Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причины холодности, разлучения и развода в супружестве




 

Причины разлучения и развода тесно связаны с охлаждением" супружеских отношений, поэтому они все рассматриваются в од­ном разделе. Холодность постепенно развивается после свадьбы и является причиной разлучения супругов. Но разводы происходят из-за прелюбодеяния, поскольку прелюбодеяние являет полную противоположность браку и поэтому тоже вносит холодность в брачные отношения одного или обоих супругов. Тесную связь между тем и другим можно без труда обнаружить, рассмотрев эти вопросы по порядку. Основные положения указаны ниже.

(1) Существуют духовное тепло и духовный холод. Духов­ное тепло — это любовь, а духовный холод — это следствие отсутствия любви.

(2) В супружестве духовная холодность означает разде­ление душ и умов, и этим объясняются разлад, презрение, не­нависть и отвращение в супружестве.

(3) Причины холодности многообразны, одни из них внеш­ние, другие — внутренние, а третьи возникают по случаю.

(4) Внутренние причины холодности обусловлены религией.

(5) Одна из внутренних причин холодности в браке заклю­чается в отвержении обоими супругами религии.

(6) Другая причина холодности заключается в том, что один из супругов религиозен, а другой нет.

(7) Третья причина холодности в браке заключается в том, что супруги имеют разную веру.

(8) Четвертая причина холодности — приверженность к ложным религиозным представлениям.

(9) Для многих людей причины вышеупомянутой внутренней холодности не являются также причинами внешней хо­лодности.

(10) Существует также много внешних причин холоднос­ти, и одна из них заключается в различии характеров и манер.

(11) Второй внешней причиной холодности является мне­ние, будто супружеская любовь ничем не отличается от блудной, кроме того обстоятельства, что первая дозволена законом, а вторая — нет.

(12) Третья внешняя причина холодности — стремление властвовать над партнером.

(13) Четвертая внешняя причина холодности — неспособ­ность избрать себе какое-либо занятие, что порождает в че­ловеке ненасытное вожделение.

(14) Пятая внешняя причина холодности —различие в об­щественном положении и состоянии.

(15) Существует и несколько причин разделения.

(16) Первая причина законного разделения — умственное расстройство.

(17) Вторая причина законного разделения — физическое нездоровье.

(18) Третья законная причина для разделения — импотен­ция до женитьбы.

(19) Прелюбодеяние есть причина для развода.

(20) Существует много побочных причин холодности, и первой из них является пресыщенность половыми сноше­ниями, порожденная их злоупотреблением.

(21) Вторая побочная причина холодности заключается в том, что совместная жизнь в браке кажется вынужденной и несвободной.

(22) Третья побочная причина холодности состоит в том, что жена любит властвовать и поучать в делах любви.

(23) Четвертая побочная причина холодности состоит в том, что муж день и ночь думает, что жена преисполнена желания, а жена, со своей стороны, думает, что у мужа же­лания нет.

(24) По мере того, как холодеет ум, тело также холодеет, ' и умственная холодность ведет к тому, что и тело замыка­ется от мира.

235 (1) Существуют духовное тепло и духовный холод. Духов­ное тепло — это любовь, а духовный холод — это следствие отсутствия любви.

Единый источник духовного тепла — это солнце духовного мира, ибо там тоже есть солнце. Это тепло исходит от Господа, в коем Он пребывает. Происходя от Господа, это солнце есть вы­ражение чистой любви. Ангелам оно представляется огнем — так же, как физическое солнце людям природного мира. Оно пред­ставляется так потому, что любовь есть духовный огонь. Солнце изучает одновременно тепло и свет, но поскольку оно есть чистая любовь, сущность его тепла есть любовь, а сущность его света — мудрость.

Теперь надлежит кратко объяснить, откуда происходит ду­ховный холод. Он происходит от солнца природного мира и от его тепла и света. Солнце природного мира было сотворено для того, чтобы вбирать в свои тепло и свет духовные тепло и свет и передавать их через атмосферу всему сущему на Земле. Пред­назначение этих тепла и света состояло в том, чтобы осуществить замысел Господа о Его солнце. Кроме того, тепло и свет были по­требны как одеяние для духовных предметов, то есть материал для исполнения высшего замысла Господа о природном мире. Это происходит, когда духовное тепло соединяется изнутри с теплом природным. Но случается и обратное, когда земное теп­ло отделяется от духовного, как бывает с теми, кто любит при­родные вещи и отвергает духовные. Для таких людей духовное тепло предстает как холод. Причина того, что эти два вида люб­ви оказываются противоположны друг другу, хотя созданы для взаимного согласия, заключается в том, что в данном случае гос­подствующее тепло занимает подчиненное положение, и наобо­рот. Чтобы избегнуть этого, духовное тепло, которое сотворено для того, чтобы быть господствующим, уходит из мира. Тогда ду­ховное тепло становится холодом для таких людей, ибо оно обра­щается в свою противоположность. Отсюда следует, что духов­ный холод есть отсутствие духовного тепла.

В употребляемых мною понятиях тепло означает любовь, по­скольку духовные существа воспринимают духовное тепло как любовь. Мне доводилось слышать в духовном мире, что обыч­ные люди становятся холодны, когда находятся рядом с анге­лом, пребывающим в любви, и то же случается с духами ада, ког­да их касается небесное тепло. Но когда они предоставлены друг другу, будучи отрезанными от неба, они излучают друг для друга жар

236 (2) В супружестве духовная холодность означает разделение душ и умов, и этим объясняются разлад, презрение, ненависть и отвращение в супружестве. В конце концов это приводит мно­гих к разделению как в супружеской, так и в домашней жизни.

Нет необходимости пояснять сей общеизвестный факт, кото­рый можно наблюдать в жизни супругов, утративших свою изна­чальную любовь. Причина этого в том, что холодность в браке на­ходится в человеческом уме выше всех прочих видов холодности. Супружество как бы вложено.в душу с тем, чтобы душа могла по­родить душу и душа отца могла перейти в его потомков. Таким образом, эта холодность берет свое начало в душе и нисходит к подчиненным частям, заражая их одну за другой и превращая радости и наслаждения любви в печали и тяготы.

237 (3) Причины холодности многообразны, одни из них внеш­ние, другие — внутренние, а третьи возникают по случаю. Ми­ру известно, что существует множество причин холодности в су­пружеских отношениях. Но немногим ведомо, что эти причины имеют глубоко потаенные а человеке истоки, откуда они распро­страняются на низшие сферы жизни и в конце концов проявля­ются вовне. Вначале следует разделить причины на внешние и внутренние и рассмотреть подробно каждую группу — тогда можно увидеть, что внешние причины сами по себе появляются таковыми, но их подлинные истоки сокрыты глубоко в человеке.

238 (4) Внутренние причины холодности обусловлены религией. Любовь в супружестве зарождается во внутреннейших нача­лах человека, то есть в его душе. Один тот факт, что душа ребен­ка происходит от его отца, способен убедить в этом каждого. Ибо отец и сын имеют одинаковые наклонности и пристрастия, и эти черты, которые сын разделяет с отцом, сохраняются даже в его далеких потомках. А души появляются с врожденной способнос­тью размножаться. Возьмем для примера растительное царство: когда растение появляется на свет, оно уже несет в себе семена и все, что происходит из этих семян, будь то дерево или кустар­ник. Эта самовоспроизводящая сила, содержащаяся в семенах рас­тений этого мира или в душах мира иного, проистекает единствен­но из супружества — другими словами, из блага и истины — которые постоянно исходят от Бога-Творца и Вседержителя и проницают все сущее (см. № 222-225). В ней совершается со­единение блага и истины. Стремление к супружеству всегда таит­ся в наших душах и является началом супружеской любви.

В главе о супружестве блага и истины (№ 83-102 и в других местах) было показано со всей полнотой, что супружество, по­рождающее союз блага и истины, одновременно созидает Цер­ковь среди людей, так что вы сами можете убедиться в том, что Церковь и супружеская любовь имеют общий исток. Дополни­тельные сведения об этом содержатся в № 130, где разъяснено, что в человеке супружеская любовь соединена с церковностью, так что любовь в нем происходит из религии, каковая и определя­ет, что есть его церковность.

