Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Церковь построена у места пролома. Во время боя полякам удалось проломить крепостную стену, но, заступлением Богоматери и святых угодников, они так и не смогли ворваться в город.

Накануне решающего сражения благочестивому слепому старцу Дорофею-кузнецу было видение Пресвятой Богородицы на том месте, где враги готовили приступ - в углу крепости у монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Пресвятая Дева явилась старцу Дорофею в предстоянии русских святых - равноапостольного князя Владимира и Псковских князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, преподобных Антония Киево-Печерского, Корнилия Псково-Печерского, Евфросина Спасоелеазаровского и Саввы Крыпецкого, блаженного Николая Псковского и святителя Нифонта, архиепископа Новгородского, строителя Псковского Спасо-Мирожского монастыря. Пройдя со стороны Печор от Спасо-Мирожского монастыря через реку Великую, Богоматерь со святыми зашла в храм Покровского монастыря. Святые со слезами умоляли Пречистую Деву пощадить согрешивших псковичей и спасти город "от належащия беды". Пресвятая Богородица, обещав городу Свою милость, повелела установить на месте Ее явления Печерский образ. После избавления от врагов благодарные жители Пскова поставили церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Для храма Покрова Пресвятой Богородицы в углу на проломе был написан Псково-Покровский образ Богоматери, получивший также название "Явление Божией Матери старцу Дорофею". Явление Пресвятой Богородицы произошло 7 сентября, а празднование Псково-Покровской иконы установлено 1 октября.

  • Окурич – Казарин Н.Ф. Спутник по древнему Пскову. Издание третье, юбилейное – Псков, Светоносец, 2001, с.128-129
  • Левин Н.Ф. Псков на старых открытках. Альбом в 4-х частях – Псков, Стерх, 2004, с. 230
  • hramot prolom a.org.ru/ - Официальный сайт древнего псковского храма Покрова и Рождества Богородицы от Пролома (в Углу)

 

3. Кому принадлежат слова «На тебе… на едином подобает всее тое службы испытати и поиску…» и о ком речь?

Эти слова принадлежат «благоверному царю-государю и великому князю Ивану Васильевичу всея Руси». Сказал он их своему боярину и воеводе, князю Ивану Петровичу Шуйскому, когда отпускал «в богоспасаемый град Псков» и «наставлял всякими царскими поучениями и наставлениями». «С тебя одного подобает спрашивать мне за всю службу, а не с других товарищей твоих и воевод». Как верный слуга, Иван Петрович не смел возразить своему государю и против тяжкого бремени, возложенного на него государем, ни единого слова не сказал, но только ответил царю-государю: «Если на то благая воля бога и твое, государь, изволение, то все сделаю по повелению твоему, государь, я — слуга твой. И по наставлению господа и богородицы всею душою, от всего сердца, непритворно рад буду исполнить порученную службу в граде Пскове».

 

4. Назовите автора «Повести о прихождении Стефана Батория на град Псков». Кем был впервые издан весь текст и где?

Псковский "изограф" (художник) Василий, участвовавший в обороне города, написал "Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков", в которой подробно рассказал о мужественной борьбе защитников крепости.

Он завершил рукопись вскоре после окончания войны. Его «Повесть о прихождении литовского короля Стефана Батория великим и гордым воинством на великий, на славный богоспасаемый град Псков…» была популярна в древнем Пскове, её много раз переписывали и даже дополняли. Отрывки из неё в 1821 году впервые опубликовал Н. М. Карамзин в приложении к IХ тому «Истории государства Российского». Полностью её издал в «Чтениях в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете» за 1847 года (№ 7) профессор О. М. Бодянский.

