мира показывают, какова была эта любовь в начальные времена, какова она стала позднее и какова теперь. Они свиде­тельствуют, что эта любовь постепенно утрачивала свою святость и чистоту, так что под конец превратилась в блуд. Но есть надеж­да, что она восстановит свою изначальную, древнюю святость.

175 Первая история. Однажды, когда я размышлял о супружеской любви, у меня возникла потребность узнать, какова была эта лю­бовь у тех, кто жил в Золотом веке, и какой она стала позже, в по­следующие века, называвшиеся Серебряным, Медным и Желез­ным. Мне было известно, что те, кто жил праведно в те времена, теперь пребывают на Небе, и я молил Господа, чтобы Он позво­лил мне поговорить с ними и все разузнать.

И вдруг возле меня явился ангел! Он сказал: «Господь послал меня сопроводить тебя и составить тебе компанию, и вначале я должен указать тебе дорогу и проводить тебя к тем, кто жил в той эре, что названа золотой». Он сказал: «Путь туда труден. Он ведет через темный лес, через который ни один человек не мо­жет пробраться, пока Господь не пришлет ему провожатого».

Это был духовный опыт. Я изготовился к дороге, и мы отпра­вились на восток. На пути я увидел гору, столь высокую, что она достигала облаков. Мы пересекли великую пустыню и вошли в лес, о котором говорил ангел. В нем было множество различ­ных деревьев, и росли они столь густо, что в лесу было темно. Через лес вело множество узких тропинок, и ангел сказал, что все они свиваются в лабиринт, и человек, идущий по ним, собьется с пути и попадет в нижний мир, который находится по краям ле­са, если только Господь не откроет ему глаза и он не увидит олив­ковые деревья и виноградники, обвившие их, и не подскажет ему, что идти надо шаг за шагом, от дерева к дереву. Лес этот таков для того, чтобы охранять подступы к горе, ибо там, на горе, долж­ны находиться только первые из людей.

После того как мы вошли в лес, зрение наше прояснилось, и здесь и там мы видели оливковые деревья, обвитые виноград­ником. Темно-синие гроздья свешивались с них. Оливковые де­ревья образовывали протяженные спирали, и так мы шли круг за кругом, следуя от дерева к дереву по мере того, как они являлись нашему взору.

Наконец мы увидели рощу высоких кедров, на ветвях которых сидели орлы. Когда ангел увидел их, он сказал: «Теперь мы на го­ре, недалеко от вершины».

Мы шли все дальше, и там, над рощей, был круглый луг, где паслись овцы и бараны. Они символизировали невинность и уми­ротворенность людей с горы. Мы пересекли этот луг и увидели шатры, тысячи шатров — всюду, куда ни бросишь взгляд.

Ангел сказал: «Теперь мы находимся в лагере, в котором про­живает воинство Господа. Так они называли себя и свои жилища. Эти люди древности жили в шатрах и в природном мире, а пото­му живут в них и теперь. Но пойдем же в южную сторону, там со­брались мудрейшие из них, мы можем там с кем-нибудь познако­миться».

Пока мы шли, я заметил на удалении трех мальчиков и трех де­вочек, сидевших у входа в один из шатров. Но когда мы подошли по­ближе, они превратились в мужчин и женщин среднего возраста.

«Все жители этой горы издали кажутся детьми, — сказал ан­гел, — поскольку пребывают в состоянии невинности, а невин­ность представляется детством».

Мужчины, завидев нас, подбежали и спросили: «Откуда вы? И как вы сюда попали? Ваши лица непохожи на лица тех, кто жи­вет на этой горе».

Ангел ответил им и объяснил, как мы пробирались через лес, а также рассказал о причине нашего появления.

Выслушав ангела, один из трех мужчин пригласил нас в свой шатер и провел внутрь. На муже том была надета мантия синего цвета, а под ней—туника из белой шерсти, на его жене была пур­пурная тога и под ней расшитое льняное одеяние.

Поскольку я как раз размышлял о том, как жили в супружест­ве люди в самые ранние времена, я поочередно близко вгляделся в мужа и жену и заметил в их лицах нечто, обозначавшее единст­во душ. Я сказал: «Два как одно!»

«Но мы на самом деле едины, — ответил муж. — Ее жизнь заклю­чена во мне, а моя — в ней. Мы — два тела, но одна душа. Союз меж нами — как единство двух вместилищ в груди, сердца и легких. Она—мое сердце, а я—ее легкие. Но здесь, когда мы говорим «серд­це», мы подразумеваем любовь, и мудрость — когда говорим «лег­кие», то есть она—любовь к моей мудрости, а я — мудрость ее люб­ви. Из-за этого ее любовь внешне покрывает мою мудрость, а моя мудрость изнутри прорастает в ее любви. Вот почему ты видишь на­ше единодушие, как ты говоришь, написанным на наших лицах».

Тогда я спросил: «Если у вас такое единение, можешь ли ты взглянуть на иную женщину, кроме как на твою жену?»

