Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предпосылки возникновения акмеологии в психологии.




В развитии акмеологии важную роль сыграли работы наших психологов. С.Л. Рубинштейн, анализируя жизненный путь человека, отмечал, что это – движение к более свершенным, высшим формам, к лучшим проявлениям человеческой сущности.

Л.С. Выготский указывал на возрастающие возможности человека в организации своей жизни. Стремление человека построить свою жизнь в соответствии с ценностными приоритетами позволяет ему стать относительно независимым и свободным по отношению к внешним факторам.

Б. Г. Ананьев определил понятие общественных достижений личности и выделил несколько периодов жизни человека: детство (воспитание, обучение, развитие), юность (обучение, образование, общение), зрелость (профессиональное и социальное самоопределение личности, создание семьи и осуществление общественно полезной деятельности). При этом он выделил «пик» карьеры, соответствующей периоду зрелости.

 

Тема 2. Предмет и задачи, основные понятия акмеологии.

Как отмечает Н.В.Кузьмина, понятия акмеологии в словарях нет, хотя впервые оно было введено в научный оборот Н. А. Рыбниковым еще в 1928 г. для обозначения науки о развитии зрелых людей. Вслед за ним, в том же значении, понятие акмеологии ис­пользовали Б. Г. Ананьев и А. В. Петровский. Как отмечает Ананьев, в центре психологического познания развития человека оказался ранний и поздний онтогенез, а в «периферии» – те фазы, когда человек живет наиболее продуктивной, творческой социально-активной жизнью. Была отмечена необходимость создания психологии зрелости. Впервые эта задача была поставлена в 1928 г. советским психологом Н.А. Рыбниковым, предложившим назвать новый раздел возрастной психологии «акмеологией». В последующие десятилетия в связи с потребностями практики интенсивно развиваются прикладные аспекты психологии взрослых в областях индустриальной, спортивной, военной, авиационной и космической психологии».

Б. Г. Ананьев нашел акмеологии место в системе наук, изучающих возраст и фазы жизни человека как индивида, и расположил их в следующей последовательности: эмобриология человека, морфология и физиология ребенка, педиатрия, педагогика, акмеология, геронтология (наука о старении). Акме им определялось как «период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных функций взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические, профессионально-трудовые». Этот процесс протекает одновременно с высшим проявлением интеллектуальной активности.

Таким образом, предметом этой области знаний должно было стать изучение закономерностей (путей) достижения максимального совершенства во всех видах индивидуальной деятельности (А.А.Бодалев, Н.В.Кузьмина, А.А.Деркач и др.).

Поскольку максимальное совершенство есть вершина в развитии индивида, личности, деятельности индивидуальности, а вершина по-гречески называется άæμη (акме), то эта область знаний и получила название акмеологии. При этом под «акме» имелось в виду такое состояние человека, при котором достигается высший результат его деятельности («звездный час») и процесс движения к этому состоянию средствами образования (по Н.В. Кузьминой).

Таким образом, акме обязательно рассматривается как вершина, понятие которой в психологии связано с понятием «пика», «предельных («пиковых») переживаний» (А.Маслоу). Как отмечает А.А.Бодалев, Маслоу исследует особые психические состояния, когда человек воспринимает себя как неотъемлемую часть Вселенной, которая является живым целым. Здесь речь идет не просто об особом восприятии мира, а о том, что человек становится другим, «больше себя самого», соответственно, через новую меру, воспринимает мир. В этой ситуации человек настолько свободен от своего собственного «я», что воспринимает вещи как самоценные, а не с точки зрения их полезности для него. Пережитый опыт может трансформироваться в постоянные свойства личности.

Развитие исследований в области акмеологии, связанное с именами А.А.Деркача, А.А.Бодалева, А.А.Реан, привело к дифференциации предмета акмеологии и выделению более частных отраслей акмеологии, например школьная акмеология (В.Н.Максимова) и профессиональная акмеология (Н.В.Кузьмина).

