Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Связь супружеской любви с любовью к детям




 

385 Существует немало явных признаков, указывающих на связь между супружеской любовью и любовью к детям, именуемой ро­дительской любовью. И есть также признаки, дающие повод пола­гать, что такой связи нет. Любовь к детям есть в супругах, которые сердечно любят друг друга, и она есть также в тех, чьи сердца пребывают в разладе, а также в разлученных супругах—порой да­же более нежная и сильная, чем у других. И тем не менее можно утверждать, что любовь к детям всегда связана с супружеской лю­бовью вследствие источника, из которого она проистекает. Эти два вида любви, по-разному проявляясь в людях, остаются нераз­дельны — воистину как конец, предуготовленный началом, или результат, который является следствием. Конец, предуготов­ленный супружеской любовью, — это воспитание потомства, а результат, который является следствием, — выросшее потомство. Легко видеть, что предвосхищаемый конец здесь переходит в ре­зультат и с самого начала уже присутствует в нем.

Однако многие начинают рассуждать со следствий и от них переходят к тем или иным заключениям, а не с причин, чтобы по­том аналитическим путем перейти от них к следствиям. Поэтому для таких людей разумное предстает темным и как бы сокрытым в облаке. Такое чрезмерное доверие к явленным вещам приводит к заблуждениям и ошибкам. Но в этой главе будет показано, что супружеская любовь и любовь к детям глубоко связаны друг с дру­гом, и это будет сделано в следующем порядке.-

(1) Две всеобщие ауры исходят от Господа, удерживая мир в его тварном состоянии. Одна их них — аура произведения потомства, а другая — аура защиты потомства.

(2) Эти две ауры сливаются с аурой супружеской любви и аурой любви к детям.

(3) Эти две ауры влияют в целом и в частностях на все, что существует на небе и на земле от начала до конца,

(4) Аура любви к детям — это аура защиты и вскармлива­ния тех, кто не может защитить и кормить себя сам.

(5) Эта аура воздействует и на хороших, и на плохих лю­дей и побуждает каждого любить, защищать и вскармли­вать потомство из любви к самому себе.

(6) Эта аура влияет в особенности на женский пол, то есть на матерей, — а через них также и на мужской пол, то есть на отцов.

(7) Эта аура есть также аура мира и невинности, исходя­щих от Господа.

(8) Аура невинности воздействует на детей, а через них — на родителей.

(9) Она также влияет на души родителей и соединяется с такой же аурой в детях, и она проявляется главным обра­зом через прикосновение.

(10) По мере того, как дети теряют невинность, бли­зость к ним тоже теряется, и так продолжается до тех пор, пока они не покинут родительский дом.

(11) Сознательное отношение родителей к невинности и миру в детях объясняется тем, что дети ничего не пони­мают и не делают сами, но во всем зависят от других, глав­ным образом от отца и матери, и это состояние проходит по мере того, как дети научаются понимать и действовать самостоятельно, не опираясь на других.

(12) Аура любви к обладанию потомством действует по­следовательно от цели через причины к результату, создавая определенные циклы. Это удерживает творение в предуготов­ленном и заданном состоянии.

(13) Любовь к детям идет вниз, а не вверх.

(14) Состояние любви в женах до зачатия отличается от их любви в период от зачатия до родов.

(15) Супружеская любовь связана с любовью к детям в роди­телях по духовным, а следовательно, также природным при­чинам.

(16) Любовь к детям, в духовных супругах отличается от любви к детям в супругах природных.

(17) В духовном супружестве такая любовь проистекает из внутренних и первичных начал, а в природном — из внеш­них и вторичных.

(18) Вот почему такая любовь пребывает как в любящих друг друга супругах, так и в супругах, которые вовсе друг друга не любят.

(19) Любовь к детям остается после смерти, особенно в женщинах.

(20) Эти люди воспитывают детей в соответствии с на­ставлениями Господа, и дети вырастают более крупными и красивыми, чем на земле.

(21) Господь предусматривает, что невинность детства становится невинностью мудрости, и таким образом дети становятся ангелами.

Теперь перейдем к разъяснению указанных тем.

386 (1) Две всеобщие ауры исходят от Господа, удерживая мир в его тварном состоянии. Одна их них — аура произведения потомства, а другая — аура защиты потомства. Божест­венность, исходящая из Господа, являет собой ауру, ибо она ок­ружает Его, наполняет оба мира — духовный и природный — и производит результаты, предустановленные Господом еще до начала времен и проявляющиеся с момента сотворения мира. Все, что проистекает из некоего предмета и окружает его, явля­ется аурой — таковы, например, аура солнечных тепла и света, аура личной жизни вокруг человека, аура запаха, источаемого растением, аура притяжения вокруг магнита и т. д. Но здесь речь идет о наиболее общих аурах, которые исходят от Господа и ок­ружают Его. Аура тепла и света — или аура любви и мудрости — исходит от Господа через солнце и порождает всевозможные следствия, коими является всяческая деятельность. Однако ау­ры имеют разные названия в зависимости от того, какого рода деятельность они производят. Божественная аура, которая из поколение в поколение поддерживает мир в его тварном состо­янии, называется аурой производства потомства, а Божествен­ная аура, которая охраняет потомство при его рождении и в пе­риод его роста, называется защитной аурой. Помимо этих двух Божественных аур есть много других, которые имеют наимено­вания в соответствии со своей природой (см. № 222 выше). Осу­ществление полезных дел посредством этих аур есть Божест­венное Провидение.

387 (2) Эти две ауры сливаются с аурой супружеской любви и аурой любви к детям. Очевидно, что аура супружеской любви есть то же самое, что аура любви к детям, ибо обладание потом­ством — это цель, а супружеская любовь — непосредственная причина, а причина непреложно воздействует на результат и присутствует в нем. Столь же очевидно, что аура любви к детям сливается с аурой защиты потомства, поскольку она есть цель, ко­торая обусловлена изначальной целью, коей было рождение по­томства, и любовь к детям является ее непосредственной причи­ной. Ибо цели проявляются сериями, одна за другой, а по мере того, как они проходят, целью становится конечный результат, и так далее до самого конца, когда их череда прекращается (об этом сказано подробнее ниже, в пункте (12)}.

388 (3) Эти две ауры влияют в целом и в частностях на все, что существует на небе и на земле от начала до конца. Мы говорим «в целом и в частностях», поскольку понятие целого подразумевает* также частности и состоит из них. Поэтому целое образуется из его частей и, будучи лишенным их, имеет лишь название, но не сущ­ность, подобно поверхности, под которой ничего нет. Поэтому приписывать Богу только общие характеристики и отнимать от Не­го частности — это пустые и бессмысленные рассуждения. Сравне­ние с властью королей на земле здесь тоже не годится. Поэтому мы говорим, что обе ауры воздействуют в целом и в частностях.

