Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификации Курляндского.




/. Аномалии формы и расположения зубов.

1.1. Аномалии формы и размеров зубов: макродентия, микро-дентия, зубы шиловидные, кубовидные и др.

1.2. Аномалии положения отдель­ных зубов: поворот по оси, смещение в вестибулярном или оральном направлении, смещение в дистальном или мезиальном направлении, на­рушение высоты расположе­ния в зубном ряду коронки зуба.

Аномалии зубного ряда.

2.1.Нарушение формирования и прорезывания зубов: отсутст­вие зубов и их зачатков (адентия), образование сверх­комплектных зубов.

2.2.Ретенция зубов.

2.3. Нарушение расстояния меж­ду зубами (диастема, тремы).

2.4. Неравномерное развитие аль­веолярного отростка, недо­развитие или чрезмерный его рост.


рис I3-8- ^accM^- каиия Энгля.

2.5. Сужение или расширение зубного ряда.

2.6. Аномальное положение не­скольких зубов.

3. Аномалии соотношения зубных рядов. Аномалия развития одного или обоих зубных рядов создает определенный тип соотношения между зубными рядами верхней и нижней челюстей:

1) чрезмерное развитие обеих че­люстей;

2) чрезмерное развитие верхней челюсти;

3) чрезмерное развитие нижней челюсти;

4) недоразвитие обеих челюстей;

 

5) недоразвитие верхней челюсти;

6) недоразвитие нижней челюсти;

7) открытый прикус;

8) глубокое резцовое перекрытие.

По классификации Калвелиса раз­личают аномалии отдельных зубов, зубных рядов и прикуса. Среди ано­малий формы зубных рядов ав­тор выделяет суженный зубной Ряд, седловидно сдавленный, V-об-


разной формы, четырехугольной формы, асимметричный.

Аномалии прикуса рассматрива­ются относительно трех плоскостей:

1) в сагиттальной плоскости — прогнатия, прогения;

2) в трансверсальной плоскости:

а) общесуженные зубные ряды;

б) несоответствие ширины зубных
рядов — нарушение соотношения
зубных рядов на обеих сторонах и
нарушение соотношения на одной
стороне (косой или перекрестный
прикус); в) нарушение функции
дыхания;

3) в вертикальной плоскости:
а) глубокий прикус — перекрываю­
щий или комбинированный с про-
гнатией (крышеобразный); б) от­
крытый прикус — истинный (рахи­
тический) или травматический (от
сосания пальцев).

По классификации Х.А. Каламка-рова (1972) среди зубочелюстных аномалий различают аномалии раз­вития зубов, челюстных костей и сочетанные аномалии.


• Аномалии зубов могут формиро­
ваться на всех этапах их развития
от начала закладки зачатков зубов
до полного их прорезывания и
расположения в зубном ряду.

• К аномалиям развития зубов от­
носятся аномалии количества,
формы, величины, положения,
нарушение сроков прорезывания,
структуры зубов.

• К аномалиям количества зубов
относятся адентия и сверхкомп­
лектные зубы.

• Адентия (гиподонтия) возникает в результате отсутствия зачатка зуба. Возможна адентия несколь­ких зубов (частичная) или всех зу­бов (полная). Наиболее часто встречается частичная адентия боковых резцов верхней челюсти и вторых премоляров.

• Адентия приводит к задержке ро­ста и развития челюстных костей, деформации зубных рядов и нару­шению их смыкания. Наиболее выраженные аномалии формиру­ются при полной адентии.

• Сверхкомплектные зубы (гипер-одонтия) возникают при наличии лишних (сверхкомплектных) зуб­ных зачатков, нарушают процесс прорезывания комплектных зу­бов, что изменяет форму зубных рядов и вид их смыкания.

• Расположение зачатка сверхком­плектного зуба между корнями центральных резцов приводит к формированию диастемы (щели между центральными резцами). Коронки сверхкомплектных зу­бов могут иметь аномальные фор­му и размер.

• К аномалиям формы и величины зубов относится изменение фор­мы коронки. Это уродливые зубы, имеющие шиловидную, бочко-видную или клиновидную фор­му, а также зубы Гетчинсона, Фурнье, Турнера, встречающиеся при определенных заболевани­ях. Аномалии формы зубов изме­няют форму и целость зубных ря­дов.


 

• К аномальным по величине отно­сятся зубы, у которых мезиоди-стальные размеры больше (мак-родентия) или меньше (микро-дентия) нормальных.

