Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика предмета




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Среднего общего образования

«Основ духовно-нравственной культуры народов России»

Составитель: Андреева Юлия Александровна

высшая квалификационная категория


Пояснительная записка

Общая характеристика «Основ духовно-нравственной культуры народов России»

Преподавание курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373, с изменениями от 26 ноября 2010г. №1241 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

· Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04. 2011г. №03-255 «О введении государственного образовательного стандарта общего образования»;

· «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков)

 

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

Виноградова Н.Ф. «Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков.-Вентана-Граф, 2012 (включен в Федеральный перечень УМК, допущенных к использованию в общеобразовательных учреждениях в 2013-2014 учебном году).

Общая характеристика предмета

Рабочая программа реализует следующие цели и задачи, предусмотренные федеральным государственным стандартом и программой основного общего образования по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

Цель:воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяющего духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации.

Задачи:

· развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

· обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали;

· формирование у школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

• развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Программа построена с учетом принципа системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. При изучении учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе используются связи данной дисциплины с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана, такими как: окружающий мир, обществознание, история, литература.

Используемые технологии, методы, формы работы

Преподавание строится с учетом таких подходов, как:

- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;

- активизация познавательной активности школьников;

- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.

Большое внимание на каждом уроке, занятии уделяется мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя. Расширению мотивационных условий изучения курса достигается за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе можно использовать электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, произведения художественной литературы. В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

В 5-м классе к эвристическим методам добавляются элементы исследовательской деятельности (в виде простейших заданий по наблюдению и изучению основ светской этики и рассмотрению простейших классических религиозных текстов), а также делаются первые шаги к организации дискуссий (первоначально в виде коротких обсуждений тем, которые в большей степени затрагивают повседневную жизнь школьника). Акцент в образовательной деятельности школьников ставится на понимание происходящих в обществе процессов. Делаются первые шаги в области проектной деятельности учащихся.

При преподавании курса ОДНКНР предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по блокам предусмотрена в основном в рамках последнего в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с Базисным учебным планом в 5 классе на учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю) внеурочной деятельности.

Результаты освоения учебного предмета

Личностные:

-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

Метапредметные:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

-адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные:

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

 

Основное содержание предмета

Основное содержание в примерной программе представлено следующими содержательными линиями:

«В мире культуры»

«Нравственные ценности российского народа»

«Религия и культура

«Как сохранить духовные ценности?»

Раздел 1 «В мире культуры» (2 часа) Величие многонациональной российской культуры. Человек-носитель и творец культуры.

Раздел 2: «Нравственные ценности российского народа»(6 часов). «Береги землю родимую как мать любимую». Жизнь ратными подвигами полна. В труде-красота человека. Плод добрых трудов славен. Люди труда. Бережное отношение к природе. Семья-хранитель духовных ценностей.

Раздел 3: «Религия и культура»(6 часов). Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси. Культура ислама. Иудаизм и культура. Культурные традиции буддизма.

Раздел 4: «Как сохранить духовные ценности» (3 часа). Забота государства о сохранении духовных ценностей. Хранение памяти предков. Что составляет твой духовный мир? Защита проектов по темам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...