Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Российская республика (февраль — ноябрь 1917 г.)




Кризис государственной власти в Российской империи, все более усиливавшийся в ходе первой мировой войны, достиг предела в конце февраля 1917 г.

Находившийся в Могилеве император самоустранился от управления государством. А в Петрограде государственная власть из-за правительственной чехарды и «распутинщины» фактически была парализована.

Столицу сотрясали массовые антивоенные и антиправительственные выступления, в борьбе с которыми должностные лица проявляли крайнюю нерешительность и пассивность. Прогрессивный блок в Государственной думе почти в ультимативной форме требовал создания ответственного только перед ней правительства.

25 февраля 1917 г. Николай II, не задумываясь, подписал представленный ему проект указа о ее роспуске. Властные органы, которым предписывалось наведение порядка в столице, продолжали бездействовать.

Тогда властные полномочия взял на себя временный комитет Государственной думы, сформированный ею 27 февраля 1917 г. 2 марта депутаты думы Гучков и Шульгин предложили в Пскове Николаю II отречься от императорского престола. Уговаривать того долго не пришлось: государственные заботы уже давно были ему в тягость, и он легко отказался от престола в пользу своего брата Михаила.

А тот 3 марта подписал манифест, в котором говорилось, что нужно созвать выборное учредительное собрание, которое решит вопрос о форме власти.

3 марта временный комитет думы сформировал ответственное перед ней Временное правительство. Его возглавил председатель всероссийского земского союза князь Г.Е. Львов.

Однако оно не стало единственным органом власти: в Петрограде преимущественно левыми партиями социалистического толка был сформирован совет рабочих и солдатских депутатов.

В результате этого возникло двоевластие: Временное правительство, власть которого многими не признавалась, и обладавший реальной властью Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов.

Между ними сразу же началась конфронтация не только по вопросу о целях и продолжении войны с германским блоком, но и по поводу дальнейших государственных и социальных преобразований.

Временное правительство стояло за демократические преобразования, осуществляемые по решению свободно избранного населением учредительного собрания.

Петроградский же совет выступал за немедленное проведение военно-административными методами радикальнейших преобразований, в том числе в социальной, военной и земельной сфере.

Временное правительство не считало себя вправе проводить кардинальные реформы без учредительного собрания, а руководители Петроградского совета стояли на противоположных позициях.

Они отдавали себе отчет в том, что в их борьбе за власть с Временным правительством решающую роль сыграет армия. Поэтому своей основной задачей они поставили взять ее под свой контроль.

В связи с этим Петроградский совет издал приказ № 1, который передавал власть в воинских частях выборным военным комитетам, имевшим четкую иерархическую структуру. Командный состав армии, замыкавшийся на военного министра, лишался власти.

Для осуществления своих полномочий Временное правительство в основном использовало малоэффективно работавший старый административный аппарат, который оно пыталось совершенствовать.

А руководители левых партий социалистического направления начали создавать свой государственный аппарат в форме системы советов различного уровня.

И действовали на основе революционной волны весьма успешно: вскоре вся страна покрылась густой сетью советов — губернских, городских, уездных, волостных, сельских, воинских частей, предприятий и т.д.

Система советов вскоре получила и руководящую общегосударственную структуру — в июне 1917 г. на первом всероссийском съезде советов был сформирован всероссийский исполнительный комитет советов, в котором руководящее положение заняли партии социалистов-революционеров и социал-демократов (меньшевиков).

Влияние советов, выступавших за немедленные радикальные преобразования, за прекращение участия России в войне, все более усиливалось в среде рабочих и крестьян.

Временное же правительство, по-прежнему стремившееся к тому, чтобы судьбу России решало только уполномоченное населением на это учредительное собрание, наоборот теряло влияние среди масс.

Чтобы укрепить позиции Временного правительства, сформировавшие его партии конституционных демократов и октябристов, согласились на включение в его состав представителей левых партий — социалистов-революционеров и социал-демократов (меньшевиков).

Первое коалиционное правительство было сформировано 5 мая, второе — 24 июля, третье — 25 сентября 1917 г. При этом представительство социалистических партий в нем все больше увеличивалось и стало преобладающим, а во главе его встал социалист-революционер А.Ф. Керенский. Временное правительство начало подготовку к выборам в учредительное собрание, которая неоправданно затянулась.

2 месяца оно согласовывало с Петроградским советом вопрос о составе особого совещания по выработке избирательного закона. В июне, наконец, договорились о проведении выборов в учредительное собрание 17 сентября, но затем они были перенесены на ноябрь.

Руководители политических партий считали, что к тому времени наступит успокоение внутри российского общества и это даст возможность провести выбора без революционного экстремизма.

Но успокоения не наступило и важнейшей причиной этого было то, что сложившуюся революционную ситуацию умело использовали руководители самой левой партии — партии социал-демократов (большевиков), которой в тот период руководил Л. Троцкий (до приезда Ленина из-за рубежа).