На данном этапе развития акмеологии как области научного знания и комплекса дисциплин о человеке в динамике самоактуализации его творческого потенциала, саморазвития, самосовершенствования, можно говорить о следующей ее классификации (классификация Н.В.Кузьминой).

Акмеология как наука делится на классическую акмеологию, фундаментальную (базовую) акмеологию и прикладную (отраслевую) акмеологию.

Предмет акмеологии определяется как выявление закономерностей, условий, факторов, стимулов самореализации творческих потенциалов зрелых людей на пути к вершинам продуктивности и профессионализма в созидательной деятельности, требующей общего и профессионального образования, которое обеспечивает ее субъектам совершенствование, коррекцию и реорганизацию деятельности в новых условиях на протяжении жизни и профессиональнойбиографии.

Иначе, предмет акмеологии – закономерные связи и зависимости между уровнями профессионализма и продуктивности в любом виде созидательной деятельности, в том числе образовательной, и факторами, - объективными, субъективными, субъективно-объективными – обеспечивающими высшие уровни продуктивности (по сравнению со средне- и малопродуктивными).

Значение предмета акмеологии в современном мире обусловлено ролью в нем факторов времени и образования. Обучение вершинам профессионализма и продуктивности в любом виде созидательной деятельности, опирающееся на понимание закономерностей образования, приводящих к вершинам или уводящих от них, делает само образование более продуктивным по времени и цене.

Задачи акмеологии

Акмеология исследует закономерности самореализации творческих потенциалов зрелых людей, их самоорганизацию, самодвижение к вершинам профессионализма и продуктивности в созидательной деятельности, воплощаемой в социально-значимых продуктах культуры, искусства, литературы, науки, техники, образования.

Условием продуктивной созидательной деятельности современного человека является информация и информационные технологии, аккумулированные в нем, выступают средствами развития свойств индивида, образование профессионализма личности, деятельности, индивидуальности.

Акмеология - интегративная наука, являющаяся своеобразным продолжением психологии и кардинально от нее отличающаяся. Если центральным понятием психологии является «отражение», то акмеологии - «созидание» как ведущая деятельность зрелого человека, в психологии не исследованная. Там предметом исследований были также виды деятельности, как игра, учение, труд, (по С.Л.Рубинштейну), а также общение, познание, труд (по Б.Г. Ананьеву).

Важнейшей задачей акмеологии стало изучение различных путей достижения акме (специфические закономерности процессов движения к акме). В литературе эта проблема представлена в работах А.А.Деркача. Им построены следующие модели движения к акме: вершинная, многовершинная, интенционально-динамическая. Дальнейшее развитие этих моделей может привести к построению следующих моделей достижения акме: одновершинная, многовершинная, макровершинная и безнизинная. Все перечисленные модели являются фрагментом макровершинной модели.

Второй важной проблемой акмеологии является исследование методов достижения акме. Очевидно, что самоорганизация индивидуума (как единства индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности) состоит из двух процессов – самоподготовки и самореализации. Самоподготовка означает формирование творческого потенциала индивидуума, а самореализация – воплощение этого потенциала в жизни (реализацию этого потенциала).

В свою очередь, самоподготовка складывается из двух процессов – самообразования и самовоспитания. Первый предполагает, в частности, приобретение таких знаний и навыков оперирования этими знаниями, которые не предусмотрены официальной системой образования в избранной индивидуумом области деятельности. Второй предусматривает, в частности, развитие таких моральных качеств, которые не гарантируются социальной средой, играющей роль воспитателя.

Еще более важным является двойственное строение процесса самореализации – комбинация самовыражения и самоутверждения. Самовыражение предполагает получение результата, представляющего максимальную ценность для своего творца (доставляющее ему максимальное эстетическое наслаждение). Но этого еще недостаточно для полной самореализации. Самовыражение – это только первый шаг в самореализации.

Основные понятия акмеологии.

Как отмечает Н.В.Кузьмина в своей работе «Предмет акемологии» основными понятиями, входящими в определение предмета акмеологии являются: творческие потенциалы, самореализация, зрелость, деятельность созидательная, вершины (жизни, профессионализма, продуктивности), развитие (зрелого человека), факторы достижения вершин. Приведем основные понятия акмеологии.