Псковские краеведы внесли важный вклад в изучение «Повести». Порховский священник Александр Красноумов прислал в Губернский статистический комитет рукопись этой повести, датированную 1766 годом. В ней были отличия от первоначальной редакции. По предложению И. И. Василёва Комитет на заседании 23 мая 1875 года решил издать её. С 6 ноября следующего года она печаталась в «Псковских губернских ведомостях». Ещё один список «Повести» подарил музею Псковского археологического общества (ПАО) купец И. И. Булынников. Так как после предыдущего издания прошло более четверти века, секретарь ПАО Ф. А. Ушаков поместил этот текст со своими комментариями в «Труды ПАО за 1903-1904 годы».


Повесть дошла до нас более чем в 40 списках. Впервые весь текст был издан сотрудником Пушкинского Дома В. И. Малышевым (Вязниковский список) в 1952 году в издательстве Академии наук СССР. В сборнике «Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина ХVI века» (Москва, 1986 г.) дан старославянский текст и его перевод на современный язык, сделанный преподавателем Псковского пединститута В. И. Охотниковой.

Левин Н.Ф. Преданья старины глубокой. Из глубины веков. Город воинской славы / Н.Ф.Левин // Время - псковское. - 2006. - 7 сентября. - С.4-5.

 

 

5. Какую литературу вы знаете об обороне псковичей 1581-1582 гг.?

  • 1. Алексеев О. Осада: драматическая поэма / Олег Алексеев // Пскова негасимый свет: сборник стихотворений / сост. Ирена Панченко. – Псков, 2003
  • 2. Воинские повести древней Руси – Л., 1985
  • 3. Детков Ю.Л. Осадный колокол: исторический роман / Ю.Л.Детков. - Псков, 2002.
  • 4. Лощилов И.Н. Подарок Яна Замойского / И.Н.Лощилов. - Псков, 2003
  • 5. Оборона Пскова // Псковский край в истории России /сост. и науч. ред. Е.П.Иванов. - 2-е изд., испр. и доп. - Псков: ПОИПКРО,2001.
  • 6. Осада Пскова глазами иностранцев: Дневники походов Батория на Россию (1580-1581 гг.). /В переводе с польского О.Н.Милевкого – Псков: Псковская областная типография, 2005
  • 7. "Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков" – М-Л: Академия наук СССР, 1952
  • 8. Повесть о прихождении литовского короля Степана на великий и славный град Псков // Рассказы русских летописей / перевод и составление Т.Н.Михельсон. - М.: Издательский центр "Витязь", 1993. (Серия "Отечественная история для детей и юношества").
  • 9.Речь, произнесенная в заседании Псковского археологического общества 8 сентября 1881 года действительным членом С.В. Кохомским в воспоминание славной обороны г. Пскова от войск Стефана Батория в 1581 году - Псков: Типография губернского правления, 1881.

Это редкое издание хранится в историко-краеведческой библиотеке им. И.И.Василёва.

  • 10. Соколов Б. В. Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 г. — Сто великих войн, Москва, 2001

 

6. Какие картины, копии посвящены этому событию?

- Борис Чориков «Осада Пскова», 1836 год

Публикуемая гравюра была исполнена Борисом Артемьевичем Чориковым (1802—1866) — известным в свое время гравером. Популярность ему принесли иллюстрации к уникальному изданию — «Живописный Карамзин, или Русская история в картинках» (СПб., 1836). Для этого альбома им было создано более 300 рисунков, перенесенных на литографский камень его помощниками.

- Брюллов К.П. «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» 1839–1843 годы. Оригинал картины хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Бенуа назвал «Осаду Пскова» самой неудачной картиной Карла Брюллова. Тем не менее, принято считать, что такие мастера в исторической живописи, как Суриков и Репин, во многом отталкивались от брюлловского опыта, ведь до него сюжеты из российской истории передавали в основном со стилизацией под античные мотивы.

После оглушительного успеха «Последнего дня Помпеи» Брюллов вернулся в Россию как триумфатор и почти сразу же встретился с императором Николаем I, который поинтересовался, нет ли у художника желания написать масштабную картину, посвященную какому-либо событию отечественной истории. И даже предлагал что-то вроде «Взятия Казани», на котором бы можно было изобразить и Ивана Грозного.