Он сказал: «Могу. Но моя жена едина со мной, а значит, мы смот­рим вместе, и в этом взгляде нет даже намека на чувственность. Ибо когда я смотрю на прочих жен, я смотрю на них сквозь мою жену, которая есть моя единственная любовь. И моя жена знает обо всех моих наклонностях, так что она направляет мои помыслы и очищает их от всего несообразного; в то же время она возбужда­ет во мне безразличие и страх перед всякой нечистотой. А потому мы здесь не можем с вожделением смотреть на жену ближнего: это все равно, что смотреть на свет нашего неба из мрака преис­подней. По этой причине мы не можем себе вообразить привлека­тельность похоти, не говоря уже о том, чтобы о ней рассуждать».

Он не мог сказать слово «блуд»: целомудренность их небесной жизни ему это не позволяла.

Мой ангел-провожатый сказал мне: «Ты слышал, что речь ан­гелов на Небе есть речь мудрости. Они никогда не говорят просто так».

После того я огляделся вокруг и увидел, что их шатры словно облачены в золото. Я спросил: «Как это получилось?»

Он ответил: «Это пламенный свет сверкает, как золото. Он ос­вещает и окрашивает золотом пологи нашего шатра, когда мы говорим о супружеской любви. Видишь ли, тепло нашего солнца, которое в сущности своей есть мудрость, тогда предстает в истин­ном свете и расцвечивает свет, который в сущности своей есть мудрость, своим цветом — цветом золота. Так случается оттого, что супружеская любовь коренится в мудрости и любви, слитых воедино. Ибо мужчина рожден, чтобы стать мудростью, а женщи­на рождена, чтобы стать любовью к мужской мудрости. И радость такого слияния заключается в супружеской любви между нами и нашими женами. За прошедшие тысячи лет мы прилежно уяс­нили для себя, что такие радости относительно их обилия, степе­ни и силы, превосходны и неповторимы, в соответствии с нашим почитанием Господа. Небесный союз, или небесное супружество между любовью и премудростью, проистекает от Него».

Когда он это сказал, я увидел яркий свет на холме среди шат­ров и спросил, что это за свет.

«Он исходит из святилища, расположенного в шатре, в кото­ром мы славим Господа», — ответил он.

Я спросил, могу ли я подойти ближе, и он ответил утверди­тельно. Я подошел и увидел шатер, который был и снаружи и из­нутри в точности таким, как описана была скиния, сооруженная в пустыне для сынов Израилевых, план которой был указан Мои­сею на горе Синайской (Исход 25:40, 26:30). «Что в этом святили­ще — спросил я, — излучает столько света?»

Он ответил: «Это скрижаль, на которой написано: Завет между Иеговой и небесами», — и более ничего не сказал.

И когда мы собирались уходить, я спросил: «Когда вы жили в природном мире, кто-либо из вас имел более одной жены?»

«Мне такое неведомо, — ответил он, — ибо мы и помыслить не можем о том, чтобы иметь не, одну жену. Те же, у кого возникали такие мысли, говорили нам, что, подумав о том, они ощущали, как небесное блаженство отдалялось от души и переходило от со­кровеннейших к наиболее внешним частям тела — и так до ног­тей, а с ними отдалялась их мужская сила. И когда это открылось, их изгнали с наших земель».

Сказав это, он подбежал к своему шатру и возвратился с гра­натом, полным золотых зерен. Он подарил мне этот гранат, и я принес его обратно в память о пребывании моем с людьми, кото­рые жили в Золотом веке. И вскоре, обменявшись приветствия­ми, мы отправились в дорогу и возвратились домой.,

76 Вторая история. На другой день тот же ангел явился мне и сказал: «Хочешь ли ты, чтобы я указал тебе дорогу и проводил к людям, которые жили в Серебряном веке, чтобы узнать у них о супружестве в их время?» И он добавил также, что к людям тем попасть можно не иначе, как с Господнего соизволения.

Это был духовный опыт, как и прежде, и мой провожатый со­ставил мне компанию. Прежде всего мы пришли на холм, на ко­тором соединялись восток и юг, и, покуда мы находились на его склоне, он указал мне на простиравшуюся перед нами долину, а в отдалении мы увидели вздымавшуюся гору. Между нею и хол­мом, на котором мы стояли, была долина, а за ней плато, и после шел пологий склон. Мы спустились с холма, чтобы пересечь до­лину, и здесь и там по сторонам встречая вырезанных из дерева и камня людей и различных животных, птиц и рыб.

Я спросил ангела: «Что это? Идолы?»

Он ответил: «Вовсе нет. Это—образы, представляющие различ­ные добродетели и духовные истины. Люди этого века ведали о со­ответствиях и о том, что каждый человек, зверь, птица и рыба соот­ветствуют определенной добродетели или истине, несколько же совокупно представляют общераспространенную форму доброде­тели или истины. Это то, что в Египте называлось иероглифами».

