Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование информации. Информационное общество




 

К концу ХХ в. люди овладели многими тайнами превращения вещества и энергии и сумели использовать эти знания для улучшения своей жизни.

F Что такое биржа? Это место, где все чем-то торгуют, и что-то покупают, не так ли? Но почему тогда она так мало похожа на рынок: нет ни товаров, ни реальных денег? Что же там происходит?

F Ощущали ли вы на себе воздействие рекламы? Почему дети просят купить «Milky Way» именно в синем сундучке, а из множества шоколадных батончиков наиболее известен «Snickers»? Это наиболее яркий пример использования информации фирмами-производителями для реализации своего товара. (Не забывайте, что реклама – это информация, а она вполне может быть и недостоверной, и необъективной.)

F Как вы думаете, для чего ученые собираются на различные научные конференции, симпозиумы? Чтобы доклады слушать? Им что, делать, что ли, нечего: доклады можно и в книге прочитать. Они встречаются для общения в кулуарах, обмена информацией, основываясь на которой определяют дальнейший путь своего исследования или поиска выхода из сложной ситуации.

F Наиболее ярким примером, успешной обработки информации является совершение научного открытия. Классический пример анализа, обработки, систематизации информации – создание периодической системы Менделеева.

Современное общество часто называют информационным, так как роль и количество информации, циркулирующей в нем, стремительно возрастает, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распространения и использования. Информация легко и быстро достигает потребителей (заинтересованных в ней людей и организаций) и выдается им в привычной для них форме.

Масштабы использования информации являются одним из основных признаков развития общества. Информация стала важным производственным фактором и одним из главных рычагов власти и богатства. Благодаря новым технологиям и автоматизации товары теперь можно изготовить, используя минимальное количество сырья, энергии и трудовых затрат.

Сегодня речь идет об информационных технологиях. Они находят применение в промышленности, торговле, управлении, образовании, медицине, науке и быту. Народы развитых стран осознают, что совершенствование информационных технологий представляет собой важную, дорогостоящую и трудную задачу.

Широкое использование информационных технологий (в частности, компьютерных информационных технологий) в различных сферах человеческой деятельности ставит перед обществом задачу воспитания информационной культуры, которая предполагает понимание сущности, а также владение знаниями и умениями в использовании современных информационных технологии для решения познавательных, деловых, производственных, образовательных и других проблем. Каждый из нас живет в информационном обществе, в котором работа с информацией становится главным содержанием профессиональной деятельности.

Наряду с понятием «информационная культура» часто используются такие понятия, как «компьютерная грамотность», «информационная культура пользователя ЭВМ», «информационная культура специалиста».

Понятия «компьютерная грамотность» достаточно широко. Оно включает в себя определенные общие знания, касающиеся информационной технике и технологии, компьютеров, их потенциала, возможностей и границ их использования для решения различных профессиональных задач, а также основы знаний и практических навыков общения с компьютерами.

Содержания понятия «информационная культура» гораздо шире, чем компьютерная грамотность, и точнее отражает взаимодействие отдельного индивида с окружающими информационными средами и информационным пространством. Информационная культура состоит в выработанной привычке получать знания через ЭВМ, точно так, как сегодня мы получаем их через книги, и записывать их в ЭВМ, как записываем сегодня в тетради или картотеки.

Компонентами информационной культуры специалиста являются знание им особенностей (закономерностей) документальных потоков в своей области деятельности, возможностей различных систем поиска информации; умение работать с различными источниками и владение основными способами переработки информации и многое другое, поскольку каждый специалист практически не только потребитель информации, но и активный участник информационного процесса в целом – автор, редактор, референт, рецензент, консультант.

Когда говорят об информационной культуре пользователя, то имеют виду человека, решающего конкретную задачу с помощью компьютерных информационных технологий. В наиболее обобщенном виде информационная культура пользователя включает в себя:

· Понимание закономерностей информационных процессов;

· Умение организовать поиск и отбор информации, необходимой для решения стоящей задачи;

· Умение оценивать достоверность, полноту, объективность поступающей информации, представлять ее в различных видах, обрабатывать и т.д.;

· Знание основ компьютерной грамотности;

· Понимание компьютерных информационных технологии как совокупности средств решения проблем человека (а не самоцели), понимание их возможностей и недостатков;

· Применение полученной информации при принятии решений в практической деятельности.

