Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 68. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака




(продолжение темы)

 

I. Проверка домашнего задания.

 

II. Запись под диктовку с объяснением написанного.

 

Серенькая птичка, маленькая дочка, речной вокзал, строчка из стихотворения, помощник отца, различные предметы, нянчить малыша, хищный зверь, овощной магазин, юный барабанщик, сделать прочно, вечный спорщик.

 

— Почему в словах мягкость в сочетаниях букв чн, чк, нч, нщ, рщ на письме не обозначается?

 

III. Работа с учебником — с. 118.

Запись в раздел словаря «Говори правильно»:

что [шт], чтобы [шт]; в «Словарь трудных слов»:

тоньше, меньше, раньше, лучше, возьмем, помощник.

С 2—3 словами составляются и записываются предложения.

 

IV. Упр. 299. Проверка выполнения упражнения с помощью графопроектора.

— Укажите слова, в которых: а) только мягкие согласные; б) одна и та же буква обозначает два разных звука.

 

V. Упр. 302 (устно). Ответы на вопросы учащихся по данному упражнению.

 

VI. Контрольный диктант по упр. 302.

VII. Запись под диктовку с заданием подчеркнуть буквы, которыми обозначена мягкость звуков [д] и [т].

Дотянуться, девочка, дед, тишина, дельфин, тюль, тонна, стена, кости, туман, телефон, блестит, гость, дикарь, дядя.

 

— Назовите число букв и звуков в выделенных словах.

 

Домашнее задание: § 59, упр. 300.

 

Урок 69. Двойная роль букв е, ё, ю, я

Знать: что буквы е, ё, ю, я могут обозначать один и два звука.

Уметь: называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я.

 

I. Орфографическая диктовка.

 

Веселые помощники, пришел пораньше, просьба поспешить, изящная птичка, посидел у речки, перешел через мостик, посадил кустик, починил зонтик, чудесная местность.

 

— Как обозначается мягкость согласных в данных словах?

— Найдите слово: а) в котором буква т не обозначает звука, подберите к нему проверочное слово; б) с сомнительной согласной в корне, объясните необходимость ее проверки. Какие звуки обозначаются буквами: с (в слове просьба), н (в слове зонтик)?

 

II. Объяснение нового материала на основе упр. 304.

На доске выписываются слова 1-го столбика (работа проводится под руководством учителя):

мера — [м’э] ра клювк [л’у] в

полетпо [л’о] т сяду — [с’а] ду

 

— Где стоят буквы е, ё, ю, я в словах данного столбика? (После согласных.) Сколько и какие звуки они обозначают? После каких согласных они стоят? (После мягких.) Значит, в каком случае эти буквы обозначают один звук?

Далее записываются слова 2-го столбика:

ем — [й’э] м юг — [й’у] г

ёлка — [й’о] лка ясный — [й’а] сный

—Где стоят в словах данного столбика буквы е, ё, ю, я? (В начале слога.) Сколько и какие звуки они обозначают?

Подобная работа проводится со слонами 3—4-го столбиков. Делается вывод о том, что два звука эти буквы обозначают только в определенных условиях: если стоят в начале слога, после гласной или после разделительных ь и ъ.

— Еще раз прочитаем название параграфа. Итак, если мы будем составлять таблицу, сколько будет у вас колонок? (2.)

Составляется таблица.

Т а б л и ц а 12

Двойная роль букв е, ё, ю, я

Обозначает один звук Обозначает два звука
После мягких согласных 1) в начале слога 2) после гласных 3) после ь и ъ

 

III. Закрепление материала.

1. Чтение § 60.

2. Упр. 305 (выполняется под руководством учителя).

О б р а з е ц з а п и с и: письмо — [п’ис’мо] — 6 букв, 5 звуков.

О б р а з е ц о б ъ я с н е н и я: в данном слове 6 букв, 5 звуков, потому что звук [с’] — согласный мягкий парный обозначается двумя буквами: буквой с («эс») и буквой ь; ь является показателем мягкости согласного [с’]. В слове баян звуков 5, а букв 4, потому что буква я одна обозначает сочетание двух звуков — [й’а] так как стоит после гласной.