Кроме того, люди со времен творения обладают способностью становиться все более человечными, так что они могут быть под­ведены все ближе и ближе к супружеству блага и истины. Это оз­начает, что они могут достичь подлинной супружеской любви, а прежде понять, сколько радостей она доставляет. Религия есть единственный путь к этой возвышенной истине, ибо, принимая во внимание сказанное выше об источнике Церкви и источнике люб­ви в супружестве, невозможно не свести эти понятия воедино.

Все дело в том, что там, где нет религии, нет и супружеской любви, а там, где нет любви, воцаряется холодность в отношениях. Брак холоден, когда в нем отсутствует супружеская любовь, поэто­му холодность в супружестве появляется там, где нет церковности или религии. Это можно уразуметь, исходя из общераспространен­ного непонимания сущности супружеской любви в наши дни. Кто понимает ныне, что религия есть источник супружеской любви? Кто готов это признать? И происходит это оттого, что, хотя рели­гия существует, истины религии утрачены. А что такое религия без истины? (См. также № 566.)

(5) Одна из внутренних причин холодности в браке заключа­ется в отвержении обоими супругами религии. Не может быть благой любви в тех, кто отодвигает святые дела Церкви на задвор­ки своего ума вместо того, чтобы держать их всегда перед глазами и хранить в своем сердце. И даже если эту любовь выказывают в по­ведении, она отсутствует в духе. У таких людей добрые дела скры­вают зло, подобно тому как золоченые одеяния прикрывают разложившийся труп. Это скрываемое внутри зло, вообще говоря, есть ненависть, которая порождает внутреннюю борьбу против всего духовного — ибо все, что они отвергают в церкви, является по сути своей духовным. Подлинная супружеская любовь есть основа всех видов духовной любви (см. № 65), так что их внутренняя ненависть явно направлена против нее, внутренняя же их любовь обращена к противоположному: это и есть любовь к прелюбодеянию. Поэто­му они более чем кто-либо враждебны той истине, что супружеская. любовь неотделима от церковности в человеке. Действительно, они лишь рассмеются, если им скажут о супружеской любви. Ну да пусть поступают, как им угодно. Но при всех заблуждениях их сле­дует все-таки извинить, потому что им так же трудно увидеть разли­чия между объятиями в браке и объятиями в блуде, как верблюду пройти сквозь игольное ушко. Если они и держатся своих партне­ров, то лишь в силу каких-либо внешних причин, перечисленных выше (см. № 153а), которые ограничивают и сдерживают их. Их внутренняя жизнь, относящаяся к душе и, следовательно, к разуму, все более замыкается в теле, так что любовь к противоположному полу тоже ослабевает или становится распутной, будучи соотнесен­ной лишь с телесными побуждениями. Если пожелают, пусть про­чтут рассказ в № 79, который их касается.

(6) Другая причина холодности заключается в том, - что один из супругов религиозен, а другой нет. Так происходит по­тому, что душа одного открыта для супружеской любви, а душа другого закрыта для нее, вследствие чего их души не могут не быть разлучены. Когда же супружеская любовь покидает душу, в ней воцаряется холодность — но только в том из супругов, кото­рый не имеет веры. Эта холодность исчезает с обретением им той же веры, которую исповедует его супруг. В противном случае хо­лодность пронизывает все его тело и проявляется вовне. Конеч­ным результатом этого является неспособность человека, лишен­ного религии, смотреть в глаза супругу, говорить с ним дружески или касаться его рукой — или хотя бы спиной — не говоря уже о всяких безумствах, которые закрадываются в его голову. Вот по­чему подобные браки неминуемо распадаются. Кроме того, чело­век, лишенный благочестия, как всем известно, не может отно­ситься уважительно к ближнему, а человек без веры не может быть благочестив.

242 (7) Третья причина холодности в браке заключается в том, что супруги имеют разную веру. Так происходит потому, что в по­добных браках благо не может соединиться с соответствующей ему истиной. Как было сказано, благо истины мужа есть его жена, а ис­тина блага жены есть ее муж. Поэтому две души с разной верой не могут соединиться в одну. Источник любви для них закрыт, что вы­нуждает их вступить в брак на низшем уровне: в союз блага и исти­ны, которые не соответствуют друг другу. Здесь нет настоящего со­гласия в любви. Поэтому в партнере, принявшем в себя ложь своей религии, возникает холодность, и она все усиливается по мере того,

как супруги все больше друг от друга отдаляются.

Однажды в поисках ночлега в большом городе я зашел в дом, где муж и жена исповедовали разные религии. Я еще не знал об этом, но ангелы сказали мне: «Мы не можем оставаться с тобой в этом доме, поскольку обитатели его имеют несовместимые взгляды на религию». Они могли видеть это по отсутствию согла­сия в душах мужа и жены.

243 (8) Четвертая причина холодности — приверженность к ложным религиозным представлениям. Ложь в духовных предметах либо отнимает веру у человека, либо извращает ее. Она отнимает ее у тех, для кого истины становятся ложью. Она извращает религию для тех, кто руководствуется ложными поня­тиями, а не истинами и кто, следовательно, не имеет возможнос­ти опровергнуть истину. Такие люди могут иметь некоторые доб­рые качества, к которым Господь присовокупляет ложные понятия, поскольку их ложные идеи подобны множеству негар­моничных звуков, которые, будучи сведенными в искусно составленные комбинации, способны образовать приятные созвучия. Для таких людей супружеская любовь отчасти возможна, но она невозможна для тех, кто извратил в себе подлинные истины Церкви. Именно они ответственны за господствующее ныне невежество в отношении истинной супружеской любви и неверие в самое ее существование. От них же происходит безумное мне­ние о том, что прелюбодеяние не есть религиозное зло.

244 (9). Для многих людей причины вышеупомянутой внутрен­ней холодности не являются также причинами внешней хо­лодности. До сих пор мы говорили о причинах внутренней холодности и стремились объяснить их. Если бы эти причины порожда­ли также внешнюю холодность, в мире было бы столько же разво­дов, сколько случаев внутренней холодности: меж людьми, имею­щими ложную религию, разные религии и вовсе не имеющими веры. Но хорошо известно, что многие живут вместе, как если бы они питали друг к другу чувства любви и дружбы. В следующей гла­ве, которая посвящена причинам видимой любви, дружбы и благо­склонности между супругами, будет сказано о том, через что люди с внутренней холодностью обретают эти любовь и дружбу.

Существует много различных сил, соединяющих умы, соеди­няя души, и некоторые из них были названы выше (№ 183). Но внутренняя холодность при этом остается, и ее порой можно заметить и ощутить. Чувства таких людей обращены в разные сто­роны, но когда они выражают свои мысли в словах и поступках, они соглашаются друг с другом для того, чтобы казаться друг дру­гу дружественными и благосклонными. Поэтому они ничего не знают об удовольствиях и радостях истинной супружеской люб­ви, не говоря уже о ее наслаждениях и блаженстве, каковые ка­жутся им не более чем сказкой. Рассказ, помещенный выше в № 103-114, относится как раз к таким людям. Относительно источника супружеской любви они судят так же, как девять сооб­ществ мудрых, собранных из разных царств.

245 Сказанное выше можно оспорить на том основании, что душа отца способна порождать другую душу, даже если она не ощуща­ет единства с материнской душой и даже если их разлучает при­сутствующая в них холодность. Причина, по которой душа и во­обще ребенок может быть зачат в таких обстоятельствах, заключается, однако, в том, что разум мужчины не настолько за­крыт, чтобы не быть в состоянии подняться к свету, в котором пребывает душа. В то же время любовь в его воле не возвышает­ся до тепла, в котором душа существует. Такое может произойти только при жизни, делающей человека духовным, а не природ­ным. Вот почему душа может быть зачата и в таких условиях. Но по мере того как она нисходит вниз и превращается в семя, ее обволакивают элементы природной любви мужчины. Вот откуда проистекает наследственное зло.