Как видно, данные знания и умения довольно обширны и многообразны, но без них нельзя считать выпускника готовым к профессиональной деятельности и жизни в современном мире.

Информация используется при принятии решений.

Достоверность, полнота, объективность полученной информации обеспечат вам возможности принять правильное решение.

Ваша способность ясно и доступно излагать информацию пригодится в общении с окружающими.

Умение общаться, т. е. Обмениваться информацией, становится одним из главных умений человека в современном мире.

Компьютерная грамотность предполагает:

· Знание назначения и пользовательских характеристик основных устройств компьютера;

· Знание основных видов программного обеспечения и типов пользовательских интерфейсов;

· Умение производить поиск, хранение, обработку текстовой, графической, числовой информации с помощью соответствующего программного обеспечения.

Информационная культура пользователя включает в себя:

· Понимание закономерностей информационных процессов;

· Знание основ компьютерной грамотности;

· Технические навыки взаимодействия с компьютером;

· Эффективное применение компьютера как инструмента;

· Привычка своевременно обращаться к компьютеру при решении задач из любой области, основанная на владении компьютерными технологиями;

· Применение полученной информации в практической деятельности.

Образование нужно человеку для того, чтобы с достоинством выйти из любой жизненной ситуации.

Для любознательных

Значение информатики в современном мире велико, как никогда. Качество и эффективность такого рода работ все большей степени начинают определять и качество, и эффективность экономики. По подсчетам академика А.А. Харкевича, суммарный информационный поток возрастает в среднем пропорционально квадрату промышленного потенциала. Иначе говоря, увеличение вдвое производительных сил страны потребует четырехкратного увеличения потока информации. Все очевиднее возрастающая зависимость национального развития от состояния информационных ресурсов.

В послевоенную эпоху одними из первых, кто понял стратегическое значение информации, были японцы. Не случайно многие специалисты пришли к выводу, что появление феномена «японского чуда», стремительного роста экономики. Страны восходящего солнца, было бы немыслимо без умелой работы с информацией. Особенно это касается информации по новейшим технологиям, тщательный отбор которой стал осуществляться в 50-е гг.

Как считают американцы, чтобы быть сегодня в курсе новейших научно-технических достижений, «нужно иметь информацию едва, ли, не, по всем важнейшим исследовании, которые ведутся за рубежом». Информационная безграмотность в ниши дни ведет к технологическому банкротству и национальному унижению, к превращению страны в сырьевую колонию или свалку устаревших технологий.

По оценкам центра технических перемен, к 2000 г. на информационный сектор будет приходиться более 45% всех работ. Эта ситуация позволяет говорить, что современное общество вступило в новую фазу – информационную, само общество все чаще называют информационным. По определению американского социолога В.Т. Мартина, под информационным обществом понимается такое общество, которое находится на развитой постиндустриальной стадии и характеризуется высоким уровнем компьютеризации, большим объемом информации, передаваемой при помощи электронных средств связи, и экономикой, в значительной степени определяемой свойствами информации.

Ускоряющееся течение жизни, интенсификация процесса производства в результате автоматизации, быстрое накопление знаний – все это, по словам известного фут уролога А. Тоффлера, повышает экономическую значимость упущенных мгновений времени. «Пульс информации должен биться гораздо быстрее, чем когда-либо», - восклицает он в своей книге «Столкновение с будущим».

Полемизируя с приверженцами теории «мировой деревни», считающими, что современное общество достигло своего апогея и уже создана новая, невиданная ранее культура, объединяющая народы и континенты («мировая деревня»), можно сказать следующее. Несомненно, информация исключительно важное для современной жизни понятие, однако не стоит забывать, что человек, прежде всего, видит, думает, запоминает, а не просто «перерабатывают» и «хранит» информацию. Информация сама по себе безлика и аморфна, до тех пор пока человек не вдохнет в нее жизнь. Если же внимательно посмотреть на историю человечества, на полную драматизма смену экономических и общественных формаций, то можно понять, что это движение есть не простое стремление к обладанию все большими «благами», а выполнение точного и ясного предначертания. И если говорить о современном нам «информационном обществе», то это всего лишь один из шагов реализации этого замысла.

Использованная литература

«Информатика и образование» 1998 № 6, 7, 8.

 

С.А. Бешенков

В.Ю Лыскова,

Е.А. Ракитина,

Информатика. Структурированный конспект базового курса. Семакин И.Г.,Вараксин Г.С., М.,2001.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...