Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок проведения игры. Примерный перечень вопросов и вариантов ответов-выборов для учащихся (экологическое содержание)




Порядок проведения игры

 

1. Педагог (руководитель игры) объявляет игру и предлагает участвовать в ней (оптимальное количество участников – до 30 человек), развешивает в четырех углах аудитории по листу цветной бумаги.

2. Педагог знакомит участников с правилами игры:

- каждому предлагается ответить на вопросы, делая тот или иной выбор;

- сделав выбор, необходимо пройти в тот угол (тот цвет), который соответствует сделанному выбору;

- если из предлагаемых выборов-ответов ни один не устраивает, то следует пройти в центр аудитории;

- после того как все участники сделали выбор и разошлись по четырем углам аудитории или собрались в ее центре, они организуют между собой коммуникацию, каждый объясняет другим в своей группе (своем углу) сделанный выбор; обмен мнениями. аргументами по сделанному выбору проводится очень оперативно (по каждому выбору – 2-3 минуты);

- далее предлагается сделать следующий выбор, вновь организуется коммуникация.

3.   Педагог предлагает участникам игры систему вопросов и вариантов ответов-выборов. Оптимальное количество вопросов – 7-10.

4.      Педагог после каждого вопроса и названных четырех вариантов ответов стимулирует выбор участниками какого-либо варианта и организацию ими коммуникации. (Возможна ситуация, когда в одном или двух углах (или в центре аудитории) оказывается только по одному участнику, тогда педагог может выслушать их объяснение сделанного выбора или организовать коммуникацию участников из разных «углов»).

5.    После того как участникам предложены все вопросы и состоялась коммуникация по последнему вопросу, педагог организует рефлексию состоявшегося взаимодействия по следующему алгоритму:

- зафиксируйте свое эмоциональное состояние по ходу игры;

- выразите свое отношение к содержанию и процедуре игры;

- какие мысли пробудила игра;

- о чем эта игра, чему способствует.

Система вопросов игры, проводимой на уроке, может быть составлена в соответствии с содержанием отдельной темы урока, раздела курса, всего курса.

Игра может использоваться при проведении семинара, во внеклассной работе с детьми, ее содержание может быть тематическим (например, с экологическим содержанием).

 

Примерный перечень вопросов и вариантов ответов-выборов для учащихся (экологическое содержание)

1. Дерево, которому вы отдаете предпочтение: дуб, сосна, липа, береза?

2. Ваш любимый цветок: ромашка, роза, георгин, гладиолус?

3. Ваше любимое домашнее животное: лошадь, корова, собака, кошка?

4. Какой источник энергии является наиболее экологически безопасным: атомная, солнечная, водная (гидро), ветра.

5. Что является большим загрязнителем природы: транспорт, промышленность, сельское хозяйство, бытовая деятельность человека?

6. Каким может быть личное участие в деле оптимизации отношений человека и природы: посадка деревьев, забота о домашних животных, чтение книг по охране природы, ответственное поведение в лесу?

 

Примерный перечень вопросов и вариантов ответов—выборов для учителей – участников семинара

1. Ваш любимый цвет: красный, синий, зеленый, желтый?

2. Ваше любимое время года: весна, лето, осень, зима?

3. Какому празднику вы отдаете предпочтение: Новому году, 8 марта, Пасхе, дню своего рождения?

4. Какова цель педагогического процесса, который вы осуществляете: развитие личности, знаний, умений, навыков, подготовка учащихся для поступления в вуз, воспитание человека?

5. Какая педагогическая технология вам кажется наиболее продуктивной: игра-путешествие, проблемное обучение, метаплан, метод проектов?

6. Какому виду деятельности учащихся вы отдаете предпочтение: познавательной, трудовой, спортивной, художественной?

7. Какое из педагогических средств вы считаете наиболее важным: деятельность, содержание, технологии, искусство?

 

Игра «Давай, делай! »

Общая характеристика игры. Назначение игры состоит в осознании ее участниками условий своего развития, принципов взаимодействия между собой и педагогом, факторов создания педагогической среды.