К этому добавлю нечто неизвестное, сообщенное мне с Неба. Между двумя разобщенными душами, особенно супругов, вместо любви возникает на промежуточном уровне некий союз. В против­ном случае люди бы вовсе не смогли иметь детей. В добавление к сказанному мной о холодности в браке и о том, что она относится к высшим сферам ума, см. последний рассказ в этой главе (№ 270).

(10) Существует также мною внешних причин холоднос­ти, и одна из них заключается в различии характеров и ма­нер. Сходства и различия могут быть внешними и внутренними. Внутренние различия проистекают исключительно из веры, кото­рая укоренена в душе. Она передается от родителей к детям как первичная наклонность. Душа каждого человека живет супруже­ством блага и истины, и Церковь проистекает из этого супружест­ва. Поскольку Церковь неодинаково обустроена в разных частях Земли, души людей также неодинаковы. Таков источник внутрен­них сходств и различий, и формы браков тоже обусловлены им.

Но внешние сходства или различия относятся не к душе, а к характеру. Под характером я разумею чувства и порождаемые ими внешние наклонности. Они приобретаются постепенно по­сле рождения, главным образом благодаря полученным знаниям и общению с другими людьми, а также привычкам, которые они прививают. Когда кто-то говорит: «Я настроен делать то-то и то-то», — такие слова выражают чувства и наклонности. Кроме того, характер обычно складывается под влиянием отношения к тому или иному образу жизни, который присущ данному человеку. Вот откуда в нас появляются наклонности вступить в брак даже с че­ловеком неравным себе и отказаться от брака с равным себе. По прошествии некоторого времени, проведенного вместе, такие браки складываются по-разному, в зависимости от наследствен­ных сходств и различий, а также от образованности, и различия между супругами ведут к холодности.

То же касается различий в манерах — например, в браке грубо­го мужчины или женщины с утонченным партнером, или же акку­ратного человека с небрежным, задиристого с мирным — одним словом, невоспитанных мужчины или женщины с воспитанным партнером. Подобные браки напоминают скрещиванье разных ви­дов животных, которые не могут быть вместе вследствие сущест­вующих между ними различий: баранов и коз, ослов и мулов, кур и гусей, воробьев и благородных птиц, даже собак и кошек. Среди людей такие различия проявляются не в повадках, ко в лицах.

247 (11) Второй внешней причиной холодности является мне­ние, будто супружеская любовь ничем не отличается от блудной, кроме того обстоятельства, что первая дозволена законом, а вторая — нет. Разуму совершенно очевидно, что по­добные взгляды ведут к холодности, если принять во внимание, что супружеская любовь и любовь в блуде прямо противоположны друг к другу. Когда кто-нибудь мыслит эти два вида любви подоб­ными, они смешиваются в его уме, и он начинает смотреть на свою жену как на продажную женщину, а супружество считать чем-то нечистым. Такой человек становится прелюбодеем в душе, если не наружно. Неизбежным результатом такого отношения к супруже­ству оказываются презрение, ненависть и отвращение—и через то ледяная холодность — между мужчиной и женщиной, ибо ничто не способствует в такой мере холодности в браке, как любовь к блуду. Эта любовь превращается в холодность, и потому она в са­мом деле может быть названа так: холодность в супружестве.

248 (12) Третья внешняя причина холодности — стремление властвовать над партнером. Так происходит потому, что глав­ная цель супружеской любви состоит в единении воль и в свободе, которая из него проистекает. Стремление к владычеству или без­раздельному господству разрушает такое единение. То и другое противополагают намерения супругов и превращают свободу, об­ретаемую в согласии, в рабство. Пока продолжается такое сопер­ничество, дух одного супруга стремится к насилию над другим. Ес­ли бы вы могли видеть в духовном свете, что творится в их головах, они предстали бы перед вами в облике воинов с кинжалами в ру­ках, и вы бы увидели, что они то ненавидят своих супругов, то рас­положены к ним — ненавидят в пылу борьбы и расположены, ког­да полны вожделения и хотят над ними властвовать. После того как один супруг одерживает победу, агрессия уходит из внешнего ума вовнутрь и остается там, служа источником беспокойства. Вследствие этого и победитель, и побежденный холодны друг к другу. Победитель холоден потому, что супружеская любовь по­кинула его, и ее отсутствие есть не что иное, как холодность. Те­перь любовь заменяет пыл победы, который совершенно не согла­суется с теплом супружества, но может проявляться как согласие через посредство похоти. Согласно безмолвному пониманию меж­ду супругами, может показаться, что на смену любви пришла дружба, но различие между истинной и рабской дружбой супругов по­добно различию между светом и тьмой, подлинным огнем и види­мостью огня. Оно подобно различию между дородным человеком и тем, в ком лишь кожа да кости.

(13) Четвертая внешняя причина холодности — неспособ­ность избрать себе какое-либо занятие, что порождает в че­ловеке ненасытное вожделение. Люди рождены для полезной деятельности, ибо последняя есть сосуд блага и истины. Способ­ность к творчеству и любовь в супружестве проистекают из су­пружества блага и истины (см. главу о происхождении супружес­кой любви, № 83—102). «Занятие» означает всякий полезный труд. Следовательно, когда человек занят каким-либо полезным трудом, его разум заключен в некие границы, внутри которых ум постепенно обретает истинно человеческую форму. Разум мо­жет, словно из окна собственного дома, рассматривать различ­ные соблазны и, полагаясь на свою внутреннюю разумность, не впускать их внутрь себя. Таким образом, он держит на отдале­нии неистовства блуда. Вот почему тепло супружества сохраняет­ся лучше и дольше у таких людей.

Прямо противоположное происходит с теми, кто предается лени и праздности. Их разум не знает границ и пределов, и такие люди позволяют всяким бесполезным и глупым предметам запол­нять его и увлекать неведомо куда. Ясно, что это делает невоз­можным и любовь к супружеству, поскольку лень и праздность лишают человека и ума, и силы. Такой человек становится нечув­ствительным ко всякой живой любви — особенно любви супруже­ской, из которой, как из кипящего источника, вырываются энергия и радость жизни. Однако супружеская холодность в них отличает­ся от холодности других. Она есть воистину отсутствие супружес­кой любви, но лишь в силу нерасположенности к ней.

(14) Пятая внешняя причина холодности —различие в об­щественном положении и состоянии. Существует множество различий в общественном положении и состоянии между людь­ми, которые, когда люди живут вместе, разъедают супружескую любовь, зародившуюся еще до брака. Они могут быть обозначены как различия в возрасте, положении и имущественном состоя­нии. Нет нужды доказывать, что неравные браки порождают холодность — таковы браки юноши со старой женщиной или юной девушки с дряхлым стариком. То же относится и к общественно­му положению, что особенно очевидно в случаях брака принца со служанкой или благородной дамы со слугой. То же самое касает­ся и имущественного состояния, если только супруги не имеют одинаковых наклонностей и привычек, которые удерживают их вместе, или не относятся с уважением к пристрастиям и желани­ям друг друга. Но во всех таких случаях, если один супруг соглаша­ется с другим вследствие его более высокого положения в обще­стве или богатства, он делает это из угодничества, каковому также сопутствует холодность в отношениях. Это браки не духа и сердца, а уст и имен. Ими хвастается человек низкого звания, и их стыдится человек благородного происхождения.

Однако на небесах не существует неравенства в возрасте, зва­нии или богатстве. Что касается возраста, то все их обитатели вечно находятся во цвете лет. А общественное положение всяко­го они определяют по его полезным делам. Более выдающиеся относятся к менее выдающимся как к своим младшим братьям. Они не думают, что звание важнее обязанностей, придерживаясь как раз обратного мнения. И когда юные девы выходят там замуж, никто не интересуется их родословной, поскольку никто не зна­ет, кто был их отцом на земле. Господь есть Отец для всех.

