Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обработка результатов




I. Определяем показатели выраженность вида психологического стремления, и обобщенный показатель выраженность стремлений психологической культуры в целом. Сначала по шкале А подсчитываем среднее арифметическое ответов, соответствующих вопросам по стремлению вида I – Ср IА (см. Ключ), затем среднее вида II - Ср IIА, среднее вида III - Ср IIIА, и так далее. После этого вычисляем среднее арифметическое ответов по шкале А на все вопросы 1- 18, определяя таким образом среднюю выраженность у испытуемого всех стремлений психологической культуры в целом (среднюю силу стремления к психологической культуре) - Ср пкА.

II. Аналогично по шкале Б вычисляем показатель степени осуществления вида психологического стремления - вида I, затем вида II, вида III и так далее (Ср IБ, Cp IIБ,...). Сначала подсчитываем среднее арифметическое ответов о культурно-психологическом поведении вида I, затем - вида II, и так далее. Затем вычисляем среднюю по показателю психологической культуры в целом (Ср пкБ) - т.е. показателю итоговой степени реализации всех видов стремлений психологической культуры - суммируем по шкале Б ответы по всем вопросам и делим сумму на 18.

III. Определяем по таблице 1 уровни гармоничности выраженности каждого вида психологических стремлений (Г IA, Г IIA...) и уровень гармоничности стремления к психологической культуре в целом (Г пкА).

IV. Определяем по таблице 1 уровни гармоничности осуществления каждого вида психологических стремлений (Г IБ, Г IIБ,...) и уровень гармоничности осуществления всех стремлений психологической культуры (ГпкБ).

V. Определяем по таблице 2 результирующие показатели: уровни гармоничности каждого вида психологической культуры (Г пкI, Г пкII, Г пкIII,...) и обобщенный показатель - уровень гармоничности психологической культуры личности в целом (Гпк) - путем соотнесения полученных уровней по шкалам А и Б между собой. Предпочтение отдается уровням гармоничности осуществления изучаемых стремлений - по шкале Б (по сравнению с уровнями гармоничности их силы определяемой по шкале А).

При ранжировании групповых данных - если у нескольких человек уровни Гпк или уровни по отдельным видам психологической культуры оказались одинаковыми - лучший ранг присваивается тому, у кого выше гармоничность осуществления психологических стремлений (по шкале Б).

 

Участие в психологических развивающих занятиях показано в случаях, когда самооценка степени осуществления хотя бы одного типа психологических потребностей ниже 4 баллов или когда сила хотя бы двух потребностей равна 3 баллам или еще ниже. Чем больше культурно-психологические потребности не реализуются, тем больше данному испытуемому нужно работать над собой, больше гармонизировать свои эмоции, мысли и действия. Иначе постепенная суммация негативных переживаний, отношений и конфликтов может привести к срыву, к серьезному заболеванию.

Олег Иванович Мотков полагает, что «чем больше у клиента обнаруживается дисгармоний в реализации природных базовых стремлений (см. методику "Базовые стремления"), а также между ними, тем выше и дисгармонии в его психологической культуре. Поэтому полезно соотносить данные по этой методике с результатами по методикам "Базовые стремления" и "Образ жизни"».

После проведения цикла психологических занятий с учащимися (или педагогами) рекомендуется повторное обследование по той же методике с целью выявления характера сдвигов в уровне гармоничности характеристик их психологической культуры.

Данные психологического теста, проведенного с учениками СОШ № 18, а так же студентами МГПИ показывают, что их повторные результаты по методике «Психологическая культура» улучшаются на 23%. Это указывает на тонкую чувствительность методики к личностным изменениям испытуемых. В ходе занятий, психологи и педагоги, такие как О.И. Мотков, Л.С. Колмогорова рекомендуют обращаться к выдающимся примерам работы над собой - спортсменов Ю. Власова и В. Брумеля, врача Х. Линдемана, автора книги "Аутогенная тренировка", дневникам Льва Толстого и др.