389 Ауры обладания потомством и защиты потомства — они же ау­ры супружеской любви и любви к детям — пронизывают все сущее на небе и на земле от начала до конца, ибо все, что исходит от Гос­пода — или из солнца, которое от Него и в котором Он, — прони­зывает все вещи в мире до самых внешних его начал. Причина это­го в том, что Божественные свойства, которые зовутся небесными и духовными, пребывают вне пространства и времени. Известно, что ничто из того, что принадлежит внешнему, не приложимо к духовным вещам, поскольку они относятся ко всему, что пребывает вне пространства и времени. По этой причине все, что исхо­дит от Господа, от начала до конца мгновенно. Выше в № 222—225 было показано, что аура супружеской любви в этом смысле универ­сальна. То, что то же самое относится к ауре любви к детям, стано­вится ясным из присутствия этой любви на небе, где есть дети с земли, и из присутствия этой любви на земле в людях, животных и птицах, змеях и насекомых. Эта любовь даже имеет свои аналоги в растительном и минеральном царствах — среди овощей, напри­мер, где семена защищены кожурой, словно ребенок пеленками, и тем более среди фруктов, в которых семена располагаются как ^ в доме и получают питание от окружающей их мякоти. Нечто по­добное можно наблюдать и среди минералов, где самородки и дра­гоценные металлы сокрыты и защищены окружающей породой.

390 Аура обладания потомством и аура защиты потомства образуют единство в последовательности своих проявлений, ибо любовь к обладанию потомством переходит в любовь к потомству. О том, что такое любовь к обладанию потомством, можно судить по свой­ственной ей радости. Последняя превосходит все на свеге. Она до­ступна мужчинам, способным иметь потомство, и в особенности женщинам, которые могут от них воспринять эту способность. Эта высшая радость с ее любовью имеет своим результатом рождение, в котором она находит свое самое совершенное выражение.

391 (4) Аура любви к детям — это аура защиты и вскармлива­ния тех, кто не может защитить и кормить себя сам. Выше было сказано (№ 386), что осуществление благополезных дел Гос­подом посредством исходящих от Него аур есть Божественное Провидение, каковое являет собой ауру защиты и вскармливания тех, кто не может защитить и кормить себя сам. Ибо сохранение в целости и защита жизни всего тварного мира есть часть творе­ния. В противном случае Вселенная перестала бы существовать. Но Господь не мог делать это непосредственно через живые суще­ства, наделенные свободой выбора, поэтому Он делает это опосре­дованно через Его любовь, которая свойственна отцам, матерям и няням. Они не знают, что их любовь есть любовь Господа в них, ибо не замечают влияния Господа и еще менее Его вездесущее при­сутствие. Но кто не видит, что это не работа природы, а действие Божественного Провидения в природе и посредством природы и что не может быть такого всеобщего явления иначе, как от Бога и некоего духовного солнца в центре Вселенной? И кто не видит, что действие этой любви протекает мгновенно и постоянно, ибо оно вне пространства и времени? Матери и отцы защищают и вскармливают детей, потому что дети не могут защитить и вскор мить себя сами. Это не причина любви, но рациональный мотив, проистекающий из созерцания любви в свете разума. Ибо только на основе такой мотивации, без любви, которая вдохновляла бы его, и законов и наказаний, которые принуждали бы его, человек ухаживал бы за детьми не больше, чем он ухаживал бы за статуей.

392 (5) Эта аура воздействует и на хороших, и на плохих людей и побуждает каждою любить, защищать и вскармливать по­томство из любви к самому себе. Опыт показывает, что дурные - люди испытывают не менее сильную родительскую любовь, чем хо­рошие, подобно тому, как эта любовь присутствует как в злонрав­ных, так и в добрых животных. Иногда в дурных людях и в злых зве­рях такая любовь проявляется даже явственнее. Так происходит потому, что всякая любовь, проистекающая от Господа и возвращающаяся к Нему, превращается в том, кто ее принимает, в любовь его собственной жизни, ибо всякому живому существу кажется, что оно любит само по себе, поскольку оно не замечает того, что втека­ет в него из духовного мира. Любя таким образом себя, он присваи­вает себе и свою любовь к детям и так соединяется с ними. Вот по­чему эта любовь даже сильнее в диких зверях—так бывает с львами и львицами, медведями и медведицами, волками и волчицами и про­чими зверями такого рода. Причина этого в том, что дикие живот­ные сильнее прирученных, отчего их любовь к себе тоже сильнее, а эта любовь любит себя в потомстве. Речь идет, как уже говори­лось, о любви, которая входит в них и становится собственной лю­бовью. Такое превращение возвышенной любви, втекающей в че­ловека, в его собственную низменную любовь и порождаемые ею защита и вскармливание потомства дурными родителями объясня­ются Божественным Провидением, ибо в противном случае в чело­веческом роде выживали бы лишь немногие, а дикие звери, тоже являющиеся по-своему полезными, и вовсе не имели бы потомства. Эти наблюдения показывают, что каждый предрасположен: к любви, защите и вскармливанию своего потомства через лю-бовь к самому себе.

393 (6) Эта аура влияет в особенности на женский пол — то есть на матерей, — а через них также и на мужской пол, то есть на отцов. Это происходит из того же указанного выше источника: женщины воспринимают ауру супружеской любви и передают ее мужчинам, потому что женщины от рождения лю­бят мужской ум, а ум есть вместилище. То же касается любви к де­тям, поскольку эта любовь происходит от любви в супружестве. Все знают, что женщины питают более нежную любовь к детям, а отцы — менее нежную. Любовь к детям заложена в супружеской любви, с которой рождаются женщины. Это можно ясно видеть из любви девочек к маленьким детям, а также к куклам, которых они носят с собой, одевают, кормят, целуют и обнимают. Мальчи­кам не свойственны такие игры. Кажется, матери обретают лю­бовь к детям, вскармливая их своей кровью еще в утробе, то есть через союз двух родственных душ. Однако же и это не является источником любви, поскольку, если после рождения ребенка под­менить его без ведома матери другим, она будет любить его так же нежно, как если бы это было ее родное дитя. Кроме того, няньки иногда любят детей больше, чем собственные родители.

Отсюда следует, что любовь к детям проистекает единствен­но из любви к супружеству, врожденной каждой женщине. Ра­дость этой любви дает женщине способность к духовному вос­приятию. Таково начало любви, которая после рождения ребенка переходит, вместе с ее радостью, потомству.

394 (7) Эта аура есть также аура мира и невинности, исходя­щих от Господа, Невинность и мир—два внутреннейших начала на небесах, ибо они исходят непосредственно от Господа, ибо Господь есть сама невинность и мир. Через свою невинность Господь имену­ется Агнцем. А в отношении мира Он говорит: 'Мир оставляю вам, Мир мой даю вам» (Иоанн 14-27). И то же самое подразумевалось,

когда апостолы вместе с Господом высказывали пожелание мира, входя в какой-нибудь город или дом, и если люди были того достой­ны, мир ниаодил на них, а если нет — мир к ним не возвращался (Матфей 10:11—15). Кроме того, Господь именуется «Князем мира» (Исайя:6). Именно в силу того, что мир и невинность являются внутреннейшими началами на Небе, невинность составляет существо всякого блага, а мир — существо радости, сопутствующей этому бла­гу (см. № 276—290 в книге «О Небесах и об аде»).