Брюллов отказался, сказав, что у него уже есть идея написать картину, посвященную осаде Пскова войсками Стефана Батория.

Замысел появился под влиянием «Истории государства Российского» Карамзина и "Истории княжества Псковского" Евгения Болховитинова. Особенно художника увлек эпизод, когда была взорвана крепостная стена, и на ее защиту бросилось не только войско под началом Ивана Петровича Шуйского, но и также простой народ, включая детей и женщин, и духовенство, пришедшее с иконами и хоругвями. Один монах даже вскочил на коня.

Брюллов говорил о русской истории следующее: "Мне беспрестанно приходится читать, что удельные князья грызутся между собой и друг друга со света изводят. Два события показаны у Карамзина, в которых все сделал сам народ: осада Пскова и взятие Казани". И не даром современник Брюллова художник Солнцев (с которым, кстати, они вместе ездили знакомиться с Псковом и его окрестности, когда начиналась подготовка к созданию картины), замечал, что у того получается не осада, а какой-то крестный ход.

Работа над «Осадой Пскова» продолжалась на протяжении 1839-1843-х годов, но Брюллов, первоначально увлеченный и желавший превзойти самого себя, постепенно перегорал. К тому же ему постоянно досаждали советами и указаниями. В итоге картина осталась частично незаконченной и до конца жизни художника висела в мастерской, заменяя собой что-то вроде перегородки, символически ограждавшей относительную независимость его творчества.

Так «Осада Пскова» превратилась в «Досаду Пскова» или «Досаду от Пскова».

- Ян Матейко «Стефан Баторий под Псковом», 1872 год. Королевский замок в Варшаве. (подробное описание картины в вопросе №7)

 

 

-Изображение майора Собаньского.

Рисунок-граффити. Около

1581г.

 

- Стефан Баторий. «Гравюра»

 

 

Иконы: Первоначальный текст «Повести» к середине ХVII века был дополнен сообщением о рассказе бывшего псковского пушечного кузнеца, ослепшего Дорофея о видении им Богородицы и псковских святых на крепостных стенах города незадолго до первого штурма. В Пскове до этого появились отдельные списки рассказа, затем он вошёл в «Повесть о Псково-Печорском монастыре». А местные живописцы создали на этот сюжет своеобразную икону с видом Пскова времён осады и Богородицей у Покровской башни.

Очевидно, впервые такая икона была создана для псковской церкви Покрова у Пролома. Рисунок с неё граф М. М. Толстой приложил к книге «Святыни и древности Пскова» (Москва, 1861 г.). Прямо на иконе приведён большой текст о приходе под Псков войск Батория и видении Дорофея. Он полностью опубликован, в частности, инспектором Псковской духовной семинарии А. С. Князевым в «Указателе достопамятностей города Пскова и его окрестностей» (Москва, 1858 г.) и краеведом И. И. Василёвым в «Археологическом указателе г. Пскова и его окрестностей» (Петербург, 1898 г.). Эта была увезена во время фашистской оккупации и возвращена в 2001 году при содействии президента В. В. Путина в Псковский кафедральный Троицкий собор. Аналогичная икона хранится в Московском Успенском соборе.


Позднее, в ХVII веке, на иконах, посвящённых видению Дорофея, изображался более подробный вид Пскова. Такие иконы до революции находились в Псково-Печорском монастыре, в псковском Гостином дворе у лавки И. И. Жиглевича и в часовне Владычного креста на окраине Пскова. Возле часовни встречали крестный ход из монастыря. Эти иконы многократно воспроизводились в краеведческой литературе.
На собрании Псковского церковного историко-археологического комитета 10 июня 1910 года секретарь Комитета священник Александр Ляпустин обратил внимание на трудности осмотра иконы в часовне Владычного креста, которая постоянно закрыта, а стёкла в ней хулиганы бьют камнями. С согласия Печорского монастыря, которому принадлежали часовня и икона, её перенесли в Троицкий собор. Сейчас она и «икона Жиглевича» экспонируются в Псковском музее-заповеднике.

