Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие № 4. Развитие личности дошкольника и младшего школьника.




Суть этого занятия заключается в том, чтобы на основе теоретических положений, рассмотренных ранее, проанализировать конкретно-практические ситуации, дав им интерпретационную характеристику и ответив на соответствующие вопросы.

Анализ ситуаций осуществляется с опорой на схему, которая приведена в Приложении 4. Методических рекомендаций.

Ситуации для работы:

Ситуация 1: Шестилетней Наташе, тетя задала такую задачу: «Летели четыре птички, сели на деревья. Сели по одной – птичка лишняя, сели по две – дерево лишнее. Сколько было деревьев?» Наташа несколько раз повторила задачу, но не смогла ее решить. Тогда тетя вырезала из бумаги три дерева и четыре птички. С помощью этих деревьев Наташа правильно и быстро решила задачу.

Задание: Ответьте на вопросы: 1. Почему для решения задачи Наташе понадобились вырезанные деревья? 2. Какие особенности мышления дошкольника проявились здесь? 3. Как следует учитывать эти особенности в процессе обучения?

Ситуация 2: Юра пытается починить тележку. Сначала он просто прикладывает колесо к краю тележки рядом с концом оси. После многих проб колесо случайно надевается на торчащий конец оси. Тележка может ехать. Юрик очень доволен. Воспитательница говорит: «Молодец, Юра, сам починил тележку. Как это ты сделал?» Юра: «Починил, вот видите!» (Показывает, как вертится колесо.) «Как ты это сделал, покажи!» (Воспитательница незаметным движением сбрасывает колесо со спицы.) Юра снова прикладывает его к тележке, но сейчас уже сразу надевает его на ось. «Вот и починил!» - радостно заявляет мальчик, но опять не может сказать, как он это сделал.

Задание: 1. Определите примерный возраст ребенка. 2. Какие особенности мыслительной деятельности проявились в данном эпизоде? Какой педагогический вывод отсюда следует сделать?

Ситуация 3: Е.О.Смирнова описывает, как реагируют дошкольники с разными формами общения на непривычные сведения, рассказанные экспериментатором. «Волк хороший, - говорит экспериментатор ребенку и показывает ребенку клыкастого зверя, - он не топчет траву, бегает по дорожкам, очень любит цветы. А заяц плохой: грызет на огороде капусту, морковку, он вредный».

Трехлетний ребенок с ситуативно-деловой формой общения тут же протестует: «А мне мама читала, что волк плохой, он бабушку съел!» И когда через неделю его спрашивают снова, он уверен заявляет: «Волк плохой, а заяц хороший».

Ребенок с внеситуативно-познавательной формой общения может хорошо запомнить слова взрослого и потом верно их повторить, если его заинтересует рассказ экспериментатора. В противном случае он засыплет его посторонними вопросами: «А где Вы взяли такие рисунки? А почему волк нахмурился? А где зайцы живут?» И тогда, конечно, ничего не запомнит и все перепутает.

А дети с внеситуативно-личностной формой общения активно стараются понять взрослого и найти объяснение его словам. «Вообще-то волки хищники, но этот, действительно, хороший, - сказал один мальчик. – Вон и хвостик у него какой….пушистенький». Естественно, что такие дети особенно долго и хорошо помнят то, что слышали от взрослого.

Задание: 1. Охарактеризуйте каждую форму общения ребенка со взрослым. 2. Объясните эти факты, используя характеристики форм общения ребенка со взрослым в первые семь лет жизни.

Ситуация 4:

На уроках русского языка в первых классах написаны на доске слова: вода, водить, водитель, водица, наводнение.

В одном классе дается задание: «Написанные на доске слова распадаются на две группы. Подумайте, как можно разбить эти слова на группы. Каждую группу выпишите в тетради в отдельные столбцы».

В другом классе задание сформулировано иначе: «Прочитайте внимательно все написанные на доске слова, разбейте их на две группы по смыслу, запишите в тетради каждую группу слов в отдельный столбик (один столбик в левой стороне тетради, другой – в правой)».

Задание: Ответьте на вопросы: 1. С какой целью даются такие задания? 2. Какие мыслительные операции предполагает выполнение этих заданий? 3. Какое задание более эффективно для решения развивающих задач?

Ситуация 5:

Учитель просит первоклассника решить задачу, в которой речь дет о том, что брат получил два яблока, а сестра три. Мальчик негодует: «Это нечестно. Надо поровну».

Задание: Проанализируйте психологическую ситуацию описанную ниже и ответьте на вопрос: Какими причинами объясняется то, что мальчик не принял задачу как учебную?

Ситуация 6:

Во время занятия по развитию речи с детьми 6 лет воспитателю необходимо познакомить их со свойствами разных сортов бумаги. Педагог предложил детям поэкспериментировать, предоставив для этого различные сорта бумаги, тазик с водой и др.

Задание: Какие факторы психологического развития детей были задействованы воспитателем? Какую цель преследовал воспитатель, ставя детей в положение экспериментаторов? Дайте психологический анализ.

Ситуация 7:

Сияющая Роза вихрем влетает в комнату: «Бабуся, бабуся, а мне поставили «тройку» и «четверку»! Смотри, бабушка, красным карандашом».

Бабушка интересуется: «Это за что тебе, внучка?» «Ни за что», - отвечает Роза после минутного замешательства. И восторгаясь щедростью учительницы, восклицает: «Сегодня она всем поставила в тетради много, много!».

Самый маленький ученик в классе, Славик, поддразнивает соседа Юру, показывая листочек с тройками и четверками: «У меня три отметки, а у тебя всего две!» И Юра, у которого в тетради стояли две пятерки почувствовал себя ущемленным, но, не желая уступить, отвечал: «А мне тоже поставят ещё и ещё».

Задание: Какая особенность первоклассника проявилась в этих примерах? Почему первоклассникам так хочется иметь побольше отметок? Какие положительные и отрицательные моменты есть в этой особенности и как надо учитывать это в процессе преподавания в младших классах?

Ситуация 8:

Угостили маленькую Вареньку шоколадкой. Девочка отломила крошечный кусочек и побежала к маме: «На». «Добрая девочка, - похвалила мама, - кушай сама, ты у нас самая маленькая».

Варенька подносит угощение бабушке. Та делает вид, что откусила, причмокивает, хвалит внучку: «Щедрая девочка. Как вкусно! Спасибо!» Варенька подносит угощение деду, но и тот отказывается: «Я и так знаю, что ты у нас не жадная, добрая». Дедушка гладит ее по голове.

Теперь Варенька бежит к сестренке-школьнице, подносит ей ко рту кусочек шоколадки. Он вмиг исчезает за ее щеками! Варенька расплакалась. И мама, и бабушка, и дедушка разом обрушиваются на старшую сестру-школьницу: «Как не стыдно, обидела маленькую! Большая, а не понимает!» Варенька, перестав плакать, вслушивается в реплики взрослых. Весь ее вид говорит о том, что концовка спектакля ее вполне удовлетворяет.

Вопросы:

1. Какие отрицательные черты характера формируются у Вареньки?

2. Как следует поступать взрослым, чтобы развить у Вареньки доброту?

3. Какое значение имеет оценка взрослыми поведения самого ребенка и действий окружающих для формирования привычек поведения и соответствующих им черт характера?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...