Мы направились через долину и достигли плато, и, когда ока­зались на плато, увидели коней и колесницы. Кони были взнузда­ны и запряжены по-разному, а колесницы имели разные формы: некоторые были вырезаны как орлы, некоторые — как киты, иные — как олени с рогами или единороги, и, наконец, мы увиде­ли обозы, а по сторонам — стойла. Но когда мы подошли ближе, кони и колесницы исчезли, а вместо них мы увидели прогуливаю­щихся по двое и беседующих людей.

Ангел сказал мне: «То, что на расстоянии представлялось коня­ми, колесницами и стойлами, есть образы вразумленной мудрости людей этой эпохи. Ибо, по их соответствиям, конь является разум-. ной истиной, колесница — принципами истины, а стойла—это уче­ния. Как видишь, все в этом мире кажется тем, чему соответствует».

Но мы проследовали далее, вверх по длинному склону и нако­нец увидели город, в который и вошли. Идя по улицам и площа­дям, мы смотрели на стоявшие окрест дома. Все они были из мра­мора, к ним вели каменные лестницы и их украшали яшмовые колонны. Попадались нам и храмы, отделанные драгоценными камнями и имевшие цвет сапфиров и ляпис лазури.

Ангел сказал мне: «У них каменные дома, ибо камень соот­ветствует истинам природного мира, а драгоценные камни — ду­ховным истинам. Каждый, кто жил в Серебряном веке, был разу­мен благодаря духовным истинам, а таким образом — и истинам природного мира. Серебро соответствует именно этому».

Бродя по городу, мы встречали на пути парочку за парочкой. То были мужья со своими женами, и нам захотелось, чтобы они пригласили нас к себе. И когда мы шли, пребывая в таком настрое­нии, двое действительно пригласили нас пройти в дом. Мы во­шли, и ангел объяснил им, как мы оказались на этом небе. «Нам хотелось выяснить кое-что о супружестве у людей древности. А вы и есть древние люди».

«На земле мы жили среди народов Азии, — ответили они, — и задачей нашего времени было изучение истины, что и стало ос­новой нашего разумения. Такое изучение было у нас потребнос­тью и разума и души. Задачей же наших телесных ощущений бы­ло представить истины в зримых формах. Знание соответствий соединило чувственные, телесные аспекты с представлениями нашего разума и породило в нас разумение».

Услышав это, ангел попросил их рассказать нам о супружест­ве в их жизни.

Муж ответил: «Существует соответствие между духовным су­пружеством, супружеством истины и блага, и природным супру­жеством, или супружеством мужчины и женщины. А поскольку мы изучали соответствия, мы понимали, что вера со всем своим благом и истиной возможна лишь среди тех, кто проживает в ис­тинной супружеской любви к своей жене. Ибо супружество бла­га и истины есть Церковь в человеке. Все мы, кто находится здесь, почитаем мужа за истину, а жену за ее благо, а также полагаем, что благо может любить лишь свою истину, так же, как истина, в свою очередь, может любить лишь свое благо. Если этого не происходит, внутреннее супружество, составляющее Церковь, исчезает, и супружество становится только внешним. Это соот­ветствует идолопоклонству, но не Церкви. А посему мы называем супружество с одной женой священным. И если бы в нашей об­щине существовало супружество более чем с одной женой, мы назвали бы такое святотатством.

Сказав это, он повел нас во внешнюю комнату, где на стенах висело множество произведений искусства и стояли мелкие скульптурные работы, которые, казалось, были отлиты из сереб­ра. Я спросил, что все это означает.

Он ответил: «Это картины и скульптуры, которые представля­ют множество достоинств, свойств и удовольствий, относящихся к супружеской любви. Те представляют единение душ, эти — ра­дости, из него проистекающие».

Рассматривая картины и скульптуры мы увидели на стене некое подобие радуги, состоявшей из трех цветов: пурпурного, синего и бе­лого. Мы заметили, что пурпурный цвет пронизывал синий и прида­вал ему белый оттенок, а белизна в свою очередь перетекала из сине­го в пурпурный цвет, придавая ему вид пламенеющего луча.

Муж спросил меня: «Ты понимаешь, что это?»

Я ответил: «Поясни».

Он сказал: «Пурпурный цвет благодаря закону соответствий обозначает супружескую любовь жены, а белый — разум мужа. Синий есть начало супружеской любви, каким его постигает же­на в муже, и темно-синий цвет с белым оттенком означает супру­жескую любовь, каковая проявляется в муже. Цвет, перетекаю­щий обратно из синего в пурпурный, заставляя его сиять пламенным светом, означает возвращение супружеской любви му­жа к жене. Мы видим подобную картину на стене, когда помыш­ляем о супружеской любви, об утверждаемом ею естественном, нескончаемом, единодушном союзе».

Я сказал на это: «Такие вещи ныне более чем непостижимы, ибо с ними является взору тайна супружеской любви одного мужа и одной жены».

