Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стояночная тормозная система




В барабанном тормозе стояночной тормозной системы автомобиля ГАЗ-53А (рис. 209, а) к задней стенке

картера коробки передач прикреплен тормозной щит 19. На нем установлены корпус 4 регулировочного механизма и корпус 7 разжимного механизма. С регулировочным механизмом соеди­нен сухарь 3, на который опираются нижние опоры 2 тормозных колодок 17

Рис. 209.

Стояночные тормозные системы автомобилей:

а - ГАЗ-53А; б - ЗИЛ-130: / - вал регулировочного механизма; 2 — опора колодок; 3 — сухарь; 4 — корпус регулировочного механизма; 5 - толкатель; 6 — шарики; 7 — корпус разжимного механизма; 8 — разжимной стержень; 9 - рычаг управления; 10 — зубчатый сектор; 11 — защелка; 12 — тяга; 13 — контргайка; 14 — барабан; 15 — вилка; 16 — рычаг; 17 и 20 — тормозные колодки; 18 и 21 — стяжные пружины; 19 — тормозной щит; 22 - фрикционная накладка; 23 — кронштейн; 24 — сальник крона1тейна; 25 — малая стяжная пружина; 26 — чека оси колодок; 27 — ось колодок; 28 — гайка крепления фланца; 29 — вин г; 30 — фланец ведомого вала коробки передач; 31 — болт; 32 - шайба; 33 — колодка; 34 — большая стяжная пружина; 35 — сухарь колодки; 36 — разжимной кулак; 37 — регулировочный рычаг; 38 — тяга привода; 39 — ушко тяги ручного комбинированного тормозного крана; 40 — палец тяги; 41 — гайка; 42 —

Рис. 224.

Сдвоенный главный тормозной цилиндр

автомобиля ВАЗ-2101 «Жигули»:

а — конструкция; б — детали; / — пробка;

2 — корпус цилиндра; 3 — поршень привода задних

тормозных механизмов; 4 — шайба; 5 — поршень

привода передних тормозных механизмов; 6, 9 и

14 — уплотнигельные манжеты; 7 и

10 — установочные болты; 8 и // — пружины;

12 — тарелка пружины; 13 — пружина

уплотнительной манжеты; 15 — распорное кольцо;

А — резьбовое отверстие для штуцера трубопровода

к тормозным механизмам задних колес; Б и

Г—отверстия для подвода жидкости из бачка;

В — резьбовое отверстие для штуцера трубопровода

к тормозным механизмам передних колес;

Д — рабочая полость привода тормозных

механизмов передних колес;.Е — рабочая полость

привода тормозных механизмов задних колес;

Ж — впускное отверстие

двухконтурныи гидравлический тормоз­ной привод. У автомобиля ВАЗ-2101 «Жигули» передние и задние колеса имеют независимые гидравлические тормозные приводы от сдвоенного главного цилиндра. У автомобиля «Мо-сквич-2140» один контур воздействует при помощи малых цилиндров на все колеса, а второй — на дисковые тормоза передних колес, которые для этой цели оснащены дополнительными большими колесными тормозными цилиндрами. При выходе из строя одного из конту­ров другой обеспечивает работу тор­мозных механизмов.


На этих автомобилях установлены также регуляторы изменения давления жидкости в задних колесных тормозных цилиндрах в зависимости от нагрузки, приходящейся на эти колеса. Необходи­мость применения таких регуляторов объясняется следующим. При торможе­нии автомобиля, как известно, происхо­дит перераспределение нагрузки: задняя часть кузова приподнимается, и нагруз­ка на задние колеса уменьшается. Это может вызвать при постоянном соотно­шении тормозных сил на передних и задних колесах блокировку колес задне­го моста (движение юзом) и занос за­дней части автомобиля.

У автомобиля «Москвич-2140» тор­мозная система оснащена вакуумным усилителем, объединенным в блоке со сдвоенным главным цилиндром.

Сдвоенный (тандемный) цилиндр и регулятор давления автомобилей се­мейства ВАЗ «Жигули» работают сле­дующим образом. Перемещающиеся внутри чугунного корпуса 2 цилиндра (рис. 224) поршни 3 и 5 подают жид­кость соответственно к задним и перед­ним колесным тормозным цилиндрам. В поршнях сделаны пазы для жидкости и для установочных болтов 7 и 10, огра­ничивающих перемещение поршней

 

 

При этом впускной клапан 14 закрыт, а тормозные камеры через отверстие А и открытый выпускной клапан 77 со­единены с атмосферой.

Второе положение соответствует на­жатию на педаль тормоза. Усилие води­теля через рычаг 4, стакан 6, пружину 5 и седло 8 передается мембране 9, ко­торая прогибается. Седло 8 садится на клапан 77, и отверстие А разобщается с атмосферой. Клапан 14 при этом остается закрытым, так как его откры­тию препятствует давление сжатого воз­духа и пружины 12.

