Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЛЕПКА «Угадай, кто к нам пришел»

Задачи. Познакомить детей с новым материалом: мягкая глина, цветной пластилин. Учить приемам лепки шариков разной величины способом раскатывания комочка круговыми движениями. Развивать сюжетно-игровой замысел.

Материалы. Глина или цветной пластилин (его надо предвари­тельно размять), клеенки для работы, салфетки для рук. Игрушка- неваляшка, палочки (стеки).

Предварительная работа. Игры с башенками, пирамидками, ма­трешками.

Содержание занятия. На столе у воспитателя стоит накрытая салфеткой кукла-неваляшка. Дети сидят полукругом. Воспитатель спрашивает, с какими игрушками они любят играть. После ответов говорит:

— У нас в детском саду много игрушек. Есть еще одна игрушка, какая? Угадайте, как её зовут (читает стихотворение Т. Казаковой):

 

Я игрушка не простая, Могу быть как заводная,

Наклонюсь и покружусь, Всем ребяткам улыбнусь.

На мне яркая рубашка, Я игрушка.... (неваляшка).

После ответов детей воспитатель поднимает салфетку, нева­ляшка наклоняется, кружится: «Я пришла к вам в детский сад, посмотрите мой наряд». Неваляшка здоровается с детьми, про­сит каждого назвать свое имя. Затем, увидев на столе коробочку с цветным пластилином, спрашивает детей: «А что в этой коро­бочке?»

Если дети затрудняются с ответом, воспитатель объясняет, что это пластилин, из него можно слепить много игрушек. Неваляш­ка просит ребят слепить её подружек-неваляшек в красивых ру­башках.

Воспитатель предлагает детям выполнить её просьбу, слепить из шариков много неваляшек. Показывает, как надо оторвать большой комок, раскатать его в ладонях круговыми движениями.

Затем взять комочек поменьше, тоже скатать как шарик, а потом соединить их вместе. Получилась кукла неваляшка.

Руки можно слепить из маленьких шариков. Палочкой (стекой) показывает, как можно изобразить глаза, рот (неваляшка веселая, улыбается, смеется).

Воспитатель предлагает каждому ребенку слепить свою нева­ляшку, а чтобы у нее была яркая рубашка, надо большой шарик скатать из красного, зеленого, синего брусочка пластилина. В про­цессе лепки воспитатель напоминает о размере комочков для ту­ловища, головы, рук, о последовательности соединения комочков. Каждый ребенок у неваляшки стекой изображает глаза, улыбаю­щийся рот.

Когда дети слепят фигурки, их можно расположить на картоне. Дети приносят неваляшек, расставляют их друг за другом или ста­вят в круг, «ведут хоровод». В центр композиции воспитатель ставит игрушку — неваляшку. Дети по своему желанию могут затем изме­нить расположение фигурок.

Они рассматривают фигурки, находят своих неваляшек. Воспита­тель спрашивает, какого цвета их «рубашки», какое у них настроение («смеются, улыбаются» и т. д.).

В вечернее время продолжается игра с фигурками, дети приду­мывают новые игровые ситуации, дополняют их другими игруш­ками.

Детям, пришедшем в детский сад впервые, дается возможность сделать шарики любого размера. Воспитатель помогает им в этом, а затем сам из этих шариков делает неваляшку.

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Фольклор и художественная литература необходимы малень­кому ребенку для эмоциональной поддержки в период адапта­ции к детскому саду. Малышу необходимо убедиться, что его здесь ждут, ему рады, ему будет хорошо. Педагогу на этой неделе актуально будет иметь в своем арсенале небольшие рифмовки и стихи, в которых звучат детские имена. С помощью такого «лич­ного» обращения воспитателю легче будет наладить контакты с детьми, а самим детям — запомнить имена друг друга. Помогут в этом стихи Е. Ровинской «Петушок», А. Барто «Целый день поёт щегол...», С. Михалкова «Песенка друзей» (можно исполь­зовать фрагменты для заучивания), стихи Г. Лагздынь с именами детей.

 

* * *

Словно белая корона, бант высокий из капрона.

Босоножки — в две застёжки, сарафанчик — раздуванчик!

Это — Юленька идёт! Маму за руку ведёт!

* * *

Идёт Маша с ветерком! Рубашонка — пузырьком!

На платочке — ярлычок! А на ножке — башмачок!..

* * *

Я у Вани попрошу: — Дай, кусочек откушу!

Ванечка! Ванечка! Дай кусочек пряничка!..

* * *

Село солнце на бугор. Смотрит солнышко во двор:

Во дворе Егорушка, словно ясно солнышко...