 

Список с Псково-Покровской иконы (в церкви Рождества и Покрова Пресвятой Богорродицы)

 

Н.Ф.Левин Иконы с видом Пскова. Из глубины веков. Город воинской славы / Н.Ф.Левин // Время - псковское. - 2006. - 7 сентября. - С.4-5.

7. «Стефан Баторий под Псковом». Чем знаменита эта картина польского художника?

Картина, написанная Яном Матейко в 1872 году, изображает эпизод Ливонской войны и посольство царя Ивана IV Грозного к королю польскому и великому князю литовскому Стефану Баторию с просьбой о мире.

Первые этюды к картине «Баторий под Псковом» были написаны Яном Матейко в 1869 году. Через три года картина была завершена. В 1874 году Матейко выставляет картину в Париже. Как результат — восторженный прием картины и избрание Матейко членом «Institut de France», сразу за этим последовало избрание членом Берлинской академии искусств.

На выставке в Праге Ян Матейко получил предложение возглавить Пражскую академию художеств и получил медаль в Вене. Французская академия выбрала его почетным иностранным членом.

Картина сильно пострадала во время Второй мировой войны. Её спешно эвакуировали во Львов. Потом разделили на 18 частей и спрятали. Профессор Станислав Лоренц её обнаружил в очень плачевном состоянии. Восстанавливали картину 3 года.

Сюжет и персонажи картины. Одной из центральных фигур картины является Стефан Баторий. Он изображён сидящим на походном троне, в рыцарских доспехах и расшитом зо́лотом плаще с обнажённой саблей. Трон, поставлен на медвежью шкуру, а у ног Батория лежит захваченное вражеское знамя. Высокомерный, надменный взгляд полузакрытых глаз, униженные позы русских послов — словно иллюстрация к посланию Ивана Грозного.

Левее и чуть позади короля в полный рост изображена фигура канцлера Яна Замойского с канцлерской печатью и гетманской булавой. С ним вместе Баторий учился в Падуанском университете, его Баторий выделил среди краковского дворянства, обласкал почестями и наделил властью и рукой своей племянницы Гризельды.

В центре композиции расположена выразительная фигура иезуита Антонио Поссевино — папского легата и посла к Ивану IV. Положение рук Поссевино как бы символизирует сложность его дипломатической и миротворческой миссии. Одна рука протянута к Баторию, другая делает охранительный жест в отношении владыки Киприана. Поссевино при содействии иезуитов прилагал немалые усилия для распространения в России влияния Ватиканского престола. Вся композиция картины построена вокруг Поссевино, а не Батория. В одной из своих статей Владимир Стасов назвал работу Матейко «Иезуит Поссевин уговаривает зверообразного Стефана Батория выслушать русских послов, просящих мира».

Со стороны «просящих мира» особо выделены художником два персонажа — коленопреклоненный владыка полоцкий Киприан, в богатом, шитом золотом облачении, на золотом блюде подносящий королю хлеб, видимо, символизирующий просьбу о пощаде и мире. Несколько в стороне от владыки Киприана, скорее с трудом, по-стариковски приседающий, нежели падающий на колени, — Иван Нащокин. Изображённые на картине военные не стоят на коленях, они не смирились, осаждённый город не сдан.

Картина «Баторий под Псковом», как и другие исторические работы Матейко, насыщена тщательно проработанными деталями. Все детали одежды и оружия выполнены очень достоверно — в 1860 году Матейко завершил работу над альбомом «Одежда в Польше», который и по сей день является образцом научного подхода художника к «искусству кройки и шитья»[2].

