Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коррекция других половых отклонений.




Коррекция других половых отклонений.

Из других, наиболее встречающихся в детском и юношеском возрасте половых отклонений надо отметить: 1) преждевременное, не соответствующее возрасту развитие полового инстинкта; 2) чрезмерное его развитие; 3) эксгибиционизм (выставление напоказ половых органов); 4) садизм и мазохизм (активное и пассивное половое истязание), для примера можно сослаться на садизм и автосадизм Достоевского в детстве (СНОСКА: См.: Юрман Н. А. Болезнь Достоевского//Клинический архив гениальности и одаренности/Под ред. Г. В. Сегалина. — Л., 1928. — Вып. 1. —Т. IV. —С. 61—85, ) и мазохизм юного Жан-Жака Руссо, будущего известного педагога-теоретика, который испытывал поло-нос удовлетворение при телесном наказании его сестры учителем(СНОСКА: 6м. его «Исповедь», ); 5) длительный или постоянный флирт и, наконец, 6) слишком интенсивная половая жизнь юноши и девушки.

При медико-педагогической коррекции указанных сексуальных недостатков прежде всего необходимо, во-первых, оздоровить социальную среду, дурно влияющую и несомненно способствующую росту и укреплению их (сделать это не так просто и легко, однако в большей части возможно), и, во-вторых, всемерно—глубоко и длительно—культивировать различные нормальные интересы путем культуры отвлекать их от ненормальных половых проявлений. Наш опыт говорит о том, что эта задача также трудная, но осуществимая и дающая удивительно хорошие результаты. «Чем скорее, —указывает Н. А. Семашко, —заразить ребенка, не только юношу, общественным инстинктом, чем скорее зажечь в нем искры общественности, тем лучше для него в дальнейшем, тем больше у него будут покорены низменные инстинкты этими высокими стремлениями и задачами. Мы должны сказать нашим педагогам: чем глубже и чем более захватить ребенка общественной работой, тем лучше для него, тем больше у него будет благородных инстинктов, тем больше будут низменные инстинкты ущемляться, задерживаться, принижаться и не будут развиваться. Поэтому на вопрос, как нужно поставить правильное половое воспитание детей и юношей, мы должны ответить: прежде всего создайте им правильную среду и втяните в общественную жизнь, которая развернула бы у них больший общественный интерес, общественную энергию и разрядку дала бы в эту сторону»(СНОСКА: Семашко Н. А. Вопросы полового воспитания/УЯрославский Ем., Сольц А., Семашко Н. и др. Половой вопрос. —М., ! 925. — С. 22—23. ).

Со многими уродливыми наростами в жизни детей, в том числе и с половыми, можно успешно вести борьбу методом рациональной организации их коллектива и в нем насаждать высокоэтичную и вполне гигиеничную идею полового воздержания до брака. Воспитывая известные этические принципы, одновременно развивая самоконтроль, самообладание и волю, мы укрепляем в подростке или юноше его характер, вслед за чем возможно уже самовоспитание и самокоррекция, когда он в состоянии осознавать значение социального использования пробуждающегося сексуального инстинкта.

Ценную услугу оказывает в деле сексуальной коррекции строго выполняемый лечебно-педагогический режим, оздоровляющий нервную систему, игры и спорт, наподобие того, как это весьма целесообразно предлагается А. П. Пинкевичем по отношению к нормальным детям: «Чем больше ребенок будет занят игрой, трудом, общественной работой, умственными занятиями и т. п., тем легче создать для него здоровый половой режим. И обратно: ребенок, жизнь которого не организована, который не знает, что ему делать от «скуки», легко становится жертвой половых извращений»(СНОСКА: Пинкевич А. П. Педагогика. — 5-е изд. — М. 1929. —Т I — 83. ).

В особо запущенных случаях приходится пользоваться разнообразными психотерапевтическими мероприятиями, о чем говорится в главах, излагающих психотерапию.

В задачу полового воспитания входит ознакомление детей в доступной для них форме с сексуальной проблемой. Подобное половое просвещение может осуществляться, по Залкинду(СНОСКА: См.: ЗалкиндА. Б. Половое воспитание. —М., 1928. —143с, ), на протяжении всей учебной работы, по многим школьным предметам и особенно по обществоведению и обществознанию, а также в виде специальных коллективных и персональных бесед. Ясно, что половое просвещение уже по своему существу не может ограничиваться рамками детства, а должно распространяться на родителей и вообще на трудящуюся массу.

Глава 7. Коррективное воспитание в семье

Помощь родителям при воспитании ребенка в семье.