Третье положение соответствует дальнейшему нажатию на педаль тор­моза, когда открывается впускной кла­пан 14. Сжатый воздух из баллонов по­ступает через отверстие А к тормозным камерам — происходит торможение ав­томобиля. Под действием сжатого воз­духа мембрана 9 прогибается влево; при этом сжимается пружина 5. Когда силы, действующие на мембрану, урав­новесятся, она займет второе положе­ние, при котором оба клапана закрыты, а тормозная сила будет сохраняться постоянной.

Увеличение усилия на педали тормоза приводит к впуску дополнительного ко­личества воздуха через клапан 14 и к повышению давления в тормозных ка­мерах, так как пружина 5 будет сжата с большей силой.

При растормаживании все процессы протекают в обратной последовательно­сти: рычаг 4 перестает давить через ста­кан 6 на пружину 5 и седло 8, выпуск­ной клапан 77 открывается, а впускной клапан 14 закрывается. Сжатый воздух выходит из тормозных камер через кла­пан 17 выпускного окна в атмосферу. В крышке 13 тормозного крана установ­лен датчик стоп-сигнала. Болт 18 слу­жит для регулировки режима холостого хода.

Комбинированный тормозной кран. Его устанавливают на автомобилях, пред­назначенных для работы с прицепами и полуприцепами. В комбинированном тормозном кране автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 220) есть две секции, из которых верхняя управляет тормозными механизмами прицепа, а нижняя — тор­мозными механизмами тягача. Устрой­ство нижней секции аналогично устрой­ству обычного тормозного крана (см. рис. 219). Правые части обеих секций однотипны. В седло 77 (рис. 220) вы­пускного клапана 16 под действием пру­жины 7 упирается шток 3, проходящий внутри направляющей втулки Я. На оси 4 штока качается большой рычаг б, ко­торый осью 7 связан с вилкой малого рычага 2.

Полости А и Е каналами и через окно 28 сообщаются с атмосферой. Полость Б связана с пневмолинией прицепа, по­лость Д — с тормозными камерами ко­лес тягача. Отверстия В и Г соединяют кран с воздушными баллонами.

При отпущенной педали тормоза пружина 7 верхней секции крана переме­щает шток вправо, прижимает седло 77 к клапану 16 и закрывает его. В этом случае клапан 14 передвигается вправо от своего седла, и воздух из баллонов тягача поступает в пневмолинию прице­па, создавая в ней давление. Под дей­ствием повышенного давления в пнев-молинии воздухораспределитель (его работа будет описана ниже) соединяет тормозные камеры колес прицепа с ат­мосферой, и тормозные механизмы при­цепа выключаются. Работа нижней сек­ции аналогична работе обычного крана.

При нажатии на педаль тормоза верхний конец рычага 6 переместится влево и потянет за собой через ось 4 шток 3, сжимая пружину 7. Под дей­ствием пружины 72 мембрана К) про­гнется влево, увлекая за собой седло 77 клапана 16. Под действием пружины 15 клапан 14 закроется, а между клапаном 16 и его седлом появится кольцевой за­зор. При этом полость 75" через седло 77 клапана, полость А и окно 28 будет сообщаться с атмосферой. Полость Б соединится с пневмолинией прицепа, поэтому давление в последней снизится, и распределитель направит сжатый воз­дух из баллона прицепа в тормозные камеры колес — произойдет торможе­ние. Рычаг 6 повернется на оси 4 и ниж­ним концом заставит переместиться вправо рычаг 2. После этого стакан 25

Рис. 220.

Комбинированный тормозной кран автомобиля

ТТЛ П 1 •ЗП

ЗИЛ-130:

/ и 4 — оси; 2 — малый рычаг; 3 — шток; 5 — валик

рычага ручного привода; 6 — большой рычаг;

7— уравновешивающая пружина секции, управляющей тормозными механизмами прицепа;

8 — направляющая втулка штока; 9 — тарелка пружины; 10 и 23 — мембраны; 11 и 24 — седла клапанов; 12, 15, 17, 21 и 26 — пружины; 13 и 18 — крышки; 14 и 19 — впускные клапаны; 16 и 20 — выпускные клапаны; 22 — корпус выключателя; 25 — стакан уравновешивающей пружины; 27 — корпус; 28 - окно; А, Б, Д и /Г—полости; В и Г— отверстия

уравновешивающей пружины переме­стит седло 24 и, прижав его к клапану 20, передвинет вместе с клапаном 19. Выпускной клапан 20 будет закрыт, а впускной клапан 19 — открыт. Воздух из баллонов тягача через открытый впускной клапан и полость Д поступит в тормозные камеры колес тягача, и они будут заторможены.