Достоверность изображенных событий. Очевидно, что Матейко преследовал несколько другие цели, чем максимальная историческая достоверность. На картине изображены октябрь-декабрь 1581 года. Описание этих событий освещено в источниках достаточно подробно: участники второго похода Стефана Батория на Россию в 1580 году писали дневники. Это Ян Зборовский, кастелян, командовавший отборной частью армии Стефана Батория, и Лука Дзилынский, начальник авангардного войска Стефана Батория. Также сохранилось русское произведение «Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков». Кроме этого, сохранился дневник осады Пскова Стефаном Баторием, который, видимо, писал секретарь королевской канцелярии Станислав Пиотровский[3].

На самом деле переговоры о мире шли не под стенами Пскова и Баторий не вёл эти переговоры лично. Матейко собрал вместе разрозненные факты и поместил их на одну картину.

Григорий Афанасьевич Нащокин не раз выполнял дипломатические поручения, но со Стефаном Баторием он встречался в Литве за год до осады — в 1580 году. Киприан, архиепископ Полоцкий и Великолуцкий, проявил себя во время осады Полоцка в 1579 году. Когда воеводы выслали неприятелю переговорщиков о сдаче города, Киприан не согласился с этим решением. Он вместе с другими воеводами намеревался взорвать крепость, но когда это не удалось, то они при вступлении в город неприятеля закрылись в церкви Святой Софии и объявили, что их могут взять только силой. 11 августа 1579 года арИезуит Антонио Поссевино действительно сыграл важную роль в этих исторических событиях — он прибыл под осаждённый Псков, Баторий уехал из-под осаждённого города с частью войска, а посредничество Поссевино действительно привело к заключению мира. Миссия Поссевино была вызвана дипломатическим ходом Ивана IV, задумавшего использовать папу в качестве посредника в международной распре: «Протопоп же той Антоней, Ихнилатово лукавство и се яко збойливые лисицы лесть в себе восприем, и наперед е́зду послов государю себя объявляет и по обою их страну хотения помирити учиняет, и послана себя от Римского папы для помирения к государю и королю сказуется. Король же сего совету начало оставляет, сам же от Пскова в свою Литовскую землю отходит». Поссевино надеялся своей деятельностью склонить Ивана IV к унии, однако это начинание закончилось провалом.

Изображение на картине Поссевино как миролюбивого умиротворяющего посредника, в действительности, не соответствует исторической правде: Поссевино вёл переговоры агрессивно и в интересах Батория. Переговоры на самом деле с русской стороны вели князь Дмитрий Петрович Елецкий и думный дворянин, печатник Роман Васильевич Алферьев-Безнин

Итак, в деревню Запольный Ям 13 декабря 1581 года съехались польские и русские послы. Со стороны Польши переговоры вели брацлавский воевода Януш Збаражский, воевода виленский и гетман литовский Кшиштоф Радзивилл и секретарь (писарь), великий князь Литовский Михаил Гарабурда. В качестве посредника присутствовал Поссевино.

Когда послы приехали в Запольный Ям, то увидели, что деревня в основном сожжена. Переговоры на самом деле велись в деревне Киверова Гора, за 15 верст от Запольного Яма. Переговоры шли бурно, и об изменении места переговоров в документах не упомянули. В историю договор 1582 года вошёл по имени сгоревшей деревни, а с легкой руки историка Соловьева её переименовали из Ям Запольный в Ям Запольский.

Согласно условиям договора Россия отказывалась в пользу Речи Посполитой от всех своих владений в Прибалтике и от владений своих вассалов и союзников: от Курляндии, уступая её Польше; от 40 городов в Ливонии, переходящих к Польше; от города Полоцка с поветом (уездом); от города Велижа с округой. Речь Посполитая возвращала царю захваченные в течение последней войны псковские коренные земли: «пригороды» Пскова (то есть города Псковской земли — Опочку, Порхов и другие, попавшие в зону военных действий); Великие Луки, Невель, Холм, Себеж — исконные новгородские и тверские земли, захваченные в ходе последней трёхлетней войны.