То же самое относится и к богатству. Богатством на Небе яв­ляется способность быть мудрым, и они все обладают им в соот­ветствии со своими способностями (см. № 229 о супружестве на небесах).

251 (15) Существует и несколько причин разделения. Существует разделение ложа и разделение хозяйства, и каждое из них имеет множество причин. Здесь мы коснемся только законных причин. Причины разделения совпадают с причинами обладания любовни­цей, и во второй части настоящей книги им посвящена отдельная глава (гл. XX). Законные причины разделения указаны ниже.

252 (16) Первая причина законного разделения — умственное расстройство, поскольку супружеская любовь есть соединение умов. Следовательно, если ум одного из супругов отворачивается от ума другого, союз распадается, и вместе с ним гибнет любовь. В боль­шинстве случаев условием разделения супругов являются мания, одержимость, безумие, умственная отсталость и идиотизм, потеря памяти, тяжелая форма истерии и крайнее простодушие, препятст­вующее познанию блага и истины, упорное нежелание принять все, что является справедливым, чрезмерное пристрастие к разговорам только о незначительных и пустячных предметах, неодолимое же­лание разглашать домашние секреты, а также ссориться, драться, поступать дурно, красть, лгать, обманывать и богохульствовать; так­же пренебрежение детьми, неспособность владеть собой, несдер­жанность, мотовство, пьянство, неряшливость, бесстыдство, заня­тие колдовством, распущенность и многое другое.

Когда мы говорим здесь о законных причинах, речь идет о тех, что признаются законными в отношении к супругу, а не о тех, ко­торые регламентированы законом. Разделение хозяйства в дейст­вительности редко признается судьей.

253 (17) Вторая причина законного разделения — физическое нездоровье. Это не касается временных заболеваний, которые по­ражают одного из супругов, а затем проходят. Речь идет о неизле­чимых недугах. Таковых насчитывается великое множество, на­пример, заразные болезни, поражающие весь организм: злокачественные инфекционные лихорадки, проказа, венеричес­кие болезни, гангрена, рак и проч. Также болезни, которые скру­чивают все тело и делают невозможным сожительство или по­рождают вредные выделения и зловоние, исходящее от поверхности тела или из внутренностей, особенно из живота - и легких. На поверхности тела это — злокачественные оспины, бородавки, прыщи, цинга, заразная часотка, особенно если эти недуги делают отвратительным лицо. Среди выделений из живо­та таковы смрадный и гнилостный дух, вызванный несварением, а из легких — зловонное дыхание, которое происходит от различ­ных воспалительных процессов и заражения крови и лимфы или от нечистых примесей в них. Есть и другие болезни такого свой­ства: например, частая потеря сознания, приводящая к дряблости тела и утрате сил; паралич, который представляет собой расслаб­ление мембран и связок, обеспечивающих способность двигаться; также некоторые хронические недуги, обусловленные потерей эластичности сухожилий и способности нервных окончаний рас­тягиваться после чрезмерного сжатия и от ненормального соста­ва жизненных соков; эпилепсия; неизлечимые последствия апоплексического удара; некоторые недуги, точащие тело; колики, непроходимость семенных путей; хронические заболевания ки­шечника и прочие болезни такого рода.

254 (18) Третья законная причина для разделения — импотен­ция до женитьбы Она может быть причиной разделения, по­скольку целью брака является произведение потомства, что не­возможно для страдающих импотенцией. Зная о своем недуге, они сознательно лишают своих жен этой надежды, которая пита­ет и укрепляет супружескую любовь.

255 (19) Прелюбодеяние есть причина для развода. Тому есть множество причин, которые внятны уму, но в наши дни не очевид­ны. В свете разума супружество свято, а прелюбодеяние — низмен­но, так что супружество и прелюбодеяние диаметрально противо­положны друг другу. Когда противоположности воздействуют друг на друга, одно из них уничтожает другое без остатка. Такое случается с браком, когда женатый мужчина совершает прелюбо­деяние намеренно и, следовательно, с определенной целью. Те, кто что-то знает о небесах и аде, могут видеть причины тому в бо­лее ясном и разумном свете. Они знают, что супружество и прелю­бодеяние совместимы друг с другом не больше, чем Небо и ад. Они знают, что, если то и другое совмещаются в человеке, небеса тот­час оставляют его, а ад в него входит. Вот почему прелюбодеяние есть причина развода. А потому Господь говорит, что тот, кто раз­ведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует (Матфей 19:9). Он говорит, что человек совершает прелюбодеяние, если дает жене развод по любой при­чине кроме прелюбодеяния и женится на другой, поскольку «раз­вод» в данном случае означает полное разлучение умов. Сие назы­вается разводом. Но «разводиться с женой» по другим причинам соответствует упомянутым выше разделениям. Если человек берет себе новую жену после разделения, он совершает прелюбодеяние, а если после развода, то прелюбодеяния на нем нет.

256 (20) Существует много побочных причин холодности, и первой из них является пресыщенность половыми сношени­ями, порожденная их злоупотреблением. Такова первая побоч­ная причина холодности, поскольку она свойственна тем, кто думает о супружестве и жене с похотью, но не тем, кто считает брак святым и питает к жене доверие. Наслаждения становятся скучны и утомительны, когда ими злоупотребляют, как можно видеть на примере театров, концертов, танцев, банкетов и прочих развле­чений, которые, сами по себе приятны, ибо освежают дух. То же относится к совместной жизни и половым сношениям между су­пругами — особенно теми, кто не связывает половую любовь с ис­тинной любовью друг к другу и, когда теряют способность к поло­вой любви, по своему неразумию думают, что половая любовь есть нечто обыденное, ибо она всегда дозволяется. Нет нужды гово­рить, что это является одной из причин холодности для таких лю­дей. По своей природе это причина случайная, лишь дополняющая главную—холодность. Жены наделены врожденным благоразуми­ем, и они могут различными способами отстранять от себя мужей, дабы избежать холодности, возникающей таким образом.

Совершенно иначе обстоит дело с теми, кто думает о своих женах целомудренно. Доступность половой любви как раз и со­ставляет наслаждение ангельской души и вместе с тем является сосудом супружеской любви. Ибо ангелы испытывают наслажде­ние и действенность такой любви всякий раз, когда разум мужа, будучи всецело послушен его воле, ясен и безмятежен.

(21) Вторая побочная причина холодности заключается в том, что совместная жизнь в браке кажется вынужденной и несвободной. Такое случается лишь с теми, чья супружеская лю­бовь холодна в самой сердцевине. Она добавляется к внутренней холодности и становится ее сопутствующей причиной. Людей та­кого рода внебрачные связи очень возбуждают, потому что они стремятся к ним и любят их, а холодность одного вида любви предполагает присутствие жара в другом. Этот жар неощутимо присутствует в глубине холодности, ибо, если бы этого жара не было, не было бы и стремления к половым связям. Такой иссуша­ющий жар и порождает чувство несвободы, усугубляемое тем, что супруг считает узы и обязательства, налагаемые законом, не­рушимыми. Все обстоит иначе, если супруги эти узы расторгают.

Для тех же, кто презирает внебрачную любовь и полагает, что любовь в супружестве не только проистекает от Кеба, но есть са­ма небесная жизнь, все обстоит противоположным образом -— и тем более для тех, кто в самом деле так поступает. Брачный союз с его соглашениями и закон с его обязательствами вписаны в их сердца и с течением временем укореняются в них все глубже. Для них узы брака не установлены писаным договором или зако­ном, ибо и то, и другое от сотворения мира свойственно той люб­ви, которой они обладают. Вот откуда проистекают союз и закон в этом мире, а не наоборот. Поэтому все в их любви дышит свобо­дой, и не может быть свободы, если нет любви. Слышал я от ан­гелов, что свобода истинной супружеской любви — величайшая, ибо такая любовь — превыше всех.

