Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 38 Контрольная работа за 1 четверть




Урок 39 Работа над ошибками

 

 

Урок 40 Тема: «Запись деления с остатком столбиком»

Урок 41 «Способ поразрядного нахождения результата» (3 урока)

Предметные задачи:

- знакомство с записью деления столбиком;

- выполнение действия деления столбиком самого общего случая деления чисел – деления с остатком;

- освоение способа поразрядного нахождения результата деления, когда этот результат (неполное частное и значение частного) является двузначным числом;

Формирование УУД: Познавательные УУД: формирование алгоритмического мышления Регулятивные: умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты Коммуникативные: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, управлять действиями партнёра Личностные: ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей

Пропедевтика: алгоритм деления столбиком

Повторение: деление с остатком

Методы и приемы организации учебной деятельности учащихся: объяснение нового материала по тексту и заданиям учебника, организация самостоятельной работы учащихся.

Учебно-методическое обеспечение: У-1, Т-1.

Вводная часть урока

Задание № 226 (У – 1, с. 69)

– Один ученик читает диалог Маши с Мишей.

– Записываем на доске две записи деления с остатком в строчку и столбиком:

25: 8 = 3 (ост. 1)

25 8 24 3 1 – ост.

– Просим учеников показать знак, который обозначает деление при записи в столбик и объяснить, где записывается делимое (слева от вертикальной черты), делитель (справа от вертикальной черты, над горизонтальной чертой), неполное частное (справа от вертикальной черты, под горизонтальной чертой).

– Подчёркиваем в записи деления столбиком число 24 и спрашиваем, как получилось число 24?

Ожидаемый ответ: число 24 - это результат умножения неполного частного на делитель, т. е. 38 = 24.

– Сообщаем, что при записи результата умножения неполного частного на делитель важно соблюдать основной принцип записи столбиком (каждый разряд записывается под соответствующими разрядами делимого, тогда выполняя действие вычитания, мы не ошибёмся с остатком)

– Сообщаем, что на уроке ученики научаться записывать деление с остатком столбиком.

 

Продолжение урока

Задание № 227 (У – 1, с. 69)

– Учащиеся самостоятельно читают задание. На основании имеющихся записей деления с остатком в строчку совместно выполняем запись соответствующего случая деления с остатком столбиком.

47: 8 = 5 (ост. 7) 5 – 8 = 40

47 8

40 5

7 – ост.

86: 9 = 9 (ост. 5) 9 – 9 = 81

86 9 81 9

5 – ост.

97: 6 = 16 (ост. 1) 16 – 6 = 96

97 6

96 16

1 – ост.

 

Задание № 228 (У – 1, с. 69)

– Учащиеся самостоятельно читают задание и на основании имеющихся записей деления с остатком, записанных столбиком выполняют запись соответствующего случая деления с остатком в строчку.

– Даём время на выполнение работы, организуем проверку, проецируя на доску записи случаев деления с остатком в строчку:

39: 7 = 5 (ост. 4) 73: 9 = 8 (ост. 1) 65: 10 = 6 (ост. 5) 99: 16 = 6 (ост. 3)

 

Задание № 104 (а)(Т – 1, с. 54)

– Учащиеся самостоятельно читают и выполняют задание, проверяем на доске:

53: 8 = 6 (ост. 5) 6 – 8 = 48

53 8 48 6

5 – ост.

47: 6 = 7 (ост. 5) 7 – 6 = 42

47 6

42 7

5 – ост.

32: 4 = 8 8 – 4 = 32

32 4

32 8

0 – ост.

 

Задание № 229 (У – 1, с. 70)

– Предлагаем учащимся самостоятельно прочитать задачу, рассмотреть и прокомментировать каждое действие, записанное в решении этой задачи:

1) 4 дес.: 2 = 2 дес. – число десятков разделили на число 2 нацело;

2) 6: 2 = 3 (шт.) – число единиц разделили на число 2 нацело;

3) 2 дес. + 3 = 23 (шт.) – выполнили сложение результатов деления в разряде десятков и в разряде единиц.

– Спрашиваем, каким образом нашли результат деления? (сначала выполнили деление в разряде десятков, затем в разряде единиц, а полученные результаты деления сложили)

– Сообщаем, что такой способ деления называется способом поразрядного нахождения результата деления.

Задание № 230 (У – 1, с. 70)

– Вместе с учениками читаем задание: используя решение предыдущей задачи выполни деление числа 96 на 3.