В русском экземпляре договора за царем сохранялся титул царь, в польском же варианте титул царь не упоминался. В русском экземпляре царь именовался также «властитель Ливонский и Смоленский», а в польском «властителем Ливонским» уже именовался польский король, а титул «Смоленский» не принадлежал никому. Историк Н. М. Карамзин, оценивая Запольский договор, назвал его «самым невыгодным и бесчестным для России миром из всех заключенных до того времени с Литвой».

ru.wikipedia.org/.../Стефан_Баторий_под_Псковом

 

 

8. Что вы знаете о происхождении микротопонима, которое псковичи связывали с осадой крепости: «Выползова слобода»?

Заселённую местность над берегом Великой между Покровской башней и Никитской церковью прозвали Выползовой слободой, поскольку там в начале осады вражеские солдаты выкопали траншеи, из которых они выползали, идя на штурм крепости.

В народе долгое время жила легенда о том, что во время штурма 8 сентября 1581 года Матерь Божия ослепила, а те поползли назад, как кроты. Выползова слобода тянулась от Рижского моста до Покровского бастиона.

Левин Н.Ф. Псков на старых открытках. Альбом в 4-х частях – Псков, Стерх, 2004, с 223

Окурич – Казарин Н.Ф. Спутник по древнему Пскову. Издание третье, юбилейное – Псков, Светоносец, 2001

9. Какую наиболее ярку оценку исторической обороны Пскова от войск Стефана Батория дал знаменитый дореволюционный писатель и историк?

Николай Михайлович Карамзин в «Истории государства Российского", том IX, глава V писал «В первый раз мы заключили мир столь безвыгодный, едва не бесчестный, с Литвою; и если удержались еще в своих древних пределах, не отдали и более: то честь принадлежит Пскову: он, как твердый оплот, сокрушил непобедимость Стефанову; взяв его, Баторий не удовольствовался бы Ливониею; не оставил бы за Россиею ни Смоленска, ни земли Северской; взял бы, может быть, и Новгород… Но то истина, что Псков или Шуйский спас Россию от величайшей опасности, и память сей важной заслуги не изгладится в нашей истории, доколе мы не утратим любви к отечеству и своего имени».

Карамзин Н.М. Об истории государства Российского – М., Просвещение, 1990, с.244

10. Кесарь Печерского монастыря Арсений Хвостов, казначей Святогорского монастыря Иона Наумов и игумен Мартирий. Что это за люди и какое отношение их к битве?

Кесарь Печерского монастыря Арсений Хвостов, казначей Святогорского монастыря Иона Наумов и игумен Мартирий – иноки, в недалеком прошлом воины, которые обороняли Псков, и вселяли в людей веру в победу. Их образы запечатлены на картине «Осада Пскова Польским королем Стефаном Баторием в 1581 году»

Происходило все так.

Действительно, Псков еще не принимал такого сражения. Грохотали пушки и ручницы как с той, так и с другой стороны: «Был великий гром... от множества обоего войска, и от пушечного звука, и от ружейных выстрелов, и от воинского крика». Погода в тот день была солнечной и теплой, но солнце застила плотная пелена дыма и копоти. Яростно гремели мечи, свистели стрелы, ломались копья, вдоль всей южной стены Пскова раздавались крики ярости и ужаса, звучали ругань, стоны, проклятия, победные вопли и предсмертные хрипы... Не уступали ни те, ни другие. И вот это серое, плотное, колющее, рубящее, стреляющее, кричащее и вопящее месиво словно стрелой прорезали три всадника в черных одеяниях. Это были известные всему Пскову келарь Печерского монастыря Арсений Хвостов, казначей Снетогорского монастыря иона Наумов и игумен Мартирий.