В несложных, не очень запущенных случаях возможна коррекция детей с недостатками характера на дому, т. е. не прибегая к изоляции из семьи. Здесь после тщательного всестороннего обследования (соматического, психологического, психопатологического и педагогического с выяснением социальных и биологических причин) ребенка мы разъясняем родителям, в чем заключается дефективность характера и трудности его воспитания, далее указываем на то, как следует урегулировать питание, сон, пользование естественными факторами — воздухом, солнцем, водой; как дозировать умственную работу (занятия и чтение), мускульный труд и свободное время (отдых); какое надо выполнить лечение нервной системы и всего организма. Наряду с этим необходимо очень детально и конкретно разъяснить правильное отношение к ребенку членов семьи, а также сделать соответствующие указания педагогам учреждения, где он воспитывается.

Все свои указания мы подробно излагаем в доступной форме. В подкрепление сделанных назначений и для большего их осознания мы обычно еще рекомендуем внимательно почитать соответствующие брошюры. Нужную услугу в этом отношении могла бы оказать следующая литература.

1) Кричевская Е. К. Детские капризы и их предупреждение/Под ред. А. С. Дурнова. —М., 1927. —32 с.

2) Полежаева Л. В. Радость или горе? —М., 1928. — 32 с.

3) Грибоедов А. С. На пути к преступлению. (Трудновоспитуемые. )—Л., 1928. —121 с.

4) Дьякова Н. Н. Нервновозбудимые дети и их воспитание/Под ред. А. С. Дурнова. —М., 1928. —62 с.

5) КащенкоВ. П., Мураше в Г. В. Исключительные дети. Дети нервные, трудные и слабоодаренные. Их изучение и воспитание/Предисл. Н. А. Семашко. —М., D29. —125C.

И действительно, опираясь на наш опыт, мы должны признать, что в тех нередко встречающихся случаях, когда окружающие ребенка хорошо вас понимают и могут разумно выполнить данные советы, при благоприятных материальных условиях и при средней интенсивности дефектов характера можно достичь хороших результатов.

Иногда ко всем этим мероприятиям приходится добавлять следующее: на помощь родителям, а также для проведения более выдержанной системы коррективного воспитания пригласить, но не в качестве пресловутого репетитора педагога-дефектолога. Этому последнему, получившему от нас специальные инструктивные указания, бывает значительно легче наладить в семье режим, не допускать грубых ошибок воспитания, создать нужную тактику отношения к ребенку, правильное психотерапевтическое влияние на него и т. д. Хорошо показать это на конкретном случае, а потому далее приводится характеристика Шуры как одного из весьма распространенных случаев нервности и исключительности характера и проводившаяся на дому, а также в детском саду врачебно-педагогическая коррекция (исправление).

Анализ поведения Шуры в семье и в детском саду. Шура К., сын рабочего, 5 л. 2 мес., был приведен на медико-педагогическую консультацию при II Московском государственном университете матерью и руководительницей того детского сада, где он воспитывался. Причем ими обеими сообщены следующие жалобы на дефекты поведения ребенка. У него внезапно появляются и быстро проходят вспышки гнева, во время которых он кусает детей и бросает в них чем попало. С большим упорством настаивает на своих желаниях, при этом неистово кричит, сильно плачет, дерется. В играx с детьми также кричит, делает много лишних движений, вешается на шею детям, роняет их, падает сам, правил игры вовсе не соблюдает. От выполнения даже самых маленьких обязанностей по группе уклоняется. Если и работает, то крайне невнимательно, небрежно, разбросанно. Чаще от работы убегает—«я в уборную». Этот прием употребляется всегда, когда ищет предлога избавиться от чего-либо. Появляется вновь тогда, когда работа сделана другими. Не умеет жить в коллективе, отказывается подчиняться общим правилам, не хочет умываться, садиться со всеми за стол, за столом толкает соседей, переливает суп в чужие миски, дерется. Друзей среди ребятишек не имеет. Предпочитает быть в компании себе подобных беспокойных товарищей. Почти не поддается дисциплине, не действуют на него ни ласки, ни угрозы, ни уговоры отдельных товарищей, ни общественное мнение детей.

Насколько Шура непомерно суетлив, возбужденно, болезненно активно ведет себя в группе среди детей, настолько он тих и спокоен в одиночестве. В этих условиях он может подолгу играть и работать, проявляя хорошую сосредоточенность, заканчивая начатое и достигая поставленной себе цели. Особенно охотно бывает занят строительным материалом, творчески воспроизводя из мебели, ящиков и кубиков паровозы, автомобили и автобусы. Другой совершенно-нормальный, явственно выраженный интерес — к животным и цветам, уходу за которыми он уделяет много внимания и любви.

Социально-экономические условия развития ребенка. Отец Шуры—литейщик; мать—рабочая на фабрике. При достаточной материальной обеспеченности семья малокультурна, Гигиенические условия быта и питания нормальные. Отрицательное влияние на ребенка окружающей обстановки.

