Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наиболее распространённые типы дисгармоничного воспитания




Типы семейного воспитания

 

Стили семейного воспитания по Д. Баумринд

 

Стиль семейного воспитания Характер эмоциональ-ного отношения взрослого к ребёнку Тип родительского контроля Стиль общения Воспитательный результат
Авторитетный Тёплое эмоциональное принятие Высокий уровень контроля с признанием поощрения автономии ребёнка Реализуют демократический стиль общения взрослого с ребёнком, готовы к изменению системы требований и правил с учётом растущей компетентности детей Формирование у ребёнка высокой самооценки, самопринятия, целенаправленности, воли, самоконтроля, саморегуляции, готовности к соблюдению социальных правил и стандартов. Фактор риска – слишком высокая мотивация достижений, превышающая реальные возможности ребёнка. В неблагоприятном случае это приводит к невротизации, причём мальчики оказываются более уязыимыми, чем девочки, так как уровень требований и ожиданий к ним выше. Высокая степень ответственности, компетентности, дружелюбия, хорошая адаптивность, уверенность в себе.
Авторитарный Отвержение, низкий уровень эмоционального принятия ребёнка Высокий Командно-директивный, по типу диктата, система требований, запретов и правил ригидна и неизменна Зависимость, неспособность к лидерству, отсутствие инициативы, пассивность, полевое поведение, низкая степень социальной и коммуникативной компетентности, низкий уровень социальной ответственности с моральной ориентацией на внешние атрибуты и власть. Мальчики нередко демонстрируют низкий уровень волевой и произвольной регуляции.
Либеральный Тёплое эмоциональное принятие Низкий уровень контроля в форме вседозволенности и всепрощения Требования и правила практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен Инфантильность, высокая тревожность, отсутствие независимости, страх реальной деятельности и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности, либо импульсивность
Индифферентный Эмоциональная холодность, дистантность в отношении ребёнка Низкий уровень контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребёнка, недостаток протекции Низкая вовлечённость родителей в процесс воспитания, Широкий спектр нарушений от делинквентности (нарушение правовых норм), импульсивности и агресии до зависимости, неуверенности в себе, тревожности и страхов.  

 

Исследование Д. Браумринда показало, что сам по себе стиль родительского поведения ещё не предопределяет однозначно тех или иных личностных особенностей.

 

Тип семейного воспитания является интегративной характеристикой воспитательной системы. Критерии классификации типов семейного воспитания и типология представлены в работах А.Е. Личко [1989], Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса [1999], Исаева [1996], А.Я. Варги [1997], А.И. Захарова [1997].

Гармоничный стиль семейного воспитания отличается:

 

- взаимным эмоциональным принятием, эмпатией, эмоциональной поддержкой;

- высоким уровнем удовлетворения потребностей всех членов семьи, включая детей;

- признанием права ребёнка на выбор самостоятельного пути развития, поощрением автономии ребёнка;

- отношениями взаимного уважения, равноправия в принятии решений в проблемных ситуациях;

- признанием самоценности личности ребёнка и отказом от манипулятивной стратегии воспитания;

- обоснованной возрастными и индивидуально-личностными особенностями ребёнка, разумной и адекватно предъявляемой ему системой требований;

- систематическим контролем с постепенной передачей функций контроля ребёнку, переходом его к самоконтролю;

- разумной и адекватной системой санкций и поощрений;

- устойчивостью, непротиворечивостью воспитания при сохранении права каждого из родителей на собственную концепцию воспитания и планомерное изменение его системы в соответствии с возрастом ребёнка

Типы дисгармоничного воспитания

 

Общие свойства всех типов дисгармоничного воспитания:

· Недостаточный уровень эмоционального принятия ребёнка, возможность эмоционального отвержения и амбивалентного отношения, отсутствие взаимности;

· Низкий уровень сплочённости родителей и разногласия в семье в вопросах воспитания детей;

· Высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях с детьми;

· Ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей;

· Завышение требований к ребёнку или недостаточная требовательность, вседозволенность;

· Неконструктивный характер контроля, низкий уровень родительского мониторинга, чрезмерность санкций или их полное отсутствие;

· Повышенная конфликтность в повседневном общении с ребёнком;

· Недостаточность или чрезмерность удовлетворения потребностей ребёнка

 

Наиболее распространённые типы дисгармоничного воспитания

1. Гипопротекция – тип дисгармоничного воспитания, который характеризуется недостаточностью заботы, внимания, опеки, контроля и интереса к ребёнку и удовлетворения его потребностей.

 

Варианты гипопротекции:

 

Варианты гипотпротекции Их признаки
1. Чистая гипопротекция 1) может граничить с беспризорностью; 2) недоудовлетворение потребностей ребёнка, иногда даже витальных; 3) отсутствие контроля
2. Скрытая гипопроекция 1) низкий уровень протекции при формальной заботе о ребёнке; 2) удовлетворяются лишь витальные потребности ребёнка; 3) нет сотрудничества, совместной деятельности, активных, содержательных форм общения, нет подлинной заинтересованности и заботы о ребёнке; 4) требования предъявляются, но контроль их выполнения не обеспечивается Примечание: часто за скрытой гипопроекцией кроется неосознаваемое эмоциональное отвержение ребёнка
3. Перфекционизм (рационально обосновываемая гипопротекция) 1) искажение образа ребёнка, его эмоциональное отвержение; 2) ребёнок считается недостойным любви и заботы, при невыполнении каких-либо обязательств должен быть наказан
4. Потворствующая гипопротекция 1) низкий уровень принятия ребёнка на фоне потворствования и вседозволенности, когда родители удовлетворяют любые желания ребёнка (избалованный ребёнок лишён родительской любви); 2) стараются избегать общения с ребёнком, откупаясь материальными благами и подарками; 3) холодно и отстранёно ведут себя с ребёнком, избегают физического контакта 4) стремятся оградить ребенка от установления близких с другими людьми, изолировать Примечание: В основе – чувство вины родителей из-за отсутствия подлинной любви к ребёнку. Часто это переходит в другую крайность и ребёнок становится объектом агрессии, что приводит к трансформации потворствующей гипопротекции в жёсткое обращение.
5. Компенсаторная гиперопека В её основе эмоциональное отвержение. Его компенсация происходит за счёт повышенной опеки. Ребёнок постоянно в центре внимания, высокий уровень тревожности родителя в связи со здоровьем ребёнка, страх, что с ним что-то произойдёт.

