Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Свойства монополистической конкуренции




ВОПРОС51

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

 

Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.

 

Таким образом, большинство предприятий мира можно назвать монополистически конкурентными.

 

Свойства монополистической конкуренции

 

Абстрактная модель монополистической конкуренции в краткосрочном периоде

 

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

Наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем при совершенной конкуренции.

 

Невысокие барьеры для вступления в отрасль. Это не означает, что открыть монополистическую конкурентную фирму легко. Такие сложности, как проблемы с оформлением регистраций, патентов и лицензий имеют место.

Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистически конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, которую предлагают фирмы-конкуренты. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например, по химическому составу);

 

Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;

 

Преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. Рекламирование продукции важно для развития.

 

ВОПРОС 52

 

Важной формой рыночной структуры е олигополия. На олигополистических рынках одна с другою конкурируют лишь несколько фирм, и вхождение в эти рынки новых предприятий затруднено. Товар производится, может быть дифференцирован (например, автомобили) и недифференцированный (сталь). Монопольная власть и прибыль в олигополистических отраслях промышленности частично зависят от того, как взаимодействуют предприятия. Например, если взаимодействие имеет тенденцию к сотрудничеству, а не к конкуренции, предприятия могут назначать цены, значительно превышающие предельные издержки, и получать большую прибыль.

 

В некоторых олигополистических отраслях предприятия сотрудничают, а в других - агрессивно конкурируют, хотя это и ведет к снижению прибыли. Каждое предприятие, принимая решение, должно учесть реакцию своих конкурентов. Чтобы изучить олигопольные рынки, необходимо рассмотреть ряд основных принципов стратегии предприятий.

 

Важной формой рыночной структуры является картель. На кар-телизованому рынке несколько предприятий или и все вступают в откровенный сговор - они координируют свои цены и объемы производства, чтобы маскировать свои общие доходы. Картели могут возникать на рынках, которые ранее были конкурентами, как это было с ОПЕК.

 

На первый взгляд картель может показаться чистой монополией. Кажется, что предприятия в картеле действуют как части одной большой компании. Но картель существенно отличается от монополии. Во-первых, поскольку картели редко контролируют весь рынок, они должны считаться с тем, как их политика цен повлияет на объем производства некартельованих предприятий * Во-вторых, члены картеля не являются частями одной крупной компании и у них может появиться соблазн "обмануть "своих партнеров, снижая цены и захватывая часть рынка. Как следствие, многие картелей имеют склонность к нестабильности и представляют собой временную рыночную структуру.

 

Существует четыре основные модели олигополии: модель ломаной кривой спроса; олигополия, основанная на тайном сговоре; лидерство в ценах и ценообразовании по принципу "издержки плюс".

 

Поскольку тайные заговоры недолговечны, олигопольные фирмы, как правило, стремятся к стабильности, особенно по ценам. Именно поэтому жесткость цен нередко присуща олигополистических отраслям хозяйства. Даже когда расходы или спрос меняются, предприятия не склонны к изменению цен. Если снижаются затраты или падает рыночный спрос, предприятия не спешат снижать цену, потому что их могут неправильно понять конкуренты. Из-за этого может начаться война вокруг цены. А когда расходы или спрос растут, то предприятия колеблются, повышать им цены, поскольку опасаются, что их конкуренты могут и не поднять свои цены и они потеряют значительную долю рынка.

 

Такая жесткость цен является основой модели ломаной кривой спроса, характерной для олигополии. Согласно этой модели каждая фирма сталкивается с кривой спроса, с ломаной в точке преобладающей цены Ц. Если цены выше Ц, кривая спроса очень эластична П1. Причина заключается в следующем: фирма считает, что если она поднимет цену выше Ц, остальные фирмы не последуют ее и она потеряет значительную часть своего пая на рынке. С другой стороны, предприятие считает, что когда оно установит цену меньше Ц, другие предприятия последуют его, поскольку не захотят терять своей доли на рынке, и поэтому сбыт расширяться, пока ниже рыночная цена увеличивать совокупный рыночный спрос. Кривая спроса в этом случае неэластичная П2.