* * *

Как у нашего Алёшки очень чистые сапожки!

Потому что на сапожки надевает он калошки!

* * *

Делись, Алёнка, игрушками, будешь богата подружками!

* * *

Одевайся, кукла Маша! Погуляет с тобой Даша...

(Г. Лагздынь. Моя книга. — Тверь, 2005.)

 

Про Катюшу (Саша Черный. Хрестоматия для дошкольников. 2-4 года. - М.: ACT, 1997. С.222.)

... Катя-Катенька-Катюша уложила спать игрушки:

Куклу безволосую, собачку безносую,

И коровку безрогую — всех в комок.

В старый мамин чулок с дыркой,

Чтоб можно было дышать. «Извольте спать!..


 

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ИГРЫ

В первые недели учебного года основной задачей воспитателя является обеспечение эмоционального комфорта детей. Часть детей вернулись в группу после летнего отдыха, некоторые только при­шли из дома, но и для тех, и для других переход к ежедневному по­сещению детского сада дается нелегко. Одним необходимо помочь адаптироваться, пережить расставание с мамой, с домом, познако­мить с новыми детьми, воспитателями, показать игрушки. Другим достаточно напомнить знакомые, но уже немного позабытые, игры и игрушки и показать новые. В течение первой недели необходимо регулярно проводить игры, направленные на знакомство детей друг с другом, стремиться, чтобы они запомнили имена сверстников, раз­личали их в разной одежде. Для этого целесообразно проводить игры «Здравствуйте, дети», «Приходим в гости к кукле Маше», «Познако­мимся с игрушками», и т.п. В них детей, приходящих в группу, встре­чает какая-нибудь привлекательная игрушка-кукла, медвежонок, Петрушка и т.д., — радуется их приходу, спрашивает, как кого зовут, показывает детям (особенно новичкам), где что расположено в игро­вом помещении.

Дети могут прийти «в гости» в игровой уголок (небольшими под­группами), «познакомиться» с игрушками (называя свои имена), по­казать свою игрушку, если принесли ее из дома.

На улице можно поиграть в «Паровозик» (дети превращаются в «вагончики», у каждого свое имя), «объехать» понарошку детский сад, посмотреть, что и где находится на его территории, ознакомить­ся с участком.

И в группе, и на участке дети должны быть обеспечены игровым материалом. Предметно-игровая среда должна отвечать психолого- педагогическим критериям и учитывать зону ближайшего развития ребенка. Игрушки должны соответствовать возрасту, интересам, фи­зическим и психологическим возможностям малышей. Важно пред­усмотреть наличие достаточного количества однородных игрушек: дети этого возраста склонны подражать друг другу, и игрушка в руках соседа часто вызывает повышенный интерес. Особенно это отно­сится к тем игрушкам, которые использовались на занятии, а потом включались педагогом и детьми в тематическую игру.

Многие дети, особенно впервые пришедшие в детский сад, еще не готовы к совместным играм, боятся и сторонятся сверстников, пред­почитают лишь наблюдать за их игрой со стороны. Целесообразно предоставить им возможность играть в одиночку, обеспечить при­влекательными игрушками, разрешить взять из дома свою куклу или мишку.

 

СЕНТЯБРЬ. 2 НЕДЕЛЯ. Планирование работы

Направленность педагогической работы. Эта неделя важна для до­стижения доброжелательных и доверительных отношений детей к взрослым и друг другу.

Дети будут знакомиться с групповыми помещениями: раздеваль­ной комнатой, групповой комнатой, спальней, туалетом, локальны­ми игровыми пространствами для различных видов деятельности (конструирование, театр кукол, ряжение, книжный уголок). Они пойдут в гости к цветам, которые растут на клумбе, познакомятся с некоторыми деревьями; на занятиях по речи будут активизировать­ся слова, обозначающие детали разных машин, дети будут упраж­няться в речевом дыхании, в правильном произношении простых согласных.

На физкультурных занятиях будут совершенствовать навыки пол­зания на четвереньках и учиться ходить в колонне; дети также будут знакомиться с геометрическими фигурами; строить участок детского сада из деталей геометрической формы; в процессе рисования будут экспериментировать с красками.

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы

1 день

Утро Встреча детей. Эмоциональное общение. Индивидуальная работа с детьми. Игры по интересам с участием взрослого.
Занятия 1. Развитие речи. «Поезд». 2. Физкультура. № 3—4.
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры «Паровозик» («Поезд»), Игры с игрушками на участке детского сада.
После полдника Хороводная игра: «Клумба в детском саду» (дети — цветы).
Прогулка Наблюдения по ситуации. Подвижная игра по выбору и желанию детей. Игры с игрушками на участке детского сада.
Вечер Свободная игра с участием взрослого. Индивидуальная работа с детьми.

