Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Благодарности. Важнейшие источники. Видео, которое стоит посмотреть. Литература




Благодарности

 

Для меня как мнемониста и исследователя мозга написание благодарностей таит в себе нешуточный вызов. Я не имею права никого забыть, ни одного человека! Впрочем, это невозможно, потому что их было великое множество – людей, вдохновлявших меня, помогавших мне поверить в свои силы, людей, без которых эта книга никогда не была бы написана. Например, это весь коллектив издательства Ariston, как и издательской группы Random House, которые поддержали меня как автора, поверили в концепцию книги – занимательно рассказать о том, как работает наша память. То же самое могу сказать и о Сельме Коопман, художнике, создавшем истинные и запоминающиеся образы на основании моих устных описаний. Особая благодарность редактору Хеннингу Тису, который терпеливо и настойчиво наставлял меня на путь истинный. Эрик Хафнер без устали помогал мне сохранять занимательность изложения как на сцене, так и на страницах книги. Я благодарю Мариетту, Габи, Мартина, Донга и Иоганнеса за замечания по наброскам и черновикам, а также за их вопросы, которые очертили рамки изложения. Большое спасибо Даниэлю Мурсе за его звонки и нескончаемое терпение и за все его содержательные ответы. Генрих Кюрцедер и его великолепная команда надежно прикрывали мои тылы, читая за меня лекции и проводя семинары в мое отсутствие, и всегда замещали меня в общении со слушателями курсов. Я в неоплатном долгу перед моей замечательной подругой Мариеттой, моей семьей, всеми друзьями и коллегами по научному цеху, мнемоническому спорту, телевидению и публичным выступлениям. Я благодарен им всем за те великолепные воспоминания, которые они оставили в моей памяти, спасибо им за то, что они есть. И последнее, заключительное спасибо я хочу сказать вам, мои читательницы и читатели, за то, что вы купили эту книгу, прочли и посоветовали прочесть другим и тем самым помогли мне быть услышанным.

 

Важнейшие источники

 

Видео, которое стоит посмотреть

 

Все ссылки доступны на www. boriskonrad. de/animk

TED Talk: Elizabeth Loftus, «The fiction of memory».

TED Talk: Ken Robinson, «Do Schools Kill Creativity? ».

TEDx Talk: Kasper Bormans, «Alzheimer and memory palaces», at TEDx Leuven.

TEDx Talk: Boris Nikolai Konrad, «The mind and methods of a Memory Champion», at TEDx Strijp.

NatureVideo: «Inside Deep Mind, Google’s Artificial Intelligence Team».

Smart Every Day, Destin Sandlin: The Backwards Brain Bicycle.

 

Литература

 

Специальная  

Beck H. (2013). Biologie des Geistesblitzes – Speed up your mind! Berlin: Springer.

Ericsson A. (2016). Peak: Secrets from the New Science of Expertise. N. Y.: Houghton Mifflin Harcourt.

Foer J. (2012). Moonwalking with Einstein: The Art and Science of Remembering Everything. N. Y.: Penguin Press.

Kahneman D. (2014). Schnelles Denken, langsames Denken. Ü bers. Th. Schmidt. Mü nchen: Siedler Verlag.

Konrad B. N. (2013). Superhirn – Gedä chtnistraining mit einem Weltmeister. Wien: Goldegg Verlag.

Korte M. (2012). Jung im Kopf. Erstaunliche Einsichten der Gehirnforschung in das Ä lterwerden. Mü nchen: DVA.

Lefrancois G. R. & amp; Leppmann P. K. (2006). Psychologie des Lernens (4. Auflage). Berlin: Springer.

Medina J. (2014). Brain Rules for Baby, Updated and Expanded: How to Raise a Smart and Happy Child from Zero to Five. Seattle: Pear Press.

Siegel D. J. (1999). The Developing Mind (Vol. 296). N. Y.: Guilford Press.

Small G. & amp; Vorgan G. (2009). iBrain: Surviving the Technological Alteration of the Modern Mind. N. Y.: Harper.

Spitzer M. (2007). Lernen: Gehirnforschung und die Schule des Lebens. Mü nchen: Spektrum Akademischer Verlag.

Spitzer M. (2012). Digitale Demenz: Wie wir uns und unsere Kinder um den Verstand bringen. Mü nchen: Droemer.

Waitzkin J. (2008). The Art of Learning: An Inner Journey to Optimal Performance. N. Y.: Free Press.