 

ВОПРОС 53

 

Поскольку объем продаж фирмы в условиях совершенной конкуренции составляет лишь малую долю от общего рыночного предложения, сокращение или увеличение объема производства фирмы не будет влиять на рыночную цену продукции. Если, например, мы предлагаем 1% от всего количества продаваемых на рынке яблок, то увеличение этой доли до 2% никак не повлияет на рыночную цену.

 

Отсюда можно сделать вывод, что спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях чистой конкуренции является абсолютно эластичным. Если цена 1 кг яблок составляет Р0, то кривую спроса на них можно изобразить в виде горизонтальной линии D, показывающей, что любое количество предлагаемой нами продукции будет продаваться по цене Р0 (рис. 11. 1,а). Напротив, график рыночного спроса на яблоки будет наклонным, отражая готовность потребителей приобрести различное количество яблок при всех возможных уровнях цен (рис. 11. 1,б); при цене Ро будет приобретено Qо яблок.

 

Рис. 11.1. Спрос на продукцию конкурентной фирмы (а) и отраслевой спрос (б)

 

Поскольку цена продукции конкурентной фирмы задана извне и не зависит от объема продаж (производства) общий (валовой).доход фирмы TR (англ. total revenus) будет равен произведению цены на количество проданной продукции Р • Q. При этом предельный доход MR(англ. marginal revenuе) - прирост дохода, связанный с выпуском (продажей) каждой дополнительной единицы продукции - будет равен цене продукции. Средний доход (валовой доход, деленный на количество проданных товаров) фирмы в условиях совершенной конкуренции также будет равен цене.

 

Например, мы продали на рынке 5 кг яблок по рыночной цене 7 руб. за 1 кг. Общий (валовой) доход составит 5i7=35 руб., средний и предельный доходы будут равны 7 руб. На графике кривые среднего и предельного доходов совпадают между собой, а также с горизонтальной линией спроса на продукцию конкурентной фирмы; валовой доход линейно зависит от объема проданной продукции (рис. 11.2).

 

Рис. 11.2. График валового TR и предельного MR доходов конкурентной фирмы

 

 

ВОПРОС 54

 

1. Тип рынка определяется следующими основными факторами: количеством фирм на нем, характером выпускаемой ими продукции, наличием или отсутствием ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступностью информации. Различают четыре основных типа рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Последние три относятся к рынкам несовершенной конкуренции.

 

2, Совершенная конкуренция характеризуется существованием на рынке множества мелких фирм, производящих однородную продукцию; вход в отрасль и выход из нее фирм абсолютно свободный, каждая фирма имеет свободный доступ к информации; доля каждой фирмы на рынке настолько мала, что ее решение о повышении или понижении цены не отразится на рыночной цене, поэтому она является для фирмы заданной извне.

 

3. Фирма определяет объем выпуска, выравнивая предельный доход, который в условиях совершенной конкуренции равен цене единицы продукции, и предельные издержки. До тех пор, пока предельные издержки ниже цены, фирма будет наращивать производство вплоть до того момента, когда они сравняются. Дальнейшее увеличение выпуска будет увеличивать издержки в большей степени, чем доход, и производство станет нецелесообразным.

 

4. Правило равенства предельного дохода предельным издержкам используется фирмами при любых рыночных условиях. Особенностью совершенной конкуренции является равенство предельного дохода и цены. Если рыночная цена установлена выше минимальных средних валовых издержек фирмы, то ее задачей является получение максимума прибыли. Однако фирма будет продолжать производить, когда цена ниже минимума средних валовых издержек, но не ниже средних переменных издержек. В этом случае ее задачей будет минимизация своих убытков. Если цена окажется ниже минимума средних переменных издержек, фирма предпочтет прекратить свою деятельность.

 

5. Высокие прибыли и убытки отдельных фирм характерны для краткосрочного периода, когда недостаточно времени для выхода отдельных фирм из отрасли или входа в нее новых фирм. В долгосрочном периоде экономическая прибыль привлечет новые фирмы, которые, увеличив предложение отрасли, окажут воздействие на снижение рыночной цены.

