Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел II. Материалы для самостоятельной работы




ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КАЖДОЙ ТЕМЕ (ЗАНЯТИЮ)

Тема 1. Основные категории, определения этнической психологии

Вариант 1. Функции и задачи этнической психологии

Задание 1. Провести анализ литературных источников и сформулировать наиболее востребованные (актуальные и перспективные) направления этнопсихологических исследований.

Задание 2. Составить диаграмму-схему развития отечественной этнической психологии.

Задание 3. Предположить и описать альтернативные (реалистические, апокалиптические и/или утопические) варианты истории развития человечества с этнической точки зрения.

Вариант 2. Междисциплинарные связи этнической психологии, ее место и роль в системе наук

Задание 1. Выполнить аналитический обзор (составить систематический перечень) методологических категорий и специальной терминологии заимствованных этнопсихологией из смежных наук.

Задание 2. Выполнить аналитический обзор (составить систематический перечень) методологических категорий и специальной терминологии заимствованных смежными науками из этнопсихологии.

Задание 3. Предложить и описать возможные отрасли научного знания в рамках долговременной перспективы развития этнической психологии как самостоятельной сферы познания действительности (следует обратить внимание на биологические, информационные, культурологические, экологические, социальные, политические, экономические и некоторые экзотические, например, космо-географические и парапсихические аспекты этнопсихологических исследований).

Литература:

1. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало – М., 2001;

2. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учебное пособие – СПб.: Речь, 2003;

3. Платонов Ю.П. Этнический фактор. Геополитика и психология – СПб.: Речь, 2002;

4. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебное пособие – Екатеринбург: Деловая книга, М.: Ин-т психологии РАН, 2000;

5. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание – СПб., 2000;

6. Шихирев П.И. Введение в российскую деловую культуру – М., 2000.

 

Тема 2. История этнической психологии

Вариант 1. Становление этнической психологии как самостоятельной отрасли научного знания

Задание 1. Сравнить взгляды отечественных и зарубежных исследователей на специфику формирования и функционирования психологических особенностей этнических групп сложившиеся до середины ХХ века (выбор отечественных и зарубежных исследователей – на усмотрение студента).

Задание 2. Описать общие и особенные черты развития психологии нескольких этнических групп в период с начала ХIХ века до середины ХХ века (выбор этнических групп – на усмотрение студента). Описание представить в виде таблицы.

Этническая группа Особенные черты развития, не характерные для периода ХIХ – середина ХХ века Общие черты развития, характерные для периода ХIХ – середина ХХ века
     
     

Задание 3. На примере одного из известных ученых, занимавшихся исследованиями в области этнической психологии в период с начала ХIХ до середины ХХ века, показать влияние социальных, культурных, политических и экономических условий, в которых формируются научные интересы и установки исследователей, влияющие на общий характер и направленность исследования, обуславливающие специфику исследовательского подхода, особенности интерпретации фактов и т.д. (выбор ученого – на усмотрение студента).

Вариант 2. Развитие и дифференциация этнической психологии на современном этапе

Задание 1. Сравнить взгляды отечественных и зарубежных исследователей на специфику формирования и функционирования психологических особенностей этнических групп сложившиеся во второй половине ХХ века (выбор отечественных и зарубежных исследователей – на усмотрение студента).

Задание 2. Описать общие и особенные черты развития психологии нескольких этнических групп во второй половине ХХ века (выбор этнических групп – на усмотрение студента). Описание представить в виде таблицы.

Этническая группа Особенные черты развития, не характерные для второй половины ХХ века Общие черты развития, характерные для второй половины ХХ века
     
     

Задание 3. На примере одного из известных ученых, занимавшихся исследованиями в области этнической психологии во второй половине ХХ века, показать влияние социальных, культурных, политических и экономических условий, в которых формируются научные интересы и установки исследователей, влияющие на общий характер и направленность исследования, обуславливающие специфику исследовательского подхода, особенности интерпретации фактов и т.д. (выбор ученого – на усмотрение студента).

 

Литература:

1. Бандурка А.М., Друзь В.А. Этнопсихология: Учебное пособие – Харьков: Изд-во Ун-та внутр. дел, 2000;

2. Вундт В. Проблемы психологии народов – М., 2000;

3. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий: Учебное пособие – М.: Per Se, 2002;

4. Крысько В.Г. Этническая психология: Учебное пособие – М.: Academia, 2009;

5. Платонов Ю.П. Этническая психология – СПб.: Речь, 2001;

6. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2011;

7. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебное пособие – Екатеринбург: Деловая книга, М.: Ин-т психологии РАН, 2000.

Тема 3. Признаки и факторы этнических особенностей

Вариант 1. Составляющие элементы понятия «национальный характер»

Задание 1. Описать комплекс наиболее характерных (отличительных) для какой-либо этнической группы бессознательных процессов в рамках эссе на тему «Доминирующие механизмы психологической защиты этнической группы» (выбор этнической группы – на усмотрение студента).

Задание 2. Описать систему признаков эмоционального и поведенческого самоконтроля (саморегуляции), наиболее характерную для представителей какой-либо этнической группы и определяющую формирование стереотипного отношения к этой этнической группе в мировом сообществе (выбор этнической группы – на усмотрение студента).

Задание 3. Составить программу тренинга повышения адаптивности мигрантов (этническая принадлежность мигрантов – на усмотрение студента).

Вариант 2. Составляющие элементы понятия «этническая идентичность»

Задание 1. Описать комплекс наиболее характерных (отличительных) для какой-либо этнической группы осознанных процессов в рамках эссе на тему «Роль и место самосознания в процессе интеграции личности в систему отношений родной этнической группы» (выбор этнической группы – на усмотрение студента).

Задание 2. Описать систему доминирующих мотивов личности, определяющих отношение к родной этнической группе, а также нескольким дружественным и конкурирующим этническим группам (выбор дружественных и конкурирующих этнических групп – на усмотрение студента).

Задание 3. Составить модель личной адаптации студента к семейным отношениям с представителем другой этнической группы (выбор семейных ролей и этнической группы – на усмотрение студента).

 

Литература:

1. Аракелян О.В., Бабилаев А.Н. Поликультурное образование и этнопсихология – М.: Грааль, 2002;

2. Зиньковская И.В. Этническая психология: Учебное пособие – М.: Истоки, 2005;

3. Платонов Ю.П. Народы мира в зеркале геополитики – СПб.: Речь, 2000;

4. Платонов Ю.П. Этнический фактор. Геополитика и психология – М.: Academia, 2002;

5. Платонов Ю.П. Этнопсихология

6. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2011;

7. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебное пособие – Екатеринбург: Деловая книга, М.: Ин-т психологии РАН, 2000;

8. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание – СПб., 2000.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...