395 (8) Аура невинности воздействует на детей, а через них — на родителей. Хорошо известно, что дети невинны, но мало кто знает, что их невинность дается им от Господа. Она входит в них от Господа, ибо Господь, как уже было сказано, есть сама невинность, и ничто не может войти в нас оттуда, где ничего нет, но только из своего подлинного источника, который есть самое существенное в жизни. Невинность в детях, оказывающая влияние и на родите­лей, светится в их лицах и проявляется в их речах. Дети невинны по­тому, что не говорят на основании внутренних размышлений, ибо они еще не знают, что хорошо, а что плохо, истинно или ложно, так что они лишены осмотрительности, не имеют продуманных планов действия и тем самым — дурных намерений. У них нет само­сти, обретаемой из корысти и материализма. Они ничего не припи­сывают себе. Все, что они имеют, они приписывают родителям. Они радуются безделушкам, которые им дарят. Они не беспокоятся ни об одежде, ни о пище, ни о своем будущем. Они не изучают мир и желают многое иметь от него. Они любят своих родителей, своих нянек и сверстников, с которыми невинно играют. Они позволяют себя вести. Они слушаются и повинуются. Такова невинность детей, которая является причиной любви, именуемой родительской.

396 (9) Она также влияет на души родителей и соединяется с такой же аурой в детях, и она проявляется главным образом через прикосновение. Невинность Господа входит в ангелов треть­его неба, где все обладают невинностью мудрости, и проходит че­рез низшие небеса—через невинность ангелов,—и так входит в де­тей, прямо и косвенно. Они почти подобны статуям, но могут получить жизнь от Господа через небеса. Если родители не смогли воспринять невинность через внутреннейшие начала своего ума, они могут испытать влияние невинности своих детей. Должно быть что-то равное и подобное в другом человеке, чтобы он мог воспри­нимать, испытывать какие-то чувства и так общаться с другим чело­веком. В противном случае результат "общения будет не лучше, чем когда роняют семя на кремень или бросают барашка волку.

Опыт учит, что такое общение возможно для родителей посред­ством телесных ощущений — преимущественно через прикоснове­ние. Например, зрение радуется созерцаемому виду, слух—голосам, обоняние — запахам. Общение же невинности проявляется главным образом через прикосновение, благодаря удовольствию носить детей на руках, обнимать и целовать их, что в особенности приятно для матерей, которым также доставляет удовольствие кормить младен­цев грудью, видеть их голенькими и держать на коленях.

Уже было неоднократно отмечено, что общение между су­пругами и любовь с ее наслаждениями становятся возможны глав­ным образом через осязание. Общение умов тоже осуществляет­ся посредством прикосновения, поскольку руки — самая внешняя часть тела, а существенное в человеке пребывает одновременно в его самых внешних частях. Осязание также собирает в одно не­раздельное единство все, что принадлежит телу и сознанию. Вот почему Иисус прикасался к детям (Матфей 19:13,15; Марк 10:13, 16). Он врачевал прикосновением, и те, кого он касался, исцеля­лись. Оттого же священники получают свое священство через на­ложение рук. Все это показывает, что невинность родителей и детей объединяются в прикосновении — особенно рук, — и это соединяет их, что случается и благодаря поцелуям.

397 Хорошо известно, что невинность передается через прикос­новение у животных и птиц так же, как и у людей. Так происхо­дит потому, что все, исходящее от Господа, мгновенно пронизы­вает Вселенную (см. № 388—390 выше). И это проходит через ряд ступеней и превращений, достигая не только животных, но рас­тений и камней (№ 389). Невинность достигает самой земли, ма­тери растений и минералов. Ибо весной земля готова, словно ма­теринская утроба, принять семя и, приняв его, она как бы зачинает: согревает семена, взращивает и защищает их и в извест­ном смысле любит рожденное от них потомство и т. д. Если аура порождения потомства распространяется даже на землю, то по­чему нужно отказывать в обладании ею животным — даже чер­вям? Хорошо известно, что все пчелы в улье имеют общую мать подобно тому, как земля — общая мать всех растений.

398 (10) По мере того, как дети теряют невинность, близость к ним тоже теряется, и так продолжается до тех пор, пока они не покинут родительский дом. Хорошо известно, что лю­бовь к детям покидает родителей как невинность покидает детей к тому времени, когда дети покидают отчий дом, как это принято у людей, или когда родители сами прогоняют своих детенышей и забывают о них, как происходит среди животных и птиц. Отсюда ясно, что невинность, входящая и в родителей, и в детей, по­рождает любовь, которую называют родительской любовью.

399 (11) Сознательное отношение родителей к невинности и миру в детях объясняется тем, что дети ничего не пони­мают и не делают сами, но во всем зависят от других, главным образом от отца и матери, и это состояние проходит по мере того, как дети научаются понимать и действовать самостоятельно, не опираясь на других. Аура любви к младен­цам — это аура защиты и вскармливания тех, кто не может защи­тить и прокормить себя сам. Сие было показано выше (№ 391). Там было отмечено, что речь идет только о кажущемся основа­нии, но не о действительной причине любви. Действительная причина любви — это невинность, исходящая от Господа, которая входит в человека без его ведома и производит доступную наблю­дению причину, так что когда устраняется первичная причина любви, исчезает и ее вторичная причина. Другими словами, по ме­ре сокращения общения в невинности, исчезает и причина быть верным ей. Но это происходит только среди людей, чтобы они могли принимать свои решения разумно и свободно и, следова­тельно, поддерживать свое потомство в той мере, в какой оно нуждается в помощи и способно воспользоваться ею на основании разумного, а также нравственного закона. Животные, лишен­ные разумности, не имеют и вторичной причины, а наделены лишь первичной, каковая проявляется в инстинкте.

400 (12) Аура любви к обладанию потомством действует последовательно от цели через причины к результату, создавая определенные циклы. Это удерживает творение в предуготов­ленном и заданном состоянии. Все процессы во Вселенной движутся от целей через причины к результату. Эти три понятия, по сути дела, неразделимы, хотя кажется, что они в своем роде самостоятельны. Однако цель ничего не значит, если не иметь в виду предполагаемый результат, и ни то, ни другое не имеет смысла в отрыве от причины, которая поддерживает, определя­ет и объединяет весь процесс. Такая последовательность запечат­левается в каждом человеке в целом и в каждой отдельной его части. Она соответствует намерению, пониманию и действию. Каждая цель в человеке имеет отношение к намерению, каждая причина — к пониманию и каждый результат — к действию. Ана­логичным образом каждая цель имеет отношение к любви, каж­дый фактор причинности — к мудрости, и каждый результат — к благу. Так происходит потому, что вместилище любви есть на­мерение, вместилище мудрости — понимание, а вместилище бла­га — действие. А поскольку процессы в людях, как в общем, так и в частностях, протекают от намерения через понимание к дейст­вию, они также идут от любви через мудрость к благу, — но здесь мудрость означает все, что относится к суждению и мышлению. Эти три вещи, как видим, составляют в итоге одно целое. Можно сказать, что они составляют одно также в понятиях прежде полу­чения результата, ибо между ними стоит только делание, ведь ум­ственно цель проистекает из намерения и создает себе причину в разуме, а потом выражается в усилии, усилие же подобно дейст­вию, которое еще не свершилось. Вот почему мудрый человек, а также Господь, воспринимает усилие как действие. Кто из разум­ных людей не согласится с тем, что эти три вещи проистекают из одной первопричины, и причина эта состоит в том, что любовь, мудрость и благо непрерывно исходят от Господа, Творца и Все­держителя, и что они в истоке своем составляют одно?