• При макродентии (гигантские зубы) размер зубов может быть на 4—5 мм больше по сравнению с нормальной величиной. При этом нарушена форма коронки зуба и наблюдается сращение корней резцов. Наличие гигантских зубов приводит к нарушению космети­ки, целости, формы зубных рядов и их смыкания, нарушению фун­кции жевания и речи.

• Микродентия приводит к несоот­ветствию размера зубов и альвео­лярных отростков. Вследствие этого появляются тремы (щели между боковыми зубами), нару­шение соотношения зубных ря­дов и их смыкания.

Для более четкой и полной диа­гностики аномалий зубов, зубных рядов, челюстей и прикуса А.А. Ани-киенко и Л.И. Камышева (1969) раз­работали основные положения, ко­торые легли в основу классификации зубочелюстных аномалий кафедры ортодонтии и детского протезирова­ния МГМСУ.

Классификация аномалий зубов и челю­стей кафедры ортодонтии и детского протезирования МГМСУ (1990)

/. Аномалии зубов.

1.1. Аномалии формы зуба.

1.2. Аномалии структуры твердых тканей зуба.

1.3. Аномалии цвета зуба.

1.4. Аномалии размера зуба (высоты, ширины, толщины).

 

1.4.1. Макродентия.

1.4.2. Микродентия.

1.5. Аномалии количества зубов.

1.5.1. Гиперодонтия (при нали­чии сверхкомплектных зу­бов).

1.5.2. Гиподонтия (адентия зу­бов — полная или частич­ная).

1.6. Аномалии прорезывания зубов.
1.6.1. Раннее прорезывание.


1.6.2. Задержка прорезывания (ретенция). 1,7. Аномалии положения зубов (в одном, двух, трех направлениях).

1.7.1. Вестибулярное.

1.7.2. Оральное.

1.7.3. Мезиальное.

1.7.4. Дистальное.

1.7.5. Супраположение.

1.7.6. Инфраположение.

1.7.7. Поворот по оси (тортоано-малия).

1.7.8. Транспозиция.

2. Аномалии зубного ряда.

2.1. Нарушение формы.

2.2. Нарушение размера.

 

2.2.1. В трансверсальном направ­лении (сужение, расшире­ние).

2.2.2. В сагиттальном направле­нии (удлинение, укороче­ние).

 

2.3. Нарушение последовательности расположения зубов.

2.4. Нарушение симметричности по­ложения зубов.

2.5. Нарушение контактов между смежными зубами (скученное или редкое положение).

3. Аномалии челюстей и их отдельных
анатомических частей.

3.1. Нарушение формы.

3.2. Нарушение размера.

 

3.2.1. В сагиттальном направле­нии (удлинение, укороче­ние).

3.2.2. В трансверсальном направ­лении (сужение, расшире­ние).

3.2.3. В вертикальном направле­нии (увеличение, уменьше­ние высоты).

3.2.4. Сочетанные по двум и трем направлениям.

 

3.3. Нарушение взаиморасположения частей челюстей.

3.4. Нарушение положения челюст­ных костей.

I. Сагиттальные аномалии ок­клюзии. Дистальная окклюзия (ди-стокклюзия) зубных рядов диагнос­тируется, когда нарушено их смы­кание в боковых участках, а имен­но: верхний зубной ряд смещен вперед по отношению к нижнему или нижний зубной ряд смещен


назад по отношению к верхнему; смыкание боковой группы зубов по II классу Энгля. Мезиальная окклюзия (мезиоокклюзия) зубных рядов — нарушение их смыкания в боковых отделах, а именно: верх­ний зубной ряд смещен назад по отношению к нижнему или ниж­ний зубной ряд смещен вперед по отношению к верхнему; смыкание боковой группы зубов по III классу Энгля. Нарушение смыкания зуб­ных рядов в переднем участке — сагиттальная резцовая дизокклю-зия. При перемещении резцов вер­хней челюсти вперед или нижней назад возникает дизокклюзия фрон­тальной группы зубов, например дизокклюзия в результате протру-зии верхних резцов или ретрузии нижних резцов.

II. Вертикальные аномалии ок­
клюзии.
Вертикальная резцовая
дизокклюзия — так называемый
открытый прикус, при котором от­
сутствует смыкание передней груп­
пы зубов. Глубокая резцовая дизок­
клюзия — так называемый глубокий
прикус,
когда верхние резцы пере­
крывают одноименные нижние
зубы без их смыкания. Глубокая
резцовая окклюзия — верхние рез­
цы перекрывают одноименные
нижние зубы более чем на уг высо­
ты коронки; смыкание резцов со­
хранено.