 

Заключение

Феномен психологической культуры является довольно плохо изученным в психологии и других смежных науках, поэтому соответствующий термин пока еще не вошел в привычный научный обиход. Однако в содержательном плане он довольно хорошо понятен специалистам.

Психологическую культуру нельзя передать как застывшую архаичную форму. Культура «живет» не внутри формы, а на ее границах, проявления ее спонтанны, они отражают индивидуальность ее носителя. Наука психология сама по себе новый тип культуры, поскольку ее сущностная характеристика — рефлексивность. Она обладает проективной и порождающей функцией. Культура психологического знания и опыта может снять проявления бескультурья, но при условии осуществления ее в ходе «живого опыта», путем развития «культурного состояния», направленного на осуществление определенного усилия по изменению себя.

Психология - одна из наиболее практичных научных отраслей, если их можно ранжировать по уровню практичности. Однако психология - объективное знание, наука о совершенно особой реальности, которую мы привыкли называть субъективной, требующая интеллектуального усилия для овладения этим знанием.

В конце концов, только наша субъективная реальность является базовой. Великий Э. Мах вслед за Г. Фехнером считал, что есть лишь три науки: физика - наука об объективной реальности, психология - наука о субъективной реальности и психофизика - наука об отношении субъективной и объективной реальностей.

К сожалению, до сих пор многие, даже образованные и входящие в различные академические корпорации люди продолжают смешивать психологию с психиатрией, а человека, обладающего психикой, считают «психом», хотя в этом смысле «психи» мы все. Поэтому психология является, может быть, единственной наукой, не нуждающейся в том, чтобы обосновывать право на существование, ибо ее предмет явен для каждого: все

испытывают желания, переживают радость и горе, мыслят и воспринимают мир, видят сны и ощущают боль и холод. А это значит, что психология должна быть одним из главных предметов среднего образования, хотя бы дополнительного.

Формирование психологической культуры личности это целенаправленная превентивная работа психолога в специально организованных педагогических условиях, направленная на усиление позитивных тенденций личности, развитие ее творческого потенциала и ресурсных возможностей психики.

 

 

Список используемой литературы

1. Дружинин В. Н. Психологическая культура и образование/В.Н. Дружинин.- М.: Просвещение, 1999.-С.9.

2. Колесник Н. П. Влияние психологической культуры педагога

на личностный рост ребенка/Н.П. Колесник.- М.: Просвещение, 1999.С.29.

3. Колмогорова Л. С. Становление психологической культуры личности как ориентир современного образования // Педагогика. 1997. № 3.С.20.

4. Колмогорова Л. С., Холодкова О. Г. Особенности становления психологической культуры младших школьников // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 48.

5. Колмогорова Л. С. Повышение психологической культуры учащихся как проблема современного среднего образования/Л.С. Колмогорова.- М.: Просвещение, 1999.С.10.

6. Колмогорова, Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: практ. пособие для школьных психологов. / Л.С. Колмогорова. М., 2002.С.306.

7. Мотков, О. И. Психология самопознания личности: практ. пособие. / О.И. Мотков.-М., 1993.С.109.
8. Мотков, О.И. Психологическая культура личности / О.И. Мотков // Школьный психолог. 1999. -№ 15. - С. 8-9.

9. Мотков О. И. Психологическая культура личности // Школьный психолог. 1999. № 8. С. 24.

10. Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: учеб. пособие для студен, психол. фак. вузов / А.Б. Орлов М.: Издательский центр «Академия», 2002.С.272.

11. Пинигина, Г.В. Формирование психологической культуры современного специалиста / Г.В. Пинигина, Л.С. Полякова // Актуальные проблемы современной науки. 2006 — №4.-С.91-99.

12. Раздобарова О. А., Развивающая программа «Психологическая культура личности». Электронный документ: http://festival.1september.ru/articles/subgects24?page=36

13. «Формирование психологической культуры личности», сайт: http://old.prosv.ru/metod/egorova/index.html

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...