Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Абсолютное большинство опрошенных мною ровесников читали эту книгу в далеком детстве.




Издана массовым тиражом, она была всюду – “Белый Мустанг”, издательство “Радуга”, 1985 год. Автор – Сат-Ок, т.е. Длинное Перо, перевод… с польского.

Но в наш книжный шкаф она попала совсем недавно, – потому что в детстве родители так и не смогли мне ее купить.

Зато я регулярно брал ее в библиотеке: сначала в родных Черкассах, потом у бабушки на Днепропетровщине.

И не мог оторваться, – мир канадской пущи очаровал меня.

“…В знак союза я порезал себе руку, и красная капля крови упала в кроткое течение. А потом и я прыгнул в серебряную глубину. В тот момент – я уже не человек. Я – рыба, ближайший сообщник и друг Духа Вод.

Затем всплываю. Я очень маленький по сравнению с громадой нависшей надо мной скалы. И все же чувствую себя большим, когда сажусь на ее краю. И хотя я снова только парень, но я уже заключил новое братство. Молчим все четверо – луна, Дух скалы, Дух Вод и я…”

Он вырос в свободной чаще, на Большом пути бизонов, между Скалистыми горами и рекой Маккензи, – сын вождя с белокурыми волосами.

Их племя преследовали белые в лице начальника подразделения Королевской конной. Никто не собирался убивать индейцев в цивилизованные 1920-е годы, им предлагали получить “подъемные” и перейти в комфортабельные резервации.

Но они не согласились. Ни вождь Высокий Орел, ни его жена Белая Тучка, ни еще несколько индейцев – все, кто остался из их племени.

Они пошли дальше на Север, как делали это несколько последних лет.

Пошли с ними и Сат-Ок с братом, которые из-за своего происхождения чувствовали вину перед шеванезами: “У нас отравленная кровь, Танто!”

“…Тинглит, Березовый Листок, неожиданно оказалась перед нами с братом, и я увидел вблизи ее большие глаза. Она сказала:

- Тинглит слышала ваши слова. И на сердце у нее печаль – ибо ваши мысли где-то витают, а в вашем голосе звучит гнев. Я, Тинглит, говорю вам то, что говорят все. Мы любим Белое Облачко, и она любит нас. Она наша, так же как я, как мой отец, как будет и мой сын. Одна человеческая доброта, и одно человеческое зло, хотя люди имеют разный цвет кожи. А все люди одинаковы. Каждый приходит, словно солнце, и уходит в могилу, появляется на земле, словно весна, и ложится на покой, как зима…”

Наконец Сат-Ок с братом спасли племя, окруженное белыми и вынужденное зимовать среди скал, от голодной смерти, – они взяли золотые браслеты, которые дала им мать, и перебрались через непроходимый горный перевал к купцу, который продал им “четыре пары саней, полных лучшего жира и мяса”.

А через несколько лет они выследили белых парней, которые заблудились в пуще. Те оказались поляками, и сообщили Белому Облачку, что его родина – теперь свободная.

В 1937 году он оказался в Польше – было ему тогда 17, и мама переименовала Длинное Перо в Станислава Суплатовича. Он работал на почте (“выдавал в окошечко пакеты”) и никак не мог привыкнуть к новой идентичности.

В 1940-ом его арестовало гестапо – за слишком уж неарийскую внешность. Он бежал из поезда, который ехал в Освенцим. Выбил доску, но прыгнул последним – не подобает шеванезу спешить перед лицом смерти. До земли он долетел с двумя огнестрельными ранениями.

Так Длинное Перо снова поселился в чаще. В партизанском отряде Армии Крайовой.

“…Все вернулись к отцу. А он достал из-за пояса нож, вытянул перед собой левую руку и надрезал ладонь. Кровь потекла тонкой струей и начала впитываться в землю. Отец сказал:

- Я, Высокий Орел, вождь свободного племени шеванезов, еще раз утверждаю братство крови с моей землей и говорю: только смерть может разлучить меня с ней.