401 Аура рождения и вскармливания потомства имеет такую же по­следовательность от цели через причину к результату. В данном случае целью является намерение иметь потомство или любовь к потомству. Промежуточной причиной, посредством которой происходит движение от цели к результату, является супружеская любовь. Серией причин, шаг за шагом осуществляющих это, яв­ляется любовный акт, зачатие и развитие эмбриона в утробе. Ре­зультатом является рождение потомства. Но хотя цель, причина и следствие идут друг за другом, они тем не менее составляют од­но целое, каковым является любовь к потомству, также внутри каждого этапа и в самом результате. Они являются только действу­ющими причинами, которые следуют друг за другом во времени и принадлежат миру природы. Цель и сама любовь всегда остают­ся теми же, цели в природном мире опережают любовь в отдель­ные моменты времени и все же существуют вне времени, но они не могуг проявиться прежде, чем станет известен результат. До этого любовь может любить только сам процесс и не способна обрести самое себя. Хорошо известно, что таковы природные циклы и что посредством них творение удерживается в предусмотренном и за­данном состоянии. Однако любовь к детям, начиная с ее высшей точки и кончая исчезновением, развивается в обратном порядке, ибо она следует стремлению к невинности в своем объекте, а так­же проходит присущие этому циклы.

402 (13) Любовь к детям идет вниз, а не вверх. Это означает, что она переходит от старшего поколения к младшему, а не восходит от младших к старшим. Причиной тому служит любовь к облада­нию потомством или созиданию полезных результатов, а в случае с человеческим родом причиной служит любовь к умножению ро­да. Однако источник ее пребывает единственно в Господе, по­скольку в разрастании человеческого рода Он усматривает сохра­нение тварного мира и, как высшей цели, ангельских небес, которые происходят единственно от человечества. Небо ангелов есть цель целей и, следовательно, высшая любовь Господа, так что в людях заложена любовь не только к своему потомству, но и к последующим поколениям. Вот почему эту любовь можно обнаружить только в людях, но не в животных или птицах. В лю­дях такая любовь растет по мере того, как передается потомкам, а также вследствие создаваемой ею же доброй репутации.

403 (14) Состояние любви в женах до зачатия отличается от их любви в период от зачатия до родов. Об этом упомянуто здесь для того, чтобы напомнить: любовь к обладанию потомст­вом и последующая любовь к потомству укоренены в супружес­кой любви женщин, и эти два вида любви разделяются в женщи­не, когда цель — то есть любовь к обладанию потомством — кладет начало всему процессу. По многим признакам можно ви­деть, что родительская любовь передается от жены к мужу и что любовь к обладанию потомством, которая в женщине соединяет­ся с ее любовью к супружеству, все-таки не совпадает с ней.

404 (15) Супружеская любовь связана с любовью к детям в роди­телях по духовным, а следовательно, также природным при­чинам. Духовные причины — это приумножение человечества и увеличение благодаря этому числа ангелов на Небе, чтобы те, кто станут ангелами, могли родиться и служить Господу ради бла-гополезных вещей на Небе, а также в мире, посредством общения с другим людьми. Ибо Господь в самом деле соотносит каж­дого ангела с каждым человеком, и если от человека удалить его ангела, он тотчас упадет замертво.

Земные причины соединения этих двух видов любви состоят в том, чтобы дать возможность родиться тем, кто будет испол­нять благополезные дела в человеческих сообществах, будучи членами этих сообществ. Партнеры в браке и сами думают, что та­ковы природные и духовные причины как любви к детям, так и су­пружеской любви, и иногда выражают это свое убеждение вслух, говоря, что они обогатили небеса таким числом ангелов, сколько у них родилось детей, и что они дали обществу столько помощ­ников, сколько у них детей.

405 (16) Любовь к детям в духовных супругах отличается от любви к детям в супругах природных. Духовно соединенные су­пруги обладают любовью к детям, которая по видимости похожа на такую же любовь в супругах природных, но их любовь более внутренняя и нежная, ибо такая любовь происходит из невиннос­ти и из более глубокого восприятия невинности в самих себе. Ибо духовные супруги обладают невинностью в той мере, в какой они духовны. В действительности же после того как отцы и матери изведали невинность своих младенцев, их любовь к детям сущест­венно отличается от любви природных отцов и матерей. Духовные супруги любят детей за их духовное разумение и нравственную жизнь, иными словами — за страх Божий и действенное благоче­стие, или благочестие, которым воистину живут, и в то же время за их добродетели и благое поведение. Они ухаживают за ними и растят их главным образом по этим причинам. Поэтому, если они не видят всего этого в детях, в душе они отдаляются от них и служат детям только из чувства долга.

Правда, и в родителях, живущих природно, тоже есть лю­бовь, которая основана на невинности, но, когда они воспринима­ют невинность, она смешивается в них с любовью к себе, так что они любят детей вследствие двух этих причин одновременно, ба­луя их сверх меры. И они относятся к ним так, как если бы у них было одно сердце и одна душа. И потом, когда у детей проходит детство и они утрачивают свою невинность, они не любят их вследствие страха Божьего или действенного благочестия, а рав­но из нравственного разумения. Они почти не замечают их внутренних чувств и добродетелей и благих поступков, обращая вни­мание лишь на внешние добродетели. Они обращают всю свою любовь на эти достоинства, закрывая глаза на недостатки своих детей. Причина этого в том, что любовь к потомству в них неот­делима от любви к себе, и потому эта любовь привязана у них только к внешним началам и способна постичь их внутреннее со­стояние не больше, чем любовь к себе может раскрыть человеку его подлинное внутреннее состояние.

406 После смерти легко определить разницу между любовью к детям в природном и духовном смыслах. Ибо большинство отцов, прибыв в духовный мир, способны узнать своих детей, которые умерли прежде них. Духовные отцы осматривают тогда детей и спрашивают их, какова их судьба. Они радуются хорошим изве­стиям и печалятся, услышав что-нибудь худое. И после короткого разговора, наставления и совета по поводу нравственной жизни на Небе они расстаются. И прежде чем расстаться, они наставля­ют детей не считать их больше отцами, ибо на Небе один Господь является Отцом всем, согласно Его словам (Матфей 23:9), а сами они больше не считают их своими детьми.