«Это так, — ответил он. — Но именно здесь они вовсе не не­знаемы, и здесь они тайны не составляют».

Когда он это сказал, вдалеке появилась колесница со впря­женными в нее белыми лошадками. Когда ангел увидел их, он ска­зал: «Эта колесница — знак для нас, что пора уходить».

И мы спустились вниз по лестнице, и наш хозяин дал нам гроздь белого винограда с листочками. И листочки те вдруг стали серебряными. Мы взяли ее с собой в память о беседе с людьми Се­ребряного века.

Третья история. На следующий день ангел, мой спутник и про­вожатый, пришел ко мне и сказал: «Готовься, мы сейчас отпра­вимся к людям, живущим в западном небе. Это те самые люди, ко­торые жили в третью эпоху, в Бронзовом веке. Их жилища протянулись с юга через запад почти до севера».

Я собрался и отправился с ним, и мы вошли в то Небо с юж­ной стороны. Там была восхитительная роща пальмовых и лавро­вых деревьев. Мы прошли через нее и затем, прямо у западной границы, увидели гигантов, которые были вдвое больше обычных людей. Они спросили нас: «Кто провел вас через рощу?»

Ангел сказал «Господь небесный».

Они сказали: «Мы — стражи древнего западного неба. Прохо­дите».

Мы прошли, и с высокой точки увидели гору, достигавшую об­лаков. Меж нами и этой горой располагались селения с садами, виноградниками и полями. Мы прошли через них к горе и взобра­лись на нее. И на вершине той горы увидели равнину, на которой стоял огромный город. Все дома в том городе были из смолисто­го дерева, а крыши — из досок.

Я спросил: «Почему дома здесь деревянные?»

«Дерево представляет благо в природном мире, — ответил ан­гел, — и люди третьей эры наслаждались таким видом блага. Медь также представляет материальное благо, так что пожилых людей в те времена называли «медными».

Здесь есть также священные храмы из олив, в центре которых располагается святилище, где хранится Слово, которое было дано жителям Азии прежде, чем Израилю. Те исторические книги назы­ваются Бранями Иеговы, а пророческие части — Изречениями. Так именовал их Моисей в Числах (21:14—15,27—30). Сегодня это Слово утеряно в регионах Азии и сохранилось только в Великой Татарии*».

Затем ангел провел меня к зданию, и мы заглянули в него и уви­дели, что его святилище в центре сияет ослепительным светом.

«Свет исходит от этого древнего азиатского мира, — сказал ан­гел, ибо все священные истины излучают на небесах ослепитель­ный свет».

Выходя из здания, мы услышали, как в городе возвестили, что здесь объявились два незнакомца и что их надо опросить и разъяс-

' Предположительно, в Западном Китае или в Тибете.

нить, откуда они и с какой целью явились. Служащий из суда под­бежал к нам и призвал нас к судьям.

На вопрос, откуда мы и что нам угодно, мы ответили: «Мы про­шли через пальмовую рощу и мимо гигантов, охраняющих ваше небо, а затем через плато, где расположены селения. Так что можно сказать, что мы не сами сюда явились, но по промышлению Господа небесного. А желаем мы узнать о том, каковы у вас браки, моногамны они или полигамны».

«А что такое полигамные браки? — ответили они. — Разве это не блуд?»

Затем судьи, собравшиеся там, указали нам человека, который мог нам все разъяснить в своем доме. Дома он встретил нас со сво­ей женой и вот что сказал:

«Самые древние люди воистину любили супружество, и бо­лее, чем кто-либо еще, наслаждались силой и потенцией этой любви в природном мире, равно как и теперь, в своей счастливой жизни на восточном небе. И мы сохранили их представления о су­пружестве. Мы являемся их потомками и, как и все родители, они передали нам, детям, свои правила жизни, — включая следующее, касающееся супружества: «Дети, ежели вы хотите возлюбить Гос­пода и ближнего своего, и ежели хотите вовеки быть мудрыми и счастливыми, советуем вам жить в моногамном браке. Ежели вы отвергнете этот принцип, всякая небесная любовь покинет вас, и то же случится с вашей мудростью, и вы умрете».

Как и все дети, мы приняли этот родительский завет и видим, насколько их слова справедливы, — чем более вы любите одного партнера, тем становитесь более небесными и внутренними, и чем менее вы любите одного партнера, тем более становитесь природными и лживыми. Такой человек ничего и никого не лю­бит, кроме самого себя и собственных помыслов. Он глуп и ничто­жен. Вот почему каждый на этом небе живет с одной женой, и именно поэтому все пределы нашего неба защищены от тех, кто живет в полигамии, прелюбодеянии и блуде. Когда сюда проби­раются те, кто живет в полигамии, мы отправляем их в северную тьму, когда —'те, кто живет в прелюбодеянии, — в западный огонь, а блудодеев мы отсылаем к ложному свету юга».