Призывы большевиков к немедленному прекращению войны, экспроприации и национализации частной собственности, о распределении ее среди неимущих и малоимущих пользовались все большей популярностью.

Важнейшее значение для роста влияния большевиков, исповедовавших марксизм, в России, где подавляющую часть населения составляло крестьянство, имела их позиция по аграрному вопросу.

Партия народной свободы (конституционные демократы) выступала за сохранение крестьянской общины и за решение земельного вопроса учредительным собранием.

Эта партия с марта 1917 г. основной целью аграрных преобразований стала считать превращение земли в государственную собственность на основе компенсации ее стоимости владельцам.

Октябристы предлагали лишь несколько ограничить помещичье землевладение и изъятые у помещиков излишки земель на условиях их выкупа предоставить крестьянам.

Аграрная программа социалистов-революционеров была весьма популярна среди крестьянства. Она предусматривала без всяких условий превращение всей земли в государственную собственность для «уравнительного трудового пользования».

Но вопрос о «социализации» земли, по мнению эсеров, должен был быть решен законным путем — принятием соответствующего закона учредительным собранием.

Эсеровскую программу решили использовать в своих интересах большевики. Они взяли на вооружение ее популярные положения и стали призывать крестьян (прежде всего крестьян в солдатской форме) к немедленному распределению помещичьих земель.

Большевики не скрывали своего устремления любыми средствами захватить государственную власть. 3 июля 1917 г. они попытались ее захватить в Петрограде вооруженным путем, но это им не удалось.

Тогда они временно несколько изменили тактику — решили вначале вытеснить из советов эсеров и меньшевиков и захватить руководство в них, в первую очередь в советах вооруженных сил.

Но это им вначале не удалось: руководящую роль в них сохранили эсеры и меньшевики, которые увязывали дальнейшую судьбу России с созывом и решениями учредительного собрания.

Демократические силы были разобщены, что не привело к их консолидации в условиях продолжения войны с германским блоком на государственном совещании в августе 1917 г.

Тогда главнокомандующий армией генерал Л.Г. Корнилов потребовал от Временного правительства восстановления в армии в правах командования различного уровня, преодоления анархии и наведения порядка в армии и в стране.

А.Ф. Керенский оценил это как попытку отстранения его от власти и обвинил генерала в стремлении совершить военный переворот. И опрометчиво обратился за поддержкой к большевикам, что дало тем возможность заметно укрепить свои позиции.

Временное правительство попыталось поднять свой авторитет провозглашением до созыва учредительного собрания, 1 сентября 1917 г., России демократической республикой.

А 14 сентября оно созвало демократическое совещание из представителей советов, земств, армейских организаций, кооперативов и других общественных организаций. Оно выразило поддержку Временному правительству, в котором преобладали умеренные социалисты в коалиции с либералами.

Одновременно на демократическом совещании был сформирован предпарламент, получивший наименование временного совета республики. Он должен был осуществлять контроль над деятельностью Временного правительства и готовить проекты законов, которые будут представлены на утверждение учредительного собрания.

После создания временного совета республики были распущены Государственная дума и Государственный совет.

Не дожидаясь учредительного собрания, Временное правительство осуществляло некоторые важнейшие демократические преобразования. Были провозглашены предоставление гражданам России основных прав и свобод, отмена ограничений их прав по социальным, религиозным и национальным признакам.

Солдаты были уравнены в правах с гражданскими лицами, были амнистированы политические заключенные, отменена смертная казнь, упразднены те органы старой власти, которые имели целью своей деятельности защиту старого режима.

Появились особые центральные государственные органы, которым было поручено выработать основы управления страной. Это были экономическое совещание, юридическое совещание, совещание по реформе местного самоуправления, экономический совет.

Была организована система земельных комитетов, утверждены полномочия фабрично-заводских комитетов. В системе самого правительства появились новые общегосударственные ведомства — министерство труда, министерство продовольствия, министерство по делам вероисповеданий.

В своей деятельности Временное правительство использовало на местах в основном старый аппарат, который малоэффективно работал под контролем его губернских комиссаров.

Одновременно проводилась реформа местного самоуправления, демократизировались земства. «Временное положение о земских учреждениях», изданное в мае 1917 г., значительно расширило их полномочия. Теперь уездные земские собрания являлись органами власти на местах. Во главе земств стоял всероссийский земский союз, осуществлявший общее руководство ими.

В соответствии с законом «О волостном земстве» (май 1917 г.) в волостях стали создаваться свои земства, которым передавались полномочия, ранее принадлежавшие волостным правлениям и волостным старшинам. Исполнительным органом земств была волостная управа.