– Выполняем алгоритм поразрядного нахождения результата деления, последовательно записывая его этапы:

1) Разложи делимое на разрядные слагаемые. Пауза. Записываем на доске: 96 = 90 + 6;

2) Раздели число десятков делимого на число 3 нацело. Пауза. Записываем на доске: 9 дес.: 3 = 3 дес.;

3) Раздели количество единиц делимого на число 3. Пауза. Записываем на доске: 6: 3 = 2;

4) Сложи полученные значения частных. Пауза. Записываем на доске: 3 дес. + 2 = 32.

– Делаем вывод, что значение частного 96: 6 возможно найти способом поразрядного деления.

 

Задание № 231 (У – 1, с. 70)

– Предлагаем учащимся самостоятельно прочитать задачу, рассмотреть и прокомментировать каждое действие решения этой задачи.

Ожидаемый ответ:

1) 5 дес.: 2 = 2 дес.(ост. 1 дес.) – число десятков разделили на число 2, в результате получили остаток, равный 1 дес.;

2) 1 дес. + 6 = 16 (шт.) – это число оставшихся яиц;

3) 16: 2 = 8 (шт.) - число оставшихся яиц разделили на число 2 нацело;

4) 2 дес. + 8 = 28 (шт.) – выполнили сложение результатов деления в разряде десятков и в разряде единиц.

– Подводим итог: результат деления нашли по алгоритму:

1) сначала выполнили деление в разряде десятков;

2) остаток от деления десятков сложили с числом единиц делимого и выполнили деление.

– Предлагаем ученикам, используя решение предыдущей задачи, разделить

86 на 3(пауза)

– Проверяем на доске:

1) 8 дес.: 3 = 2 дес. (ост. 2 дес.)

2) 2 дес. + 6 = 26

3) 26: 3 = 8 (ост. 2)

 

Задание № 233 (У – 1, с. 71)

– Просим учеников ещё раз просмотреть решение двух задач:

96: 3 84: 3

1) 9 дес.: 3= 3 дес. 1) 8 дес.: 3 = 2 дес. (ост. 2 дес.)

2) 6: 3 = 2 2) 2 дес. + 4 = 24 3) 3 дес. + 2 = 32 3) 24: 3 = 8

4) 2 дес. + 8 = 28

– Сами читаем и последовательно задаём вопросы задания:

– С каким разрядом делимого выполнялось первое действие: с разрядом десятков или с разрядом единиц? (с разрядом десятков)

– В каком случае в первом действии получился остаток? (во втором случае) – В каком случае получилось больше действий и почему? (во втором случае, так как в разряде десятков при делении получили остаток, который необходимо было сложить с числом единиц делимого)

– Подводим итог, что в обоих случаях использовали способ поразрядного нахождения результата деления.

– Просим учеников прочитать правило на голубой плашке и предлагаем воспроизвести его.

 

Задание № 234 (У – 1, с. 71)

– Читаем задание.

– Выясняем, для того, чтобы получить цифру в разряде десятков значения частного нужно выполнить первый шаг алгоритма поразрядного способа нахождения результата деления: разделить число десятков делимого на делитель.

– Записываем на доске: 7 дес.: 2 = 3 (ост. 1)

– Значит, в разряде десятков значения частного (70: 2) будет стоять цифра 3. – Просим учащихся самостоятельно определить цифру в разряде десятков частного для оставшихся случаев деления.

– Даём время на выполнение задания, организуем проверку:

1) Для частного 92: 3 в разряде десятков значения частного стоит цифра 3, так как 9 дес.: 3 = 3 дес.

2) Для частного 70: 5 в разряде десятков значения частного стоит цифра 1, так как 7 дес.: 5 = 1 дес. (ост. 2 дес.)

3) Для частного 82: 4 в разряде десятков значения частного стоит цифра 2, так как 8 дес.: 4 = 2 дес.

4) Для частного 101: 2 в разряде десятков значения частного стоит цифра 5, так как 10 дес.: 2 = 5 дес.

 

Задание № 235 (У – 1, с. 71)

– Учащиеся самостоятельно читают и выполняют задание.

– Проверяем на доске:

1) 9 дес.: 4 = 2 дес. (ост. 1 дес.)

2) 1 дес. + 6 = 16

3) 16: 4 = 4

4) 2 дес. + 4 = 24, значит 96: 4 = 24.

 

Задание № 236 (У – 1, с. 72)

– Учащиеся читают первую часть задания: для данных пар чисел выполни деление с остатком способом поразрядного нахождения результата деления.

Запиши решение по действиям.

– Выполняем задание, вызывая учеников к доске, с целью контроля за правильностью записи:

– Даём время на выполнение задания, проверяем, проецируя на доску:

84: 7

1) 8 дес.: 7 = 1 дес. (ост. 1 дес.)