2 день

Утро Встреча детей. Эмоциональное общение. Индивидуальная работа с детьми. Игры по интересам с участием взрослого.
Занятия 1. Развитие математических представлений. «Форма предметов». 2. Музыка. № 3. Слушание музыки: В. Косенко, «Дождик», р.н.п. «Дождик». Игра на детских музыкальных инструментах: педагог играет на металлофоне мелодию песенки «До­ждик», а затем предлагает каждому из детей сыграть на металлофоне «про дождик». Музыкальное движение: пляска под пение взрослого (рус. нар. мелодия, по выбору муз. руководителя).
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры «Перебежки» (вариант подвижной игры «Бегите ко мне»). Игры с игрушками на участке детского сада.
После полдника Наблюдения в уголке природы. «Умное деревце».
Прогулка Наблюдения по ситуации. Подвижная игра по выбору и желанию детей. Игры с игрушками на участке детского сада.
Вечер Свободная игра с участием взрослого. Индивидуальная работа с детьми.

3 день

Утро Встреча детей. Эмоциональное общение. Индивидуальная работа с детьми. Игры по интересам с участием взрослого.
Занятия 1. Ознакомление с окружающим миром. «Моя группа». 2. Рисование. «С кем ты будешь рисовать красками?»

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы

3 день

Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Пузырь». Игры с игрушками на участке детского сада.
После полдника Чтение стихотворений А. Барто «Игрушки». Игровой показ с помощью игрушек (миш­ка, мячик, зайка и др.)
Прогулка Наблюдения по ситуации. Подвижная игра по выбору и желанию детей. Игры с игрушками на участке детского сада.
Вечер Свободная игра с участием взрослого. Индивидуальная работа с детьми.

4 день

Утро Встреча детей. Эмоциональное общение. Индивидуальная работа с детьми. Игры по интересам с участием взрослого.
Занятия 1. Конструирование. «Башенка для Петушка». 2. Физкультура. № 3-4.
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры «Догони меня», «Иголка с ниточкой». Игры с игрушками на участке детского сада.
После полдника Хороводная игра «Зайка, зайка, попляши!» на слова Г.Лагздынь.
Прогулка Наблюдения по ситуации. Подвижная игра по выбору и желанию детей. Игры с игрушками на участке детского сада.
Вечер Свободная игра с участием взрослого. Индивидуальная работа с детьми.

5 день

Утро Встреча детей. Эмоциональное общение. Индивидуальная работа с детьми. Игры по интересам с участием взрослого.
Занятия 1. Музыка. № 4. Повторяет содержание предыдущего занятия. 2. Лепка. «Неваляшка и ее друзья».
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры «Листья и ветер», «Паровозик». Игры с игрушками на участке детского сада.
После полдника Знакомство с новой куклой Катей. Презен­тация игрушки. Чтение стихотворения Г.Лагздынь «Кукла Катя пляшет».
Прогулка Наблюдения по ситуации. Подвижная игра по выбору и желанию детей. Игры с игрушками на участке детского сада.
Вечер   Свободная игра с участием взрослого. Индивидуальная работа с детьми.

 

Наблюдения в природе. (Материал по дням распределяет сам вос­питатель.) На одной из прогулок воспитатель ведет детей к самой большой клумбе или альпийской горке и рассказывает:

-Ребята, мы с вами познакомились с цветами, которые растут на нашем участке. Сегодня мы пойдем в гости к другим цветам. Они растут на большой клумбе. (Дети идут к клумбе.) Клумба — это та­кой замечательный дом для самых разных цветов. Их сажают люди, чтобы в нашем детском саду было красиво. Давайте рассмотрим, ка­кие здесь растения. Кто найдет такие же цветы, как у нас на участке? А есть здесь любимые цветы нашего медвежонка? А ваши любимые цветы? Машенька, какой твой любимый цветок? А твой, Петя? Мне, например, больше всего нравится красный георгин.

Воспитатель может назвать некоторые наиболее известные расте­ния (анютины глазки, бархатцы) и обсудить, почему их так назвали. Например, дети могут погладить бархатцы, а затем лоскут бархатной ткани. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на клумбе ра­стут растения разного цвета. (Дети называют цвета, которые знают.) Воспитатель показывает малышам по очереди карандаши разного цвета. Задача детей — найти на клумбе цветы такого же цвета. В за­ключение воспитатель еще раз показывает карандаши и спрашивает, какие из них нужны, чтобы нарисовать эту клумбу.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что к цветкам приле­тают пчелы, бабочки. Они пьют сладкий сок, который есть в цветках. (В течение недели воспитатель периодически обращает внимание де­тей на насекомых, которые прилетают к растениям.)