III. Трансверсальные аномалии
окклюзии.
Перекрестная окклюзия:

1) вестибулоокклюзия — смеще­ние нижнего или верхнего зубного ряда в сторону щеки; 2) палатино-окклюзия — смещение верхнего зуб­ного ряда в небную сторону; 3) лин-гвоокклюзия — смещение нижнего зубного ряда в сторону языка.

Л.С. Персии (1990) предложил классификацию аномалий окклю­зии зубных рядов, в основу которой положен принцип, отражающий за­висимость аномалий смыкания зуб­ных рядов в сагиттальной, вертика­льной, трансверсальнои плоскостях от вида смыкания.


1. Аномалии окклюзии зубных ря­дов.

1.1. В боковом участке.

1.1.1. По сагиттали — дис-тальная (дисто) окклю­зия, мезиальная (ме-зио) окклюзия.

1.1.2. По вертикали — дизок-клюзия.

1.1.3. По трансверсали — пе­рекрестная окклюзия, вестибул оокклюзия, палатиноокклюзия, лингвоокклюзия.

1.2. Во фронтальном участке.

1.2.1. По сагиттали — сагит­тальная резцовая диз-окклюзия, обратная резцовая окклюзия, об­ратная резцовая дизок-клюзия.

1.2.2.По вертикали — верти­кальная резцовая диз-окклюзия, прямая рез­цовая окклюзия, глубо­кая резцовая окклюзия, глубокая резцовая ди-зокклюзия.

1.2.3. По трансверсали — пе­редняя трансверсаль-ная окклюзия, перед­няя трансверсальная дизокклюзия.

2. Аномалии окклюзии пар зубов-ан­тагонистов.

2.1. По сагиттали.

2.2. По вертикали.

2.3. По трансверсали.

13.4. Этиология зубочелюстных аномалий

13.4.1. Эндогенные причины

Генетические факторы. Ребенок наследует от родителей особенно­сти строения зубочелюстной систе­мы и лица — размера и формы зу­бов, размера челюстей, особенно­стей мышц, функции и строения мягких тканей, а также модели их


формирования (Грабер). Ребенок может наследовать все параметры от одного родителя, но возможно, например, размеры и форма его зу­бов будут как у матери, а размеры и форма челюстей — как у отца, что может вызвать нарушение соотно­шения размеров зубов и челюстей (например, крупные зубы при уз­кой челюсти приведут к дефициту места в зубном ряду).

Наследственные заболевания (по­роки развития) вызывают резкое на­рушение строения лицевого скелета. К этой группе заболеваний относят­ся врожденные расщелины верхней губы, альвеолярного отростка, твер­дого и мягкого неба, болезни Шер-шевского, Крузона, дизостозы, од­ним из ведущих симптомов которых является врожденное недоразвитие челюстных костей (одно- или дву­стороннее), синдромы Ван-дер-Вуда (сочетание расщелины неба и сви­щей нижней губы), Франческетти, Гольденхара, Робена. Исследования показали, что от трети до половины детей с расщелиной неба наблюда­ется семейная передача этого поро­ка развития.

Тяжелые системные врожденные заболевания также могут сопровож­даться пороками развития зубов и челюстей.

Наследственными заболеваниями являются нарушения развития эмали зубов (несовершенный аме-логенез), дентина {несовершенный дентиногенез), а также нарушение развития эмали и дентина, кото­рое известно как синдром Стен-тона—Капдепона. По наследству передаются и аномалии размера челюстей (макро- и микрогна-тия), а также их положение в че­репе (прогнатия, ретрогнатия).

Аномалии зубов и челюстей гене­тического характера влекут за собой нарушения смыкания зубных ря­дов, в частности нарушение смыка­ния по сагиттали. По наследству


жет передаваться вид нарушения смыкания зубных рядов по верти­кали (вертикальная резцовая дизок­клюзия, вертикальная резцовая глу­бокая дизокклюзия и окклюзия), пиастема, низкое прикрепление уз­дечки верхней губы, короткая уз­дечка языка, нижней губы, мелкое преддверие полости рта, а также адентия. Существует определенная взаимосвязь между аномалиями ор­ганов полости рта и зубочелюстной системы. Так, низко прикреплен­ная уздечка верхней губы может явиться причиной диастемы, а вследствие короткой уздечки языка задерживается развитие нижней че­люсти в переднем участке, наруша­ется речевая артикуляция. Мелкое преддверие полости рта и короткая уздечка нижней губы приводят к обнажению шеек нижних резцов и развитию пародонтита.

