Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Титул П. О праве естественном, общанародном и цивильном.




Естественное право есть то, которое природа внушила всем жи­вым существам. Право это свойственно не только человеческому роду, но вообще всем существам, которые рождаются или в воздуш­ном пространстве, или на земле, или в море. Отсюда происходит союз мужчины с женщиной, который мы называем браком; отсюда рождение и воспитание детей; далее мы видим, что и прочие живые существа руководствуются знанием этого права.

1. Цивильное же право и общенародное разделяются так: все народы, которые управлются законами и обычаями, пользуются частью своим собственным правом, частью — правом, общим всем людям, именно: право, которое установил у себя каждый народ сам, есть его собственное право и называется цивильным, как право, свойственное обществу граждан; право же, которое между всеми людьми установил естественный разум, оберегается у всех народов во все времена и называется общенародным, как право, которым пользуются все народы. Таким образом, и римский народ пользует­ся, с одной стороны, своим собственным правом, с другой — правом, общим всем людям. В своем месте мы укажем, какого рода каждое право в отдельности.

2. Цивильное, однако, право получает название от каждого го­сударства; например, право Афинское; поэтому, если кто захочет назвать законы Солона или Дракона цивильным правом Афинского народа, то он не ошибется. Таким образом, право, которым пользу­ется римский народ, мы называем цивильным правом римлян, или право, которым пользуются квириты, называем квиритским, а назы­ваются римляне квиритами от Квирина. Всякий раз, когда говорим о праве, не прибавляя имени государства, которому оно принадлежит, мы разумеем наше право, подобно тому, как у греков, когда говорят о поэте, не называя его по имени, разумеется превосходный Гомер, а у нас Вергилий. Общенародное же право является общим всему человеческому роду. Под влиянием потребностей и нужд человеческих некоторые на­роды установили у себя известные порядки, так как начались войны, захват в плен и рабство, идущие в разрез с естественным правом, по которому с самого начала все люди рождались свободными; на основа­нии того же общенародного права введены были почти все договоры, как, например: купля-продажа, договор между отдающим в наймы и

нанимателем, договор товарищества, поклажи, займа и бесчисленное множество других договоров.

3. Состоит же наше право или из права писанного, или неписа­ного, как у греков: одни законы у них записаны, другие не записаны. Писанное право состоит из законов, решений плебса, решений сена­та, постановлений императоров, эдиктов должностных лиц и из ответов юристов.                

4. Закон есть то, что римский народ постановил по предложе­нию сенатского должностного лица, например, консула. Решение плебса есть то, что постановил плебс по предложению плебейского должностного лица, например, трибуна. «Плебс» отличается от «народа», как вид от рода, именно: словом «народ» обозначаются вообще все граждане, включая в это число и патрициев, и сенаторов, названием же плебса обозначаются все прочие граждане, за исключе­нием патрициев и сенаторов. Но и решения плебса, после издания закона Гортензия, были приравнены к законам.

5. Решение сената есть то, что приказал и постановил сенат; когда римский народ достиг таких размеров, что сделалось трудным сзывать его воедино для принятия закона, то справедливо решено было сове­щаться вместо народа с сенатом.

6. Но и то, что решил император, имеет силу закона, так как по за­кону, называемому «царским», который издан относительно власти императора, народ уступил ему и перенес на него всю свою власть и силу. Отсюда ясно, что все, что бы император ни постановил посред­ством послания при разборе дела или что бы не предписал он эдиктом, — все это считается законом. Вот это и есть то, что называется кон­ституциями. Впрочем, некоторые из них — постановления личные (привилегии), которые не подлежат распространительному толкованию, так как действительная воля императора совсем иная: если, например, император наградил кого-нибудь за заслуги, или назначил кому-либо наказание, или помог кому-нибудь, не в пример другим, то решения императора не распространяются далее этих лиц. Другие же поста­новления в качестве общих обязательны для всех.

7. Эдикты преторов имеют в сфере права также немалое значе­ние. Мы обыкновенно даже называем эти эдикты почетным правом, потому что значение этому праву дали мужи, занимающие почетные должности, т. е. магистраты. И курульские эдилы издавали по пово­ду некоторых вопросов эдикт, который составляет часть почетного права.

8. Ответы юристов — это мнения и суждения тех, которым было разрешено создавать право. В старину было постановлено, чтобы были лица, которые могли бы публично толковать право; император дал им право давать ответы на спорные юридические вопросы; лица эти назы­вались юрисконсультами. А мнения и суждения всех их имели такую силу, что судье возбранялось отступать от решения, которое раз ими было постановлено.                            

9. Из неписанного явилось то право, которое создали обстоя­тельства. Именно, продолжительные обычаи, одобренные соглаше­нием руководствовавшихся ими, приравниваются к законам (Ex non scripto ius venit, quod usus comprobavit. Nam diuturni mores consensu utentium comprobati legem imitantur).

10. И не зря разделено цивильное право, как мы видим, на два вида, так как начало его представляется вытекающим из институтов двух государств, а именно: Афинского и Лакедемонского; в этих государствах обыкновенно делалось так, что лакедемоняне переда­вали потомству преимущественно изустно то, что они соблюдали в качестве законов; афиняне же соблюдали то, что получили в законах писанных.

11. Но естественные права, которые оберегаются у всех народов во все времена и которые установлены как бы Божьим промыслом, оста­ются всегда постоянными и неизменными, а те права, которые каждое государство установило у себя, обыкновенно часто меняются, или вследствие безмолвного согласия народа, или вследствие нового закона, изданного впоследствии.

12. Все, однако, право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к судебным действиям. Сперва поговорим о лицах. Недостаточно ведь знать права, если игнорируются лица, ради которых они установлены.

 


[1] Фрагменты Ульпиана. Предисловие. Пункты 1-2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...