Дети трогают землю, чтобы сказать, какая она — твердая или мяг­кая, мокрая или сухая. Если земля сухая, воспитатель предлагает ма­лышам полить ее.

Воспитатель предлагает поиграть. Дети становятся в круг, бе­рутся за руки и расходятся, образуя клумбу. Воспитатель коммен­тирует:

-Вот какая у нас клумба получилась! Большая, круглая. А какие цветы на ней растут? Ты, Людочка, какой цветочек — красный или белый? А ты, Никитка? Давайте покажем, как наши цветочки росли (читает стихотворение Н. А. Рыжовой).

Наш цветочек аленький,

Был когда-то маленьким. (Дети приседают)

К солнцу потянулся, (Дети потихоньку встают, тянут руки к солнышку)

Под дождем согнулся. (Дети наклоняют головы, опускают руки.)

Стал расти, расти, расти (Снова поднимают головы и руки)

И под солнышком цвести. (Отводят руки в стороны)

Вырос он на радость людям. (Прыгают, улыбаются)

Все его мы очень любим! (Обнимают друг друга.)

На одной из прогулок воспитатель прячет под кустом изображе­ние дерева и сажает игрушечного медведя под деревом, которое рас- тех вблизи участка группы. Воспитатель напоминает детям, что од­нажды медвежонок прятался под кустом:

- Может, он и сегодня там сидит? Где у нас растет куст? (дети ищут куст) — говорит воспитатель. — Смотрите, медвежонка здесь нет, но он оставил нам письмо. Кто знает, что на нем нарисовано? Это дере­во. Значит, наш медвежонок ждет нас под деревом. Давайте найдем его. Где у нас дерево? (Дети подходят к дереву и находят медвежонка, здороваются с ним.)

Затем воспитатель от имени медвежонка рассказывает, что ему нравится сидеть под деревом, ведь медведи живут в лесу. А лес — это такое место, где много деревьев. Медвежонок предлагает де­тям познакомиться с деревом: обнять его, определить, толстое оно или тонкое, погладить кору — она шершавая или мягкая. Дети по очереди подходят к дереву и здороваются с ним (гладят), называ­ют свое имя: «Здравствуй, береза, меня зовут Ира! Я хочу с тобой дружить» и т.д.

Воспитатель вместе с детьми придумывает ему имя (например, бе­реза Белянка, елка Колючка).

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть дере­во: какие у него сейчас листья? Желтые, зеленые, красные? Каких листьев больше всего? Есть ли на земле листья этого дерева? Отку­да они взялись? Остались ли еще листья на ветках? А какого цвета были листья летом? (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель отвечает сам.) Почему же листья изменились? Потому что наступает осень. Осенью листья на многих деревьях, кустах опадают. Пока еще листьев опало немного, потому что осень только началась, на улице тепло. Но вот цвет многих листьев уже изменился. (Если дети на­блюдают за сосной или за елью, воспитатель обращает их внимание на то, что на березе, рябине листья желтеют, краснеют, опадают, а хвоинки остаются зелеными.)

Наблюдения в уголке природы, зимнем саду, в экологической комнате. Воспитатель продолжает знакомить детей с обитателями уголка при­роды.

Воспитатель изготавливает модель дерева, за которым дети бу­дут наблюдать в течение всего года. Варианты модели: апплика­ция из клейкой ленты на стене, объемная модель из сухих веток, рисунок дерева на ткани и детали на липучках. Главное, чтобы на модели можно было отражать результаты наблюдений: менять ли­стья или снимать их, добавлять фигурки птиц, снег, капельки до­ждя, солнышко, дождевого червяка и т.п. После первого знакомства с деревом на участке воспитатель показывает детям модель дерева и объясняет им, для чего она нужна: «Если на нашем дереве будут зеленые листочки, значит, и на это деревце мы повесим зеленые ли­сточки — вот так (показывает.) Если наше дерево будет согревать солнышко, мы прикрепим над деревом солнышко, если пойдет до­ждик, прикрепим капельку дождя».

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. «Поезд»

Задачи. Побуждать детей высказываться на темы из личного опы­та. Активизировать слова, обозначающие детали предметов (кабина, дверь, окна, колеса, крыша, труба). Соотносить глаголы с вырази­тельными движениями (поплясать, попрыгать, похлопать, потопать и др.). Развивать речевое внимание и речевое дыхание. Закреплять правильное произношение гласного звука [у].

