Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Языковые средства, оформляющие реферат




 

Смысловые компоненты текста Языковые средства выражения
  1.Тема и название статьи Данная, настоящая, рассматриваемая статья (книга) … Статья (книга) называется, носит название, озаглавлена… Тема статьи (книги) …; Данная статья (книга) посвящена теме…; Статья (книга) написана на тему о …; В статье говорится о …; Автор статьи (книги) рассказывает о …
  2.Проблематика статьи (книги) В статье (книге) рассматривается, ставится вопрос о том, что …; В статье (книге) автор касается вопросов о …; Автор затрагивает, ставит, освещает вопрос о …; автор говорит о проблемах …; останавливается на следующих вопросах (проблемах)… В статье (книге) излагается, представлена точка зрения, обобщается опыт работы …; дается анализ (чего), дается оценка (чему), дается описание (чего), научное обоснование (чего)
  3.Композиция статьи (книги) Статья (книга) делится на …, состоит из …, начинается с … В статье можно выделить вступление, основную часть и заключение. Книга (статья) состоит из глав, частей, разделов. Во вступительной (первой) части говорится о…, ставится вопрос о том, что…, излагается история вопроса, речь идёт … Во вступительной части статьи, в предисловии к книге речь идёт о … В основной части статьи дается описание…, дается анализ, излагается точка зрения на …, дается характеристика (чего). В основной части значительное (большое) место отводится (чему); большое внимание уделяется (чему); основное внимание обращается (на что). В заключительной части, в заключении подводятся итоги исследования; делается вывод, обобщается сказанное выше; дается оценка (чему); В заключении подчеркивается (что); Статья заканчивается (чем).
4.Сравнение различных точек зрения Существует несколько точек зрения по данной проблеме; Можно остановиться на нескольких основных точках зрения по данному вопросу. Одна из точек зрения заключается в том, что…; вторая точка зрения противостоит первой. Если первая утверждает, что …, то вторая отрицает это. Третья точка зрения высказана (кем) в статье (какой)… Мы разделяем третью точку зрения, приведенную здесь. С этой позиции мы попытаемся рассмотреть реферируемую книгу (статью).
  5.Сообщение о наличии основной информации в авторском тексте. Автор статьи называет, описывает, анализирует, рассматривает, разбирает, доказывает, раскрывает, утверждает, подтверждает (что). Автор статьи сравнивает, сопоставляет (что, с чем); противопоставляет (что, чему); критически относится (к чему). В статье называется, описывается, анализируется, доказывается, рассматривается, утверждается (что); опровергается, характеризуется (что, как, каким образом); сравнивается (что, с чем); противопоставляется (что, чему). В статье дан анализ, дается характеристика, приводятся доказательства (чего). В статье приводятся сравнения, сопоставления (чего, с чем); приводится противопоставление (чего, чему).
  6.Основание для доказательства, утверждения, соответствия или противоречия.   Это доказывает, подтверждает то, что …; это соответствует, противоречит тому, что … На этом основании автор считает, утверждает, доказывает, что … Автор опирается на факты, на то, что …; объясняет это тем, что …; исходит из того, что…
  7.Описание основного содержания авторского текста. В статье высказывается мнение о том, что …; представлена, высказана точка зрения (на что); доказано, что … В статье содержатся спорные, дискуссионные положения, противоречивые утверждения, общеизвестные истины. В статье имеются ценные сведения, важные неопубликованные данные (о чем), убедительные доказательства (чего).
  8.Включение дополнительной информации в авторский текст.     Важно отметить, что …; необходимо подчеркнуть, что …; надо сказать, что …
9.Сообщение о согласии или несогласии. А) Согласие: Мы разделяем мнение автора статьи по вопросу о том, что …; стоим на сходной с ним точке зрения на то, что …; согласны с ним в том, что … Следует признать достоинство (чего) … Следует признать необходимым, важным, полезным, интересным, убедительным, оригинальным, достойным внимания (что)… Представляется важным, убедительным, интересным, оригинальным утверждение, вывод о том, что … Нельзя не согласиться с тем, что …; нельзя не признать того, что …; нельзя не отметить того, что … Б) Несогласие: Хотелось бы возразить (кому, на что); хотелось бы выразить сомнение (по поводу чего) …; хочется возразить автору по вопросу о … Вызывает сомнение утверждение о том, что …; вызывает возражение то, что … Позволим себе не согласиться с автором в том, что …; позволим себе возразить автору на то, что …; позволим себе выразить сомнение по поводу того, что … Мы стоим на противоположной точке зрения по вопросу о том, что...; не разделяем мнения автора о том, что …; расходимся с автором во взглядах на вопрос о том, что … Сомнительно, что …; непонятно (что, почему, как).
  10.Оценка. А) Элементы положительной оценки: Автор подробно описывает, рассматривает, характеризует (что); останавливается (на чем). Автор широко иллюстрирует, убедительно доказывает, подробно исследует (что); подтверждает выводы примерами; подтверждает основные положения фактами. Б) Элементы отрицательной оценки: Необходимо отметить следующие недостатки; (что) представляется недосказанным, малоубедительным, сомнительным, непонятным. Автор вступает в противоречие (с чем), противоречит (чему); необоснованно утверждает (что). Автору не вполне удалось показать, доказать, раскрыть (что).  
11.Адресат статьи (факультативный смысловой компонент) Статья (книга) адресована специалистам/неспециалистам, широкому кругу читателей. Статья рассчитана (на кого), интересна (кому), представляет (может представлять) интерес (для кого).

