Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление денежными средствами.




Денежные средства можно отнести к категории неприбыльных активов. Значение денег как актива определяют три фактора.

1.Рутинность. Денежные средства используются для выполнения текущих операций. Между входящим и исходящим денежными потоками имеется временной лаг. Поэтому у предприятия всегда должны быть свободные денежные средства.

2 Предосторожность. Деятельность п/п протекает не в строго определенном режиме. Поэтому можно потребоваться деньги для непредвиденных платежей и поддержания кредитоспособности.

3.Спекулятивность. Всегда можно представиться возможность выгодного использования денег, в частности, для расширения производства или сферы дея-ти. Однако хранение денежных средств без использования связано с определёнными потерями – потерями упущенных возможностей использовать их в к-л деле. Поэтому при решении вопроса о том, сколько наличных денег следует иметь, надо учитывать два соображения: -поддержание на должном ур-не тек платёжесп-ти; -возможность получить доп прибыль от инвестирования свободных денег. Ден ср-ва – самый ликвидный актив, т. е. абсолютно ликвидный. Следующим по ур-ню ликвидности являются гос ценные бумаги. Ур-нь риска их принимается равным 0. Поэтому при решении вопроса о том, как поступить со свободными ден ср-ми, следует в первую очередь рассмотреть возможность краткосрочных фин вложений по безрисковой ставке %. Менеджеры д стремиться иметь на своем балансе тот минимум наличных, к-рый обеспечит тек фин потребности предприятия. Для этого необходимо знать эк-кую ст-ть наличных и потребность предприятия в ликвидных активах.

Эк ст-ть наличных – это ожидаемый доход от вложения денег в безрисковые ценные бумаги, к-рого предприятие лишается, храня наличные у себя.

Т.о, наличные деньги, хранящиеся в кассе предприятия, действительно являются инвестициями. М б рассмотрен альтернативный вариант получения наличных – взять их взаймы.

Большое значение при оптимизации инвестиций в наличные имеет банковская система, используемая предприятием. Для большинства предприятие основная задача, решаемая используемой ими банковской системой – операции с чеками, находящимися в процессе инкассации. Этот процесс характеризуется промежутком времени между моментом посылки чека и моментом получения по нему наличных денег. Этот промежуток состоит из трех отрезков времени: -времени пересылки по почте (отправка чека покупателем – получение чека фирмой); -времени обработки чека (получение чека, его регистрация – передача в банк); -времени оплаты чека (операция клиринга чека – с момента получения чека банком до момента депонирования денег на счет фирмы). Рациональная стратегия менеджеров фирмы: -удлинять процесс инкассации чеков при расчетах по счетам кредиторов; -сокращать этот процесс при расчетах по счетам дебиторов.

Существует три метода оценки кассовой наличности:

1.Метод прогноза отношения “кассовая наличность / годовой объем продаж”. Как правило, в этом случае для прогноза используется динамический ряд этого отношения за несколько лет. Однако метод не учитывает возможных усилий менеджмента по сокращению этого отношения.

2.Модель EOQ (экономический размер заказа) Баумоля. Эта модель основана на сопоставлении альтернативных затрат, связанных с хранением наличных денег в кассе фирмы, и стоимости получения их по заказу из банка. Она минимизирует общие затраты на заказ наличных и затраты, связанные с их хранением без использования. Экономический размер заказа (т. е. оптимальный) соответствует ситуации, когда издержки хранения равны стоимости заказа наличных. Этот оптимум находится по формуле:

Модель Баумоля предполагает выполнение следующих условий: - финансовый менеджер знает потребность в наличных D на планируемый период и тратит их равномерно; - стоимость заказа постоянна и наличные по заказу поступают мгновенно; стоимость заказа сможет включать: плату за обналичивание, стоимость рабочего времени служащего, выполняющего все необходимые операции для получения заказываемых денег, оплата охраны при перевозке денег из банка в кассу фирмы. - Ставка процента r зависит от отношения финансового менеджера к возможным вариантам вложения денежных средств. Как альтернатива хранению денег в кассе возможны два варианта, практически свободные от всякого риска. 1.Краткосрочные финансовые вложения в высоколиквидные ценные бумаги; в этом случае стоимость заказа с можно рассматривать как трасакционные затраты по конвертации ценных бумаг в денежные средства; в этом случае r – ставка процента по этим ценным бумагам. 2.Хранение денег на текущем счете в банке. В этом случае r – банковская ставка процента для денежных средств на текущем счете (как правило, очень низкая). Если по каждому заказу фирма получает сумму, равную EOQ, то:

- средние инвестиции в наличные средства равны:

- число заказов за планируемый период равно: где D – потребность в наличных за период;

- полная стоимость заказов за период равна где с – стоимость одного заказа;

- стоимость хранения денег в кассе фирмы

где r – ставка процента по краткосрочным финансовым вложениям.

3.Модель Миллера-Орра Эта модель учитывает неопределенность оценки потребности в наличных деньгах путем допущения возможности флуктуации кассового остатка в диапазоне, ограниченном верхним и нижним пределом. Характер флуктуации описывается нормальным распределением вероятностей. Если запас наличных денег в кассе не превышает верхней границы, нет необходимости возвращать долг банку. Если запас этот не перешел нижнюю границу, нет необходимости занимать деньги в банке. Прежде всего надо определить оптимальный уровень кассового запаса, который необходимо поддерживать:

 

Верхняя граница (UCL) находится по выражению: .

Средний кассовый запас наличных

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...