 

В то же время длительные по времени убытки заставят ряд фирм покинуть отрасль, предложение уменьшится, и цена повысится. Долгосрочное равновесие в условиях совершенной конкуренции устанавливается, когда цена равна предельным и средним валовым издержкам. В этом случае у фирм нет стимулов для расширения или сужения производства, а также входа в отрасль и выхода из нее.

 

6. В условиях совершенной конкуренции фирмы производят такое количество продукции, которое соответствует точке пересечения кривых рыночного спроса и предложения. Кривая предложения каждой фирмы является отрезком кривой ее предельных издержек, лежащим выше кривой средних переменных издержек.

 

Совокупное предложение отрасли складывается из объемов предложения всех работающих в ней фирм. Реакция на изменение спроса быстрая и гибкая, рынок совершенной конкуренции автоматически реагирует на изменение потребительского спроса расширением или свертыванием производства.

 

 

ВОПРОС 55

 

КАПИТАЛ РЕАЛЬНЫЙ - средства производства, основной капитал. Включает в себя основные и оборотные средства. Первые используются в нескольких производственных циклах, вторые - в одном. Разделяющая их грань может меняться в зависимости от характера рассматриваемой экономической деятельности или уровня анализа (микро-или макроэкономического). Однако это различие становится принципиальным, когда речь заходит об управлении предприятием, эффективность работы которого зависит от правильного использования реального капитала. Например, рентабельность оборотных средств зависит от скорости их оборачиваемости, а рентабельность основных средств - от степени их использования. Реальный капитал в балансе предприятия зачисляется в актив и распределяется по следующим статьям: здания и оборудование, сырье, материалы другие оборотные средства производственного назначения, легко реализуемое имущество и запасы.

 

ДЕНЕЖНЫЙ КАПИТАЛ — капитал в денежной форме, в виде денежных средств. Образование денежного капитала (денежных инвестиций, капиталовложений) обычно предшествует созданию на его основе физического капитала, средств производства, приобретаемых за счет денежного капитала и образующих производительный, товарный капитал.

 

Денежный капитал, деньги, функционирующие в качестве капитала — стоимости, приносящей прибавочную стоимость и используемой в целях эксплуатации наёмного труда. В докапиталистических формациях существовал в форме капитала, приносящего проценты, — ростовщического капитала и денежно-торгового капитала (менял).

 

Накопление Д. к. было необходимой предпосылкой возникновения капиталистического способа производства, одним из основных факторов так называемого первоначального накопления капитала. В условиях капитализма Д. к. — необходимая форма кругооборота капитала, его исходная (купля) и заключительная (продажа) стадии. Д. к. используется для покупки на рынке рабочей силы (Р) и средств производства (Сп), необходимых для производства, и, следовательно, совершается метаморфоз: Движение Д. к. происходит в сфере обращения и является необходимым условием процесса воспроизводства общественного капитала. В связи с этим процессом функции денег (см. Деньги) становятся и функциями капитала, т.к. капиталист авансирует деньги в целях извлечения прибыли. В конце кругооборота величина Д. к. возрастает на сумму прибавочной стоимости. Д. к. существует как непосредственно в форме денег, так и в форме фиктивного капитала — денежных накоплений в банках и различных титулов собственности, дающих право на присвоение прибавочной стоимости в денежной форме. Накопления Д. к. и реального капитала (функционирующего в процессе производства) не совпадают, выражая противоречия между товаром и деньгами, между общественным характером производства и частнокапиталистическим характером присвоения. Взрыв этого противоречия проявляется в острой форме при периодических экономических кризисах перепроизводства товаров, когда избытку реального капитала (товарного и производительного) противостоит недостаток Д. к. в форме ссудного капитала, в то время как в следующей за кризисом фазе — депрессии — при сократившемся объёме реального капитала происходит накопление больших масс Д. к., не находящего производительного применения (см. Капиталистический цикл).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...