Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие «метод управления» и классификация методов управления.




Виды управления и особенности социального управления.

Феномен управления известен еще с античных времен и изучался многими общественными науками (философией, правоведением, социологией, политологией и др.), призванными изучать общество и законы его развития. Менеджмент как одно из направлений науки об управлении в условиях рыночных отношений возник значительно позже (в начале XX в.) и развивался в большей мере в контексте экономических наук. Таким образом, чтобы получить достаточно полное представление о социальном управлении, нельзя ограничиться понятием менеджмент, которое не исчерпывает всего содержания социального управления.

С позиции менеджмента управление – процесс проектирования и инновации социальных организаций, мотивации людей к деятельности для достижения целей организации. Экономическая наука склонна трактовать управление как способ получения экономического результата при наименьших производственных издержках. Правоведение трактует управление как государственное правовое регулирование с помощью законов. Политология понимает управление как воздействие на общество со стороны государства политическими методами и т. п.

В узком значении социальное управление определяется как процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей. Объективная необходимость управленческого труда порождает особую группу работников – управляющих.

В сферу деятельности людей по социальному управлению помимо управленческих работников входят научные работники, занимающиеся исследованиями и разработками в сфере социального управления, а также преподаватели, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров.

Необходимость социального управления обусловлена прежде всего фактом разделения труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе государства, а также необходимостью его кооперации. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества.

Ключевое понятие управления — воздействие. Оно осуществляется в технических и биологических системах. Сразу скажем, что нас интересует такое воздействие, которое осуществляется в социальных системах и может быть понято как воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние. Однако воздействие в социальных системах может быть разным по объему, содержанию, направленности, силе власти. В зависимости от этого меняется содержание самого понятия управления.

В государственном управлении управленческая деятельность, как известно, связана с государственной властью, которая тоже может быть весьма различной (тоталитарной, демократической и т. п.), и все же первое и отличительное свойство социального управления состоит в том, что это – процесс целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую для достижения ее эффективного функционирования и развития.

Особенности государственного управления и менеджмента в бизнес-сообществе.

Сетевая самоорганизация как принцип развития малого и среднего предпринимательства сделалась на практике основой стратегии и тактики завоевания и регулирования рынка. Такая сеть выводит бизнес из оболочки иерархии и как бы приближает его к любому клиенту. Представляя собой совокупность бизнес-процессов и организующих их клиентальных отношений, сети имеют серьезные преимущества, например, более высокую скорость внедрения инноваций, относительно низкие трансакционные издержки, интерактивность связей, минимизацию рисков и, главное, саморегулирование.

На высшем, федеральном уровне госрегулирования целесообразно исходить не только из текущих и перспективных потребностей населения в целом, учитывая интересы региональных образований и организаций и обеспечивая их согласованность, но и целевых функций конкретных объектов. Здесь целесообразно устанавливать единый порядок деятельности организаций, обслуживающих основные потребности населения, проводить единую научно-техническую, ассортиментную и кадровую политику для последующего регулирования регионов, отраслей и др. с целью решения наиболее важных вопросов функционирования отдельных направлений развития потребительского рынка.

Деятельность региональных органов, занимающих промежуточное положение в системе государственного административно-конституционного регулирования, целесообразно направлять на удовлетворение текущих и перспективных потребностей населения региона, учитывая интересы местных поселений, организаций и государства в целом, также обеспечивая их согласованность. На данном уровне целесообразно устанавливать единый для региона общий порядок деятельности потребительского рынка, в значительной мере учитывая специфику региона и особенности местных поселений, но не противоречащий федеральному. Сложность же регулирования на каждом уровне состоит в согласовании противоречий корпораций, малого бизнеса, населения и соответствующих властных систем.

Органы местного (муниципального) уровня, находящиеся на нижней ступени системы органов государственного вертикального регулирования, оказывают непосредственное воздействие на организации и бизнес-процесс, имея возможность в максимальной мере учитывать присущие им закономерности, в связи с чем им целесообразно отводить более заметную роль в регулировании рынка, предоставляя соответствующие полномочия. Вместе с тем, существующие законодательные и нормативные акты, как показало исследование, им этого или не предоставляют, или не учитывают влияние самоорганизованных бизнес-структур.

На данном уровне целесообразно осуществлять создание систем бесприбыльного обслуживания жителей региона, включающих торговлю во всех ее формах для обслуживание всех категорий населения и реализацию необходимых им товаров и услуг на основе норм и правил, институционально учитывающих местные условия, но не имеющих значительного различия с действующими на территории субъекта федерации и государства. При этом местные власти обеспечивают осуществление контроля за их соблюдением, координацию деятельности органов, выполняющих эти функции и т.д.


Понятие «метод управления» и классификация методов управления.

Методы управления – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления организацией.

Различают: экономические, административно-правовые и социально-психологические методы управления, которые отличаются способами и результативностью воздействия на персонал.

Экономические методы управления – система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). При этом следует учесть, что кроме сугубо личных целей участник процесса преследует и общественные, и групповые цели.

В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.

Организационно-распорядительные методы управления – методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.

К числу организационных методов относят: организационное проектирование, регламентирование, нормирование. При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения.

При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.

Социально-психологические методы управления. Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления.

К ним относятся: моральное поощрение, социальное планирование, убеждение, внушение, личный пример, регулирование межличностных и межгрупповых отношений, создание и поддержание морального климата в коллективе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...