Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 160. Неопределенная форма глагола




(продолжение темы)

 

I. Орфографическая диктовка.

 

Пройти по улице, наблюдать за чижом, помочь маме, сбегать за карандашом, расположиться за зданием цирка, развлекаться с малышом, сберечь время, зайти за товарищем, услышать шорох, рассчитать выход продукции, вырастить отросток, подвезти к станции.

 

II. Самодиктант.

Запись глаголов на -ять. Учащиеся сверяют свою запись с записью в «Словаре трудных слов».

III. Запись глаголов с суффиксами -е-, -и-, -а- перед окончанием -ть (по 5 примеров) с графическим выделением суффиксов и окончаний.

 

IV. Объяснительный диктант.

 

1. Не беречь и не иметь — одно и то же. 2. Если вызвался помочь, делай это своевременно. 3. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. 4. Толочь воду в ступе — потерять время. 5. Друг друга поддерживать — победу одерживать.

(Пословицы.)

 

V. Упр. 632.

Учащиеся пересказывают текст и определяют его основную мысль.

 

VI. Упр. 633.

 

Домашнее задание: § 109, упр. 635 (письменно), 636 (устно).

 

 

Урок 161. -ТСЯ — -ТЬСЯ в глаголах

Знать: условия выбора написания -тся, -ться в глаголах.

Уметь: находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос к глаголу; правильно произносить и писать глаголы на -тся, -ться.

 

I. Устная синтаксическая пятиминутка.

Составьте схемы предложений, дайте их характеристику.

 

1. Голубым хрусталем загорается на заре Венера, и туман начинает клубиться над водой. 2. Мы смотрим, как поднимается огромное белое солнце.

 

— Что общего в этих предложениях? (Оба сложные, состоят из двух частей.)

— В чем разница? (Первое сложносочиненное, его части равноправны, второе сложноподчиненное, в нем одна часть подчинена, зависит от другой.)

II. Учитель читает из предложений сочетания слов с глаголами, учащиеся в тетрадях и на доске делают следующую запись:

Венера (ч т о д е л а ?) загора ся

Начинает (ч т о д е л а ?) клуби ся

Солнце (ч т о д е л а ?) поднима ся

— От чего зависит написание -тся, -ться в глаголе? (От того, есть ли в вопросе, поставленном к глаголу, мягкий знак.)

Следует учесть, что прием опоры на вопрос при выборе написания -тся, -ться является основным. Как показывает практика, становление навыка на основе вопроса идет значительно быстрее, чем на основе сопоставления личной и неопределенной форм глагола. Позднее, когда учащиеся научатся безошибочно различать формы глагола, они осознают те значения, которые стоят за вопросом.

Чтение стихотворения Э. Успенского (упр. 637).

III. Чтение правила на с. 238.

Возвращаемся к записанным примерам и надписываем над глаголами, в какой форме они стоят (3-е лицо или неопределенная форма).

3-е л. н. ф.

Например: загора ся, клуби ся.

 

IV. Учитель напоминает учащимся, что формы этих глаголов и существительных на -ца звучат одинаково (см. урок 18 раздела «Повторение в начале учебного года»), что часто является источником ошибок.

Запись в тетрадях: ца пишется только в именах существительных:

светлица, синица, лисица, столица, девица.

В какой из столбиков вы запишете?

существительное | глагол

 

Болит переносица, собрание переносится; чистая водица, не стоит с ним возиться; острая спица, ему не спится; белая курица, вулкан курится.

 

О б р а з е ц з а п и с и слов в правом столбике:

(ч т о д е л а ?) перенос ся.

Рекомендуется неоднократно проговорить способ действия при выборе -тся, -ться: 1. Установить, к какому слову относится глагол. 2. Поставить к глаголу вопрос, определить его форму, записать окончание.

Например: Тот труда не боится, кто умеет трудиться.