Worthen J. B. & amp; Hunt R. R. (2011). Mnemonology: Mnemonics for the 21st Century. Abingdon, Oxon: Psychology Press.

 

Научная  

1. Что такое память?  

Baddeley A. (1992). Working memory. Science 255 (5044), 556–559.

Conway M. A. & amp; Pleydell-Pearce C. W. (2000). The construction of autobiographical memories in the self-memory system. Psychological Review 107 (2), 261.

Ingalhalikar M., Smith A., Parker D., Satterthwaite T. D., Elliott M. A., Ruparel K. & amp; Verma R. (2014). Sex differences in the structural connectome of the human brain. Proceedings of the National Academy of Sciences 111 (2), 823–828.

Miller G. A. (1956). The magical number seven, plus or minus two: Some limits on our capacity for processing information. Psychological Review 63 (2), 81.

Parker E. S., Cahill L. & amp; McGaugh J. L. (2006). A case of unusual autobiographical remembering. Neurocase 12 (1), 35–49.

Tulving E. (1972). Episodic and semantic memory 1. In: Tulving E. & amp; Donaldson W. (Ed. ).

Organization of Memory. London: Academic, 38 02.

 

2. Есть ли в мозге «жесткий диск»?  

Blakemore S. J. & amp; Choudhury S. (2006). Development of the adolescent brain: Implications for executive function and social cognition. Journal of Child Psychology and Psychiatry 47 (3–4), 296–312.

Greicius M. D., Supekar K., Menon V. & amp; Dougherty R. F. (2009). Resting-state functional connectivity reflects structural connectivity in the default mode network. Cerebral Cortex 19 (1), 72–78.

Hackman D. A. & amp; Farah M. J. (2009). Socioeconomic status and the developing brain. Trends in Cognitive Sciences 13 (2), 65–73.

Harrison T. M., Weintraub S., Mesulam M. M. & amp; Rogalski E. (2012). Superior memory and higher cortical volumes in unusually successful cognitive aging. Journal of the International Neuropsychological Society 18 (06), 1081–1085.

Hartshorne J. K. & amp; Germine L. T. (2015). When does cognitive functioning peak? The asynchronous rise and fall of different cognitive abilities across the life span. Psychological Science 0956797614567339.

Hodson J. D. & amp; Strandfeldt F. M. (1988). U. S. Patent № D297, 234. Washington, DC: U. S. Patent and Trademark Office.

Konrad B. N. (2014). Characteristics and neuronal correlates of superior memory performance. Diss., Ludwig-Maximilians-Universitä t Mü nchen.

Kramer A. F., Erickson K. I. & amp; Colcombe S. J. (2006). Exercise, cognition, and the aging brain. Journal of Applied Physiology 101 (4), 1237–1242.

Lafuente M. J., Grifol R., Segarra J., Soriano J., Gorba M. A. & amp; Montesinos A. (1997). Effects of the Firstart method of prenatal stimulation on psychomotor development: The first six months. Pre- and Peri-Natal Psychology Journal 11 (3), 151.

Lashley K. S. (1950). In search of the engram. Society of Experimental Biology Symposium IV, 454–482.

Markram H., Muller E., Ramaswamy S., Reimann M. W., Abdellah M., Sanchez C. A. … & amp; Kahou G. A. A.  (2015). Reconstruction and simulation of neocortical microcircuitry. Cell 163 (2), 456–492.

Montague P. R., Hyman S. E. & amp; Cohen J. D. (2004). Computational roles for dopamine in behavioural control. Nature 431 (7010), 760–767.

Nunes A. & amp; Kramer A. F. (2009). Experience-based mitigation of age-related performance declines: Evidence from air traffic control. Journal of Experimental Psychology: Applied 15 (1), 12.

O’Connor C., Rees G. & amp; Joffe H. (2012). Neuroscience in the public sphere. Neuron 74 (2), 220–226.

Paus T., Zijdenbos A., Worsley K., Collins D. L., Blumenthal J., Giedd J. N. Evans A. C. (1999). Structural maturation of neural pathways in children and adolescents: In vivo study. Science 283 (5409), 1908–1911.

Penfield W. & amp; Jasper H. (1954). Epilepsy and the Functional Anatomy of the Human Brain. Oxford: Little, Brown & amp; Co.