Материалы. Паровоз (заводная игрушка); большая и маленькая матрешки.

Содержание занятия. Воспитатель вносит в группу заводную игрушку и демонстрирует детям, как паровоз идет, подает сигналы. Дети окружают игрушку, рассматривают ее, активно высказываются.

Воспитатель садится с детьми на ковер и говорит:

-Вот какой паровоз: у него есть... (кабина, колеса), на крыше... (труба). В кабине сидит... (машинист) и смотрит... (в окно). А как машинист попал в кабину? (Через дверь.), — жестами и интонаци­ей незавершенности педагог побуждает детей включиться в разговор и дополнять его предложения своими ответами. — Паровоз тянет... (вагоны). У вагонов тоже есть... (колеса, двери, окна, крыша). В ваго­нах сидят... (пассажиры). Они смотрят... (в окна). Что видят пасса­жиры?... (Дорогу, деревья, корову, лошадку и т.д.).

Воспитатель продолжает рассказ:

-Представьте, что вы видите много деревьев, кустов. Это... (лес). За лесом — луг. На лугу — стадо... (коров). По дороге идет лошадка. Ребята, а вы ездили на поезде? Далеко?... (свободные высказывания детей). Сейчас мы поиграем в поезд, поедем к матрешкам, они хотят с вами поиграть.

Воспитатель расставляет матрешек в разных местах группы и го­ворит:

-Поезд отправляется, колеса стучат: «Чух-чух-чух». Паровоз гу­дит: «У-у-у». Подъезжаем к станции, поезд замедляет ход: «Чух-чух- чух». Остановились. (Дети произносят звукоподражания и имитируют движение поезда.) Какая красивая матрешка. Поздороваемся с ней: «Здравствуй, матрешка! Проходи, пожалуйста, присаживайся у окна».

Поезд едет дальше. На следующей остановке детей ждет еще одна матрешка. Игра повторяется.

-Наш поезд привез пассажиров за город, — продолжает воспи­татель, — будем отдыхать и веселиться. Покажите матрешкам, как вы умеете плясать. (Воспитатель напевает плясовую мелодию.) А теперь попрыгаем, ручками похлопаем, ножками потопаем. А сейчас пой­дем собирать цветы и ягоды. Наклоняемся, срываем ягодку и кладем в ротик. Срываем цветок и плетем венок. (Дети сопровождают сло­ва педагога выразительными движениями.) Дети, вам понравилась наша прогулка? Что мы делали? Мы веселились? (Веселились). Пля­сали? (Плясали). Прыгали? Ручками хлопали? Ножками топали? Со­бирали цветы и ягоды? (Интонацией побуждает детей включиться в разговор).

-Устали? Утомились?» — спрашивает воспитатель. — Ляжем от­дохнуть. (Дети переходят на ковер.) Матрешкам споем колыбельную: «Ааа-ааа». И сами закроем глазки и поспим. Отдохнули? Едем домой: «Чух-чух, у-у-у, у-у-у». Приехали.

 

ФИЗКУЛЬТУРА №3-4

Задачи. С помощью игрушек, игровых приемов стимулировать активные двигательные действия детей; приучать ходить свободно в колонне по одному, совершенствовать навык ползания на четверень­ках по прямой 2—3 м; доставлять детям радость от совместных форм двигательной деятельности.

Место проведения. Физкультурный зал.

Материалы. Куклы, погремушки по количеству детей, обручи, гимнастическая скамейка (или стульчики).

Содержание занятия. В физкультурном зале детей встречают уже знакомые по первому занятию куклы (кукла Катя и кукла Маша), они здороваются с каждым ребенком по имени и продолжают знакомить­ся с теми ребятами, которые пришли в зал впервые. Куклы расска­зывают, что они ждали ребят, сегодня принесли им для игр веселые погремушки. Дети врассыпную идут по залу, останавливаются у гим­настической скамейки (стульчиков), на которой лежат погремушки. Дети берут погремушки в каждую руку, рассматривают, воспитатель предлагает потрясти погремушки и послушать, как они звучат (разда­ется мелодичный звон). Детям нравится звонить погремушкой. Вос­питатель спрашивает детей, как звенят погремушки, и сам отвечает: «Дзынь-дзынь-дзынь!», дети повторяют.

Воспитатель предлагает нескольким детям стать друг за другом, сам становится впереди них и говорит:

-А теперь, ребята, пойдем друг за другом так, чтобы никому не мешать.