О б р а з е ц р а с с у ж д е н и я: «Определяем, с каким словом связан глагол не боится (тот). Ставим от него вопрос: тот (ч т о д е л а ?) не бо ся; во втором предложении: умеет (ч т о д е л а ?) труди ся».

 

V. Объяснительный диктант.

 

1. Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится. (И. Суриков.) 2. Оглянуться не успела, как зима катит в глаза. (И. Крылов.) 3. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (И. Крылов.)

 

Домашнее задание: § 110, упр. 638.

 

Урок 162. Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах

Знать: условия выбора написания -тся и -ться в глаголах.

Уметь: владеть способом действия при выборе написания; употреблять в речи глаголы данных форм.

 

I. Самодиктант.

Запись глаголов, которые без не не употребляются. (Проверка производится с помощью графопроектора.)

II. Синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся должны составить и записать 2 предложения на тему «Родной край» по схемам:

В предложениях желательно использовать глаголы на -тся, -ться.

 

III. Учитель сообщает учащимся, что очень часто с глаголами в неопределенной форме употребляются слова надо, следует, можно, нельзя, пора и т. д., от которых и ставится вопрос к глаголу.

Учащиеся получают задание к глаголам варить, чистить, хранить, говорить, лечить, знакомить, беспокоить прибавить приставки или возвратные суффиксы. С образованными глаголами в неопределенной форме или в форме 3-го лица ед. числа составить 3— 4 предложения.

Например: Готовить.— К занятиям надо тщательно (ч т о д е л а ? готови ся. Ученик усердно (ч т о д е л а ? готов ся к экзамену.

 

IV. С приведенными глаголами составить и записать сочетания слов так, чтобы они писались с мягким знаком и без него.

 

Поразит..ся, насладит..ся, удивит..ся, строит..ся, искрит..ся, возвышает..ся, переливает..ся.

 

Какие из этих слов можно использовать при описании города? природы?

 

V. Объяснительный диктант.

 

РОДНОЕ ЗАПОЛЯРЬЕ

 

Природа наша скромна. Здесь тебе не попадутся деревья-великаны, не встретятся и заморские растения. Но каждый залюбуется стройными рябинками на городских улицах, прислушается к крику чаек, которые встречают корабли.

Заставят тебя улыбнуться и первые лучи долгожданного солнца. Радостно забьется сердце, когда прекрасное светило полностью выкатится из-за горизонта.

(Из газеты.)

 

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру о родном крае (или упр. 640) — по выбору учащихся.

Урок 163. Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах

(продолжение темы)

 

I. Синтаксический разбор предложения Прелесть Мещерского края раскрывается постепенно.

 

II. Замените форму 2-го лица ед. числа формами 3-го лица ед. числа и неопределенной формой. Графически обозначьте орфограмму -тся, -ться. С любым глаголом на -тся, составьте и запишите предложение.

2-е лицо 3-е лицо Неопределенная форма

успокоишься

стремишься

славишься

превратишься

 

III. Комментированный диктант.

 

1. Белый пар по лугам расстилается. 2. От зари алый свет разливается. 3. И стоит себе лес, улыбается. 4. Солнце за день нагуляется, за кудрявый лес спускает 5. Лес стоит под шапкой темною, в золотом огне купается.

(И. Никитин)

 

— Укажите слова, употребленные в переносном значении. Подберите синонимы к прилагательному алый, антонимы к глаголу спускается.

— Найдите глагол, соответствующий данной схеме:

 

IV. Диктант «Проверь себя».

 

Грозовые тучи задернули синеву неба, и цветы одуванчика начинают складывать лепестки. Закрываются водяные лилии. Вечереет, приближается ночь. У некоторых растений готовятся ко сну и листья. А утром они обязательно проснутся, раскроются навстречу лучам солнца. Все растения чутко отзываются на смену дня и ночи.

(В. Борисов)

 

Домашнее задание: упр. 641.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...