Когда же природные отцы осознают, что живут после смерти, ' и вспоминают своих детей, умерших прежде них, они тотчас при­вязываются к детям, словно палочки, связанные веревкой. Если отец узнает, что кто-то из его детей стал демоном и что он вре­дит добрым людям, он все равно держит его рядом с собой. И да­же если отец собственными глазами видит, что дети творят зло и мерзости, он не обращает на это внимания и не отходит от них. Чтобы не позволить этому вредоносному сборищу творить свои дела и впредь, их приходится низвергать в ад всем скопом, и там отца держат под охраной на виду у детей, последних же отправ­ляют в разные места ада, соответствующие их земной жизни.

407 К этим замечаниям добавлю следующее удивительное извес­тие. В духовном мире я видел отцов, которые смотрели на детей с такой злобой и ненавистью, словно хотели их убить. Но как только им говорили, обманывая, что перед ними их собственные дети, злоба и ярость немедленно улетучивались, и они проникались к ним любовью. Те, кто скрытно жил в мире неправедно и согрешил против Господа в своей душе, имеют в себе одновре­менно такую любовь и такую ненависть.

408 (17) В духовном супружестве такая любовь проистекает из внутренних и первичных начал, а в природном — из внеш­них и вторичных. Мыслить и делать заключения на основании внутренних и первичных начал означает идти от целей и причин к результату, а мыслить и судить на основании внешних и вторич­ных начал означает идти от следствий к причинам и целям. Вто­рой процесс противоречит порядку, первый же соответствует ему, ибо мышление и суждение на основании целей и причин оз­начает мышление и суждение на основании блага и истины, по­стигаемых на высших уровнях ума, ради следствий на низшем уровне, где действуют телесные органы чувств, привязанные к яв­ленному и ложному. Сие само по себе есть оправдание лжи и ко­рысти, что ведет к утверждению о гом, что они составляют истины мудрости и благие плоды любви к мудрости.

То же относится к любви к детям в духовном и природном ми­ре. Духовная любовь есть любовь к первичному в людях, тогда как природная любовь есть любовь к тому, что является в них следст­вием, и она противоречит небесному порядку.

409 (18) Вот почему такая любовь пребывает как в любящих друг друга супругах, так и в супругах, которые вовсе друг друга не любят.

Это касается как духовных, так и природных браков. Первые обладают супружеской любовью, а вторые не обладают ею — лишь ее видимостью. Тем не менее любовь к детям и любовь в су­пружестве действуют совместно, поскольку любовь к детям свой­ственна женщине от сотворения мира, а вместе с нею и любовь к обладанию потомством. Вот почему в семьях, где нет супружес­кой любви, они все равно присутствуют в женщине, благодаря че­му возможно ее непродолжительное внешнее соединение с муж­чиной. По этой же причине проститутки тоже любят своих детей, ибо то, что заложено в душах от сотворения мира и стре­мится к воспроизводству, невозможно из них устранить.

410 (19) Любовь к детям остается после смерти, особенно в женщинах. Как только дети пробуждаются после смерти, что случается тотчас же, они возносятся на ангельские небеса и попа­дают под присмотр ангелов женского рода, которые любили де­тей при жизни в теле, а кроме того имели страх Божий. Посколь­ку они любили всех детей с материнской нежностью, они принимают их как своих собственных. Дети же сразу начинают лю­бить их, как собственных матерей. Женщина там имеет вокруг себя столько детей, сколько угодно ее духовной родительской любви. Небеса, где находятся маленькие дети, располагаются впереди, на линии, с которой ангелы могут напрямую видеть Господа. Эти небеса находятся там потому, что все дети воспитываются в соот­ветствии с наставлениями самого Господа. В них входят небеса не­винности, которые являются третьим небом. Затем детей переме­щают на другое небо, где им дают образование.

411 (20) Эти люди воспитывают детей в соответствии с на­ставлениями Господа, и дети вырастают более крупными и красивыми, чем на земле. На небе детей обучают следующим образом. Учитель учит их говорить. Сначала они произносят толь­ко отдельные звуки, выражающие чувства, но звуки те уже содер­жат в себе и начатки мыслей, благодаря которым они отличают­ся от звуков, издаваемых животными. Их речь становится все более членораздельной по мере того, как на основе чувств в них развиваются мысли. Все их чувства, которые тоже развиваются, проистекают из невинности. Сначала им внушается представле­ние о предметах, которые находятся у них перед глазами и прият­ны. Поскольку они имеют духовный исток, в них одновременно входят и небесные веяния, которые раскрывают внутреннейшие начала ума. После этого дети становятся крупнее и выглядят бо­лее зрелыми, поскольку они уже способны понимать гораздо больше. Это происходит потому, что духовную пищу составляют не что иное, как разум и мудрость. Оттого же то, что питает разум, питает также и тело. Но дети на небе растут только до юношеского -возраста и навсегда остаются в нем. И когда они до­стигают этого возраста, Господь устраивает их брак. Этот брак' празднуют на том небе, где находится молодой человек, после че­го он отправляется вслед за своей женой на ее небо или, если они находятся на одном и том же небе, в ее дом.

Для того чтобы я знал наверное, что дети растут телом сооб­разно взрослению ума, мне была дана возможность говорить с некоторыми, пока они были детьми, и позже, когда они стали взрос­лыми, и я видел, что они стали такими же большими, как и моло­дые люди в мире.

412 Детей обучают в основном посредством изображений, соот­ветствующих их способностям. На земле почти невозможно пове­рить в то, сколь прекрасны и премудры эти изображения. Я при­веду здесь два примера таких представлений, которые помогут понять остальные. Однажды детям было предложено предста­вить Господа, возносящегося из гробницы и одновременно един­ство Его Человечности и Божественности. Сначала явилась идея гробницы, но в то же время не идея Господа или, точнее, идея, представленная настолько смутно и как бы в отдалении, что бы­ло почти невозможно догадаться, что это Господь, ибо идея гробницы предполагает наличие мертвого тела, и этот смысл был та­ким образом устранен из понятия гробницы. Затем они искусно ввели в образ гробницы некое подобие атмосферы, которая включала в себя идею воды. Это означало духовную жизнь в кре­щении — тоже должным образом отдаленно представленную. Затем они изобразили Господа, который нисходит к томящимся в преисподней и возносится с ними на небо. И они с детской на­ивностью, но очень тонко, едва зримо, движимые священным страхом не внести в изображение ничего, что не имело бы в себе небесных качеств, изобразили нити, помогающие Господу возне­стись. Я видел и другие изображения, которые вели их к позна­нию истины и одновременно к приверженности благу, с помо­щью игр, доступных детскому уму.

Господь ведет детей к этим и подобным вещам посредством невинности, проходящей через третье небо, и духовное содержа­ние входит в их чувства и оттуда в их нежные мысли таким обра­зом, что детям кажется, что они сами это чувствуют и мыслят. Это дает толчок развитию их ума.