Pujol J., Vendrell P., Junqué C., Martí – Vilalta J. L. & amp; Capdevila A. (1993). When does human brain development end? Evidence of corpus callosum growth up to adulthood. Annals of Neurology 34 (1), 71–75.

Quiroga R. Q., Reddy L., Kreiman G., Koch C. & amp; Fried I. (2005). Invariant visual representation by single neurons in the human brain. Nature 435 (7045), 1102–1107.

Rakic P. (2006). No more cortical neurons for you. Science 313 (5789), 928 f.

Raichle M. E., MacLeod A. M., Snyder A. Z., Powers W. J., Gusnard D. A. & amp; Shulman G. L. (2001). A default mode of brain function. Proceedings of the National Academy of Sciences 98 (2), 676–682.

Ramon M., Miellet S., Dzieciol A. M., Konrad B. N., Dresler M. & amp; Caldara R. (2016). Super-memorizers are not super-recognizers. PLOS One, 11 (3).

Sherwood C. C., Gordon A. D., Allen J. S., Phillips K. A., Erwin J. M., Hof P. R. & amp; Hopkins W. D. (2011). Aging of the cerebral cortex differs between humans and chimpanzees. Proceedings of the National Academy of Sciences 108 (32), 13029–13034.

Silver D., Huang A., Maddison C. J., Guez A., Sifre L., Van Den Driessche G. … & amp; Dieleman S. (2016). Mastering the game of Go with deep neural networks and tree search. Nature 529 (7587), 484–489.

Snowdon D. A., Greiner L. H., Mortimer J. A., Riley K. P., Greiner P. A. & amp; Markesbery W. R. (1997). Brain infarction and the clinical expression of Alzheimer disease: The Nun Study. Jama 277 (10), 813–817.

Stern Y. (2002). What is cognitive reserve? Theory and research application of the reserve concept. Journal of the International Neuropsychological Society 8 (03), 448–460.

Van Essen D. C., Smith S. M., Barch D. M., Behrens T. E., Yacoub E., Ugurbil K. & amp; WU-Minn HCP Consortium (2013). The WU-Minn human connectome project: An overview. Neuroimage 80, 62–79.

Whalley L. J. & amp; Deary I. J. (2001). Longitudinal cohort study of childhood IQ and survival up to age 76. British Medical Journal 322 (7290), 819.

Williams J. W., Plassman B. L., Burke J., Holsinger T. & amp; Benjamin S. (2010). Preventing Alzheimer’s disease and cognitive decline. Evidence Report/Technology Assessment № 193. Rockville MD: Agency for Healthcare Research and Quality.

 

3. Обучение, запоминание и забывание  

Barz H. & amp; Liebenwein S. (2012). Bildungserfahrungen an Waldorfschulen: Empirische Studie zu Schulqualitä t und Lernerfahrungen. Wiesbaden: Springer.

Behne K. E. (1999). Zu einer Theorie der Wirkungslosigkeit von (Hintergrund-)Musik. Jahrbuch der Deutschen Gesellschaft fü r Musikpsychologie 14, 7–23.

Blank H., Fischer V. & amp; Erdfelder E. (2003). Hindsight bias in political elections. Memory 11 (4–5), 491–504.

Brown R. & amp; McNeill D. (1966). The «tip of the tongue» phenomenon. Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior 5 (4), 325–337.

Deci E. L., Koestner R. & amp; Ryan R. M. (1999). A meta-analytic review of experiments examining the effects of extrinsic rewards on intrinsic motivation. Psychological Bulletin 125 (6), 627.

Ebbinghaus H. (1885) Ü ber das Gedä chtnis. Untersuchungen zur experimentellen Psychologie. Leipzig: Duncker & amp; Humblot.

Ericsson K. A. & amp; Charness N. (1994). Expert performance: Its structure and acquisition. American Psychologist 49 (8), 725.

Ericsson K. A. & amp; Kintsch W. (1995). Long-term working memory. Psychological Review 102 (2), 211.

Ghosh V. E. & amp; Gilboa A. (2014). What is a memory schema? A historical perspective on current neuroscience literature. Neuropsychologia 53, 104–114.

Godden D. R. & amp; Baddeley A. D. (1975). Context-dependent memory in two natural environments: On land and under water. British Journal of Psychology 66 (3), 325–331.

Greicius M. D., Supekar K., Menon V. & amp; Dougherty R. F. (2009). Resting-state functional connectivity reflects structural connectivity in the default mode network. Cerebral Cortex 19 (1), 72–78.