 

2.Гиперпротекция – тип дисгармоничного воспитания, характеризующийся чрезмерной родительской заботой, повышенным уровнем протекции

 

Причины:

· Доминирование мотива эмоционального контакта с ребёнком (неудовлетворённая потребность самого родителя в эмоционально близких отношениях, страх одиночества);

· фобия утраты ребёнка, страх его потерять, тревожное ожидание возможного несчастья;

· амбивалентное отношение к ребёнку в сочетании с эмоциональным отвержением;

 

Варианты гиперпроекции Их признаки
1. Потворствующая гиперпроекция Воспитание по типу кумира 1) безусловное эмоциональное принятие ребёнка, симбиотическая связь с ним; 2) культ ребёнка в ущерб интересам других членов семьи; 3) приоритет интересов ребёнка, его потребностей; 4) требования, санкции и запреты отсутствуют; 5) поощрения не связаны с реальными достижениями ребёнка и постепенно теряют своё развивающее положительное значение
Доминирующая гиперпротекция 1) авториторизм родителей; диктат и доминантность, категоричность, директивность, безапелляционность суждений 2) чрезмерность требований; 3) стремление контролировать чувства и мысли ребёнка; 4) стремление установить над ним неограниченную власть, добиться полного беспрекословного послушания. Причины: недоверие к ребёнку, уверенность, что он не сможет справиться с жизненными трудностями, уверенность, что он нуждается в руководстве и контроле Примечание: характерна для воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
Компенсаторная гиперопека 1) не удовлетворяются потребности ребёнка в любви, принятии, содержательном сотрудничестве и кооперации; 2) компенсация недостатка любви излишком подарков и материальных ценностей; 3) защита ребёнка от воспитательных воздействий со стороны социального окружения
Нематеринская гиперпротекция (со стороны бабушки) Потворствующий характер воспитания, может сочетаться со стремлением доминировать
Смешанная гиперопека Переход от гипер- к гипоопеке, принимающей скрытые формы

 

3. Противоречивое воспитание – тип дисгармоничного воспитания, которое обусловлено реализацией разными членами семьи одновременно различных типов воспитания или сменой образцов воспитания по мере взросления ребёнка.

 

- тип дисгармоничного воспитания, для которого характерна несовместимость и взаимоисключаемость воспитательных стратегий и тактик, используемых в семье в отношении одного ребёнка

 

Причины:

- воспитательная неуверенность родителей;

- низкая степень их педагогической компетентности;

- нормативные и ненормативные кризисы семьи;

- большое количество вовлечённых в процесс воспитания ребёнка взрослых, не желающих, не умеющих рефлексировать и согласовывать свои воспитательные подходы;

- дефицит внимания к ребёнку в раннем возрасте и «переизбыток» эмоционального контакта в более старшем

Варианты противоречивого воспитания:

- конфликтное;

- «маятникообразное» (запреты отменяются без должных причин и разъяснений и затем вновь столь же неожиданно и необоснованно восстанавливаются);

 

Результаты противоречивого воспитания:

- формирование у ребёнка тревожного типа привязанности;

- искажения в развитии «Я - концепции»;

- рост личной тревожности,

- неуверенности в себе;

- низкое самопринятие.

 

4. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности – тип дисгармоничного воспитания, который отличается чрезмерностью требований, предъявляемых к ребёнку, не соответствующих его возрасту и индивидуальным особенностям

 

Признаки:

- отсутствует содержательная помощь со стороны с родителей;

- могут предъявляться жёсткие санкции за невыполнение определённых требований

Причины:

- делегирование родительских функций ребёнку;

- искажение когнитивного образа ребёнка (приписывание больших возможностей, чем те, которыми реально обладает ребёнок);

- объективные условия социальной ситуации развития (отец ушёл из семьи, мать зарабатывает на жизнь, на старшего ребёнка ложится ответственность за младших и домашние заботы).

 

 

Результаты воспитания по типу повышенной моральной ответственности:

- благоприятные условия для рывка в личностном развитии;

- если есть жёсткие санкции за невыполнение требований, то последствием часто бывает невротизация ребёнка;

- дети вырастают обязательными, гиперсоциализированными, но склонными к невротизации и соматизации психических проблем, к высокой тревожности.

 

5. Гиперсоциализирующее воспитание – тип дисгармоничного воспитания, которое выражается в тревожно-мнительной концентрации родителя на социальном статусе ребёнка, его успехах и достижениях, отношении к нему сверстников и месте, занимаемом в группе; на состоянии здоровья ребёнка без учёта реальных психофизических его особенностей, возможностях и ограничениях (В.И. Гарбузов).

 

Признаки гиперсоциализирующего воспитания:

 

- чрезмерная принципиальность в общении родителей с ребёнком;

- не учитываются возрастные и индивидуально-личностные особенности ребёнка;

- приоритет в воспитании принципа долга, ответственности, социальных обязанностей, норм и правил;

- шаблонность, предопределённость воспитательных схем и методов без учёта реальных ситуаций взаимодействия и особенностей ребёнка;

- тревожность, мнительность и неуверенность родителя.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...