413 (21) Господь предусматривает, что невинность детства становится невинностью мудрости, и таким образом дети становятся ангелами. Многие утверждают, что дети остаются детьми и становятся ангелами сразу после смерти. Но ангелом становятся благодаря разуму и мудрости, так что пока дети не об­ладают тем и другим, они, даже находясь среди ангелов, еще не являются ангелами. Но они становятся ангелами, едва обретают разум и мудрость. Так детей ведут от невинности детства к невин­ности, приходящей с мудростью, то есть от внешней к внутрен­ней. Эта невинность является целью всего обучения и развития, так что когда они достигают невинности, приходящей с мудрос­тью, невинность детства остается с ними. Мне было дано видеть невинность детства как нечто подобное почти безжизненному дереву, которое оживает, когда впитывает в себя знание истины и чувствование блага. А позднее невинность, приходящая с мудро­стью, предстала в образе живого, обнаженного младенца. Ангелы третьего неба, которые пребывают в состоянии невинности от Господа, предстают взору тех, кто обитает ниже, в облике обна­женных младенцев, и они более живы, чем другие, поскольку бо­лее мудры. Причина этого в том, что невинность соответствует младенчеству, а также наготе. Поэтому и говорится, что Адам и Ева были наги и не стыдились этого, когда находились в состо­янии невинности, но, потеряв невинность, устыдились своей на-готы и скрылись (Бытие2:25; 3:7,10,11). Одним словом, чем муд­рее ангелы, тем они невиннее. Что такое невинность мудрости' можно отчасти понять из невинности детства, описанной выше (№ 395), если на месте родителей представить Господа, который ведет их, и к которому они относят все, что получают.

414. Я не раз говорил с ангелами о невинности, и слышал от них, что невинность — это сущность всякого блага и что благо является таковым в той мере, в какой ему присуща невинность. То же ка­сается любви, благостыни и истины. Вот почему, по их словам, ни­кто не может попасть на небо, не будучи невинным, и таков же смысл слов Господа: «Кто не примет Царствия Божия, как ди­тя, тот не войдет в него» (Марк 10:14, 15; Лука 18:16, 17). В этом и в других местах Писания «дети» означают тех, кто пребы­вает в невинности. Всякое благо является таковым в той мере, в какой в нем наличествует невинность, потому что всякое благо от Господа, а невинность означает быть ведомым Господом.

415. К этим замечаниям прибавлю рассказ о достопамятном собы­тии. Однажды утром, еще не до конца пробудившись ото сна, я увидел в окне нечто подобное сверканию молнии и вскоре услы­шал раскаты грома. Размышляя о причине этого явления, я услышал голос с небес: «Недалеко от тебя некие люди горячо спорят о Боге и природе. Сияние молнии и раскаты грома соответствуют столкновению их доводов, ибо одни из них стоят на стороне Бо­га, а другие — на стороне природы».

Причиной этого духовного противоборства было следующее. В аду были демоны, которые рассуждали меж собой: «Если бы нам позволили говорить с ангелами, мы неопровержимо доказа­ли бы, что природа и есть то, что они именуют «Богом, от которо­го все существует», и что «Бог» — не более чем слово, которое оз­начает лишь природу».

Демоны непоколебимо верили в свою правоту и очень хотели поговорить с небесными ангелами, поэтому им было позволено выйти из мрака преисподней и говорить с двумя ангелами, кото­рые спустились с небес. И те и другие находились в мире духов, ко­торый располагается между Небом и адом. Завидев ангелов, демо­ны подбежали к ним и стали яростно кричать: «Вы ли те ангелы, с которыми нам дозволено поспорить о Боге и о природе? Вас зо­вут мудрыми, потому что вы признаете Бога, а на самом деле вы простаки! Кто видит Бога? Кто понимает, что такое Бог? Кто при­знает, что Бог правит и может править Вселенной до последней ее частицы? Кто кроме последнего простофили может принять то, что сам не в состоянии видеть и слышать? Что может быть оче­виднее того, что природа есть все во всем? Кто может видеть соб­ственными глазами что-либо сверх природы? Кто может слышать что-либо сверх природы? Кто может обонять что-либо сверх при­роды? Кто может осязать что-либо сверх природы? И разве наши органы чувств не являются единственным источником познания истины? Разве ваши головы не принадлежат природе? Что может влиять на ваши мысли как не природа? Уберите природу, и вы не сможете мыслить!» И прочее в том же духе.

Выслушав все это, ангелы ответили: «Вы говорите так потому, что полагаетесь только на органы чувств. В аду все полагают, что мысли погружены в телесные ощущения и не могут подняться над ними, поэтому мы вас прощаем. Жизнь во зле и вера в ложные по­нятия закрыла внутренние начала вашего разума настолько, что вы даже не можете допустить возможности подняться выше чув­ственного восприятия, отринув ложь и заблуждения. Ибо и демо­ну, совсем как ангелу, внятна истина, когда он слышит ее, но он не может удержать ее в себе, ибо зло стирает истину и водворяет на ее место ложь. Но мы заметили, что сейчас вы отстранены от зла, так что вы можете понять истину, о которой мы говорим. Так вы­слушайте же ее».

И они сказали: «Вы были в природном мире, но покинули его и сейчас пребываете в духовном мире. Знали ли вы до сих пор что-либо о жизни после смерти? Разве вы не отрицали ее, ставя себя на одну доску со скотами? Знали ли вы прежде что-нибудь о Небе и аде или о свете и тепле мира? Или о том, что вы больше не при­надлежите природе, но находитесь выше нее? Ибо этот мир и все в нем принадлежит духовному бытию, а духовные вещи настолько выше природных, что в него не может проникнуть ни одна частица природного мира. Но для вас природа была богом и богиней, и по­этому вы думали, что свет и тепло мира — это только свет и тепло природы, тогда как в действительности это совсем не так, ибо здесь свет природы есть тьма, а тепло природы—холод. Знали ли вы что-нибудь о солнце этого мира, от которого происходят наш свет и на­ше тепло? Знали ли вы, что это солнце есть чистая любовь, а при­родное солнце — чистый огонь, и из этого солнца, которое есть чистый огонь, происходит вся природа, а солнце неба, которое есть чистая любовь, — это то, откуда проистекает сама жизнь, так что природа, которую вы боготворите, совершенно мертва?

Если у вас будет охрана, вы сможете подняться с нами на небо, а если будут охранять нас, мы сможем спуститься с вами в ад. На небе вы увидите прекрасные вещи, а в аду — отвратительные и нечистые. Это различие происходит от того, что на небесах все поклоняются Богу, а в аду все поклоняются природе. Прекрасные вещи на небесах суть проявления чувств, относящихся к благу и ис­тине, а отвратительные и нечистые вещи в аду — это проявления себялюбия, которое связано со злом и ложью. Заключите же сами из того, что мы сказали, Бог или природа есть все во всем».

На это демоны ответили: «В том состоянии ума, в котором мы находимся сейчас, мы можем сказать на основании услышанного нами, что Творец мира — Бог, но когда низменные удовольствия овладевают нашими умами, мы говорим, что это — природа».