Henckens M. J., Hermans E. J., Pu Z., Joë ls M. & amp; Ferná ndez G. (2009). Stressed memories: How acute stress affects memory formation in humans. Journal of Neuroscience 29 (32), 10111–10119.

Jung R. E. & amp; Haier R. J. (2007). The Parieto-Frontal Integration Theory (P-FIT) of intelligence: Converging neuroimaging evidence. Behavioral and Brain Sciences 30 (02), 135–154.

Kraepelin E. (1886). Ü ber Erinnerungsfä lschungen. European Archives of Psychiatry and Clinical Neuroscience 17 (3), 830–843.

Kuhl P. K. (2000). A new view of language acquisition. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America 97 (22), 11850–11857.

Loftus E. F. (1997). Creating false memories. Scientific American 277 (3), 70–75.

Maguire E. A., Gadian D. G., Johnsrude I. S., Good C. D., Ashburner J., Frackowiak R. S. & amp; Frith C. D. (2000). Navigation-related structural change in the hippocampi of taxi drivers. Proceedings of the National Academy of Sciences 97 (8), 4398–4403.

Maguire E. A., Valentine E. R., Wilding J. M. & amp; Kapur N. (2003). Routes to remembering: The brains behind superior memory. Nature Neuroscience 6 (1), 90–95.

Nisbett R. E. (2013). Schooling makes you smarter: What teachers need to know about IQ. American Educator 37 (1), 10.

Pietschnig J., Voracek M. & amp; Formann A. K. (2010). Mozart effect – Shmozart effect: A meta-analysis. Intelligence 38 (3), 314–323.

Ramirez S., Liu X., Lin P. A., Suh J., Pignatelli M., Redondo R. L. & amp; Tonegawa S. (2013). Creating a false memory in the hippocampus. Science 341 (6144), 387–391.

Rauscher F. H., Shaw G. L. & amp; Ky K. N. (1993). Music and spatial task performance. Nature 365 (6447), 611.

Richardson K. & amp; Norgate S. H. (2015). Does IQ really predict job performance? Applied Developmental Science 19 (3), 153–169.

Roediger H. L. & amp; Karpicke J. D. (2006). Test-enhanced learning taking memory tests improves long-term retention. Psychological Science 17 (3), 249–255.

Roese N. J. & amp; Vohs K. D. (2012). Hindsight bias. Perspectives on Psychological Science 7 (5), 411–426.

Roozendaal B., McEwen B. S. & amp; Chattarji S. (2009). Stress, memory and the amygdala. Nature Reviews Neuroscience 10 (6), 423–433.

Squire L. R. (1989). On the course of forgetting in very long-term memory. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition 15 (2), 241.

Van Kesteren M. T., Ruiter D. J., Ferná ndez G. & amp; Henson R. N. (2012). How schema and novelty augment memory formation. Trends in Neurosciences 35 (4), 211–219.

Williams A. M. (2000). Perceptual skill in soccer: Implications for talent identification and development. Journal of Sports Sciences 18 (9), 737–750.

 

4. Тренировка памяти  

Aljomaa S. S., Qudah M. F. A., Albursan I. S., Bakhiet S. F. & amp; Abduljabbar A. S. (2016). Smartphone addiction among university students in the light of some variables. Computers in Human Behavior 61, 155–164.

Appel M. & amp; Schreiner C. (2014). Digitale Demenz? Mythen und wissenschaftliche Befundlage zur Auswirkung von Internetnutzung. Psychologische Rundschau 65, 1–10.

Carney R. N. & amp; Levin J. R. (2008). Conquering mnemonophobia, with help from three practical measures of memory and application. Teaching of Psychology 35 (3), 176–183.

 

Crossman E. R. F. W.  (1959). A theory of the acquisition of speed-skill. Ergonomics 2 (2), 153–166.

Dalgleish T., Navrady L., Bird E., Hill E., Dunn B. D. & amp; Golden A. M. (2013). Method-of-loci as a mnemonic device to facilitate access to self-affirming personal memories for individuals with depression. Clinical Psychological Science 2167702612468111.

Ericsson K. A. & amp; Chase W. G. (1982). Exceptional memory: Extraordinary feats of memory can be matched or surpassed by people with average memories that have been improved by training. American Scientist 70 (6), 607–615.