Я выслушал это и сказал: «Что вы называете северной тьмой, западным огнем и ложным светом юга?»

Он ответил: «Северная тьма — это скудоумие и неведение ис­тины. Западный огонь — любовь к злу. А ложный свет юга — это - извращения истины, то есть духовный блуд».

После того он пригласил: «Следуйте за мной в дом сокровищ».

Мы последовали за ним, и он показал нам,-что писали первые люди на деревянных и каменных табличках, а позднее — на поли­рованных деревянных табличках. Люди Серебряного века писали уже на пергаменте, и он принес нам пергамент, на который были переписаны правила жизни первобытных людей с каменных таб­личек. Среди этих правил были и те, что касались супружества.

После того как мы ознакомились со всеми этими письменами, ангел сказал: «Нам пора в обратный путь».

Тогда наш хозяин вышел в сад, сорвал с дерева несколько ве­ток, связал их в пучок и протянул нам. Он сказал: «Это веточки с дерева, родственного нашему небу. Его сок как бальзам».

Мы взяли с собой этот пучок и отправились обратно по вос­точной, неохраняемой тропинке.

И веточки те превратились в чистую медь. А их кончики стали золотыми. Это означало, что мы воистину были с людьми третье­го века, названного Медным.

Четвертая история. Через два дня ангел вновь ко мне явился. Он сказал: «Давай закончим с этим циклом времен. Последнее, ка­кое нам осталось, — Железный век. Люди того века проживают в отдалении, на северо-западной стороне. Все они — прежние жители Азии, у которой было Древнее Слово, и они прославляли Господа, и то было прежде, чем Наш Господь сошел на землю.

Нам это известно из древних записей, в которых те времена так названы. Навуходоносор видел статую, которая может послу­жить символом того времени. Голова ее была из золота, грудь и руки из серебра, живот и бедра из меди, колени из железа, а но­ги из железа, смешанного с глиной» (Даниил 2:32—33).

Ангел говорил мне все это по дороге, которая казалась короче и преодолевалась быстрее благодаря переменам, происходившим в состоянии моего разума и особенностям местности, через кото­рую лежал наш путь, ибо пространство и, следовательно, рассто­яния в духовном мире отражают состояния нашего сознания.

Когда мы огляделись, оказалось, что мы в роще буков, кашта­нов и дубов. Глядя вокруг, слева от себя мы увидели медведей, а справа — леопардов, — и это меня поразило. И тогда ангел ска­зал: «Это не медведи и не леопарды, это люди, которые охраняют эту северную сторону. Они разнюхивают воздух, окружающий путников, и изгоняют тех из них, кто духовен, ибо люди в здеш­них краях природны. Те, которые читают Слово и никаких поуче­ний из сего чтения не выносят, на расстоянии представляются медведями, а те, кто использует прочитанное с тем, чтобы ут­верждать неправду, представляются леопардами». Когда те люди-звери увидели нас, они отвернулись, и мы смогли пройти.

За лесом начались терновники, а потом засеянные поля, раз­деленные на уделы специальными перегородками. После полей потянулась долина, в которой располагались большие города. Мы миновали несколько и в один вошли.

Улицы его были расположены неправильно. Также и дома, со­оруженные из балок и оштукатуренного кирпича. На площадях стояли храмы из рубленого известняка, с цоколем, бывшим ниже уровня почвы. Мы вошли в один из них через три ступени, и уви­дели стены, покрытые изображениями различных идолов, и тол­пы людей, коленопреклоненно молившихся им. В группе идолов в центре храма выделялась голова бога — охранителя того города.

Когда мы вышли, ангел сказал мне, что среди древних людей, живших в упоминавшемся выше Серебряном веке, эти идолы представляли собой образы духовных истин и добродетелей и что когда знание соответствий вначале выпало из людской па­мяти, а затем было утрачено, эти образы стали объектами почита­ния, а позже им стали поклоняться, как божествам. Так возникло идолопоклонство.

На улице мы рассмотрели людей и их одеяния. Лица у них бы­ли словно стальные, синеватого оттенка, а одеты они были слов­но комедианты, в юбках на бедрах, торчащих из-под обтягиваю­щих рубашек. На головах у них были матросские колпаки.

Ангел сказал: «Довольно. Давай разузнаем о супружестве у лю­дей этой эпохи».

Мы вошли в дом важного сановника в высокой шляпе без полей. Он дружески поприветствовал нас и сказал: «Входите, потолкуем».

Мы вошли в прихожую и уселись, и я спросил его о супружест­ве в том городе и той стране.

«Мы живем не с одной женой, — сказал он. — У некоторых из нас две, у иных — три и более, ибо мы любим разнообразие, покорность и почитание. Все это мы получаем от наших жен, когда их несколько. С одной женой получаешь не удовольствие разно­образия, но скуку однообразия, не радость покорности, но утоми­тельное равенство, не наслаждение повелевать и соответствую­щую честь, но ссоры и разногласия. И что есть жена? Разве она не рождена быть покорной мужской воле, служить, но не повеле­вать? Здесь каждый мужчина — король в своем королевстве. Вот какова наша любовь и вот каково счастье нашей жизни».