2) 1 дес. + 4 = 14

3) 14: 7 = 2

4) 1 дес. + 2 = 12, значит 84: 7 = 12.

46: 5

1) 4 дес.: 5 = 0 дес. (ост. 4)

2) 4 дес. + 6 = 46

3) 46: 5 = 9 (ост. 1), значит 46: 5 = 9 (ост. 1).

62 2

1) 6 дес.: 2 = 3 дес. 2) 2: 2 = 1

3) 3 дес. + 1 = 31, значит 62: 2 = 32.

75: 3

1) 7 дес.: 3 = 2 дес. (ост. 1 дес.)

2) 1 дес. + 5 = 15

3) 15: 3 = 5

4) 2 дес. + 5 = 25, значит 75: 3 = 25.

100: 7

1) 10 дес.: 7 = 1 дес. (ост. 3 дес.)

2) 3 дес.: 7 = 30: 7 = 4 (ост. 2)

3) 1 дес. + 4 (ост. 2) = 14 (ост. 2), значит 100: 7 = 1 (ост. 2).

– Пишем на доске 84: 7 = 12 62: 2 = 31 75: 3 = 25 и предлагаем учащимся самостоятельно переписать эти случаи деления, выполненные в строчку, используя запись столбиком (пауза)

– Проверяем на доске:

84 7

7 12

14

14 0

 

62 2

6 31

2

2

75 3

6 25

15

15

– Затем сами на доске выполняем деление столбиком, поясняя шаги алгоритма деления.

46: 5 = 9 (ост. 1)

46 5 9 – 5 = 45

45 9 1 – ост.

100: 7 = 14 (ост. 5)

100 7 4 – 8 = 28

7 14

30

28

– Предлагаем рассмотреть все пять случаев и обвести те записи, где при делении числа десятков делимого получился остаток, отличный от нуля.

– Выписываем на доске:

84 7

7 12

14

14 0

 

75 3

6 25

15

15 0

 

100 7

7 14

30

28 2

Задание № 237 (У – 1, с. 72)

– Первый случай записи деления в строчку по действиям выполняем сами на доске, поясняя каждый шаг.

75 5 1) 7 дес.: 5 = 1 дес. (ост. 2)

5 15 2) 2 дес. + 5 = 25

25 3) 25: 5 = 5

25 Результат: 1 дес. + 5 = 15 0

– Остальные случаи записи деления в строчку учащиеся выполняют самостоятельно. Учитель оказывает помощь тем ученикам, которые в ней нуждаются.

– Проверяем на доске, проецируя результаты выполнения задания.

72 4 1) 7 дес.: 4 = 1 дес. (ост. 3)

4 18 2) 3 дес. + 2 = 32

32 3) 32: 4 = 8

32 Результат: 1 дес. + 8 = 18

 

81 3 1) 8дес.: 3 = 2 дес. (ост. 2)

6 27 2) 2 дес. + 1 = 21

21 3) 21: 3 = 7

21 Результат: 2 дес. + 7 = 27

Задание № 238 (У – 1, с. 72)

– Проводим объяснение первого случая деления с остатком числа 77 на число 6 по действиям.

77: 6 = (7 дес. + 7): 6

1) 7 дес.: 6 = 1 дес. (ост. 1 дес.)

2) 1 дес. + 7 = 17

3) 17: 6 = 2 (ост. 5)

Результат: 77: 6 = 12 (ост. 5)

– Затем выполняем запись столбиком с пояснениями:

- 7 десятков разделили на 6 и получили 1 десяток и 1 десяток в остатке; - выполняем вычитание в разряде десятков, получаем один десяток, к которому сносим 7 единиц;

- делим 17 на 6, получаем 2 и в остатке 5 единиц.

77 6

6 12

17

12

5 – ост.

– Предлагаем учащимся выполнить деление столбиком числа 55 на число 6.

– Задаём первый вопрос: можно ли найти целое число десятков при делении 5 десятков на 6? (нет)

– Следовательно, к числу десятков мы прибавляем число единиц, и вновь проводим действие деления: 55: 6 = 2 (ост. 1)

– Записываем на доске, под диктовку одного из учеников запись действия деления столбиком.

55 6 9 – 6 = 54

54 9

1 – ост.

– Случай деления числа 44 на число 6 учащиеся выполняют самостоятельно.

Задание № 239 (У – 1, с. 72)

– Учащиеся читают задание и устно называют делимое (87), делитель (21), неполное частное (4), остаток (3).

 

Задание на дом: учитель распределяет самостоятельно (Т – 1, с. 54 – 57)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...