Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория коммуникативных стратегий и тактик в современной психолингвистике




Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Тверской государственный университет

Филологический факультет

Кафедра русского языка

 

 

Ковалев Илья Алексеевич

 

 

Дипломная работа

 

Стратегические коммуникации и их составляющие.

 

Научный руководитель

кандидат филологических наук

Логунов М.Л.

Допущен к защите

Зав. кафедрой русского языка

 

 

Тверь


Содержание

 

 

Введение с.3

Глава 1Теория коммуникативных стратегий и тактик в современной психолингвистике с.7

1.1 Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики и приемы с.7

1.2 Стратегии коммуникативной агрессии и коммуникативного саботажа в современном мире. с.16

Глава 2 Коммуникативный саботаж и коммуникативная агрессия в политическом дискурсе с.24

2.1 Коммуникативный саботаж и коммуникативная агрессия в политическом и бытовом дискурсах с.24

2.3 Коммуникативный саботаж и коммуникативная агрессия в политических и пропагандистских кампаниях с.35

2.4 Коммуникативные стратегии

современных избирательных кампаний с.47

2.5 Коммуникация в теории принятия решений с.58

Заключение

Список использованной литературы с.

ВВЕДЕНИЕ

Целью настоящего дипломного исследования является рассмотрение различных вариантов стратегических коммуникаций и их практического применения в современных реалиях.

Актуальность исследования обусловлена тенденцией к разработке принципов толерантного общения и недостаточной систематизацией стратегий и тактик коммуникативной агрессии и коммуникативного саботажа в теории коммуникации, а также языковых средств саботирования.

Предмет – приемы коммуникативной агрессии и коммуникативного саботажа как имплицитно выраженное речевое сопротивление и языковые средства его выражения.

Цель исследования – системное представление феномена коммуникативной агрессии и коммуникативного саботажа и выявление их стратегий и тактик.

Поставленная цель потребовала решения следующих задач:

 представить обзор существующих трактовок феномена речевой деятельности в психологии, психолингвистике, когнитивной лингвистике с целью определения места коммуникативной агрессии и коммуникативного саботажа в области политики;

 выявить и сопоставить основные характеристики понятий дискурс и политический дискурс;

 проанализировать основные характеристики таких явлений, как коммуникативная стратегия, коммуникативная тактика; привести существующие классификации коммуникативных стратегий и тактик; разработать классификацию, отвечающую целям исследования;

 провести сопоставительный анализ коммуникативной агрессии и коммуникативного саботажа с предлагаемыми в настоящее время сходными некооперативными явлениями: агрессией, конфликтом, языковым сопротивлением, языковым насилием, коммуникативным давлением, коммуникативной неудачей, манипуляцией, языковой демагогией;

 проанализировать истоки и причины использования приемов коммуникативной агрессии и коммуникативного саботажа; выделить основные коммуникативные стратегии и тактики, характерные для коммуникативного саботажа; описать варианты развития диалога после использования коммуникативного саботажа на основе механизма вероятностного прогнозирования;

 разработать модели коммуникативной агрессии и коммуникативного саботажа в политическом и бытовом дискурсах и описать когнитивный сценарий саботирования в каждом прототипическом случае.

Теоретическим основанием исследования послужили работы Н.Д. Арутюновой, Т.А. Воронцовой, М.Р. Желтухиной, О.С. Иссерс, А.В. Кравченко, В.В. Красных, А.А. Леонтьева, Т.М. Николаевой, П.Б. Паршина, К.Ф.Седова, Е.В.Сидорова, И.А. Стернина, Е.И. Шейгал, выполненные в русле теории речевой деятельности, прагматики, теории коммуникации, когнитивной лингвистики.

В сегодняшнем мире резко возросла роль коммуникации. Естественно, что в ответ совершенствуются технологии по управлению ими, наиболее определенной из которых на сегодня является паблик рилейшнз. Именно возросшая зависимость от общественного мнения на Западе порождает паблик рилейшнз как профессиональную деятельность.

Роль общественного мнения выводит на новые позиции СМИ, которые

объявляются "четвертой властью". Они являются таковой не сами по себе, а потому, что являются инструментом по формированию общественного мнения. Очень серьезную роль по работе с общественным мнением демонстрируют разного рода пропагандистские и контрпропаганднстские техники. Они выросли из столь же жестко сформулированных государственных задач, как и коммуникативные задачи бизнеса, приведшие к появлению паблик рилейшнз. Если мы посмотрим на коммуникативные потоки с точки зрения управления ими, то можем выделить ряд принципиально отличных задач, разделенных условно на два класса: на управление содержанием и управление формой.

В качестве процессов управления можно также рассматривать насыщение коммуникативной цепочки нужным уровнем тех или иных необходимых для эффективности параметров. Например, одним из таких основных параметров является "достоверность". Следовательно, вся коммуникативная цепочка должна быть устроена таким образом, чтобы параметр достоверности стал работающим на каждом из ее участков. Например, достоверность источника, достоверность канала. При этом даже западные исследователи рассматривают масс-медиа в качестве вторичных, а не первичных "определителей”.

Мы также можем воспользоваться стандартной схемой коммуникации для того, чтобы внести в нее определенные нарушения, которые могут привести к требуемым результатам. Подобные потребности возникают в случае проведения психологической операции. Можно снизить эффективность с помощью уменьшения достоверности коммуникатора и канала, уменьшая уровень доверия к ним. Можно увеличить объем шума с тем, чтобы необходимое сообщение потерялось среди второстепенных. Можно лишить коммуникатора доступа к нужному ему каналу. Люди, пользующиеся доверием, имеют больший выбор стратегий воздействия, по сравнению с остальными. Следовательно, первые могут пользоваться более слабыми по интенсивности средствами. Более интенсивные средства они используют для ускорения воздействия. Реципиенты получают когнитивный стресс, когда их заставляют нарушать собственные нормы приемлемого коммуникативного поведения. Есть прямая линейная зависимость между уровнем интенсивности и изменением установки. При пассивном восприятии сообщений низко интенсивная атака оказывается более эффективной для преодоления сопротивления. Для того чтобы быть успешными, любые ключевые коммуникативные события требуют определенной подготовки и планирования. Коммуникативная кампания длится ограниченный период времени. Ее эффективность напрямую зависит от правильности разработанного плана. Г. Мендельсон считает, что не публику нужно винить в неудаче кампании, а ее планировщиков, которые в недостаточной степени учитывают результаты коммуникативной теории и практики.

 

 

ГЛАВА 1

Теория коммуникативных стратегий и тактик в современной психолингвистике

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...