 

РЕФЕРАТ-ОБЗОР

 

При составлении обзорного реферата используются приемы сопоставления, сравнения и обобщения.

Реферат-обзор предполагает не последовательное изложение содержания работ на близкую тему, а анализ и описание их, выявление сходства и отличия одного источника от других, определение особенностей средств и методов, использованных авторами публикаций. Каждая статья (книга) в таком случае представляет собой отдельную микротему.

Задача автора реферата – рассмотреть проблему, затронутую в нескольких источниках, либо с позиции взаимодополнения микротем, либо с позиции противопоставленности точек зрения разных ученых на данную проблему.

 

Чтобы написать реферат-обзор, придерживайтесь следующих правил:

 

1. Внимательно прочитайте тексты, предназначенные для обзорного реферирования. Сформулируйте объединяющую их тему. (Формулировкой темы иногда может служить название одного из текстов.)

2. Составьте план реферата.

3. В каждом из текстов выделите коммуникативные блоки. Определите, какие из них войдут в ваш реферат.

4. Определите:

а) какой из текстов будет базовым, даст основную информацию и языковые средства для вашего реферата;

б) какой информацией дополнит его второй (третий и т.д.) текст;

в) какая нужная для реферата информация повторяется во всех текстах.

5. В каждом из отобранных коммуникативных блоков:

а) выделите (отметьте, выпишите) предложения, содержащие основную информацию, при необходимости произведите в них возможные сокращения или трансформации;

б) если основное содержание коммуникативного блока не выражено четко в предложении, сформулируйте его самостоятельно;

в) при наличии во всех текстах повторяющихся коммуникативных блоков выберите тот его вариант, где основная информация выражена полнее и более экономными языковыми средствами.

6. Объедините получившиеся фрагменты реферата в соответствии с составленным планом.

 

Поделиться:





Читайте также:

Б. Средства, стимулирующие рецепторы слизистых оболочек, кожи и подкожных тканей
В.21 Денежные средства, их виды. БУ операций на расчетных, валютных и прочих счетах в банке.
Задание 2. Прочитайте рефераты, написанные по одному источнику. Определите тип реферата и его особенности.
Задание 3. Прочитайте реферат, вставляя пропущенные слова и словосочетания (см. таблицу «Языковые средства, оформляющие реферат»).
Методические средства, использованные на занятии.
Методы, средства, инструменты
Метрология как наука. Предмет, средства, объекты, основные задачи, разделы метрологии
Основные направления, средства, методы и формы воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения.
Основные требования к реферату
Оценочные средства, рекомендуемые для включения в фонд оценочных средств для проведения итоговой государственной аттестации.






Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...