Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

КУРС: Возрастная психология

Курс: Возрастная психология

Семинарское занятие № 1

ТЕМА: Понятие возраста. Общая стратегия анализа возрастных периодов в отечественной психологии

Цель: рассмотреть понятийный аппарат возрастной психологии.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет возрастной психологии.

2. Разделы возрастной психологии: детская психология, психология зрелого человека, геронтопсихология. Их изученность и значение для психологической и педагогической практики.

3. Понятие возраста, его метрические и топологические характеристики.

4. Стратегия анализа возрастных периодов в отечественной психологии: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, возрастные новообразования.

 

Задания для самостоятельной работы:

Письменно дайте определение понятиям: возраст, хронологический возраст, биологический возраст, психологический возраст.

 

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 томах. М., 1980.

2. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 244-268.

3. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1988. №2.

 


КУРС: Возрастная психология

Семинарское занятие № 2

ТЕМА: Периодизация психического развития в отечественной психологии

Цель: проанализировать основания периодизации психического развития в отечественной психологии.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Подходы к периодизации детского развития в истории психологии.

2. ГипотезаД.Б. Эльконина о периодичности процессов психического развития.

3. Структура и динамика возраста: стабильные и критические возраста, центральные и побочные линии развития.

4. Понятие о зоне ближайшего и зоне актуального развития.

Задания для самостоятельной работы:

1. Проанализируйте работы Л.С. Выготского [2] и Д.Б. Эльконина [3] по вопросам (см. Приложение к сем. № 2).

2. Опираясь на работу Л.С. Выготского [2], письменно сравните стабильные и критические возраста:

 

Параметры сравнения Стабильные возраста Критические возраста
1. особенности протекания развития в данный период    
2. темп происходящих изменений в психическом развитии    
3. длительность возраста    
4. степень изученности возраста    
5. четкость границ возраста    
6. особенности поведения детей в данный период    
7. характер психического развития в данный период    
8. специфика новообразований данного периода    
....    

 

Литература:

1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996. С. 182-197.

2. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 244-268.

3. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6-20.


КУРС: Возрастная психология

Приложение к семинару № 2

ТЕМА: Периодизация психического развития в отечественной психологии

Вопросы к анализу работы Выготского Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 244-268.

1. Каковы основания предложенных в науке попыток периодизации детского развития?

2. Каковы должны быть реальные основания периодизации детского развития по мнению Л.С. Выготского?

3. Чем отличаются два основных подхода к пониманию психического развития?

4. Что такое возрастные новообразования?

5. В чем отличия и в чем сходства стабильных и критических возрастов?

6. Что Л.С. Выготский называет центральными и побочными линиями психического развития?

7. Что такое социальная ситуация развития ребенка?

8. Как соотносятся между собой зона актуального развития ребенка и зона ближайшего развития?

9. В чем заключается теоретическое и практическое значение открытия Л.С. Выготским зоны ближайшего развития ребенка?

 

Вопросы к анализу работы Эльконина Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6-20.

1. Почему проблема периодизации развития в детском возрасте является фундаментальной проблемой детской психологии? В чем теоретическое и практическое значение разработки этой проблемы?

2. Каковы подходы к проблеме периодизации, намеченные П.П. Блонским, Л.С. Выготским?

3. Какое значение имело для изучения развития психики ребенка введение в рассмотрение проблемы становления и развития психики и сознания понятия деятельности (исследования А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна)?

4. В чем состоит натуралистический подход к психическому развитию ребенка Ж. Пиаже и З. Фрейда?

5. Как изменяется характер связи систем “ребенок-вещь”и “ребенок-отдельный взрослый” при рассмотрении формирования личности в системе “ребенок в обществе”?

6. В чем сущность гипотезы о периодичности процессов психического развития Д.Б. Эльконина?

7. Дайте предметно-содержательную характеристику ведущей деятельности и особенностей психического развития ребенка:

· в младенчестве;

· в раннем детстве;

· в дошкольном возрасте;

· в младшем школьном возрасте;

· в подростковом возрасте;

· в старшем школьном возрасте.

8. В чем заключается теоретическое и практическое значение гипотезы о периодичности процессов психического развития и построенной на ее основе схемы периодизации психического развития?


КУРС: Возрастная психология

Семинарское занятие № 3

ТЕМА: Понятие о кризисных и сензитивных периодах

Цель: рассмотреть проблему неравномерности психического развития.

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема неравномерности психического развития: кризисные и сензитивные периоды.

2. Характеристика кризисных периодов.

2.1. Виды кризисов детского развития. Кризисы отношений и кризисы самосознания. Проблема неизбежности кризисов.

2.2. Фазы кризиса (исследования Л.С. Выготского).

2.3. Роль взрослого в конструктивном проживании кризисов.

3. Кризисы детского развития: период новорожденности, кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет, подростковый кризис.

4. Кризисы развития в период зрелости и старости.

 

Задания для самостоятельной работы:

Письменно дайте определение понятиям: кризисный период, сензитивность, кризис отношений, кризис самосознания, реальная и идеальная форма взрослости.

Литература:

1. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 244-268.

2. Запорожец А.В. Избр. психолог. тр.: В 2 т. М., 1986.

3. Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей / Умственные способности и возраст. М., 1971.

4. Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека // Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 196-211.

5. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. 1994. №1. С. 61-69.

6. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.

7. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1988. №2.

8. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. № 6.

 


КУРС: Возрастная психология

Семинарское занятие № 4

ТЕМА: Кризис семи лет

Цель: проанализировать подходы к пониманию кризиса семи лет в отечественной психологии.

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика кризиса семи лет: хронологические рамки, кризисная симптоматика и ее психологическая сущность, содержание фаз кризиса, варианты выхода из кризиса, основные задачи развития, роль взрослого в конструктивном разрешении кризиса.

2. Подходы к пониманию кризиса 7 лет Л.С. Выготского, Л.И. Божович, М.Г. Елагиной, К.Н. Поливановой, А.Л. Венгера.

3. Проблема готовности ребенка к школьному обучению. Типология психического развития детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. Диагностика основных типов развития (по Л.А. Венгеру, К.Н. Поливановой).

Задания для самостоятельной работы:

1. Используя работы отечественных исследователей кризиса семи лет [1,2,3,5,8] заполните таблицу:

Психологическое содержание кризиса семи лет

Параметры анализа Л.С.Выготский К.Н.Поливанова А.Л. Венгер, К.Н.Поливанова М.Г.Елагина Л.И.Божович
Ö подход к пониманию кризиса Ö механизм кризиса Ö формы поведения ребенка Ö новообразования кризиса Ö снятие кризиса          

2. Познакомтесь с материалом диагностики основных типов психического развития при переходе от дошкольного к младшему школьному возраст [4].

Литература:

1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979.

2. Венгер А.Л., Поливанова К.Н. Особенности отношения шестилетних детей к заданиям взрослого // Вопросы психологии. 1988. № 4.

3. Выготский Л.С. Кризис 7 лет // Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 376-385.

4. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Сост. Венгер Л.А., Поливанова К.Н., Слободчиков В.И. и др. М., 1989.

5. Елагина М.Г. Кризис 7 лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1989. № 1. С. 37-42.

6. Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю., Ганошенко Н.И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии. 1999. № 1.

7. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 1988.

8. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. 1994. №1. С. 61-69.

9. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода в развитии детей 6-7 лет // Вопросы психологии. 1986. № 4.


КУРС: Возрастная психология

Семинарское занятие № 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...