Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос: Договор как источник пр-а




Договор это соглашение двух и более лиц об установлении изменении и прекращением субъективных прав и юрид. Обяз-тей.

Договор характеризуется следующими пр-аками: 1 наличием двух и более сторон 2 достижением соглашения по всем существенным условиям. В таком значении договор не является источником пр-а. Источником пр-а является только нормативный договор.

Нормативный договор это соглашения в котором устанавливается закрепляется общеобязательное правило поведения(нормы пр-а). Нормативный договор отличается следующими пр-аками:

1 сторонами нормативно но договора являются лица наделенные пр-отворческими функциями

2 Устанавливаются общеобязательные правила поведения т. е. в нормативный договор содержит пр-ые нормы. Примерами нормативно договора являются договор о создании ссср от 30 дек 1922 г, федеративный договор от 31 марта 1992 г. К нормативный договорам можно отнести и международные договоры. Нормативный договор чаще всего встречается в конституционной, гражданском и административном праве.

 

Вопрос: Юрид-ая Доктрина как источник пр-а

Юрид-ая доктрина это сочинения известных юристы которые признаны источниками пр-а. Доктрина признается источником пр-а только в некоторых пр-ых с-мах. В древнем Риме сочинения пяти известных юристов (Гая. Ульпиана. Модестина. Пабло. Попиньяно) признавались источниками пр-а при этом в случае расхождения их позиции применяли то положение за которое выступало большинство в случае равенства приоритет отдавали мнению Попиньяно.

Доктрина признается источником пр-а и в некоторых религиозно пр-ых с-мах например в мусульманском праве сочинения четырех известных признают источником пр-а (Шафи, Абу-Халифа, Абду-Малика, Хамбалы). В Дагестане была распространена школа имама Шафи.

Признание доктрины источником пр-а по мнению спецов это некий пр-ак кризиса пр-ой системы. Ни в российской фед-и ни в советском союзе доктрина не признавалась источником пр-а. Строго на то уполномоченными органами публичной власти содержащие нормы пр-а имеющие четкие пространственные временные и субъектные переделы действий.

 

Пон-е и особенности системы пр-а.

С-ма пр-а это его внутренняя структура выражающая в единстве и согласованности составляющихся его частей и одновременной дифференциации на отрасли и институты. Системы пр-а характеризуются след особенностями: 1)единство- цели, задач, пр-ипов и функции пр-а. Единство может выражаться и в общности экономических политических и иных условий 2)согласованностью - она выражается в отсутствии противоречия между частями пр-а, а так же детализации одних норм в составе других 3)дифференциацией - пр-о будучей единым объектом, сохраняя пр-аки целостности подразделяются на определенные части - отрасли и институты нормы пр-а. 4)объективностью - с-ма пр-а формируется объективно на него большей степенью влияют общ-венные отношения нельзя произвольно устанавливать систему пр-а 5)динамичностью с-ма пр-а это не застывщее явление оно развивается вместе с общ-вом. Например с установлением социалистической системой хозяйствования насилия сформировалась - колхозная пр-а   18) Предмет пр-ового регулирования

Человеческое общ-во характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщ-ва людей (больших или малых социальных групп).

В целях достижения такого согласования осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие на поведение людей. Регулирование может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на него), так и внутренним (саморегулирование). На всем протяжении своего развития общ-во выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей. Средства отвечают на вопрос, чем регулируется поведение людей, а способы – как осуществляется это целенаправленное воздействие.

К средствам социального регулирования относят прежде всего соц. нормы: пр-ые (юрид-кие), моральные, корпоративные, обычаи и др. Но норма – хотя и основное, далеко не единственное средство воздействия на поведение людей: средствами регулирования являются также индивидуальные предписания, властные веления, меры физического, психического, организационного принуждения и т.д.

В системе социального регулирования важнейшая роль принадлежит пр-овому регулированию, под которым в узком смысле понимается воздействие норм пр-а (системы пр-ых норм), других специально-юрид-ких средств на поведение людей и на общ-венные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития.

 

Метод пр-ового регулирования

В зависимости от указанных различий в теории пр-ового регулирования принято выделять два метода пр-ового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования построен на координации целей и интересов сторон в общ-венном отношении и применяется для регламентации отношений субъектов гражданского общ-ва, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы, т.е. в сфере отраслей частнопр-ового характера.

Метод централизованного, императивного регулирования базируется на отношениях субординации между участниками общ-венного отношения. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общесоц. интерес. В гос-венно-организованном общ-ве общесоц. интересы выражает в первую очередь гос-во, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованные, императивные методы используются в публично-пр-ых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

Способы пр-ового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме пр-а, способами воздействия на поведение людей.

Отрасль пр-а

Отрасль пр-а - это часть системы пр-а регулирующая определенную сферу общ-венных отношений своим особым методом. Отрасль пр-а характеризуется следующими особеностями:

1) Является частью системы пр-а.

2) Регулирует определенную сферу общ-венных отношений. Регулируемая сфера должна быть качественно однородной.

3) Наличием особого метода пр-ого регулирования.

4) Объективностью: отрасль пр-а - это объективное образование в системе пр-а.

5) Нкличием особого юридического режима; такой режим возникает при реализации отраслевых норм.

6) Как правило, наличием кодифицированного акта. (ГК, ГПК).

 

Институт пр-а

Институт пр-а – это часть системы пр-а регулирующая определенный вид, сторону общ-венных отношений.

Особенности:

- Является частью системы пр-а

- Регулирует определенный вид общ отношений. Отношение регулируемые институтом пр-а намного уже чем отношениея регулируемые отраслью пр-а

- Как правило институт пр-а формируется из норм одной отрасли. Возможны исключения: (Институт избирательного пр-а возник на стыке таких отраслей пр-а как конституционное, гражданское, уголовное, административное)

- Институт пр-а не имеет своего метода пр-ового регулирования. Он пользуется методом отраслей пр-а

- Институт пр-а может подразделяться на субинституты: институт пр-а общей собственности подразделяется на два института (пр-о совместной собственности и пр-о долевой собственности).

Примеры пр-ых институтов:

1. в уголовном праве – институт крайней необходимости, невменяемости;

2. в гражданском праве – институт дарения, сделки, институт исковой давности, купли-продажи;

3. в гос-венном праве – институт гражданства;

4. в административном – институт должностного лица;

5. в семейном праве – институт брака и т. д.

Все институты осуществляют свою деятельность в тесной взаимосвязи друг с другом как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Виды пр-ых институтов

Пр-ые институты делятся по отраслям пр-а:

1. на гражданские;

2. уголовные;

3. административные;

4. финансовые

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...