Я спросил: «Тогда где же тут супружеская любовь, которая де­лает две души единой душою, которая объединяет помыслы, де­лает людей счастливыми? Такую любовь нельзя разделить. А если ее разделить, она становится нестерпимым жаром, который сжи­гает и оставляет после себя пепелище».

Он ответил так: «Я не понимаю, что ты имеешь в виду. Мужчи­ну делает счастливым соперничество между женами за честь быть любимой женой».

Сказав это, он прошел на женскую половину, раскрыл створ­чатые двери, и оттуда пахнуло похотью, и запах тот походил на за­пах болотной гнили. Запах такой источала полигамная любовь, ко­торая одновременно является брачной и блудной. Я встал, захлопнул двери и сказал: «Как же вы тут живете, коли у вас вовсе нет супружеской любви и вы поклоняетесь идолам?»

«Что касается любви в браке, — ответил он, — мы так страст­но ревнуем наших жен, что никого не пускаем в дом далее прихо­жей. А поскольку у нас есть ревность, значит, есть и любовь. Что же до идолов, мы не прославляем их, но не можем думать о Все­ленском Боге, не представляя его в неких образах, ибо мы не в си­лах подняться в наших помыслах над телесными ощущениями, то есть не можем в мыслях о Боге воспарить над вещами, которые доступны нашему зрению».

Я еще спросил его: «У ваших идолов различные образы. Как же могут они представлять единого Бога?»

Ответ его был таков: «Для нас это загадка. Каждый образ со­держит в себе нечто, относящееся к прославлению Бога».

«Вы ограничены телесными ощущениями, — сказал я, — ибо вы не любите Бога или супруги, которая возвышает существова­ние до духовного уровня. А ведь только духовная любовь делает человека таким, каким он должен быть, и тварь, живущую телес­ными ощущениями, превращает в небесное создание».

Когда я сказал это, словно молния влетела в дверь, и я спро­сил, что это было.

«Свет вроде этого, — сказал он, — означает, что с востока идет древний человек. Он будет учить нас о Боге — что Он един, все­силен, Он первый и последний. Он также советует нам не почи­тать идолов, а смотреть на них лишь как на образы, представляю­щие добродетели, исходящие от Бога, все вместе придающие форму Его прославлению.

Этот древний человек — наш ангел, которому мы доверяем и которого слушаем. Он приходит и поднимает нас над действи­тельностью, когда мы впадаем в такое богопочитание, которое основано на наших фантазиях».

Выслушав все это, мы покинули дом и город, и по дороге сде­лали несколько заключений из того, что увидели на Небе, — о том, как развивалась во времени супружеская любовь. Цикл суп­ружеской любви проходит по кругу с востока на юг, затем на за­пад, а оттуда на север. Что же до ее развития, то по мере движе­ния по кругу она умаляется. Иными словами, она небесна на востоке, духовна на юге, природна на западе и чувственна на се­вере. И по мере этого движения она приходит в упадок в той же мере, как почитание Бога.

Это привело нас к следующему заключению: в первом веке суп­ружеская любовь была словно золото, во втором словно серебро, в третьем — словно медь, а в четвертом — словно железо, пока окончательно не сошла на нет.

Тогда ангел, мой спутник и провожатый, сказал: «Я все-таки надеюсь, что Бог Небесный, который есть Господь, оживит эту любовь — ибо ее еще можно оживить».

79 Пятая история. Ангел, который прежде был моим спутником и провожатым к людям, жившим в четыре первоначальных века: Золотом, Серебряном, Медном и Железном, — вновь явился мне и сказал: «Тебе следует повидать и тех, что жили после древних людей, — увидеть, каковы они были и есть. Следуй за мной, и ты все узнаешь. Это те самые люди, о которых проповедовал Дани­ил, говоря, что после этих четырех веков возникнет царство, в ко­тором железо перемешается с глиной, что семя человека смеша­ет железо и глину, но что они не смогут существовать вместе, ибо железо с глиной несоединимо» (Даниил 2:41—43)

И еще он сказал: «Семя человека, которое смешает железо с глиной, хотя они и не смешиваются, можно истолковать как Ис­тину Слова, которую человек променяет на обман».

Когда он сказал это, я последовал за ним, а на пути он стал ис­толковывать сказанное: «Они живут на границе между югом и за­падом, но далеко от тех, кто жил в первые четыре века, и гораз­до глубже».

Мы прошли через южную сторону к местам, граничившим с западом, и пересекли страшный лес, в котором были озера, ки­шевшие крокодилами, и те при виде нас поднимали головы и ра­зевали свои зубастые пасти. По берегам озер бегали страшные псы, у некоторых было по три головы, как у Цербера, у иных — по две. Все они провожали нас голодными и злобными взглядами. Мы попали в западную местность и увидели драконов и леопар­дов, как они описаны в Апокалипсисе (12:3,13:2).

