Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 155. Глагол как часть речи




Цель урока: повторение и углубление знаний о глаголе; формирование умения употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения.

 

I. Запись под диктовку текста с графическим объяснением орфограмм в корнях глаголов.

 

Приближалась буря, солнце садилось, ветер крепчал, синева моря становилась все глубже и холоднее. Когда появились белые гребни валов, казалось, что таинственная глубь пытается выглянуть наружу.

(По В. Короленко.)

 

Учащиеся должны определить, в каких формах стоят глаголы в данном тексте, какое окончание указывает на начальную форму; назвать глаголы, имеющие родовые окончания. Разобрать по составу слова приближалась, садилось, крепчал, появились; на что указывают их окончания, какая морфема указывает, что данные глаголь употреблены в прошедшем времени; объяснить написание гласной перед суффиксом -л-.

Учащиеся находят глагол, который имеет личное окончание (пытается), и говорят, на что оно указывает.

 

II. Упр. 607 (устно).

Приведите примеры глаголов, обозначающих трудовые процессы.

 

III. Выразительно читается текст, заранее написанный на доске (или спроецированный с помощью графопроектора, или отпечатанный на отдельных карточках).

 

Весна голосов... Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной проталиной трепещет, заливается жаворонок. В светлых березняках — теньканье, посвисты, невнятное щебетанье. Под снегом в лощине течет, булькает вода.

Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжелый прутик березы. Я присел на пенек, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох — оседает под солнцем последний снег.

(По В. Пескову.)

 

— Определите основную мысль высказывания. В каком предложении она выражена? (В первом.)

— Найдите слова, которыми автор передает музыку, звуки весны. (Глаголы кричат, заливается, булькает; существительные теньканье, посвисты, щебетанье, свисти, шорох.)

Запишите эти слова два столбика:

 

существительные | глаголы

 

— Что общего в их значениях и в чем разница? (Обозначают действие, но существительные — как предмет.)

— Докажите, что это слова различных частей речи.

— Выпишите из текста глаголы, обозначающие динамику, движение пробуждающейся природы, состояние человека. Выделите в словах этого столбика окончания, укажите спряжение глаголов.

В каких случаях спряжение определяется по окончанию? В каких для определения спряжения глагол надо поставить в начальную форму?

О б р а з е ц з а п и с и: крич — II спр.

бу́лька (бульк ать) — I спр.

Делается вывод о роли глагола в речи (обозначает действие, движение, динамику предмета, трудовые процессы, может передавать звуковые, зрительные восприятия, состояние человека и пр.).

 

IV. Читается текст (вначале целиком, затем по предложениям).

Учащиеся выписывают глаголы, обозначающие шум деревьев.

 

ЛЕСНОЙ РАЗГОВОР

 

— Люблю, когда лес шумит,— сказал, обернувшись ко мне, Михаил Петрович,— особенно летом. Иду и слушаю, о чем деревья переговариваются. Ведь это целый лесной разговор. Его понимать надо. Иной раз деревья тихонько шумят, будто шепчутся между собой. Это значит — погожий день устоялся. Иди смело, куда задумал. А то в другой раз как загудят, заволнуются — ну, жди ненастья, грозы. Им-то сверху видней, что на небе делается, еще издали тучку увидят и начнут друг другу весть подавать. А самые старые заохают и застонут, будто страшно им, что не выдержат, сломает их ветер. Зато как пройдет гроза, выглянет солнышко, тут уж такой по лесу радостный разговор пойдет, прямо заслушаешься...

(Г. Скребицкий.)

 

(В слабом классе работа выполняется коллективно.)

Делается вывод о роли глагола в речи.

 

V. Расположите близкие по значению глаголы (дождь) моросит, льет, накрапывает, идет в порядке возрастания действия.

 

Домашнее задание: по выбору учащихся подобрать и записать глаголы на тему «Весна идет!»; § 106, упр. 611.

 

Урок 156. НЕ с глаголами

Знать: правило написания не с глаголами.

Уметь: применять правило написания не с глаголами.

 

I. Выразительное чтение записанного на доске стихотворения Ф. Тютчева.

 


Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась...


 

— Использование какого приема «оживляет» картину весны? Укажите его.

Учащиеся составляют схему последнего предложения, выписывают из текста глаголы по указанным признакам: а) II спр., наст. вр., 3-е л., ед. ч.; б) прош. вр., жен. род, ед. ч. с частицей не; объясняют написание не с глаголом.

 

II. Наблюдения на с. 231.

 

III. Тренировочные упражнения.

1. Упр. 613 (устно).

2. Записать глаголы с не.

 

Участвовать в кроссе, росток развивался, виднелся дымок костра, извинился перед товарищем, предлагать решение, сожалеть о потере, был на экскурсии.

 

3. Упр. 612 (письменно).

4. Словарная диктовка.

 

Не был в санатории, ненавидеть ложь, недоумевать по поводу поступка, не мог уехать, не любит ленивых, невзлюбить падчерицу, мне нездоровится, не здоровается, капитан негодовал, ураган неистовствовал.

 

Домашнее задание: § 107, упр. 614, 616; подготовиться к контрольному словарному диктанту по разделу «Трудные слова».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...