258 (22) Третья побочная причина холодности заключается в том, что жена любит властвовать и поучать в делах любви. Среди ангелов на небесах- жены никогда не отказывают мужьям и не сопротивляются, как случается на земле, и ангельские жены на небесах говорят о любви, а не молчат о ней, как поступают не­которые жены на земле. Мне не позволено говорить о причинах этих различий, ибо говорить об этом было бы не совсем пристой­но. Но прочтите замыкающие эти главы четыре рассказа, в кото­рых ангельские жены свободно раскрывают сии различия своим мужьям. Это три жены в доме, над которым пролился золотой дождь (№№ 1556, 208), и семеро жен в саду роз (№№ 293—294).

259 (23) Четвертая побочная причина холодности состоит в том, что муж день и ночь думает, что жена преисполнена желания, а жена, со своей стороны, думает, что у мужа же­лания нет.

Я оставляю без комментариев тот факт, что первое порождает холодность в мужьях, а второе убивает любовь в женах. Мужьям, знающим секреты супружеской любви, известно: если муж думает, что жена испытывает желание всякий раз, когда она его видит или лежит с ним рядом в постели, это вселяет в него холодность. И на­против, если жена думает,, что муж способен войти в нее, но не хо­чет, она утрачивает к нему любовь. Это добавлено для того, чтобы изложение в сей книге было полным и охватывало все наслажде­ния, проистекающие из мудрости супружеской любви.

260 (24) По мере того, как холодеет ум, тело также холодеет, и умственная холодность ведет к тому, что и тело замыкает­ся от мира. В наши дни полагают, что разум человека находится в голове, а вовсе не в его теле — однако же душа и разум пребыва­ют одновременно и в голове, и в теле. Душа и разум суть одно. Они образуют дух человека, который продолжает жить после его смер­ти, и в моих книгах показано со всей очевидностью, что дух этот по-прежнему имеет человеческий облик. Вот почему каждый, говоря о чем-либо словами, способен передать свою мысль жестом, едва он об этом подумает. И как только человек что-то пожелает, он тотчас может выразить свое желание посредством различных час­тей тела. Это было бы невозможно, если бы душа и разум не нахо­дились вместе в теле и не составляли бы один и тот же духовный лик. Отсюда следует, что, когда разум содержит в себе супружес­кую любовь, последняя может воплощаться в теле. Любовь же есть тепло, и потому она раскрывает тело изнутри. И наоборот: отсутст­вие любви, которое есть холод, способствует тому, что тело закры­вается от мира. Отсюда можно понять, почему ангелы вечно обла­дают половой силой, а люди, охваченные холодом, лишены ее.

261 Прибавлю к сказанному три достопамятные истории. Вот пер­вая. В верхней северо-восточной стороне духовного мира есть ме­ста наставлений — для мальчиков, юношей, мужчин и стариков. Сюда приводят тех, кто умер в младенчестве и проходит обучение на небе. То же происходит и с теми, кто только что умер и хо­чет узнать больше о небесах и аде. Эта область находится на вос­токе, чтобы наитие Господа могло охватить всех, ибо Господь есть восток, где Он является в образе солнца, каковое есть чистая лю­бовь, исходящая от Него. Таким образом, сущность солнечного тепла—это любовь, а сущность его света—мудрость. Господь вдох­новляет людей этими любовью и мудростью в той мере, в какой они могут их воспринять, так что каждый получает соответственно сво­ей любви к мудрости. После того как обучение закончено, тех, кто стяжал мудрость, называют учениками Господа. Сначала они от­правляются на запад, и те из них, кто не желает остаться там, идут на юг, а потом некоторые через юг переправляются на восток. Так они вступают в сообщества, в которых будут жить.

Однажды я размышлял о небесах и аде и захотел получить ос­новное знание о них, ибо тот, кто обладает основным знанием, способен сам постичь различные подробности. Охваченный этим желанием, я посмотрел на север и восток—туда, где наставляют­ся души, и вдруг передо мной открылась дорожка. Я пошел по ней и пришел в школу, где находились юные ученики. Я спросил старших учителей той школы, имеют ли они основное знание - о небесах и аде. Они ответили, что немного осведомлены об этих предметах. «Но если мы посмотрим на восток, где Господь, мы бу­дем просвещены и будем знать».

Они сделали так и сказали: «Существуют три главных истины об аде, и они прямо противоположны сведениям о небесах. Эти три истины об аде касаются трех видов любви: любви к властво­ванию вследствие себялюбия, любви к обладанию тем, что при­надлежит другим вследствие любви к миру, и любви к блуду. Главнейшие же сведения о небе тоже касаются трех видов любви, противоположных только что упомянутым. Таковы любовь к вла­ствованию вследствие любви к благополезной деятельности, лю­бовь к обладанию земными вещами вследствие любви к доброму их употреблению и любовь истинного супружества».

Когда они сказали мне это, я пожелал им мира и отправился до­мой. Когда же я возвратился в свой дом, голос с небес воззвал ко. мне: «Исследуй тщательно эти три главнейшие истины, и мы увидим их в твоей руке». Мне было сказано «в твоей руке», поскольку все, что мы исследуем в уме, ангелам видится написанным на ладони.

262 Засим я исследовал первую истину адской любви — любовь к властвованию вследствие себялюбия, а следом соответствую­щую небесную любовь—любовь к властвованию вследствие люб­ви к благополезной деятельности. Мне не было дозволено рас­сматривать эти два вида любви раздельно, поскольку они противоположны, и ум не может постичь одну из них, не постигая одновременно другую. Прекрасное лицо особенно приметно в сравнении с лицом безобразным.

Исследуя любовь к властвованию вследствие себялюбия, я мог увидеть, что эта любовь целиком принадлежит аду, так что она свойственна тем, кто находится в низших его кругах. Любовь же к властвованию вследствие любви к благополезной деятельности, является всецело небесной, и ею обладают те, кто находится * в верхних небесах. Первая любовь целиком принадлежит аду по­тому, что проистекает из собственного «я» человека, которое рождено во зле, а зло есть противоположность Господа. Следо­вательно, чем больше люди утверждают себя в этой любви, тем больше они отвергают Бога и предметы Церкви, которые священны, и тем больше боготворят себя и природу. Если людям, приверженным этой любви, угодно, они могут и сами исследовать ее. Кроме того, такая любовь все время стремится вверх, если не наталкивается на непреодолимую преграду. Если же она обузда­на, она постоянно негодует и печалится о том, что не может под­няться выше еще на одну ступеньку.

Политических деятелей такая любовь толкает к тому, чтобы подняться до положения короля или императора, и такие люди хотят властвовать над всем миром. У священников такая любовь порождает жажду уподобиться богу и, ежели возможно, власт­вовать над небесами и получить прозвание бога богов. Из сказан­ного ниже станет ясно, что ни политические деятели, ни священ­ники такого рода не признают Бога в своем сердце. Те же, кто хочет властвовать вследствие любви к благополезной деятельно­сти, желают властвовать не от своего имени, но от имени Госпо­да — ибо любовь к такой деятельности исходит от Господа и сама есть Господь. Они полагают, что почетные звания суть способ быть полезным, а это они ценят гораздо более, чем почет.

Когда я размышлял об этих вещах, ангел Господень сказал мне: «Сейчас ты убедишься, насколько адской является такая лю­бовь». Внезапно слева от меня разверзлась земля, и из ада вышел дьявол. На голове у него была квадратная шапка, надвинутая на самые глаза. Лицо его было сплошь покрыто прыщами, как будто он болел лихорадкой, глаза пылали злобой, а грудь вздымалась, как гора. Изо рта валил дым, как из печи. Его бока были объяты огнем. Вместо ступней у него были голые кости, а тело его исто­чало смрадный жар.

Ужаснувшись этому зрелищу, я крикнул: «Не подходи ко мне! Скажи мне, откуда ты».