Временным правительством были осуществлены первые шаги по преобразованию судебной системы. Был ликвидирован институт сословных представителей, расширены полномочия мировых судей и приняты меры к тому, чтобы состав судей был более квалифицированным.

Закон «О временном устройстве местного суда» (май 1917 г.) предусмотрел, что членов мирового суда избирают земские собрания и городские думы.

Была восстановлена административная юстиция, возглавляемая первым департаментом сената. В губернских центрах были открыты административные отделения окружных судов, а в уездных стали действовать административные суды. Они занимались разрешением конфликтов между населением и чиновниками.

В начале осени 1917 г. в систему административной юстиции были включены главный, губернские, уездные и волостные земельные комитеты, созданные для подготовки материалов к аграрной реформе.

Одновременно были созданы полевые земельные суды, на которые была возложена обязанность разрешения конфликтов в сфере аграрных отношений.

А рассмотрением конфликтов в сфере трудовых отношений стали заниматься специальные двухуровневые суды — примирительные камеры и третейские суды. Был учрежден институт комиссаров труда.

В апреле 1917 г. вместо старой полиции была создана для охраны общественного порядка и содействия судебным органам милиция, деятельность которой контролировали городские и земские управы.

Производилось формирование органов розыска и дознания под контролем органов самоуправления. С июля в Петрограде начало функционировать управление уголовного розыска.

В своей деятельности судебные органы руководствовались положениями судебных уставов 1864 г. и уголовного уложения Российской империи 1903 г.

Обсуждением правовых вопросов, возникших в стране в связи с установлением нового государственного строя, подготовкой законопроектов занималось юридическое совещание.

Оно обеспечило сохранение дореволюционной правовой традиции и дореволюционной правовой практики. Это совещание руководствовалось постановлением Временного правительства «О согласовании свода законов с издаваемыми Временным правительством постановлениями». В нем устанавливались критерии для использования после падения самодержавия дореволюционного законодательства.

По предложению юридического совещания деятельность общественных организаций была поставлена под контроль административной юстиции. Для этого в мае 1917 г. было принято положение «О судах по административным делам», которое предоставил им соответствующие полномочия.

По поручению Временного правительства юридическое совещание подготовило несколько проектов конституционных законов для рассмотрения их учредительным собранием.

Они предусматривали установление в России президентской республики. Во главе ее и во главе правительства должен был стать президент, наделенный широкими полномочиями. Влияние конституции США 1787 г. ощущалось и в других положениях этих законов.

Важнейшей сферой деятельности Временного правительства в правовой области стало принятие нормативно-правовых актов, которые предоставили гражданам России основные демократические права и свободы.

Были также приняты акты, дозволявшие без разрешения властей учреждение и деятельность общественных организаций. К числу их относились положения «О регистрации товариществ, обществ и союзов» и «О кооперативных товариществах и их союзах», закон «О рабочих комитетах в промышленных заведениях».

Демократизация деятельности средств массовой информации была осуществлена законами «О печати» и «Об учреждениях по делам печати». Однако она несколько приостановилась после того, как 3 июля большевики попытались свергнуть Временное правительство и захватить власть.

Было принято постановление «О наказаниях за публичные призывы» к тяжким преступлениям, в том числе за призывы к грабежу, разбоям и убийствам. А специальное постановление «О печати» предусмотрело наказание за призывы в средствах информации к гражданской войне.

Другие правовые акты, принятые Временным правительством, в том числе постановления «О лицах, арестованных во внесудебном порядке» и «Об условиях досрочного освобождения» запретили аресты без суда и либерализировали систему отбытия наказаний.

Важной сферой правового регулирования Временного правительства была стабилизация экономики в стране, которая вела войну и была охвачена политическим и экономическим кризисом.

С помощью издания общих и специальных нормативно-правовых актов правительство пыталось регулировать все отрасли народного хозяйства и поставить на правовую основу деятельность новых и старых государственных органов.

Некоторые из них закрепляли и военно-административные методы воздействия на экономику. Среди таких актов были постановление «Об обеспечении снабжением государственных и общественных учреждений, путей сообщения, заводов и предприятий, работающих на нужды обороны, металлами и топливом» и постановление «О передаче хлеба в распоряжение государства и о местных продовольственных органах.

Предусматривалось повсеместное создание продовольственных комитетов для реализации продразверстки, в том числе для проведения реквизиций продуктов. Ряд нормативно-правовых актов Временного правительства устанавливал правовой статус созданных государственных органов. Среди них были его мартовское постановление «Об учреждении общегосударственного продовольственного комитета», июльское — «О министерстве продовольствия», июньское — «Об экономическом совете и главном экономическом комитете при Временном правительстве».

После падения самодержавия в Российской империи развитие государственно-правовых отношений в целом шло по демократическому пути. Она превратилась в демократическую республику. Началась демократизация ее правовой системы, но политическая ситуация была нестабильной.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...