3. Запись слов поезд, каюта, дает, льет, земля, вьюга, люк, лес. Учащиеся определяют количество букв и звуков в этих словах.

 

Домашнее задание: § 60, упр. 306; подготовить рассказ по таблице 12.

 

Урок 70. Орфоэпия

 

I. Проверка домашнего задания: 1) у доски два ученика: один выписывает из домашнего упражнения слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука; второй — слова, в которых эти буквы обозначают один звук; 2) устный рассказ по таблице.

II. Учитель сообщает учащимся, что знание особенностей букв е, ё, ю, я помогает правильному произношению слов. Например, не произносить вместо мягкого согласного твердый (мал — мял, сэр — сер).

— В некоторых иноязычных словах эти буквы не всегда подсказывают нам, как надо правильно произнести слово. Как, например, вы произнесете согласную т в следующих словах (они проецируются с помощью графопроектора)?

 

ан т енна т ермин

ган т ели т ема

ш т епсель т екст

ин т ервью т енор

 

(При чтении объясняется значение слов.)

Под первым столбиком делается запись: [тэ] под вторым — [т’э].

Итак, буква е в словах первого столбика не обозначает мягкости предшествующего согласного. Произношение этих слов надо запомнить.

Правила произношения звуков и ударений в словах изучает о р ф о э п и я.

 

III. Знакомство с теоретическим материалом § 61.

IV. Упр. 309, 310. Запись в раздел словаря «Говори правильно» слов со с. 121, 123.

V. Знакомство со словарем учебника «Произноси правильно!» (с. 286—287).

 

Домашнее задание: § 61, упр. 312 (в случае затруднения обращаться к орфоэпическому или толковому словарю).

 

Урок 71. Орфоэпия (продолжение темы)

1. Проверочная работа с использованием перфокарт. Разделительные Ь и Ъ

 

1. несъедобный объёмный серьёзно

2. предъюбилейный ружьё необъятный

3. добьётся подъем предъявить

4. съёжится муравьи взъерошить

5. листья льётся съездил

6. объединил подъехал прольёт

7. собьются вьётся объявление

8. необъятный объяснить вьюга

9. объединить разъяснить барьер

 

II. Запись в два столбика слов елка, вез, юбка, люлька, ясно, ест, сел.

е, ё, ю, я обозначают

один звук | два звука

 

III. Проверка домашнего задания.

Три ученика выписывают из заданного на дом упр. 312 в колонки слова, в которых произносится: 1) [шн] и [шт]; 2) перед е мягкий согласный; 3) перед е твердый согласный.

Дополнительные вопросы: укажите 2—3 слова из упражнения, в которых звуков больше, чем букв; назовите, какой звук обозначает выделенная буква. (Дру г, ла в ка. Па в ка, две р ь.)

 

IV. Запись с доски слов в три столбика: в первый — с ударением на первом слоге, во второй — с ударением на втором слоге, в третий — на третьем.

 

Пудель, джемпер, процент, диалог, дельфин, ателье, цемент, юмор, глобус, прогресс, модель, теннис, астроном, портфель.

 

Делается вывод о том, что в русском языке ударение не прикреплено к определенному слогу в слове, как, например, в других языках: во французском оно падает на последний, а в чешском и венгерском — на первый, в польском — на предпоследний слог. Такое ударение называют свободным. Например, в русском языке есть большая группа глаголов, в которых ударение зависит от формы глагола. Так, глаголы жить, быть, лить, дать, вить и их образования с приставками (дожи́ть, побы́ть перели́ть, зада́ть, переви́ть и т. д.) имеют одно ударение, а форма прошедшего времени женского рода этих глаголов — другое: жила́, была́, лила́, дала́, вила́, прожила́, долила́ и пр.

 

Домашнее задание: повторить слова раздела «Говори правильно»; подобрать по два примера на каждое положение таблицы 12.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...