Дети строятся друг за другом произвольно, идут свободно по все­му залу, стараясь не наталкиваться друг на друга; по неожиданному сигналу воспитателя они останавливаются и дружно произносят «Дзынь-дзынь-дзынь!». Задание повторяется 2—3 раза.

Далее проводится игровое упражнение «Веселые погремушки»: вместе с воспитателем дети выполняют следующие движения:

1) поднять погремушки вверх, тихо-тихо позвенеть ими над головой;

2) присесть и громко постучать погремушками о пол;

3) встать, наклониться, постучать погремушками о колени.

Затем организуется подвижная игра «Доползи до погремушки».

Дети сидят на гимнастических скамейках, поставленных вдоль одной стороны комнаты. Перед ними, на расстоянии 2—3 м, на полу разложены обручи и в них — погремушки.

Воспитатель вызывает 3—4 малышей и предлагает им проползти на четвереньках до погремушки, взять ее, встать, поднять ее повыше и погреметь погремушкой над головой, положить погремушку в об­руч и вернуться на место. Затем воспитатель вызывает других детей до тех пор, пока все дети не выполнят задание.

Воспитатель все время разговаривает с детьми, подбадривает их, подсказывает, что и как надо делать, помогает новеньким детям. За­дание погреметь погремушкой вызывает у детей стремление дополз­ти до цели как можно быстрее. Но в этом случае снижается качество движений: ребенок спешит, нарушается координация движений; поэтому воспитателю не следует специально направлять внимание детей на быстроту передвижения.

В этом упражнении при повторном проведении может участвовать и большее число детей (от 4 до 6). Тогда для каждого из них следует приготовить соответствующее количество погремушек.

Игровое задание выполняется 2—3 раза.

Затем дети возвращают погремушки куклам, благодарят их. За­нятие окончено, куклы «дарят» детям несколько погремушек, чтобы они играли ими в группе.

В случае отказа детей (которые только начали посещать детский сад) участвовать в игре, их можно просто посадить на стульчики, дав по погремушке.

 

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ «Форма предметов»

Задачи. Создавать условия для развития представлений детей о пред­метах по их геометрической форме. Развивать воображение детей.

Материалы. Геометрические фигуры (круг диаметром 5 см, квадрат со стороной 5 см, треугольник со стороной 5 см, овал). Одна сторона фигуры — белая, другая — с рисунком, соответствующим предмету этой формы. Детали строительного материала (кубики и треугольные призмы, большие и маленькие).

Содержание занятия. Дети сидят на коврике вокруг маленького кукольного столика. У воспитателя в руках большой, красивый кон­верт, из которого случайно выпадают две фигуры — круг и овал, и воспитатель заводит с детьми разговор:

-Ой, что это такое? Посмотрите, дети! На что это похоже? — и обводит пальцем по краю фигуры круга, -вот как я пальчиком веду, веду, веду....

Если дети не догадываются сразу, то воспитатель переворачивает фигуру другой стороной и спрашивает:

-Что это? — Мячик! — отвечают дети, — Давайте покажем, какой он!

 Воспитатель побуждает детей руками показать округлую фор­му, нарисовать ее в воздухе и подбадривает детей: — Вот какой мяч нарисовал Коля — круглый, и у Маши — круглый мяч.

Далее воспитатель вытаскивает овальную фигуру.

-А что же это такое? На что это похоже?- и показывает другую сторону фигуры, где нарисован огурец.

-Это огурчик! — говорят дети.

Воспитательница подтверждает ответы:

-Да, это похоже на огурчик. Давайте проведем вместе по его краю, посмотрим, какой он, — воспитатель повторяет контур овала рукой в воздухе вместе с детьми, подбадривая и комментируя их движения.

Далее, опуская руку в конверт, воспитатель привлекает внимание детей:

-Давайте посмотрим, что же еще здесь лежит? Ой, не знаю, что это! - она показывает квадрат, резко очерчивая пальцем контур фи­гуры. — Веду, веду, веду — уголок, веду, веду, веду — уголок.

 Дети могут легко узнать эту фигуру. Воспитатель слушает выска­зывания детей: «Это кубик! Домик!»

Воспитатель переворачивает фигуру, на обратной стороне которой нарисован куб:

— Да, это кубик. А что надо на него поставить сверху, чтобы по­лучился домик?

— Крышу! — отвечают дети.

— Оказывается и крыша здесь есть! — говорит воспитатель, пока­зывает треугольник и предлагает построить домик.

Воспитатель строит из плоскостных фигур дом и помещает его на фланелеграф или наборное полотно.