«Все дикие животные, которых ты видишь, — сказал мне ан­гел, — на самом деле не являются ими. Это лишь символы, то есть соответствия образов желаний, которыми обуреваемы местные жители. Мы их сейчас посетим. Страшные псы представляют са­ми желания, крокодилы — хитрость и злобу, драконы и леопар­ды—ложь, и обман в отношении богопочитания.

В действительности жители, которых они представляют, жи­вут не за лесом, но за огромной пустыней, которая отдаляет их от тех, кто жил в ранние времена, И они, безусловно, составляют особое племя, непохожее на прежних людей. У них голова на пле­чах, за грудью следует поясница, и она расположена выше ног, как и у первых людей, но в головах их не содержится ничего от Золотого века, в груди — ничего от Серебряного, в поясе — ниче­го от Медного, а в ногах — ничего от чисто Железного века. В го­ловах их железо смешалось с глиной, в груди железо и глина сме­шались с медью, в пояснице — с серебром, а в ногах — с золотом.

Через такой переворот они из людей превратились в извая­ния, так что ничто ни с чем не соединяется у них внутри, ибо то, что было выше всего, стало ниже всего, и то, что было головой, стало пяткой, и наоборот. Для нас, глядящих на них с Неба, они похожи на акробатов, с перевернутыми вверх тормашками тела­ми, ходящих на локтях. Или на животных, которые, лежа на спи­не кверху лапами, смотрят на Небо, не отрывая головы от земли».

Истинная супружеская любовь

Мы прошли через лес и оказались в пустыне, которая была не менее ужасна. Это были сплошь груды камней, а между ними — ямы, из которых выползали гидры и гадюки. И еще вылетали змеи огненные.

Путь наш шел под уклон. Мы долго спускались и наконец вы­шли в долину, населенную людьми той эпохи.

Здесь и там виднелись лачуги, которые лепились друг к другу все ближе и наконец соединялись в целый город. Мы вошли в не­го. Дома были сооружены из сплетенных ветвей, обмазанных гли­ной. Крыши были из черного сланца. Улицы были неровные, в на­чале своем узкие, затем они расширялись и становились довольно широкими, а оканчивались площадями: там было столько площа­дей, сколько и улиц.

Когда мы вошли в город, сделалось темно, поскольку мы не могли видеть неба. Мы посмотрели на небо, и нам был дан свет, и мы узрели..

По дороге мы спрашивали людей, попадавшихся нам на пути: «Как вы видите? Ведь небо над вами невидимо!»

Они отвечали: «В чем дело? Мы отлично видим. Сейчас ясный день!»

Когда ангел услышал это, он сказал мне: «Тьма для них — свет, так же, как для ночных птиц, ибо они смотрят под ноги, но не вверх».

Мы заходили в лачуги, и в каждой видели мужей и жен. Мы спросили, с одной ли женой положено здесь жить мужу.

Муж отвечал, присвистнув: «С одной женой! Почему не сказать с одной блудницей? Что есть жена, как не блудница? По нашим за­конам, блудить следует с одной женщиной. Но не считается бесче­стьем или непристойностью сношение с несколькими сразу — только не дома, И мы этим хвастаем друг перед другом. Так мы на­слаждаемся свободой и ее приятностью более, чем простым многоженством. Почему бы нам не иметь много жен, ведь в окружаю­щем нас мире так было всегда — и сейчас так. Что есть жизнь с одной женщиной, как не плен и заточение? Но мы разрушаем сте­ны этой темницы, мы избегаем рабства, и мы - свободны. Кто ста­нет осуждать узника, который смог убежать из своей тюрьмы?»

На это мы ответили: «Друг, ты говоришь так, словно у тебя нет веры. Кто не знает, обладая хоть каплей здравого смысла, что пре­любодеяние есть занятие нечестивое и адское и что супружество священно и небесно? Разве не известно тебе, что прелюбодея­ние — для демонов в аду, а супружество — для ангелов на Небе? Разве ты не читал шестую заповедь? И у Павла (1 Кор. 6:9—11), го­ворится, что прелюбодеи никогда не смогут войти на Небо».

Наш хозяин засмеялся на это и посмотрел на меня так, словно я был дурачок или сумасшедший.

Но тут вбежал гонец от главы города и сказал: «Приведи двух этих пришельцев на судилище. Если они не пожелают пойти, за­ставь их. Мы видели, как они укрывались в тени. Они пришли тай­но. Это соглядатаи!»

Ангел пояснил мне, что когда мы находились в небесном свете, они воспринимали это так, что мы находимся в тени, ибо небес­ный свет для них тень. И тьма ада для них свет. «Так происходит потому, что ничто они не считают грехом, даже прелюбодеяние, а потому во лжи усматривают святую истину. В аду ложь светит чертям, а истина слепит им глаза, как кромешная тьма».

