Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика морфологического строя.

Вопрос

Функциональная характеристика публицистического стиля. Лексические, морфологические и синтаксические средства стандартизации и экспрессивности высказывания в публицистическом стиле.

Публицистический стиль — функциональный стиль речи, который используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, памфлет, ораторская речь.

Публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др.

Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис).

Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.

Функции публицистического стиля:

· Информационная — стремление в кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях

· Воздействующая — стремление повлиять на мнение людей по поводу какой-либо общественно-политической или социальной проблемы

Задача речи:

· воздействовать на массовое сознание

· призывать к действию

· сообщать информацию

Основные черты публицистического стиля:

· экономия языковых средств, лаконичность выражения при информативной насыщенности текста;

· отбор языковых средств с установкой на их доходчивость;

· тенденция к экспрессии в языке, так как необходимо воздействовать на адресат;

· тенденция к языковому стандарту, так как необходимо быстро и доходчиво передать информацию.

ЛЕКСИКА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ

1. использованием разговорных слов и выражений: орава (вместо "толпа"); загораться (вместо "увлекаться") и т. п.

2. использование типичных газетных оборотов речи: выйти на передовые рубежи, маяки производства и др.; их не употребляют или почти не употребляют в разговорном, научном и других стилях литературного языка.

3. использование Общественно-политической лексики (свобода, приватизация, гласность)

4. обогащаение новыми словами и выражениями (мирное сосуществование, цепная реакция, разрядка напряженности),

5. использование интернациональной политической лексики (парламент, электорат, инаугурация, спикер) и научной терминологии, быстро выходящую за рамки узкоспециального употребления (Интернет, принтер, виртуальный мир, стагнация, дефолт).

6. закрепление необычных сочетаний, в которых оценочные прилагательные характеризуют социальные и политические процессы: бархатная революция, хрупкое перемирие.

7. использование речевых стандартов, клише: работники бюджетной сферы, служба занятости, по данным из информированных источников, служба быта.

8. необычная лексическая сочетаемость – сочетание слов, несовместимых по своей семантике или по эмоционально-стилистической окраске: проповедник кнута, апостол невежества.

От речевых стандартов, закрепившихся в публицистическом стиле, следует отличать речевые штампы – шаблонные обороты речи, имеющие канцелярскую окраску и возникшие под влиянием официально-делового стиля: на данном этапе, в данный отрезок времени, на сегодняшний день, подчеркнул со всей остротой и т. п. Как правило, они не вносят ничего нового в содержание высказывания, а лишь засоряют предложение.

К речевым штампам относятся универсальные слова, которые используются в самых различных, часто слишком широких, неопределенных значениях: вопрос, мероприятие, ряд, определенный, отдельный и т. д.

Речевыми штампами являются и парные слова (слова-спутники); использование одного из них обязательно влечет за собой и употребление другого: проблема – нерешенная, назревшая, мероприятие – проведенное и т. д. Становясь штампами, такие сочетания утрачивают экспрессивно-оценочное звучание, лишая речь живых красок.

МОРФОЛОГИЯ И СИНТАКСИС ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Специфика морфологического строя.

Среди словообразовательных моделей известной продуктивностью отличаются отдельные типы отвлеченных существительных с суффиксами -ость, -ство, -ние, -ие. Многие из них используются в том случае, когда публицистика выполняет информационную функцию: личность, сотрудничество, управление, доверие. Другие, содержащие эмоциональную или социальную оценку, связаны с функцией воздействия: преданность, непримиримость, братство (эти типы продуктивны и в научном стиле).

Часто встречаются образования с русскими и старославянскими приставками, называющие общественно-политические понятия: межпартийный, межконтинентальный, всеобщий, сверхмощный и т. п.

Активно используются интернациональные словообразовательные суффиксы (-а, -ция, -ра, -ист, -изм, -ант) и иноязычные приставки (анти-, гипер-, дез-, пост-,): изоляция, агентура, расист, диверсант, антифашист, контрмеры, прозападный, архиреакционный, трансъевропейский и т. п. Обычно это слова общественно-политического характера.

Распространены образования с эмоционально-экспрессивными аффиксами типа -щина, -ичать ультра-: бытовщина, важничать, ультраправый, а также слова, образованные путем сложения: общественно-политический, социально-экономический и др.

Часто употребляются сложные слова: взаимовыгодный, всеевропейский, повсеместный, добрососедский, многосторонний и др. В целях экономии речевых средств здесь применяются и аббревиатуры (ГКЧП, АО, СНГ) и сокращения слов: федерал (федеральный), нал (наличность), эксклюзив (эксклюзивный).

Распространена субстантивация прилагательных и причастий, особенно в заголовках: "Лучшим, достойным отдадим свои голоса", "Правые готовятся к атакам".

Синтаксис.

Публицистические произведения отличаются правильностью и четкостью построения предложений, их простотой и ясностью. Используются монологическая речь (преимущественно в аналитических жанрах), диалог (например, в интервью), прямая речь. Журналисты применяют различные синтаксические приемы экспрессии: необычный порядок слов (инверсию), риторические вопросы, обращения, побудительные и восклицательные предложения. В публицистическом стиле представлены все виды односоставных предложений – номинативные, неопределенно– и обобщенно-личные, безличные (нам сообщают; в заметке говорится).

Важную стилеобразующую функцию выполняют своеобразные по синтаксическому оформлению заголовки, а также зачины текстов. Они выполняют и рекламную функцию: от заголовка и зачина текста во многом зависит, обратит ли читатель внимание на эту публикацию.

Разные жанры публицистики характеризуются различным соотношением книжных и разговорных черт в синтаксисе. В международных обзорах, например, книжных черт больше, чем в жанре "раздумий", возможны синтаксический параллелизм, анафорическое повествование, создающее известную торжественность речи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...