Пружины 7, 12, 21, 26 и мембраны 10 и 23 в этом кране действуют по тому же принципу, что и в обычном тормозном кране. Если затормозить тягач стоя­ночным тормозным механизмом, то специальная система рычагов включит пневматический тормозной привод при­цепа. Рычаг повернет валик 5, кулачок которого надавит на вырез штока 3, и включит в работу секцию тормозного крана, управляющую тормозными ме­ханизмами прицепа. Свободный ход ры­чага б равен 1—2 мм, а рабочий ход штока 3, составляющий 5 мм, можно регулировать упорными болтами.

Устойчивость автопоезда при тормо­жении и безопасность движения обеспе­чены тем, что колеса прицепа тормозят­ся на 0,2 — 0,3 с раньше, чем колеса автомобиля-тягача. Кроме верхней сек­ции тормозного крана в тормозную си­стему прицепа входят баллон / (рис. 221, а), тормозные камеры 2, тормозные механизмы колес и воздухо­распределитель 3. Воздухораспредели­тель (рис. 221, б) тормозной системы прицепа состоит из корпуса, внутри ко­торого есть перегородка, разделяющая корпус на две части (полости А и Б).

 

 

 


 

 

 

 

Рис. 221.

Тормозная система прицепа автомобиля ЗИЛ-130:

а — общий вид; о — схема воздухораспределителя;

/ — воздушный баллон; 2 — тормозная камера;

3 — воздухораспределитель; 4 — фильтр;

5 — воздухопровод; 6 — шариковый клапан;

7 и 9 — поршни; 8 и 12 — пружины; 10 — шток;

// — пластинчатый клапан; А и Б — полости

В центре перегородки проходит шток, на котором укреплены два поршня 7 и 9.

Пружина 8, опирающаяся на пере­городку, стремится отжать поршень 7, а вместе с ним и шток 10 в верхнее по­ложение. В нижней части корпуса имеется гнездо с клапаном 11, прижи­маемым пружиной 12.

Полость Б через шариковый клапан 6 соединена воздухопроводом 5 с пнев-молинией, а полость А через фильтр 4 — с атмосферой и через пластинчатый клапан 11—с воздушным баллоном. При нажатии на педаль тормоза через верхнюю секцию тормозного крана пневмолиния прицепа, как было описа­но ранее, сообщается с атмосферой, давление в ней снижается, воздух из баллона прицепа поступает в полость Б, и шариковый клапан б закрывается. Под действием давления

Рис. 222.

Предохранительный клапан пневматического тормозного привода автомобиля ЗИЛ-130: 1 — седло; 2 — корпус; 3 — шарик; 4 — пружина; 5 — контргайка; 6 — регулировочный винт; 7 — стержень

воздухом. Клапан регулируют винтом

6 на давление 900 — 950 кПа, а затем
стопорят контргайкой 5. Стержень

7 служит для проверки исправности кла­
пана.

Тормозные камеры и тормозные ци­линдры. Колесные тормозные меха­низмы приводятся в действие камерами или тормозными цилиндрами. На рис. 223 показана тормозная камера ав­томобиля ЗИЛ-130. Камера болтами 9 прикреплена к кронштейну. Мембрана 2 из прорезиненной ткани по краям за­жата между корпусом / и крышкой 4. Мембрана прогнута в сторону крышки 4 двумя возвратными пружинами 6 и 7, упирающимися в диск, прикрепленный

Рис. 223.

Тормозная камера автомобиля ЗИЛ-130:

/ — корпус камеры; 2 — мембрана; 3 — шток;

4 — крышка; 5 — гибкий шланг; 6 и 7 — пружины;

8 — уплотнительная шайба; 9 — болт крепления

камеры; 10 — вилка штока; 11 — рычаг;

12 — червяк; 13 — фиксатор; 14 — вал;

15 — червячное колесо; 16 — вал разжимного

кулака; /7—крышка

 

к штоку 3. Вал 16 разжимного кулака тормозных колодок рычагом 77 соеди­нен с вилкой 10 штока, навинченной на выступающий из корпуса / камеры ко­нец штока 3. Вилка зафиксирована на штоке контргайкой. В теле рычага 11 установлен червяк 12, а на шлицах вала 16 закреплено червячное колесо 75.

При торможении сжатый воздух про­ходит по гибкому шлангу 5 в тормоз­ную камеру, вследствие чего мембрана распрямляется. При этом движение че­рез шток 3 и вилку 10 передается рыча­гу 77, который через червяк 72 повора­чивает червячное колесо 75 и вал 16 разжимного кулака, прижимающего ко­лодки к тормозному барабану. Фикса­тор 13 удерживает вал 14 от самопро­извольного проворачивания. Конец вала имеет квадратное сечение для удобства регулирования тормозных механизмов.

Наличие у автомобиля пневматиче­ской тормозной системы позволяет ис­пользовать сжатый воздух для тормо­жения прицепов, накачивания шин, при­вода стеклоочистителей, дверей (в авто­бусах) и т. п.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...