Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реформаторская педагогика о содержании, формах и методах обучения. (Г.Кершенштейнер, Д.Дьюи, М.Монтессори, Р.Штейнер, С.Френе).




Прагматическая педагогика. В 90-х г. 19в. в США зародилась и затем расцвела “философия прагматизма ”. В качестве критерия истины прагматисты признают пользу, при этом значимость пользы определяется чувством “внутреннего удовлетворения”, или самоудовлетворения. Представитель Дьюи. Из направлений прагматизма: “инструментализма”(всякая теория, всякая идея должна рассматриваться как “инструмент действия”). Дьюи полагал, что радикально изменившиеся условия жизни требуют радикально изменить постановку образования. “Интеллектуальное образование ” оправдывалось лишь тогда, когда его получало меньшинство общества (дети господствующих классов). Утверждает, что систематические знания трудящимся не нужны. Задача школы: путем соответствующего воспитания и обучения подрастающего поколения смягчить классовые противоречия. Большую роль придавал наследственности.Воспитание должно опираться на наследственность и исходить из инстинктов и практического опыта ребенка. Центральная фигура в процессе воспитания- ребенок. Снижал роль научных знаний в воспитании детей. Правильно подчеркивая роль трудового воспитания, Дьюи не связывал его с широким общим образованием. Школа, по его мнению, не должна иметь постоянных учебных классов, программ, расписания.

Мария Монтессори. Осн. работы: “Дом ребенка”, “Метод научной педагогики”

Видела суть реформы не в исправлении отдельных недостатков школы, а в изменении социальной школьной среды, создании “простора свободным и естественным проявлениям личности ребенка”. Функция учителя- наблюдать и направлять в положительную сторону эти естественные стремления. Задача воспитания: забота о предоставлении специфических условий для каждой фазы развития. Педагогич принципы: свободы, упразднение наград и наказаний, исключение соревнований из детской деятельности. Осн метод: поляризация внимания (глубокое проникновение ребенка в “дело”, способность к медитации, внутренней собранности во время работы).

Главный принцип: свободный выбор работы. Задача: воспитать человека, способного наблюдать и различать добро и зло, быть самоуправляемым, деятельным, воздержанным, дисциплинированным. Особую роль придавала гигиене мышления. Нельзя научить ребенка правильно мыслить, если он сам не будет упражняться в правильном мышлении. Эти цели должна преследовать система сенсорной гимнастики. Одним из средств воспитания детей 5-6 лет считала ручной труд. В основе нравственного воспитания должно быть развитие морального чувства. (чувство симпатии к людям, сопереживание их огорчениям и радостям.)

Рудольф Штейнер. Возглавил руководство первой вальдорфской школой, основ. в 1919г. В Штутгарте, он уже был широко известен как издатель естественно -научных трудов Гете, как философ и прекрасно сознающий свои цели и пути реформатор общества. Центральная идея основанной им антропософии состоит в том, чтобы открыть такие возможности познания, которые позволили бы выйти за пределы чувственно воспринимаемого мира и дать возможность каждому человеку сознательно выйти в “высшие миры”. Антропософия различает 4 элемента существа человека, который развивается по семилетним циклам:

1.физическая сущность (объединяет человека с миром минералов)+ образ мыслей и действий человека: подражание образцу в первые 7 лет до смены зубов.

2.эфирная или жизненная сущность (объединяет с растениями и животными; следование авторитету во вторые 7 лет до полового созревания, внутреннее принятие взглядов авторитета).

3.звездная или чувствительная (эта “носительница боли и радости,наклонностей,желаний, страстей “; объединяет только с животным миром; время образования собственных, автономных суждений в следующие 7 лет)

4. Я- сущность (“носительница высшей человеческой души”, свойственна только человеку; облагораживание и исправление остальных сущностей через свое “Я”, т.е. работа высшей человеческой души над всем человеческим существом в последующие годы.)

Школьное воспитание должно служить развитию человека, поддерживая с учетом соответствующего образа мыслей ребенка развитие элементов его существа не только с помощью методических и насыщенных содержанием мероприятий, но и в первую очередь через активно воздействующую личность самого учителя.

Возрастная периодизация: от рождения до 7- раннее детство (физическое развитие ребенка). 2. от 7 до 14 –детство (эмоциональное развитие ребенка) 3. от 14 до 21 – подростковый возраст и юность (духовное становление).

Селестен Френе. Один из выдающихся представителей идеи трудовой школы. “Из жизни –для жизни- через труд”. Френе организовал различные рабочие уголки. В школах Френе разработано большое количество рабочих методик, которые чрезвычайно обогащают процесс учения. Важнейшие элементы школьной работы по Френе:

1.классное помещение как многообразно расчлененное рабочее и опытное пространство. 2. индивидуальный, обсуждаемый в начале недели с учителем недельный рабочий план. 3.рабочая библиотека с большим количеством предметных журналов, частично в сочетании с аудиовизуальным материалом. 4. картотека опытов с инструкциями к ним в естественно- научной, технической и музыкальной областях.5. справочная картотека. 6. переписка с др. школами и т.д.

Опытному учителю должно быть отчетливо видно, какое богатство возможностей заложено в этой педагогике и каких целей она достигает. При применении этих методик каждый учитель сможет действовать независимо от остального преподавательского коллектива.

Г.Кершенштейнер. Немецкий педагог,был народным учителем- гувернером, затем, по окончании факультета естественных наук Мюнхенского университета, 12 лет преподавал в гимназии. В 1895 стал директором народных училищ города Мюнхена и получил известность как организатор и реформатор дополнительного и профессионального образования молодежи. Был представителем социальной педагогики(новое направление педагогической мысли)

Будучи знаком с проблемами молодых рабочих считал, что однообразное машинное производство лишает жизнь промышленного рабочего радости и творчества: ни религия, ни искусство, ни высокая оплата труда не обеспечат ценного содержания жизни. Выход один – научить людей видеть смысл своей жизни в заботе друг о друге, в радостях семьи, в общении с друзьями. Разработал педагогику гражданского воспитания и трудовой школы. По его мнению, школа должна быть полностью поставлена на службу государству. Основная задача: гражданское воспитание учащихся, что предполагает формирование твердого характера, буржуазной убежденности, беспрекословного подчинения вышестоящим. Заявлял, что гражданское воспитание направлено главным образом против “внутренних врагов” т.е. против революционно настроенной части трудящихся. Гражданское же воспитание в духе шовинизма под лозунгом “Германия превыше всего”, в противовес лозунгу”Пролетарии всех стран объединяйтесь!” более тонкое и вместе с тем верное и сильнодействующее средство. Исходя из этого надо овладеть душой ребенка, а поймать ее легче всего за работой. Поэтому необходимо изменить характер и содержание школы, создать вместо старой книжной школы новую трудовую. Парадигма “школа учебы” вытесняется новой – “школой труда”.

Основной акцент: выработка трудовых навыков и нравственных качеств, необходимых работнику любой отрасли. Профессиональная подготовка осуществлялась в так называемых дополнительных школах. Принцип школ: “минимум знаний, максимум навыков”. В течение 2-х,3-х лет владельцы разных предприятий должны были освободить своих работников на 8-10 часов для занятий. Таким образом гражданское воспитание – цель, трудовая школа- средство. Свой трудовой принцип почти не распространил на среднюю школу. Педагогическая система стала широка распространяться в других странах, где в ней рассмотрели надежный метод подготовки современной рабочей силы и борьбы против растущего революционного движения.

Вопрос 24

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...