Мы сказали гонцу: «Мы не желаем, чтобы нас понуждали, мы сами придем на судилище. Мы пойдем с тобой по доброй воле». И мы пошли.

Там собралась огромная толпа. И несколько законников сказа­ли нам на ухо: «Берегитесь, не говорите ничего против религии, нашей формы правления или благопристойного поведения».

Мы ответили: «Мы говорим лишь в пользу всех этих вещей — и в соответствии с ними». И мы спросили: «Каковы ваши взгляды на супружескую любовь?»

По толпе пробежал ропот, и нам ответили: «Что вам за дело до наших браков? Браки есть браки».

Мы вновь заговорили: «А каковы ваши взгляды на блуд?»

Толпа вновь возроптала, говоря: «Что вам за дело до нашего блу­да? Блуд есть блуд. Тот, кто без греха, пускай первым бросит камень».

В третий раз мы спросили: «Утверждает ли ваша религия, что су­пружество свято и небесно, а прелюбодеяние нечестиво и адово?»

При этих словах многие в толпе загоготали, засмеялись пре­зрительно, приговаривая: «Выясняйте вопросы, связанные с на­шей религией, у наших священников, а не у нас! Мы принимаем то, что они говорят, без вопросов, ибо рассудку нашему не дос­тупны такие размышления. Разве вы не слышали, что разум теря­ет свою разумность, когда речь идет о тайнах, из которых состо­ит всякая религия? А что общего между деяниями и религией?

Истинная супружеская любовь

Разве бормотание от всего набожного сердца об искуплении, уми­лостивлении и греховности наполняет душу счастьем? Не то, что поступки, которые вы совершаете».

Но внезапно некоторые из так называемых премудрых того го­рода вышли вперед и сказали: «Уходите отсюда. Толпа распаляет­ся. Вскоре они начнут бесчинствовать. Мы обсудим с вами это де­ло без них. Там, за судом, есть дорожка. Мы идем туда, а вы следуйте за нами».

Мы последовали за ними. И тогда они спросили, откуда мы и что нам угодно.

«Разузнать все о супружестве, — сказали мы. — Мы хотим знать, священно ли оно у вас, как у тех, кто жил в Золотом, Сере­бряном и Медном веках?»

Ответ их был таков: «Священно! Это половой акт по ночам, не так ли?»

Мы ответили: «Разве это еще и не духовный акт? И разве то, что делает ваше тело в ответ на запросы вашего духа, не духовно? А дух совершает что бы то ни было лишь благодаря супружеству блага и истины. Разве это не духовное супружество, переведенное в материальный мир, —то, что объединяет мужчину и женщину?»

На это так называемые премудрые ответили: «Вы понимаете этот вопрос слишком утонченно и изысканно. Вы поднимаетесь над вопросами разума и решаете проблемы духа. Разве можно на­чинать оттуда, нисходя сюда, и так судить о чем-либо? — И они до­бавили с насмешкой: — Может быть, у вас есть орлиные крылья, а потому вы можете воспарять в высочайшие высоты небес и от­туда все прозревать. Мы на это не способны».

Мы стали просить их: «С той высоты или с того места, где ви­тают ваши мысли, знаете ли вы и можете ли вы знать, что есть та­кая вещь, как супружество одного мужчины и одной женщины, соединяющая в себе все возможные блаженства, удовольствия, радости, приятности и небесные страсти? И знаете ли вы, что Гос­подь наделяет такой любовью в соответствии с тем, как вы вос­принимаете исходящие от Него благо и истину, иными словами, в соответствии с состоянием Церкви?»

Услышав это, они отвернулись и сказали: «Эти двое — сумас­шедшие. В своих суждениях они витают в воздухе и забавляются безделицами». Потом они повернулись к нам и сказали: «Мы дадим прямой ответ на ваши пустые и досужие домыслы». И они сказали следующее: «Что общего, между супружеской любовью и религи­ей, верой в Бога? Этой любовью обладают соответственно своей мужской силе, не так ли? Разве она не одинакова у людей, не состо­ящих в Церкви, и воцерковленных? То же можно сказать о нехрис­тях и христианах. Одинакова она у нечестивых и благочестивых, Разве не зависит сила этой любви у каждого от наследственности, здоровья, воздержанности или климата? К тому же она может уве­личиваться с помощью снадобий. Разве не так же у животных — особенно у птиц, которые предаются любви попарно? Разве это не физическая любовь? И что общего может быть у физической люб­ви с духовным состоянием? И разве конечный итог такой любви — плод — разнится чем-либо у жены и блудницы? Разве это не то же желание и не то же удовольствие? А потому ошибочно выводить основу супружеской любви из основ религии».

Услышав это, мы сказали в ответ-. «Вы исходите из воспаления похоти, а не из супружеской любви. Вы вовсе не знаете, что такое супружеская любовь, ибо в вас она охладевает. То, что вы говори­те

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...