«Я из преисподней, — ответил он грубо, — и я принадлежу вместе с двумя сотнями других к самому великому из сообществ. Мы все — императоры над императорами и короли над королями, герцоги над герцогами и принцы над принцами. Мы сидим на тро­нах над тронами и посылаем оттуда повеления всему миру и тому, что за его пределами».

Я сказал: «Разве ты не видишь, что ты безумствуешь, приписы­вая себе такое величие?»

«Как смеешь ты говорить так? — ответил он. — Мы видим, что мы в самом деле таковы, и наши товарищи согласны с нами».

У меня пропало желание объяснять ему, что он безумен, когда я услышал это, ибо он в самом деле обезумел от своей фантазии. И я узнал, что этот дьявол при жизни в мире был управляющим в чьем-то доме и возымел столь высокое мнение о себе, что стал презирать все человечество и даже уверил себя в том, что стоит выше королей и императоров. Это привело его к отрицанию Бо­га и священных предметов Церкви, которые он счел пригодными только для темного простонародья.

«Ну, а ты и твои две сотни, — сказал я наконец, — долго ли вы собираетесь прославлять себя там?»

«Целую вечность, — ответил он. — Только те, кто мучает дру­гих за то, что они не считают их великими, опускаются еще ниже. Мы можем прославлять себя, но нам не дозволяется причинять вред другим».

Тогда я сказал: «А знаешь ли ты, какова участь тех, кто уходит еще ниже?»

«Они попадают в некую тюрьму, где с ними обращаются очень грубо, и там они трудятся».

«Будь осторожен. Не опустись ниже сам», — сказал я дьяволу.

Засим земля вновь разверзлась, на сей раз справа от меня, и из нее вышел еще один дьявол. На его голове было нечто вроде ти­ары, составленной из свернувшейся клубком большой змеи, глава которой приподнималась кверху. Его лицо было изъедено прока­зой от лба до подбородка, и таковы же были руки. Торс его был обнажен и черен, как сажа, и сквозь него светилось нечто похо­жее на огонь в очаге. Его колени тоже имели вид ядовитых змей. Увидев его, первый дьявол пал на колени и поклонился ему.

«Зачем ты это делаешь?» — спросил я его.

«Он — бог неба и земли, — ответил первый дьявол, — и он все­могущ».

Я спросил второго дьявола: «Что ты на это скажешь?»

И он ответил: «Что я могу сказать? Я обладаю властью над всем небом и всем адом. Судьбы всех душ — в моих руках».

«Как же может тот, кто считает себя государем среди госуда­рей вот так подчиниться и как можешь ты принять его поклоне­ние?»—спросил я.

«В любом случае он — мой слуга, — сказал второй дьявол. — Кто такой государь перед Богом? В моей руке я держу скипетр громовержца, способный все обратите в прах».

«Как можешь ты быть столь безумен? — спросил я. — В этом мире ты был низшим священником, но возомнил о себе, что име­ешь ключи и власть вязать и освобождать. И вот в припадке вели­чайшего безумия ты решил, что ты и есть сам Бог».

Эти слова рассердили его. Он стал клясться, что он и есть на­стоящий Бог и что Господь «не имеет власти над небом, ибо он передал ее нам. Нам нужно только повелевать, и небеса и ад бу­дут почтительно повиноваться нам. Если мы отправим кого-ни­будь в ад, дьяволы тотчас примут его, и так же поступят ангелы, если мы отправим кого-нибудь на небо».

Я спросил его: «Сколько же членов в вашем сообществе?»

«Три сотни. И все они — боги, — ответил он. — Но я — бог сре­ди богов».

Тут земля разверзлась под ногами моих собеседников, и они оба провалились в свои чертоги ада. И я мог видеть, что под ни­ми находятся работные дома, и те из обитателей ада, которые му­чают других, опускаются туда. Каждый в аду волен жить сообраз­но своим фантазиям и наслаждаться ими, но ему не дозволяется мучить других. Они живут так потому, что они таковы в их духов­ном состоянии, а после того как дух отделяется от тела, каждый получает полную свободу действовать в согласии со своими чув­ствами и мыслями, которые из них проистекают.

Потом я оглядел их адские чертоги. Ад, в котором находились «императоры императоров и короли королей», был полон гряз­ных существ, которые имели вид диких зверей с горящими глаза­ми. А в аду, где находились «боги богов», обитали страшные ноч­ные птицы, которых называли очим и цим'. Такими виделись мне образы их фантазий.

Эти видения показали мне, что такое себялюбие в делах политики и себялюбие в делах Церкви. Первое проявляется в желании быть им­ператором, второе — в желании быть богом. Когда их себялюбие ни­чем не сдерживается, люди действительно хотят быть тем и другим.

* Эти слова встречаются в Ветхом Завете, в частности, в Книгах Исайи (13:21) и Иеремии (50:39) и, как принято считать, обозначают «ухающих ночных птиц». В русском переводе эти птицы названы «филинами».

265 Тут вновь мне открылся ад, и я увидел двух человек. Один из них сидел на лавке, а его ноги стояли в корзинах со змеями, и змеи обвивали его туловище и тянулись к шее. Другой же сидел на ог­недышащем осле, а бока животного тоже обвивали змеи, и их го­ловы и шеи были обращены в ту же сторону, что и тело всадни­ка. Я узнал, что это были папы, которые отняли у императоров их владения и грубо обращались с ними в Риме, куда те пришли при­служивать и поклоняться им. Корзины со змеями и огнедышащий осел со змеями по бокам обозначали их страсть повелевать вследствие себялюбия. Но я риал, что такие видения доступны только тем, кто смотрит на них издалека. Там было несколько духовных лиц, и я спросил их, знают ли они этих пап. И они ответили мне, что знают их и были с ними знакомы.

266 После того как я увидел эти и другие страшные вещи, я посмот­рел вокруг и заметил неподалеку от себя двух беседующих ангелов. На одном из них была шерстяная тога ярко-пурпурного цвета, а под ней туника из светлого полотна. На другом было такое же одеяние алого цвета, а на голове — тиара, справа украшенная рубинами. Я приблизился к ним, сказал: «Мир вам!» и спросил почтительно: «Что вы делаете здесь?»

«Господь послал нас с небес побеседовать с вами о благой жизни тех, кто хочет властвовать потому, что любит делать по­лезные дела, — ответил один из ангелов. — Мы поклоняемся Гос­поду. Я — государь сообщества, а он — верховный священник».

Государь сказал мне, что он — слуга своего сообщества, пото­му что служит ему тем, что приносит пользу. Другой ангел сказал, что он — священник сообщества, поскольку руководит святой службой ради пользы душ его членов. Оба они сказали, что испы­тывают вечную радость, которая дается им от Господа. И еще они сказали, что в их сообществе все вещи сияют чистым золотом и драгоценными камнями и там есть прекрасные дворцы и парки. «Мы живем так потому, что наша любовь к властвованию происте­кает не из себялюбия, а из любви к благополезной деятельности. Любовь к такой деятельности происходит от Господа, поэтому все полезные деяния излучают сияние на Небе. В нашем сообществе каждый обладает этой любовью, так что свет там, исходя из осле­пительного сияния солнца, окрашивает всю атмосферу в золотые тона. Ослепительное сияние солнца соответствует этой любви».

При этих словах я заметил вокруг них светлый нимб и почувство­вал сладостный аромат. Я сказал им об этом и попросил добавить что-нибудь к сказанному о любви к благополезной деятельности.

И они сказали: «Мы, конечно, стремились к положению, кото­рое занимаем сейчас, но лишь для того, чтобы лучше осуществить наше стремление быть полезными и распространить благополезную деятельность еще шире. Да, мы окружены почетом и принима­ем его — но лишь ради блага общества, а не ради нас самих. Ибо на­ши братья и товарищи среди простых людей едва ли понимают, что почести, соответствующие нашему положению, нам не принадле­жат, а польза от того, что мы делаем, проистекает не от наших дел. Ибо мы знаем, что оказываемые нам почести, в сущности, подобны одеждам, нас прикрывающим. Мы полагаем, что польза, которую мы приносим, проистекает из любви к тому, что дано нам Господом, и блаженство этой любви проистекает из общения с другими благо­даря полезным делам.