Ангелы и демоны стояли недалеко от меня, так что я мог слы­шать все, что они говорили. И я увидел вокруг них множество ду­хов, которых в природном мире почитали весьма учеными людьми. Мне было удивительно видеть, что некоторые из них стояли бли­же к ангелам, а некоторые — ближе к демонам и что они отдавали предпочтение тем, к кому были ближе. И мне сказали: «Их позиция меняется вместе с изменением состояния ума, так что порой они принимают одну точку зрения, а порой — другую, ибо они — хаме­леоны. Сейчас мы откроем вам один секрет. Мы опросили тех, ко­го на земле считают самыми учеными людьми, которые размышля­ли о Боге и природе, и из тысячи шестьсот высказались в пользу природы, а остальные — в пользу Бога. Но они были за Бога не вследствие понимания, а только потому, что много раз слышали ут­верждение: «Природа происходит от Бога». Когда часто говорят по памяти, а не вследствие размышления и ума, это порождает веру». Засим демонам было позволено в сопровождении охраны подняться на небеса, и там они увидели прекрасные вещи. И тог­да, просвещенные светом Неба, они признали, что Бог существу­ет и что природа сотворена ради служения жизни, которая суще­ствует в Нем и от Него, и что сама по себе природа мертва, так что ничто не действует само по себе, но испытывает воздействие жизни. Осмотрев эти вещи, они спустились, и по мере того, как они спускались все ниже, к ним возвращалась любовь к злу и за­крывала их ум от горних предметов. Затем над ними появилось некое подобие облака, искрившегося адским огнем. И как только - их ноги коснулись земли, земля разверзлась под ними, и они от­правились к своим сотоварищам в ад.

416 После того ангелы, завидев меня, сказали собравшимся: «Мы - знаем, что этот человек написал о Боге и природе. Давайте послу­шаем его». Они подошли ко мне и спросили меня о том, что я на­писал, и я прочел следующее:

«Те, которые верят в проявление Божественного в природе, из многого видимого в ней могут утвердить себя в пользу Божест­венного в той же мере и даже еще более, чем те, которые выска­зываются в пользу природы; ибо все утверждающие себя пользу Божественного видят его, вникая в то дивное, какое представляет­ся в творениях растительных и животных, как, например, в творе­ниях растительных из семечка, брошенного в землю, исходит корень, из корня — ствол, и потом постепенно — ветви, листья, цветы, плоды и, наконец, новые семена; так что всякое семя слов-

* Далее до конца главы приводится с небольшими изменениями фрагмент из книги «Божественная любовь и мудрость», № 351—357. Перевод В. А. Клинов-ского дается в новой редакции.

но в совершенстве знает весь порядок следования, или тот про­цесс, по какому оно должно возобновиться; и какой же разумный человек может подумать, что солнце, которое есть чистый огонь, знает все это или что оно может сообщать своей теплоте и своему свету способность такой производительности и само творить все эти чудеса, имея в виду служение? Всякий, кто возвышен разумом, видя и рассудив все это, не может не мыслить, что все это исходит от Того, Который обладает бесконечной Мудростью, то есть от Бо­га; и все, признающие Божественное, видят и мыслят таким обра­зом; не признающие Божественного не видят и не мыслят так от­того, что они этого не желают; отчего и низводят свое разумение в чувственность, которая все свои идеи черпает единственно из то­го света, в каком пребывают телесные ощущения, и, потворствуя их обманчивости, говорят: ужели не видно, что одно солнце через свою теплоту и через свой свет производит все это; и что есть то, чего невозможно видеть; может ли оно быть чем-либо?.

Те, которые утверждают себя в пользу Божественного, вника­ют также в то дивное, какое видят в творениях животных. Так, скажу о яйце. В нем скрывается цыпленок в своем семени, или в своем зародыше, со всем необходимым для него до самого его появления на свет и после появления — для всего последователь­ного развития до того состояния, когда он сам станет птицею, или обретет форму своего отца; и если вникнуть в самую ту фор­му, то она такова, что невозможно не придти от нее в изумление, если глубоко размыслить, что как в самых малых ее частях, так и самых больших, как в невидимых, так и в видимых, есть органы чувств, или органы зрения, обоняния, вкуса, осязания, также орга­ны движения или мускулы; ибо все эти животные и летают и хо­дят; наличествуют также и все внутренности вокруг сердца и лег­ких, приводимые в действие мозгом, и даже самые низшие насекомые имеют то же самое. Это известно из их анатомии, представленной некоторыми учеными, в особенности же Свам-мердамом в его Книге Природы. Те, кто все приписывает приро­де, при виде этого мыслят только то, что все это действительно существует; и говорят, что все это производит природа. Говорят же они так потому именно, что они отвратили дух свой от мыш-

" Ян. Сваммердам (8таттеп1ат, 1637—1680) — нидерландский натуралист, основоположник научной микроскопии.

ления о Божественном; а отвратившись таким образом от мыш­ления о Нем, не могут, при виде чудес природы, мыслить разумно и тем более духовно, а посему мыслят лишь чувственно и матери­ально, то есть в природе и из природы, а отнюдь не возвышают­ся над ней; точно так же все те, которые в аду. При таком мыш­лении они тем только отличаются от животных, что имеют разум, то есть ту способность, по которой могли бы уразуметь (истину) и, следовательно, могли бы мыслить иначе, если бы хотели.

Те, которые при виде чудес природы отвращаются от мысли о Божественном и через то становятся чувственными, нисколько не думают о том, что зрение обыкновенно столь грубо, что даже мно­гие малые насекомые кажутся глазу одной темной точкой, между тем как каждое из них имеет свою особую организацию для чувство­вания движения и потому имеет фибры и различные сосуды, серд­це, легочные каналы, внутренности и мозг; и все это соткано в них из тончайшего вещества природы и притом так, что все эти органы соответствуют некоторому виду жизни, от коей все, даже малейшее в них, приходит в движение. А как зрение глаза до того грубо, что многие такие насекомые, со всеми бесчисленными частями каждого из них, представляются взору лишь темной точкой, и как чувствен­ные люди мыслят и судят по одному лишь зрительному восприятию, то и видно, до какой степени огрубелости доходит дух их, а потому в какой тьме пребывают они относительно всего духовного.

417 Каждый, кто хочет, может из видимого в природе утвердить себя в идее о Божественном, и каждый, кто мыслит о Боге из жиз­ни, утверждается в этой идее. Такой человек действительно нахо­дит все нужные подтверждения, видя, как все небесные пернатые знают свою пищу и где ее найти; по голосу и виду различают сво­их; среди чужих различают, кто есть друзья и кто враги; соединя­ются браком; знают о совокуплении; умеют вить гнезда, класть в них яйца, насиживать их; знают время вывода птенцов, по при­шествии которого искусно вылупляют их; нежно их любят, согре­вают своими крыльями, достают им пищу и кормят их до тех пор, пока они сами не оказываются в состоянии поддерживать свое су­ществование и делать то же самое, воспроизводя свое семейство для продолжения рода. Каждый, кто хочет мыслить о влиянии Бо­жественного через мир духовный на мир природный, во всем этом может усмотреть такое влияние и в сердце своем сказать, что такие знания не могут входить в эти существа от солнца через лучи его света, ибо солнце, от которого природа производит начало и естество свое, есть чистый огонь; почему и лучи его света совер­шенно мертвы; из чего можно заключить далее, что все происхо­дит только от влияния Божественной мудрости на природу.