— А теперь посмотрите, что у нас здесь приготовлено, — ведет детей на ковер, где уже разложены кубики большие и маленькие. — Что мы сделаем из них? — спрашивает воспитатель и выслушивает ответы детей.

Дети строят простые по конструкции домики: берут кубики и ста­вят на них призмы соответствующих размеров.

— Давайте полюбуемся, какие красивые домики у нас получились! И большие, и маленькие. Порадуемся вместе — говорит воспитатель.

 

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ «Моя группа»

Задачи. Напомнить детям расположение помещений (прихожая, раздевалка, групповая комната, спальня, туалет), их назначение, фиксируя предметы индивидуального пользования каждого ребенка: «твой шкафчик», «твоя кроватка», «твое полотенце», «твоя расческа», «твой стаканчик для полоскания» и пр.

Расширить ориентировку в окружающем пространстве, показать функциональное назначение локальных игровых мест для различных видов деятельности (конструирование, театр кукол, ряжение, книж­ный уголок). Способствовать проявлению активности в игре.

Материалы. Знакомые игрушки, расположенные в разных игро­вых уголках. Новые игрушки и пособия для различных видов дея­тельности.

Содержание занятия. Воспитатель предлагает малышам пройти в прихожую:

-Посмотрим, какие красивые картинки у вас на шкафчиках. Что на них нарисовано?

Далее педагог просит каждого малыша назвать свою картинку, на своем шкафчике, а вновь пришедших детей — показать. Дети прохо­дят в спальню, где на спинках кроваток имеются такие же маркиро­вочные пластиковые картинки. Педагог подчеркивает, что у каждого малыша своя кроватка:

-У Алеши на картинке машинка, у Лены — кукла, у Васи — миш­ка. — Дети запоминают свои картинки, находят и запоминают свои полотенца в умывальной комнате, а также все другие личные вещи.

Основная часть занятия — это экскурсия по групповой комна­те. Прежде всего, малыши подходят к кукольному уголку. Здесь де­тей встречают их любимые куклы. Малыши называют их по имени и деталям одежды: «Кукла Тамара с голубым бантом»; «Кукла Зоя в сиреневом комбинезончике»; «Кукла Соня в кружевном фартуч­ке» и пр.

Педагог разыгрывает перед детьми сценку встречи. Куклы любят ребят и все время рады встрече в своем кукольном уголке. Здесь же их ждут Мишка и зайчик Степа, свинка Маруся. Вдруг неожиданно появляется Петрушка, который просит малышей посмотреть все дру­гие игровые уголки: «Здесь ребята будут строить из кубиков, а вот — гараж, где стоят разные машины». Петрушка «садится» в машину и делает вояж по группе, распевая веселую песенку.

Дили-дили-дили-дон!

Я веселая игрушка, А зовут меня Петрушка!

Я с бубенчиком в руке, В сине-красном колпаке!

Дили-дили-дили-дон! (JI.H. Павлова)

Воспитатель показывает уголок ряжения, где дети примеряют у зер­кала шапочки, фартучки и др. аксессуары. Аналогично обыгрываются и все другие игровые пространства (зоны). Особое внимание уделяется привлечению к этой деятельности вновь пришедших детей.

В заключение педагог показывает малышам новые игрушки. Да­лее занятие разворачивается по ситуации, логично переходя в само­стоятельную игру малышей. Педагог старается вызвать интерес детей друг к другу, группе, детскому саду.

 

РИСОВАНИЕ «С кем ты будешь рисовать красками?»

Задачи. Познакомить детей с новым материалом (гуашевыми крас­ками), приемами рисования кистью на бумаге. Развивать сюжетно- игровой замысел.

Материалы. Тонированные в пастельные цвета листы бумаги аль­бомного формата, мягкие кисти № 8-12, банки с водой, салфетки для осушения кистей после промывания. Мольберт, колпачки с фигурка­ми персонажей, которые были на занятии по рисованию, подставка для кистей.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, рисунков цветными карандашами (результаты первого занятия), игры с игруш­ками.

Содержание занятия. Дети сидят полукругом. Около стола воспи­тателя стоит мольберт с листом бумаги, рядом краски, коробочка с фигурками известных детям персонажей, подставка для кистей.