Еще мы знаем из нашего опыта, что пока занимаемся благопо­лезной деятельностью из любви к ней, наша любовь растет, а вме­сте с нею растет и мудрость, которая делает возможным общение. Но блаженство покидает нас в той мере, в какой мы обращаем на­шу деятельность на самих себя, не вступая в общение с другими. Тогда дела наши становятся подобными пище, которая не может питать тело, но остается непереваренной и вызывает тошноту. Одним словом, все Небо подобно одному благополезному сосуду. А что такое полезные дела, как не деятельная любовь к ближне­му? И чем держатся небеса, как не этой любовью?»

Выслушав их, я спросил: «Как можно знать, делаем ли мы что-то из себялюбия или из любви к благополезной деятельности? Каждый человек — добрый или злой — делает нечто полезное, и делает это из любви. Предположим, есть сообщество, состоя­щее сплошь из ангелов, и сообщество, которое состоит из дьяво­лов. Я думаю, что дьяволы в своем сообществе из себялюбия и тщеславия сделают столько же полезных дел, сколько ангелы в своем сообществе. Кто же способен определить, откуда проис­текают полезные дела и какая любовь порождает их?»

Ангелы ответили: «Дьяволы делают полезные дела из себялю­бия и ради славы — чтобы получить более высокое звание или раз­богатеть. Ангелы не делают полезных дел по этим причинам, но ра­ди того, чтобы быть полезными другим и из любви к благополезной деятельности. Человек не видит здесь различия, но Господь видит. Всякий, кто верует в Господа и бежит от зла по причине того, что это грех, делает полезные дела по воле Господа. Но всякий, кто не верует в Господа и не сторонится зла по причине того, что это грех, делает полезные дела от себя и ради себя. Таково различие между полезными делами, которые делают дьяволы и ангелы».

Сказав сие, ангелы ушли, и я видел, как вдалеке огненная ко­лесница вознесла их на небо, как Илию.

267 Вторая история. Спустя некоторое время я попал в некую ро­щу и гулял там, размышляя о людях, которые находят удовольст­вие в фантазиях о том, что они обладают всем на свете. Вдалеке я увидел двух ангелов, которые беседовали между собой и время от времени смотрели в мою сторону. Тогда я подошел к ним, и они сказали мне: «Нам кажется, вы помышляете как раз о тех ве­щах, о которых мы только что говорили, или же мы говорим о том, о чем вы помышляете. Наши чувства позволяют нам пони­мать мысли на расстоянии».

Тогда я спросил их, о чем они беседовали. Они ответили, что беседовали о фантазии, вожделении и понимании, а в самое по­следнее время — о людях, которым нравится воображать, что они обладают всем на свете. И я попросил их поведать мне, что они ду­мают об этих трех вещах — фантазии, вожделении и понимании.

И они сказали мне: «Каждый рождается с вожделением в сердце, но получает внешнее понимание вследствие образова­ния. И никто не может обладать внутренним пониманием и еще менее быть мудр духом иначе, кроме как от Господа. Ибо каждый удерживается от злых вожделений в той мере, в какой помнит Господа и живет в единстве с Ним. Без этого человек есть одно чистое вожделение. Однако же внешне он обладает разумением благодаря образованию. Ибо люди вожделеют почестей, бо­гатств или знатного положения, но никто не может получить это, если не представляется окружающим нравственным и духовным и, следовательно, благоразумным и мудрым. Поэтому люди учат­ся выглядеть такими с детства. Вот почему человек совершенно меняется и гонит от себя себялюбие, едва попав в какую-нибудь компанию. Тогда он говорит и действует сообразно представле­ниям о правильном поведении и целомудрии, которые усвоил с детских лет и хранит в своей телесной памяти. Он очень заботится о том, чтобы не показаться окружающим себялюбивым. По­этому каждый, кто в душе своей не ведом Господом, является об­манщиком, лицемером и, следовательно, человеком только по внешнему облику. Можно сказать, что его оболочка, или тело, мудра, а его сердцевина, или душа, безумна, и что внешне он че­ловек, а внутри зверь. Такие люди выпячивают свои спины вверх, а грудь — вниз, так что они ходят как бы чем-то подавленные: их головы свешиваются вниз, и лица обращены к земле. Когда они освобождаются от телесной оболочки, они предаются безумст­вам своих необузданных вожделений. Ибо те, кто поглощен себя­любием, исполнены жгучего желания повелевать миром и даже еще более расширить его границы, дабы дальше распространить свое владычество. Они никогда не бывают довольны.

Преисполненные мирской любовью хотят обладать всем в ми­ре. Они печалятся и завидуют, если кто-то отнимает у них их богат­ства. Поэтому, чтобы они не превратились окончательно из людей в чистую алчность, в духовном мире им позволено думать под воз­действием страха — страха потерять свою репутацию, а с нею свои достоинство и богатство, а также страха закона и предписанного им наказания. Им также дозволено прилагать свой ум к некоторым занятиям, которые поддерживают их на плаву, то есть в разумном состоянии, как бы ни были они безумны внутри».

Потом я спросил, пребывает ли в своих фантазиях всякий, кто одержим вожделением. Они ответили: «Те, кто имеет тайные по­мыслы и слишком предается воображению, разговаривая с собой, действительно живут в фантазиях своего вожделения. У них дух почти совершенно отделен от тела, и то, что они видят, подавля­ет их способность понимать, и им приятно воображать, что они обладают всем в мире. Человек оказывается в состоянии этой бредовой фантазии после смерти, если дух его отделился от тела, и он не отвергнет удовольствия своего безумия, обратив свои по­мыслы, как учит религия, к размышлениям о зле и ложных идеях. Еще меньше он склонен думать о необузданном себялюбии и о том, как оно убивает любовь к Господу, а также о том, как ни­чем не сдерживаемая любовь к миру губит любовь к ближнему».

Потом ангелы захотели посмотреть на людей, которые извле­кают из своей мирской любви призрачную грезу или фантазию о том, что они владеют целым миром. Я тоже захотел взглянуть на них. Мы знали, что нам было дозволено желать этого, чтобы мы могли знать о таких людях, так что мы посмотрели друг на друга и сказали: «Пойдемте».

Эти люди жили под землей, но выше ада, и под ногами мы уви­дели ступени, ведущие вниз. Мы стали спускаться, и кто-то сказал нам приблизиться к тем людям с востока, чтобы не попасть в темное облако их фантазии, которое могло на время помрачить наши пони­мание и зрение. И мы увидели дом из тростника, так что в нем было множество стеблей. Он стоял в плотном облаке, которое вилось в воздух, как дым, выходя из стеблей. Мы вошли в него и увидели там и здесь человек пятьдесят, которые сидели на лавках лицом к севе­ру и западу. Перед каждым стоял столик, на котором лежал толс­тый кошелек, а вокруг было рассыпано много золотых монет.

Мы спросили: «Это что, богатства всех людей в мире?»

«Не всех, — ответили нам, — но всех живущих в нашем царстве».

Эти люди шипели в разговоре, а лица у них были круглы и име­ли желтоватый оттенок, как чешуя у змеи. Зрачки их глаз отсвечи­вали зеленым цветом, который был порожден светом их фантазии.

Встав посреди них, мы спросили: «Верите ли вы, что обладае-' те всеми богатствами царства?»

И они ответили: «Да, мы обладаем ими».

«Кто же именно?»

«Каждый из нас».

«Что вы имеете в виду, говоря: «каждый»? Вас так много».

«Каждый из нас знает, что чужое — это и его тоже, — ответи­ли они. — Никому не позволено даже думать, а тем более гово­рить: «Мое — это не ваше». Но все мы говорим и думаем так: «Ва­ше — это мое».

