Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 53 «Кубический дециметр и кубический сантиметр» (1 урок)




Предметные задачи:

- продолжение линии по изучению единиц измерения объёма — соотношение между кубическим дециметром и кубическим сантиметром:

1 куб. дм = 1000 куб. см;

- решение задач с использованием изучаемых единиц измерения объёма:

1 куб см, куб. дм;

Формирование УУД: Познавательные УУД: использование таблиц, сравнение и сопоставление единиц измерения объёма в условиях выполнения заданий. Регулятивные: умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты Коммуникативные: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, управлять действиями партнёра Личностные: ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей

Пропедевтика: измерение объемов геометрических фигур.

Повторение: алгоритм сложения и вычитания столбиком.

Методы и приемы организации деятельности учащихся: беседа, организация самостоятельной работы учащихся по заданиям учебника. Учебно-методическое обеспечение: У-1, Т-1.

 

 

Вводная часть урока

• Учащиеся озвучивают тему урока, просматривают с.94 учебника и высказывают предположение о том, что на уроке мы узнаем, что 1 куб. дм = = 1000 куб. см., научимся выражать объем в кубических сантиметрах, данный в кубических дециметрах и кубических сантиметрах, выполнять кратное сравнение двух данных объемов.

•Задаём вопросы из учебника, требуя развернутых ответов.

- Чему равен объём куба с ребром 1 см? (Объём куба с ребром 1 см равен 1 куб. см)

- Как можно назвать единицу объёма, представленную кубом с ребром 1 дм? (единицу объёма, представленную кубом с ребром 1 дм, можно назвать кубическим дециметром)

- Сколько сантиметров в 1 дециметре? (В одном дециметре 10 см)

• Записываем на доске: 1 дм = 10 см

- Сколько квадратных сантиметров в 1 квадратном дециметре? (В 1 кв. дм – 100 кв. см)

• Дополняем запись на доске: 1 дм = 10 см 1кв. дм = 100 кв. см

• Просим учеников прочитать словарную статью КУБИЧЕСКИЙ

ДЕЦИМЕТР (с. 116) и ответить на вопрос: сколько кубических сантиметров в 1 КУБИЧЕСКОМ ДЕЦИМЕТРЕ? (1 куб дм – 1000 куб. см)

• Обращаем внимание учеников на голубую плашку и предлагаем доказать справедливость равенства: 1 куб дм – 1000 куб. см

 

• Вызываем к доске ученика, который выполняет соответствующие преобразование: 1 куб. дм = 1 дм ∙ 1 дм ∙ 1 дм = 10 см ∙ 10 см ∙ 10 см =

= 1000 куб. см

 

Задание № 318 (У – 1, с. 94)

• Спрашиваем, сколько кубиков со стороной 1 дм можно уложить на дно коробки, длина которой – 3 дм, а ширина – 2 дм? (3 куб. ∙ 2 ряда = 6 куб.) • Выясняем, что высота коробки равна 1 дм, значит, в коробке будет

1 слой, в котором 6 кубиков, следовательно, коробка ВМЕЩАЕТ 6 кубиков • Делаем вывод, что ВМЕСТИМОСТЬ коробки равна 6 кубическим дециметрам, так как объём одного кубика со стороной 1 дм равен 1 куб. дм.

 

Задание № 319 (У – 1, с. 94)

• Просим учеников прочитать первое требование задания: во сколько раз нужно увеличить отрезок длиной 1 см, чтобы получить отрезок длиной 1 дм?

Ожидаемый ответ: отрезок нужно увеличить в 10 раз, так как 1 см ∙ 10 = 10 см = 1 дм

• Далее ученики читают второе требование: во сколько раз 1 кв. см меньше 1 кв. дм?

Ожидаемый ответ: выполняем кратное сравнение величин: 1 кв. дм: 1 кв. см = 100 кв. см: 1 кв. см = 100 (раз), значит, 1 кв. см меньше 1 кв. дм в 100 раз.

• Предлагаем ученикам самостоятельно ответить на третье требование задания: во сколько раз 1 куб. см меньше 1 куб. дм? (пауза) • Проверяем, вызывая к доске одного из учеников:

1 куб. дм: 1 куб. см = 1000 куб. дм: 1 куб. см = 1000 (раз), значит,

1 куб. см меньше 1 куб. дм в 1000 раз.

 

Задание № 320 (У – 1, с. 94)

• Предлагаем прочитать первое требование задания («Вырази в кубических сантиметрах»), затем второе («Выполни сложение»).

• Иллюстрируем образец оформления:

1 куб. дм + 500 куб. см = 1000 куб. см + 500 куб. см = 1500 куб. см • Остальные задания учащиеся выполняют самостоятельно, затем сравнивают результаты.

 

Задание № 321 (У – 1, с. 94)

• Учащиеся самостоятельно читают и выполняют задание. Даём время на выполнение, проверяем, проецируя на доску образцы решения: 326532 куб. дм + 867543 куб. дм = 1194075 куб.дм 326532

+ 867543

 

 

1785634 куб. дм – 1423156 куб. дм = 362478 куб.дм

- 1423156

 

Задание № 322 (У – 1, с. 95)

• На доске иллюстрируем перевод кубических дециметров и кубических сантиметров в кубические сантиметры: 1 куб. дм 500 куб. см = 1 куб см + 500 куб. см == 1000 куб. см + 500 куб. см = 1500 куб. см.