Воспитатель говорит:

-Сегодня мы будем учиться рисовать красками, они такие краси­вые, яркие. А кто знает, чем надо рисовать? (Дети отвечают). Вот эти­ми кисточками будем рисовать, они мягкие, как у зайчика хвостик (проводит ворсом кисточки по ладошке каждого ребенка). Рисовать будем разными красками (показывает, как надо окунуть кисточку в баночку, отжать о край и затем на мольберте рисует 3—4 мазка крас­ной краской). Вот мазок, еще мазок, распускается цветок. (Затем промывает кисточку в банке с водой, осушает и берет желтую краску, рисует мазки). Желтые листочки по ветру летят...

-К нам на занятие снова пришли цыпленок, зайчик, попугай, синичка, медвежонок, котенок, — воспитатель надевает на палочки кисточек все фигурки. — Вместе с ними вы будете рисовать краска­ми, — продолжает он.

Каждому ребенку предлагается выбрать фигурку, надеть ее на кончик палочки и рисовать красками на бумаге. Процесс рисования приобретает характер экспериментирования с цветом краски. Ребе­нок может использовать разные цвета, удивляясь появлению ярких мазков, пятен, линий, форм (перед детьми гуашевые краски шести цветов).

Воспитатель обращает внимание ребенка на выбранную им фигур­ку, поощряет развитие сюжетно-игрового замысла: например, «зайчик прыгает в лесу» (мазки мелкие), «мишка косолапый идет топ- топ-топ...» (мазки крупные), «желтый цыпленок» (кружочки), нашел черного жучка» и т. д.

У ребенка возникают новые ассоциативные образы. Воспитатель вместе с ним удивляется их появлению, помогает найти сходство с различными предметами, персонажами. В процессе рисования дети по своему желанию могут менять колпачки с фигурками, которые для них становятся «живыми», эмоционально реагируют на появление новых изображений.

После занятия воспитатель располагает на столе рисунки так, что­бы все дети увидели их на некотором расстоянии. Предлагает каж­дому ребёнку найти свой рисунок и по желанию рассказать, что он нарисовал.

В вечернее время дети могут самостоятельно играть с фигурками, рисовать, придумывать новые «сюжеты». Новеньким детям воспитатель индивидуально и практически по­могает набирать краску, делать мазки, промывать кисточку и т. п.

 

КОНСТРУИРОВАНИЕ «Башенка для Петушка»

Задачи. Приобщать детей к конструированию через разыгрывание простых сюжетов. Учить: видеть различия между такими деталями как кубики и кирпичики (по форме, устойчивости и цвету); разли­чать их на ощупь; находить одинаковые по форме и цвету кубики. Активизировать слова «петушок», «кукарекает», звукоподражание: «Ку-ка-ре-ку».

Материалы. Набор строительного материала, матрешка, игрушка- петушок.

Содержание занятия. Воспитатель сдвигает два стола и на их се­редине располагает детали одного набора строительного материала, включающего кубики и кирпичики. Далее обращается к детям (4—6 чел.): «Помните как в прошлый раз мы с вами строили дорожку и скамеечку для Катеньки, которая живет на даче вот в этом домике. На даче у Катюши живет красивый Петушок (показывает игрушку- петушка):

Петушок, петушок, Золотой гребешок,

Масляна головушка, Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь, Голосисто поешь,

Ване спать не даешь.[2]

Вместо имени Ваня педагог, повторяя далее потешку, может встав­лять имена других детей или слово «деткам».

— Катенька просит нас с вами построить башенку для Петушка. Давайте возьмем синие кубики (показывает синий кубик) и будем ставить их аккуратно друг на друга. Вот какая высокая синяя башен­ка получилась!

Взлетел на нее Петушок и закричал: «Ку-ка-ре-ку». Катенька стала ласково звать Петушка: «Петушок, Петушок, золотой гребе­шок», а Петушок откликается... Как он откликается, как кукарека­ет? (Дети отвечают вместе с воспитателем: «Ку-ка-ре-ку!») Спустился Петушок и стал клевать зернышки за загородкой.

Воспитатель делает из 4-х кирпичиков квадратную загородку. За­тем говорит от имени Петушка:

-Какую хорошую синюю башенку вы мне построили, а теперь я хочу, чтобы вы построили красную башенку, как у меня гребешок.

 Воспитатель предлагает детям взять по одному красному куби­ку и вместе с ними строит красную башню, ставя кубики друг на друга. Петушок «взлетает» на нее и вместе с детьми кричит: «Ку- ка-ре-ку!».

Затем воспитатель предлагает детям угадать на ощупь, что лежит в чудесном мешочке (заранее положив в мешок 2—3 кубика и 2—3 кир­пичика разных цветов). Взяв ту или другую деталь в руку, дети назы­вают ее и затем показывают всем. Если ребенок затрудняется назвать, воспитатель помогает ем

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...