Монеты на столе, казалось, были из чистого золота. Но когда мы посмотрели на них при свете с востока, то увидели, что эти «монеты» были маленькие крупинки золота, увеличенные общей фантазией. Они сказали, что каждый приходящий к ним должен принести с собой золото, которые они делят на маленькие части, а потом на крупинки, а те крупинки потом увеличивают до разме­ров монеты силой общей фантазии.

Тут мы спросили: «Разве вы не являетесь от рождения разум­ными людьми? Откуда берутся ваши галлюцинации?»

«Мы знаем, что это полет фантазии, но он чрезвычайно при­ятен нашему разуму, поэтому мы приходим сюда и радуемся так, словно действительно обладаем всем, — ответили они. — Но мы остаемся здесь всего несколько часов. Потом мы выходим отсю­да, и к нам возвращается наше здравомыслие. И все же приятные галлюцинации снова и снова завладевают нами, так что мы вхо­дим и выходим отсюда по очереди и поэтому бываем то мудрыми, то глупыми. Мы знаем также, что тех, кто завладеет богатством другого, ожидает незавидная участь».

«Какова же эта участь?»

«Они проваливаются голыми в некую адскую тюрьму, где долж­ны работать сначала чтобы получить одежду и пищу, а потом — ма­ленькие монеты, которые они собирают и которые становятся самой сладкой отрадой их сердец. Но если они сделают зло своим товари­щам, они должны отдать часть своих монет в качестве штрафа».

Затем мы вышли из этого места преисподней на юг, где нахо­дились прежде, и там ангелы сообщили мне много памятных све­дений о жадности не иллюзорной или воображаемой, а врож­денной каждому человеку.

«Когда они охвачены жадностью, они выглядят полными глуп­цами, но себе кажутся очень мудрыми. Они колеблются между этой глупостью и внешней разумностью, так что признают свое безумие. Но когда они разумны, они жаждут безумия и предают­ся ему, словно отрешаются от чего-то сковывающего и сдержива­ющего, чтобы обрести свободу и наслаждение, так что в глубине души любят не разумность, а жадность.

От сотворения мира каждому человеку свойственны три вида любви: любовь к ближнему, каковая есть любовь к благополезной деятельности, любовь к миру, каковая есть любовь к богатству, и любовь к себе, то есть любовь к господству над другими. Лю­бовь к ближнему или к благополезной деятельности — духовная любовь, любовь к миру или любовь к богатству — материальная любовь, а любовь к себе или господству над другими — физичес­кая любовь. Человек обладает человеческим обликом, когда лю­бовь к ближнему составляет его голову, любовь к миру — тело, а любовь к себе — ноги. Но если головой является любовь к ми­ру — человек подобен горбуну, если любовь к себе — он похож на человека, который стоит на руках, так что голова находится внизу. Когда же головой является любовь к ближнему, а два прочих вида любви тоже располагаются в правильном порядке, человек имеет лик ангельский, и на взгляд того, кто смотрит на него с Неба, его окружает прекрасная радуга. Если же его головой является лю­бовь к миру, для смотрящего на него с Неба он имеет бледное, как у покойника, лицо и желтый нимб вокруг головы. А те, у кого го­ловой является любовь к себе, предстают обитателям небес людь­ми с темным ликом и светлым кольцом вокруг головы».

«А что означают нимбы вокруг головы?» — спросил я.

«Они означают человеческое разумение, — ответили анге­лы. — Светлое кольцо вокруг головы и темный лик означают, что человек разумен в том, что касается поверхности вещей, но глуп там, где речь идет о существе дела. Такой человек здоров телом, но не здоров духом. И никто не может быть здоров духом иначе, как по попущению Господа. Такое случается, когда он рождается снова или когда Господь сотворит его заново».

Тут налево от меня разверзлась земля, и из нее вышел дьявол, над головой которого светилось яркое белое кольцо.

«Кто ты?» — спросил я.

И он ответил: «Я — Люцифер, Сын Зари. Так как я возомнил себя Всевышним, я был низвергнут в преисподнюю». Он считал себя Люцифером, но он не был им.

«Если ты был низвергнут в преисподнюю, как же ты смог вый­ти из нее?» — спросил я.

«Там я дьявол, а здесь — ангел света, — ответил он. — Разве ты не видишь яркое кольцо вокруг моей головы? И если хочешь, ты сможешь убедиться в том, что я — нравственнейший из нравст­венных, разумнейший из разумных, даже духовнейший среди ду­ховных. Я также умею проповедовать и много проповедовал».

«Что же ты проповедовал?»

«Против обмана, прелюбодеяния и всех видов адской любви, — ответил он.—По правде сказать, я называл Люцифера—себя—дья­волом и изрекал заклятья против него — то есть себя — и заслужил похвалы на небесах. Вот почему меня зовут Сыном Зари. Я и сам оза­дачен тем, что, проповедуя с амвона, по моему мнению, говорил ис­кренно и благочестиво. Но я догадываюсь, почему так получилось. Это все было на поверхности, а поверхность в то время была отделе­на от того, чем я был внутри. Но даже поняв это, я не смог изменить­ся, ибо я был слишком горд, чтобы обратиться к Богу».

«Как же ты мог говорить так, когда ты сам — обманщик, пре­любодей и дьявол?» — спросил я.

«Внешне я один человек, а внутри, в духе своем — другой, — ответил он. — Телом я ангел, а духом — дьявол. Телом я следую своей способности быть разумным, но в духе я следую своей воле. Моя способность быть разумным влечет меня вверх, но воля тянет вниз. Когда я сохраняю способность быть разумным, вокруг моей головы светится белый нимб. Когда же моя способность быть ра­зумным полностью уступает воле и становится способностью во­ли понимать — что с нами и происходит в конце концов, — этот свет меркнет, и тогда мы больше не можем подняться к свету».

Потом он стал говорить о своем двойственном состоянии — внешнем и внутреннем — более разумно, чем кто-либо другой. Но вдруг увидел рядом со мной ангелов. Его лицо и голос тотчас увяли. Он весь почернел. Даже нимб вокруг головы стал черным, и он провалился в ад через ту же дыру, из которой вышел.

Из увиденного мной можно было понять, что человек есть в действительности не то, что он способен понимать, а то, что он любит, ибо любовь легко увлекает за собой разум и делает его своим слугой.

«Отчего дьяволы могут быть столь разумны?» — спросил я ан­гелов.

«Вследствие себялюбия, — ответили они. — Ибо себялюбие окружено сообразительностью, которое может возвысить разум до света небес. Разум каждого человека способен подниматься ввысь в соответствии со знанием, которое есть в нем, но только жизнь в согласии с истинами Церкви и разумом может вести вверх волю. Вот почему даже безбожники, чье себялюбие делает их особенно чувствительными ко всему, что касается их репута­ции, и поэтому побуждает гордиться своим умом, обладают даже большей разумностью, чем многие другие. Но только когда они размышляют, а не живут побуждениями воли. Ибо воля с ее по­буждениями владеет внутренним человеком, а мысль владеет внешним человеком».

Еще ангел поведал мне, почему человек обладает тремя упо­мянутыми выше видами любви. Так устроено для того, чтобы его мысли приходили от Бога, как если бы они приходили от него са­мого. Ангел сказал, что лучшие свойства человека обращены к Богу, средние — к миру, а низшие — вниз к самому себе. По­скольку низшие свойства обращены вниз, человеку кажется, что его мысли принадлежат ему самому, хотя они исходят от Бога.

270 Третья история. Однажды утром, когда я спал, мои мысли пришли к неизвестным нам истинам о любви в супружестве, и в конце концов мне явился такой вопрос: где пребывает истин­ная супружеская любовь и где располагается холодность супру­жества? Я знал, что существуют три уровня человеческого ума и что природная любовь находится в низшем из них, духовная — в среднем, а небесная — в высшем. Я знал также, что на каждом уровне имеется супружество истины и блага. Поскольку благо от­носится к любви, а истина — к мудрости, на каждом уровне имеет­ся супружество любви и мудрости. И это супружество есть то же самое, что союз любви и способности быть разумным, ибо воля в

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...