Необходимое оборудование:

- несколько (в зависимости от количества творческих групп) листов белой бумаги формата А2;

- набор цветной бумаги;

- разноцветные маркеры (5-7 шт. );

- ножницы;

- скотч, клеящий карандаш.

 

Порядок проведения игры

1. Педагог (руководитель игры) приглашает принять участие в игре, сохраняя в тайне ее название (название раскрывается в самом конце игры, по окончании рефлексии ее результатов).

2. Участникам предлагается создать несколько творческих групп (не более четырех, численностью 5-7 человек).

3. В каждой группе педагог определяет руководителя – своего помощника, одной из групп может руководить сам педагог.

4. Педагог-руководитель игры один на один с каждым руководителем группы отдельно проводит инструктаж по организации взаимодействия руководителя и членов творческой группы в конкретной ситуации (инструктаж проводится в течение 2-3 минут).

Каждой из творческих групп предлагается реализовать одно из следующих заданий-ситуаций.

Первая ситуация – группе необходимо нарисовать лето, для чего она располагает листом белой бумаги и несколькими цветными маркерами; рисовать могут одновременно все участники; руководителю этой группы дана установка вести себя авторитарно по отношению к членам группы, иронизировать, потешаться над каждым предложением, идеей.

Вторая ситуация – группе необходимо нарисовать осень, для чего она располагает листом белой бумаги и несколькими цветными маркерами; все участники сидят на стульях вдоль стены и не имеют права (таковы условия игры) осуществлять другое пространственное размещение; им необходимо выбрать одного человека-художника, который, руководствуясь их советами, будет рисовать; руководителю этой группы дана установка вести себя ровно, тактично по отношению к участникам, но в то же время следить за строгим выполнением условий игры.

Третья ситуация – группе необходимо нарисовать весну, для чего ей дается лист белой бумаги, плохо пишущий черный маркер, порванный и смятый листок серой (можно и другой цвет) бумаги и т. п.; группа в отличие от других групп, работающих в аудитории, в разных углах, обязательно должна выйти за пределы аудитории, например в затемненный коридор; лист бумаги, на котором будет изображаться весна, помещается на полу, все участники размещаются вокруг; установка педагогу – создавать ситуацию успеха для каждого участника, сопереживать им, быть внимательным к их просьбам, но в то же время следить за строгим выполнением условий игры (нельзя размещать лист на столе, нельзя использовать другие материалы и т. д. ).

Четвертая ситуация – группа размещается удобно на стульях вокруг стола; на столе руководитель группы (его роль лучше выполнять педагогу-руководителю игры) не торопясь, раскладывает лист белой бумаги, набор цветной бумаги, несколько разноцветных маркеров, ножницы, скотч, клеящий карандаш и т. п.; после того как все разложено, руководитель обращается к группе с призывам: «Давайте, делайте! Времени очень мало». Фраза «Давайте, делайте! » должна повторяться руководителем каждые 15-20 секунд; вести себя он должен по отношению к группе жестко, строго, его задача – при помощи замечаний, указаний, запретов не дать возможности что-либо делать участникам группы; необходимо подчеркнуть, что какая-либо цель (в отличие от других групп – нарисовать осень, лето, весну) перед группой сознательно не ставится.

5. Каждая из творческих групп реализует порученную ей ситуацию. Время реализации ситуации – 5-7 минут, не более.

По истечении этого времени педагог руководитель игры дает команду всем группам закончить работу.

6. Организуются три круга рефлексии, в которой участвуют все игроки.

Первый круг – каждый из участников рассказывает (констатирует без какого-либо анализа) о том, что делала их группа; руководители групп говорят последними, рассказывая и об установке на свое поведение.

Второй круг – каждый из участников рассказывает о своем эмоциональном состоянии по ходу игры.

Третий круг – каждый из участников анализирует ход и содержание игры, высказывает предположения о целях игры.

7. По окончании третьего круга рефлексии педагог-руководитель игры знакомит участников с названием игры «Давай, делай! » (фраза руководителя группы из 4-й ситуации).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...