- Не бойтесь, православные! - перекрывая шум битвы закричали иноки, сами в недалеком прошлом прекрасные воины. - Богородица идет на помощь. Как раз в это время к месту пролома направлялся крестный ход с иконами, хоругвями и мощами святого князя Всеволода-Гавриила, чтобы укрепить дух псковских воинов.
- Умрем все за веру Христову и за православного царя Ивана Васильевича! Не предадим Богоматери и Святого Всеволода! - воодушевленные псковичи словно обрели второе дыхание и стали теснить притомившихся поляков.

 

11. Что вы знаете об истории с подарком от гетмана Замойского, преподнесенным И. П. Шуйскому?

Польский гетман Замойский, считая псковского воеводу Ивана Петровича Шуйского очень опасным противником, решил погубить его хитростью, подослав ему ларец со взрывным механизмом. Принес «подарок» из лагеря польско-литовской армии, осаждавшей Псков, отпущенный русский пленник. К шкатулке была приложена записка. В записке, подписанной немцем Моллером, состоявшим прежде на царской службе, сказано, что он якобы хочет тайно перебежать к русским и наперед посылает ларец со своими деньгами и важной информацией о польско-литовских войсках. Однако осторожный Шуйский заподозрил неладное и, вызвав мастера-умельца, велел ему отнести ларец в безлюдное место и там «с бережением» открыть его. При вскрытии внутри обнаружили обращенные во все стороны заряженные пистолеты, которые должны были одновременно выстрелить в момент поднятие крышки сундучка, а особый механизм вслед за тем высек бы искру, от которой должен был взорваться вложенный в ларец порох. Если бы Иван Петрович взялся лично открывать шкатулку, он неминуемо погиб бы от пули или взрыва пороха. Но Шуйский был не только храбр, но и умен, и трюк с «гостинцем» не удался. Возмущенный такой подлостью Шуйский написал Замойскому гневное письмо, где подчеркнул, что настоящие рыцари убивают недругов только в открытом, честном бою, и вызвал гетмана на дуэль. Замойский, однако, отказался от поединка.

 

 

12. Опишите Псково – Покровскую икону. Что на ней изображено? Судьба иконы.

Неизвестно, чья рука писала икону Псково-Покровской Богородицы. В средние века не принято было ставить свое имя под святыми образами. Доподлинно известно другое. Поводом для создания иконы и ее сюжетом стало чудесное явление Богородицы старцу Псково-Покровского монастыря Дорофею накануне генерального штурма города польскими войсками.

Сложна и обособленна иконография этой иконы, ей нет аналогов. Изображено на иконе было чудесное видение Дорофея и в соответствии с текстом «Сказания» написаны: Богородица со святыми князьями Василием-Владимиром Киевским, Всеволодом-Гавриилом и Довмонтом-Тимофеем Псковскими, архиепископом Новгородским и Псковским Нифонтом, преподобными Антонием Киево-Печерским и Корнилием Псково-Печерским, Николой Блаженным Псковским, а также святыми преподобными Евфросинием Псковским и Саввой Крыпецким, а также сам старец Дорофей. На иконе изображены Покровский монастырь и Покровская башня, Троицкий собор и некоторые другие храмы, река Великая, крепостные стены, Мирожский и Печерский монастыри. На иконе же помещено описание чудесного явления Богоматери. Композиционно выделены Покровский монастырь и Покровская башня — центр событий, самое важное место обороны. Образ этот прославился многими дивными знамениями заступления Небесной Владычицы. Сама же Богородица Псково-Покровская не покидала храм Покрова и Рождества до 20-х годов XX века. В ходе изъятия церковных ценностей с нее сняли драгоценный серебряный оклад, который затем исчез. Существуют свидетельства, что настоятель храма Покрова и Рождества священник Троицкий передал чудотворную икону в музей, чтобы она не была уничтожена (по другим источникам икона до 1944 года находилась в церкви Богоявления с Запсковья).