418 Каждый из видимого им в природе может также удостовериться в идее Божественного, видя как гусеницы, по приятному для них ощущению, желают перемены земного своего состояния на другое, некоторым образом сходное с состоянием небесным, и стремятся к оному; для чего и ползут в такие места, где полагают себя как бы в чреве, дабы из него вновь родиться, и делаются там сначала хриэо-лидами, потом аврелиями, шенилью, нимфами и наконец бабочками; и тогда, по окончании всей этой метаморфозы, получивши, смотря по своему роду, более или менее красивые крылья, они улетают в воз­дух, как бы в свое небо, и там весело играют, соединяются браком, от­кладывают яйца, приготовляют себе потомство и питаются прият­ною и сладкою пищею с цветов. Всякий, кто только удостоверяет себя в идее о Божественном, не может не усматривать во всем таком, как эти гусеницы, некоторого подобия земному состоянию человека; и некоторого подобия состоянию его небесному в таких явлениях, как эти бабочки; но все те, которые утверждают себя единственно в пользу природы, также видя все это, тем не менее определяют оное лишь природным инстинктом — вследствие того именно, что они отвергают в душе всякое небесное состояние человека.

419 Каждый может удостовериться в идее о Божественном из наблюдаемого им в природе, если обратит внимание также на то, что известно о пчелах, а именно что они умеют собирать воск с трав и цветов и высасывать из них мед; умеют устраивать соты подобно домикам, и располагать их в виде города с улицами, по которым вхо­дят и выходят; издалека, по запаху узнают те цветы и травы, с кото­рых собирают воск для своего дома и мед для своей пищи, и потом, набравшись их, опять отлетают по направлению к своему улью; так запасаются они и пищей и жилищем на следующую зиму, как бы предвидя и зная оную. Сверх того, они поставляют над собою госпо­жу, как бы царицу, от которой происходит их потомство: устраивают для нее над собою сверху как бы дворец и окружают его стражами, с которыми, по пришествии времени, ходит она от ячейки к ячейке и кладет яйца; меж тем как свита ее их заклеивает, чтобы они не по­вредились от воздуха; и так образуется новый рой, который, достиг­нув надлежащего возраста, будучи в состоянии делать то же самое, изгоняется из улья; тогда он собирается весь вместе и потом, в тесном единении, дабы не рассеяться, отлетает в поисках жилища; к осени обычно изгоняются бесполезные трутни и лишаются крыльев, чтобы снова не возвратились есть пищу, в собрании которой не участвова­ли; много у них и другого подобного, из чего можно видеть, что у пчел, именно по тому служению, какое приносят они человеческо­му роду, от влияния из мира духовного существует такой же род правления, как и у людей на земле и даже у ангелов на небесах; и кто же, по здравом рассуждении, не скажет, что все это они имеют от­нюдь не из природного мира; ибо что общего может иметь солнце, от которого происходит природа, с таким правлением, как это, столь достойно подражающее и столь подобное ангельскому. Из всех этих явлений и многих других подобных, встречающихся у животных, по­читатель и поклонник природы утверждает себя в ее пользу, тогда как из тех же самых явлений почитатель и поклонник Бога удостове­ряет себя в идее о Божественном, ибо духовный человек видит во всем духовное, тогда как природный видит лишь природное, и таким образом каждый смотрит на все по-своему. Что же касается меня, то подобные предметы были для меня всегда свидетельством влия­ния духовного на природное, то есть мира духовного на мир природ­ный, и таким образом влияния, происходящего от Божественной му­дрости Господа. Разве могли бы вы сами мыслить аналитически о какой-либо форме правления, о каком-либо гражданском законе, о какой-либо нравственной добродетели и духовной истине, если бы Божественное не влияло на вас Своею мудростью через духовный мир; говоря о себе, я знаю, что никак не мог бы и не могу; ибо вот уже на протяжении девятнадцати лет непрерывно, с ясным постижени­ем и ощущением, примечал такое влияние и свитедельствую о нем по собственному опыту.

420. Да и может ли что-либо природное иметь целью служе­ние и, сверх того, определять ему свой порядок и придавать фор­му? Не есть ли все это дело Мудрости? И потому мог ли устроить такой порядок и образовать такие формы во всей Вселенной кто-либо, кроме Самого Бога, обладающего бесконечной мудростью? Кто другой или что другое может предвидеть и провидеть все необходимое для человека в его пище и одежде, получаемых им от растений и от животных? В числе многих других чудес не чудо ли также то, что такие ничтожные насекомые, как шелковичные черви, великолепно одевают и украшают своими произведения­ми женщин и мужчин, от цариц и царей до служанок и слуг; или как пчелы, посредством воска которых сияют освещением и храмы, и дворцы? Как все это, так и многое тому подобное не яв­но ли доказывает, что Господь от Самого Себя через мир духов­ный производит все, существующее в природе?»

421 Здесь надлежит присовокупить, что в мире духовном видел я тех, которые, рассуждая о видимом в мире в пользу природы, сде­лались атеистами. Разум их при духовном свете казался открытым снизу и закрытым сверху потому именно, что своей мыслью они об­ращены вниз, к земле, а не вверх, к Небу; чувственное, находящее­ся у них сверху и составляющее низшее в разуме, казалось покро­вом, у одних — пламеневшим от адского огня, у других — черным как сажа, у некоторых же — мертвенно-багровым. Итак, да осте­режется каждый утверждаться разумом в пользу природы: пусть удостоверяет он себя в идее о Божественном, тогда ни в каком необходимом свидетельстве не будет недостатка.

422 Некоторые несомненно заслуживают прощения за то, что все приписывают видимой природе, ибо они ничего не знают о солнце духовного мира, в котором пребывает Господь, и о его влиянии на все сущее, а также о том мире и его состоянии, ни о его пребыва­нии в природном мире, так что они полагают, что духовное — это всего лишь более чистое природное и что ангелы находятся в про­странстве между звезд, а о дьяволе — что он либо злое существо, либо, если он действительно существует, пребывает где-то в возду­хе или в бездне. И что после смерти души людей пребывают либо глубоко под землей, либо в неопределенном месте до Страшного Суда. И тому подобные небылицы, рожденные воображением вследствие незнания духовного мира и его солнца. Вот почему те, кто считает творцом всего сущего природу, все-таки заслуживают прощения. Однако те, кто стал безбожником вследствие упования на природу, не могут быть прощены, ибо они могли сделать выбор в пользу Божественного. Невежество можно простить, но нельзя простить проповедь лжи, ибо эта ложь ведет к злу, а зло — к аду.

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...