Hawi N. S. & amp; Samaha M. (2016). To excel or not to excel: Strong evidence on the adverse effect of smartphone addiction on academic performance. Computers & amp; Education 98, 81–89.

Jaeggi S. M., Buschkuehl M., Jonides J. & amp; Perrig W. J. (2008). Improving fluid intelligence with training on working memory. Proceedings of the National Academy of Sciences 105 (19), 6829–6833.

Jobe J. B., Smith D. M., Ball K., Tennstedt S. L., Marsiske M., Willis S. L. … & amp; Kleinman K. (2001). ACTIVE: A cognitive intervention trial to promote independence in older adults. Controlled Clinical Trials 22 (4), 453–479.

Kaspersky Lab (2015). The Rise and Impact of Digital Amnesia. (Доступно в интернете в формате pdf. )

Kraut R., Patterson M., Lundmark V., Kiesler S., Mukophadhyay T. & amp; Scherlis W. (1998). Internet paradox: A social technology that reduces social involvement and psychological well-being? American Psychologist 53 (9), 1017.

Sparrow B., Liu J. & amp; Wegner D. M. (2011). Google effects on memory: Cognitive consequences of having information at our fingertips. Science 333 (6043), 776 ff.

Zeman A., Dewar M. & amp; Della Sala S. (2015). Lives without imagery: Congenital aphantasia. Cortex 73 (3), 378 ff.

 

 


[1] На рус. яз. выходила под названием: Антимозг: цифровые технологии и мозг. М.: АСТ, 2014.

 

[2] От англ. stack – укладывать в стопку.

 

[3] «Я же это видел! » (англ. )

 

[4] Наблюдения за аистами стали основным содержанием особого сайта www. storchenproblem. de, а в документальном фильме «Боулинг для Колумбины» обыгрывается тот факт, что злоумышленники перед совершением злодейства в школе Колумбайн все вместе ходили играть в боулинг, однако, в отличие от авторов фильма, которые подобрали для иллюстрации довольно зловещую музыку, средства массовой информации не стали педалировать упоминание о боулинге.

 

[5] Таков результат одного добросовестного исследования, проведенного в 2011 году в США Четом Шервудом и его коллегами. В других исследованиях были получены несколько отличающиеся процентные значения, но тенденция прослеживается очень отчетливо.

 

[6] В группе девочек лиц, доживших до 77 лет, было в два раза больше в четверти испытуемых с лучшими показателями IQ, чем в четверти с самыми низкими показателями. У мальчиков эта разница несколько меньше, но в этом, вероятно, сыграла свою роль Вторая мировая война.

 

[7] У лиц, родившихся в 1921 году, уровень IQ не оказывал влияния на решение начать курить, так как в то время не были известны связанные с курением опасности для здоровья. Тем не менее уровень IQ оказывал значительное влияние на решение отказаться от курения.

 

[8] http: //www. usatoday. com/story/sports/nba/playoffs/2013/06/17/lebron-james-memory-finals-miami-heat-vs-san-antonio-spure/2428635/

 

[9] Barkley R. A. (2002). International consensus statement on ADHD. http: //www. russellbarkley. org/factsheets/Consensus2002. pdf

 

[10] Баумгартнер Феликс – австрийский парашютист, который 14 октября 2012 г. совершил прыжок из стратосферы с высоты 39 км. – Здесь и далее, если не указано иное, примеч. перев.

 

[11] «Это у меня на кончике языка».

 

[12] Пользуйся, иначе потеряешь (англ. ).

 

[13] VVIQ: Visual vividness imagery questionnaire.

 

[14] Здесь и далее некоторые примеры адаптированы для русского читателя. – Примеч. ред.

 

[15] Von Weizsä cker: Weizen – пшеница, Sä cker – мешки (нем. ).

 

[16] Рекомендую в связи с этим посмотреть его выступления на конференциях TED («Технологии, развлечения, дизайн»).

 

[17] Примеры таких таблиц на немецком и многих других языках можно найти в интернете, например на моем сайте www. boriskonrad. de. Оттуда можно бесплатно загрузить такие таблицы.

 

[18] В июне 2016 года учреждением Международной ассоциации памяти (International Association of Memory, IAM) было основано также и современное, демократическое всемирное объединение спортсменов-мнемонистов, которое обещает успешное будущее этому виду спорта.

 

[19] Использован русский стишок Г. Александрова. У автора, естественно, немецкий вариант, который переводчик счел нужным опустить.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...