В 1944 году, в последние дни немецкой оккупации Пскова, икона была вывезена немцами из России. В течение десятков лет после окончания войны считалось, что икона погибла. Псковские археологи, архитекторы, реставраторы радовались любой её старой фотографии или прориси.

В 1970 году неожиданно стало известно ее местонахождение. В Мюнхене, в Haus der Kunst прошла выставка «Ikonen 13 bis 19 Jahrhundert», на которой под номером 234 экспонировалась икона из частного собрания в Берхтесгадене со странным названием «Pskov (Pleskau) und seine Umgebung» (Псков (Плескау) и его окрестности). В собрание же икона была помещена с еще более странным объяснением сюжета: «перемещение чудотворной иконы из Печерского монастыря в Троицкий собор Пскова». Это и была икона Богородицы Псково-Покровская. Почти сорок лет икона хранилась в доме католической семьи из Баварии. Но все эти годы ее владелица — госпожа Хильда Карбахер желала, чтобы икона возвратилась в Россию.

С 1970 года местонахождение иконы не менялось, она была все в той же частной коллекции. В начале девяностых годов Псковский государственный музей-заповедник передал в отдел регистрации Министерства культуры РФ список принадлежавших ему особо выдающихся историко-художественных ценностей, вывезенных в 1941-1944 годах оккупантами и не возвращенных музею. Первым номером в этом списке значилась икона Богородицы Псково-Покровская.

Во время визита Президента России Владимира Путина в ФРГ в 2000 году канцлер Герхард Шрёдер символически подарил ему эту икону. Президент дал обещание, что икона будет передана Русской Православной Церкви и возвратится на родную землю, в Псков. 31 августа 2000 года икона была передана Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II послом Германии в России Эрнстом Йоргом фон Штудницем.

7 сентября 2001 года в Пскове прошла торжественная встреча Псково-Покровской иконы Божией Матери. Эта икона — живая часть древнего Пскова, неотъемлемая, как Троицкий собор или Покровская башня, без которых город немыслим. Теперь икона Богородицы Псково-Покровская находится в Троицком соборе Пскова.

В январе 2005 года икона замироточила. По словам настоятеля Троицкого собора о. Иоанна, такое обильное мироточение иконы наблюдается впервые. Возможно, в прошлые века она тоже подавала знак, но подобные случаи нигде не зафиксированы документально.

В настоящее время в храме Покрова и Рождества Богородицы находится список с чудотворной Псково-Покровской иконы.

www.pskov-eparhia.ellink.ru/ - сайт Псковской епархии

 

13. Расскажите историю установки памятника на бастионе, когда был заложен, кто автор памятника?

В Пскове сложилась легенда, что погибших воинов хоронили за стеной пред Свинорской башней. В Северную войну по приказу Петра I там был насыпан высокий земляной бастион. 8 сентября 1881 года, к 300-летию первого штурма, на бастионе поставили деревянный крест на месте будущего памятника. Выложили каменные ступени лестницы. Полтора десятилетия памятник поставить не удавалось из-за нехватки средств. Только в 1897 году городской архитектор Ф.П. Неструх за 300 рублей под видом починки креста устроил из плитяного камня скромный обелиск. Памятник находится в западной части площади Победы. Проект памятника принадлежит А.М. Кислинскому. Рядом с памятником находится так называемый Баториев пролом, очевидно, названный так после решающего штурма поляков 8 сентября 1581 г. Тогда отрядам Батория удалось захватить Покровскую и Свинузскую башни, но прорваться в город они не смогли.

7 мая 1900 года во время первого городского праздника древонасаждения псковские школьники посадили рядом с памятником деревья. С годами они разрослись.

 

 

14. Когда была переименована улица, на которой проходили наиболее ожесточенные сражения, как она называется теперь?

Баториевской называли улицу восточнее слободы. В советское время её переименовали в Историческую, но и она потерялась на территории Домостроительного комбината.

 

м

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...