В полном молчании вытянул перед собой руку Воющий Волк и сделал так же. За ним Дикая Выдра, капли крови всех вождей родов падали на землю, землю свободных индейцев; ритуал братства крови повторяли вожди родов, воины и юноши.

Вап-нап-ао сидел неподвижно и только водил глазами перед собой. Умолкли даже те двое белых. Они смотрели, как свободное племя шеванезов отвечает на закон белых “.

Когда я читал “Белого мустанга”, я не знал подробностей той партизанской жизни – тем более что в советские времена “националистических” деталей не сообщалось.

А между тем в Армии Крайовой Сат-Ок получил новое прозвище – “Казак”, за свою любовь к лесу и войне. Он учил военных выживать в лесу и отличался спокойствием во время самых опасных задач, – скажем, напасть и сжечь в казарме подразделение СС.

Это была месть за сожженное нацистами село, и поляк индейского происхождения выполнил эту месть достойно.

Затем Сат-Ок вспоминал свое пребывание в карпатских лесах как один из лучших периодов жизни – он опять растворился в природе и он был нужен его новому племени. Он не любил автомат, предпочитая его ножу.

“А я думал, что будет бой!

Никакого боя не было, не было вообще ничего, чем мог бы похвастаться воин. Ведь за нас постарался дух огненной воды.

И они назывались воинами, эти люди? Люди, обрекали на смерть, на голод и неволю племя свободных шеванезив? Как я их презирал! В моем сердце не осталось места даже для ненависти.

Они были сильные, могучие – и одновременно такие смешные и слабые. Их оружие разбивает даже скалы, а сами они не могли одолеть духа огненной воды. Они в сто раз богаче красных

людей, а не умели обеспечить изобилия старикам своих собственных племен. Они умели быть благородными, но то благородство обменивали на… желтые браслеты.

- Белые люди, как старые бабы, – сказал я и вышел из палатки “.

После войны отсидел несколько месяцев за участие в “националистической банде”. Освободившись, уехал в Гданьск и еще несколько десятков лет плавал на трансатлантическом лайнере. Дитя пущи, Долгое Перо не любил море – он просто хотел найти Танто, Тинглит и других своих родственников.

И нашел, и стал писать книги, и вернул родное имя, и стал основателем массового неформального движения Польских приятелей индейцев, и до самой смерти пользовался успехом у женщин (трижды женился), и не выпускал из рук сигареты, и любил жизнь, и проживал её радостно, пока не отправился в Страну Вечного Покоя – шесть лет назад… Но это уже совсем другая история.

Я же предлагаю перечитать историю молодого Сат-Ока – как он из малыша без имени становится мужчиной и воином. Думаю, ее достаточно легко можно купить и сейчас – я нашел на Петровке за 10 гривен три года назад, и потом еще видел неоднократно.

А возможно, ее кто переиздаст – та же “Радуга”, если она еще существует.

Только сейчас, когда уже обзавелся семьей, растолстел и собираюсь скоро праздновать 40-летие, я осознал главное чувство, которое смущало меня в детстве и которое является сутью творчества Сат-Ока. Это безграничное чувство достоинства обычного человека – достоинства, которое не позволяет предать друга, пренебречь родителями и наплевать на родину.

Возможно, именно поэтому я до сих пор не эмигрировал, как несколько моих малочитающих знакомых, – так как до сих пор вокруг меня должны быть те, кто так же запоем читал “Белого мустанга” и “Землю Соленых скал”. Тираж 150 тысяч – это целая армия сверстников.

…Этим воспоминанием я и заканчиваю свой рассказ.

Я поднимаю вверх руку – прощаюсь с вами и еще раз поздравляю вас весенней песней, песней той самой прекрасной весны в моей жизни…

Емельян Тарнавский, “Семейная библиотека”

 

Поляк? Индеец? Мистификатор? — Воин!!!

Опубликовано 09.08.2013 автором Миша Мазель

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...