• Подчеркиваем те действия, которые можно выполнить устно, и предлагаем выполнить краткую запись:

1 куб. дм 500 куб. см = 1500 куб. см.

• Далее учащиеся самостоятельно выполняют перевод кубических дециметров в кубические сантиметры развернутыми действиями, а мы помогаем тем, кому необходима наша помощь.

• Организуем проверку посредством чтения развернутых решений по цепочке.

1 куб. дм 10 куб. см = 1000 куб. см + 10 куб. см = 1010 куб см

куб. дм 5 куб. см = 5000 куб. см.+ 5 куб. см = 5005 куб см

10 куб. дм 10 куб. см = 10000 куб. см.+ 10 куб см = 10010 куб. см

 

Задание № 323 (У – 1, с. 95)

• Предлагаем учащимся прочитать задание и начертить таблицу в своих тетрадях (пауза)

Число чашек          
Вместимость (куб. см)          

 

• Даём время на заполнение таблицы, проверяем устно чтением ответов по цепочке или проектируя ответы на доску:

Число чашек          
Вместимость (куб. см)          

• Спрашиваем, сколько нужно взять чашек воды для того, чтобы получить 1 куб. дм воды?

Ожидаемый ответ: 4 чашки, так как 1 куб. дм = 1000 куб. см.

 

Задание № 324* (У – 1, с. 95)

• Ученики читают задачу, озвучивают её своими словами и высказывают предположения о том, как можно вычислить размеры нового аквариума. Ожидаемый ответ: данный аквариум заполнен водой наполовину. Для того, чтобы новый аквариум был полностью заполнен этим количеством воды, нужен аквариум меньшего размера. Это может быть аквариум, высота которого в 2 раза меньше данного аквариума. • Записываем на доске краткую запись. решение и ответ задачи:

Длина – 6 дм

Ширина – 5 дм

Высота – 4 дм

4 дм: 2 = 2 дм – высота нового аквариума

Ответ: размеры нового аквариума: длина – 6 дм, ширина – 5 дм, высота – 2 дм.

• Спрашиваем, можно ли решить по-другому? (да, можно уменьшить в 2 раза длину аквариума)

•Записываем на доске другое решение и ответ задачи: 6 дм: 2 = 3 дм Ответ: размеры нового аквариума: длина – 3 дм, ширина – 5 дм, высота – 4 дм.

• Спрашиваем, как ещё можно решить данную задачу? (можно уменьшить в

2 раза ширину аквариума)

• Предлагаем ученикам самостоятельно записать решение и ответ задачи (пауза)

• Проверяем, вызывая к доске одного из учеников: 5 дм: 2 = 50 см: 2 = 25 см Ответ: размеры нового аквариума: длина – 3 дм, ширина – 25 см, высота – 4 дм.

∙ Чтобы доказать правильность каждого из предложенных решений предлагаем ученикам проверить вместимость каждого нового аквариума.

• Записываем на доске:

1 аквариум: 6 дм ∙ 5 дм ∙ 2 дм = 60 куб. дм

2 аквариум: 3 дм ∙ 5 дм ∙ 4 дм = 60 куб. дм

3 аквариум: 6 дм ∙ 25см ∙ 4 дм = 60 см ∙ 25 см ∙ 40 см = 60 000 куб. см =

60 куб. дм

• Делаем вывод, если вместимость аквариумов одинаковая, значит, все три решения являются верными!

 

Задание № 325 (У – 1, с. 95)

• Учащиеся самостоятельно читают задание. Спрашиваем, какие преобразования можно сделать для того, чтобы расположить данные объёмы в порядке возрастания?

Ожидаемый ответ: все объёмы можно выразить в кубических сантиметрах.

• Пишем на доске и еще раз объясняем:

10 куб. дм 5 куб. см = 10000 куб. см + 5 куб. см = 10005 куб. см

• Следующие преобразования учащиеся выполняют самостоятельно:

10 куб. дм 50 куб. см = 10000 куб. см + 50 куб. см = 10050 куб. см

10 куб. дм 555 куб. см = 10000 куб. см + 555 куб. см = 10555 куб. см

• Записываем на доске и синхронно в тетрадях все объёмы, но уже в одних и тех же единицах измерения: 10500 куб. см 10005 куб. см 10550 куб. см

10050 куб. см 15000 куб. см 10555 куб. см

Располагаем объёмы, выраженные в одних и тех же единицах, в порядке возрастания столбиком, а справа записываем ответ на требование задания, располагая объемы, выраженные разными единицами измерения, в порядке возрастания. Ответ:

10005 куб. см 10 куб. дм 5 куб. см

10050 куб. см 10 куб. дм 50 куб. см 10500 куб. см 10500 куб. см 10550 куб. см 10 куб. дм 50 куб. см

10555 куб. см 10 куб. дм 555 куб. см 15000 куб. см 15000 куб. см

 

Задание № 326 (У – 1, с. 95)

• Просим учеников прочитать задание.

• Выясняем, что для выполнения кратного сравнения данных объёмов нужно выразить их в одинаковых единицах измерения – кубических сантиметрах.

• Записываем на доске: 10 куб. дм = 10000 куб. см

Далее ученики самостоятельно выполняют кратное сравнение, проверяем на доске: 10000 куб. см: 100 куб. см = 100 (раз) Ответ: 10 куб. дм 100 куб. см в 100 раз.

 

Задание на дом: № 135 – 136 (Т – 1, с. 73)

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...