Созидание, как предмет акмеологических исследований - сложная деятельность, в той или иной области, осуществляемая отдельным человеком или группой людей, с помощью определенных средств, в течение более или менее длительного времени. Созидательная деятельность субъектов опирается напредварительную общекультурную, общеобразовательную, специальную (по конкретным областям научных и практических знаний) и профессиональную подготовку. Последняя связанна с искусством применения научных знаний и средств в практике решения общекультурных специальных и профессиональных задач, подчиненных достижению заранее проектируемого результата, отвечающего определенным требованиям качества.

Зрелость - наиболее длительный период в развитии человека. Физические границы начала зрелости связывают с прекращением физического роста. Как только подростку исполнилось 15 лет, в случае болезни он поступает под наблюдения врача, обслуживающего взрослых. Другая возрастная граница зрелостисвязана с правом человека на пенсию: женщина в 55 лет, мужчина - 60 лет. Психологические границы зрелости несколько иные.

Начало психологической зрелости мы связываем с развитием у человека способности к принятию самостоятельных решений, обусловливающий путь к созидательной деятельности, а именно:

· выбор профессии на основе самосознания физических возможнос­тей, творческих потенциалов, способностей;

· выбор учебного заведения, в котором можно приобрести профессию, средствами которой будешь служить обществу;

· выбор индивидуальной системы де­ятельности, связанный с осознанием перспектив и возможностей само­реализации творческих потенциалов в созидательной деятельности /состояться в том, для чего родился (Н.В.Кузьмина).

Завершающие границы психологической зрелости тоже не столь определенны. Мы их связываем со способностью к продуктивностью, в любом виде деятельности, профессиональной, послепрофессиональной, любимом хобби (ваянии, стихосложении, домашнем хозяйстве и др.).

Созидательной является деятельность, завершающаяся созданием продукта, имеющего социально значимую ценность, связанную с получением предварительной подготовкой и освоением правил ее осуществления.

Вершины — это высший уровень продуктивности реше­ния задач (в религии, искусстве, литературе, науке и технике образования), проверяемые историей развития общества и современностью.

Карьера – продвижение в какой-то конкретной области деятельности человека как личности и как субъекта деятельности. Но поскольку при этом присутствует оценка успешности степени продвижения человека в деятельности, которой онзанят, то это означает объективирование этого феномена в общественном мнении, сопоставляющим достигнутые человеком результаты с неким эталоном успешности, сложившимся у объединения людей — создателя, носителя и выразителя общественного мнения (А.А. Бодалев). Достижение максимального совершенства в профессиональной деятельности (предел профессионального роста) и максимального совершенства в области общественной деятельности (предел социального роста) результат взаимодействия субъективного (творческий потенциал)и объективного (судьбоносное лобби) факторов.

Помимо основных понятий акмеологии, можно выделить понятия, относящиеся к прикладным областям акмеологии, в частности к профессиональной акмеологии, педагогической акмеологии.

Специальность (лат. Species - род, вид) - вид занятий в рамках одной профессии, опирающейся на родственный цикл научных дисциплин (например, специальность врача -хирург, терапевт; специальность педагога - физик, математик, историк, иностранные языки и др.). Приобретается средствами овладения соответствующей информацией, превращения ее в знания, сознание, компетентность.

Профессия - (лат. Professio - объявляю своим делом) - род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки, и являющийся обычно источником существования. Приобретается средствами овладения общекультурной, специальной и профессиональной информации, а также средствами овладения искусством и мастерством применения знаний на практике.

Образование определяется как «процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Основной путь получения образования — обучение в учебных заведениях, где оно тесно связано с воспитанием. Большое значение в образовании имеют также самообразование, культурно-просветительные учреждения, участие в общественно-трудовой деятельности. Уровень общего и специального (профессионального) образования обуславливается требованиями производства, общественными отношениями, соответствием науки, техники, культуры» (СЭС).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...