Наследственность Шуры. Мать больна туберкулезом, кроме того, весьма нервная. В семье ее родителей отмечается много случаев алкоголизма. Отец здоровый; по характеру вспыльчивый, раздражительный. Две его сестры страдают туберкулезом, отец отца (дед) — алкоголик. Более полных сведений собрать не удалось.

Личное прошлое ребенка — история психофизического развития. Второй ребенок. Во время беременности были тяжелые психические переживания. Роды были нормальные, в срок, без удушения ребенка. Мать кормила ребенка полтора года. С 8 месяцев стала прикармливать. Первые шаги и первые слова появились у ребенка своевременно, так же, как и чистоплотность. Развитие зубов нормальное. Из перенесенных болезней особенно обессилили ребенка частые поносы. Два раза выходили глисты, судя по описанию матери — аскариды. Судорожных явлений не было. Год тому назад появилось заикание. Сон беспокойный. Аппетит капризный. Ребенок рос полубезнадзорно и при отрицательном влиянии, (индукции) со стороны неуравновешенной матери.

Психологическое обследование. Интеллектуальное развитие ребенка соответствует паспортному, реальному возрасту. Обследование двигательных реакций по методу Озерецкого также обнаружило нормальное их развитие. Педагогическое обследование указывает на достаточный запас представлений и навыков.

Антропометрическое и медицинское обследование: туберкулезная интоксикация; рост, вес, сложение, упитанность Шуры ниже того, что полагается в данном возрасте; очервление кишечника (глисты); понижение носоглоточного рефлекса; красный демографизм; бледность кожи и слизистых оболочек; заикание.

Оценка поведения ребенка. Физическая недостаточность и слабость на туберкулезной почве комбинируются у Шуры с нормальным умственным развитием, общей нервностью, болезненно повышенными чуткостью к детскому обществу и утомляемостью. Центрированные интересы к животным и цветам, а также к технической конструктивной работе.

Его заикание — в начальной степени.

Медико-педагогическая коррекция. Из необходимых мероприятий на первом месте надо поставить усиленное, богатое витаминами, разнообразное питание, очень при этом считаясь со вкусом ребенка; в частности, крайне желательно обильное потребление рыбьего жира, приучая организм к этому постепенно нарастающими дозами.

Второе мероприятие—усиленное питание воздухом до 4 часов в зимние и до 8 часов в теплые месяцы.

Третье — лежание, по возможности соединенное со сном, на воздухе l, 5—2 часа до обеда и столько же после обеда.

Крайне необходимо удаление из детской среды проводилось в качестве четвертого назначения — побольше быть одному,

По пятому рецепту назначенные ванны с переменной температурой делались 3 раза в неделю. Курс глистогонного лечения повторялся 2 раза.

Шестое назначение — спокойное, ровное, но требовательное (в смысле точного исполнения режима) отношение к ребенку со стороны родителей и педагогов детского сада; борьба с симптомами негативизма велась методом отвлечения, неоднократно внушалась матери мысль о необходимости тщательно следить и сдерживать проявления своей нервности.

Седьмое мероприятие — исправление заикания через 2 месяца, когда уже несколько успокоилась нервная система.

Восьмое — насыщение ребенка полным удовлетворением в его нормальных и сильно выраженных интересах.

Девятый совет состоял в том, что была рекомендована родителям 11 педагогам соответствующая литература.

И наконец, было предложено ежемесячно показывать ребенка,

Указанная методико-педагогическая коррекция проводилась более или менее удовлетворительно в течение 6 месяцев. В итоге всего этого мы. должны были констатировать значительное улучшение состояния нервной системы, позволившее приступить к исправлению заикания. Шура к этому времени уже 2—3 часа мог спокойно и продуктивно проводить в детском коллективе. Существенная же перемена состояла в том, что ребенок физически хорошо поправился, пополнел, во все эти месяцы имел регулярную и достаточную прибавку в весе; его угрюмый взгляд сменился па чисто детский.

Успех коррекции в такой непродолжительный срок надо объяснить себе тем, что данный случай по интенсивности нервности и недостатков характера надо отнести к средней степени и в высшей степени разумным и благожелательным отношением, которое было проявлено со стороны родителей и сотрудников детского сада.

К сожалению, случаи, когда возможно перевоспитывать на дому, нечасты. Обычно оба родителя или один из них бывают настолько раздражены, бесхарактерны, неуравновешенны, невыдержанны или столь пристрастны, что даже при полной их готовности, при искреннем желании они не могут создать спокойную и деловую атмосферу вокруг ребенка, соединенную с дружественной твердостью, очень нужной при воспитании; их влияние только отрицательно, оно постоянно, изо дня в день, ежечасно лишь заряжает и заражает ребенка своей нервностью, беспорядочностью, бессистемностью. К этому присоединяются чисто внешние обстоятельства (отсутствие родителей или их хроническая (болезнь, бедность и т. п. ), которые мешают, тормозят, а то и в корне подрывают всякое медико-педагогическое мероприятие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...