Эндокринные факторы. Очень важное значение в развитии расту­щего ребенка имеет эндокринная система, она существенно влияет на формирование зубочелюстной системы.

Эндокринные железы начинают функционировать на ранних стади­ях внутриутробного развития ре­бенка, поэтому нарушение их фун­кций может явиться причиной врожденных аномалий зубочелюст­ной системы. Дисфункция желез внутренней секреции возможна и после рождения. Отклонения в функционировании разных желез внутренней секреции вызывают со­ответствующие отклонения в разви­тии зубочелюстной системы.

При гипотиреозе — понижении функции щитовидной железы — происходит задержка развития зу­бочелюстной системы, наблюдается несоответствие между этапом раз­вития зубов, челюстных костей и возрастом ребенка. Клинически от­мечается задержка прорезывания молочных зубов, смена молочных зубов на постоянные происходит позже на 2—3 года. Наблюдается


множественная гипоплазия эмали, корни постоянных зубов формиру­ются тоже значительно позже. За­держивается развитие челюстей (ос-теопороз), возникает их деформа­ция. Отмечаются адентия, атипич­ная форма коронок зубов и умень­шение их размеров.

При гипертиреозе — повышении функции щитовидной железы — происходит западение средней и нижней третей лица, что связано с задержкой роста челюстей в сагит­тальном направлении. Наряду с из­менением морфологического строе­ния зубов, зубных рядов и челюстей нарушается функция жевательных, височных мышц и мышц языка, что в совокупности приводит к наруше­нию смыкания зубных рядов, более раннему прорезыванию зубов.

При гиперфункции паращито-видных желез повышается сократи­тельная реакция мышц, в частности жевательных и височных.

В результате нарушения кальцие­вого обмена происходят деформа­ция челюстных костей и формиро­вание глубокой окклюзии. Кро­ме того, отмечаются рассасывание межальвеолярных перегородок, ис­тончение коркового слоя челюст­ных и других костей скелета.

Вследствие гипофункции коры надпочечников нарушаются сроки прорезывания зубов и смена молоч­ных зубов.

У больных с врожденным андро-генитальным синдромом отмечает­ся ускоренный рост костно-хряще-вых зон лицевого скелета. Это про­является в развитии основания че­репа и нижней челюсти в сагит­тальном направлении.

Цереброгипофизарный нанизм сопровождается непропорциональ­ным развитием всего скелета, в том числе черепа. Мозговой череп до­статочно развит, тогда как лицевой скелет даже у взрослого напомина­ет детский. Это связано с уменьше­нием турецкого седла, укорочени­ем средней части лица, верхней


       
   
 


макрогнатией, что приводит к на­рушению соотношения размеров зубов и челюстей. Характерны за­держка прорезывания зубов, иногда их ретенция.

13.4.2. Экзогенные причины

Экзогенные причины могут дейст­вовать внутриутробно и после рож­дения, быть общими и местными. Соответственно они называются пренатальными и постнатальными.

Пренатальные факторы. К пре-натальным общим причинам отно­сится неблагоприятная окружаю­щая среда, к факторам внешней среды — недостаток фтора в питье­вой воде, недостаточное УФО, чрезмерный радиоактивный фон. В последнее время выявлено значи­тельное увеличение числа зубоче-люстных аномалий в зонах повы­шенной радиоактивности. Врож­денные нарушения зубочелюстной системы могут быть обусловлены неправильным положением плода, давлением амниотической жидко­сти на плод, несоответствием объе­ма амниона и плода, наличием ам-ниотических тяжей. К местным пренатальным факторам относится работа беременной на химическом производстве, в рентгеновском от­делении, с тяжелой физической на­грузкой.

Расщелина губы и неба может иметь ненаследственную природу, а формироваться при воздействии не­благоприятных пренатальных при­чин, а также при токсикозах бере­менности, курении, стрессовых си­туациях, вирусных заболеваниях (корь, краснуха), приеме некоторых лекарственных средств.

Постнатальные факторы. Выде­ляют постнатальные факторы, веду­щие к нарушениям зубочелюстной системы у детей: рахит, нарушение фосфорно-кальциевого обмена, не­достаточное УФО ребенка, затруд­ненное носовое дыхание, наруше-


ния функций мимических и жева­тельных мышц, искривление носо­вой перегородки, гипертрофия не­бных миндалин и др.

Болезни детского возраста, раз­вившиеся вследствие ослабления организма ребенка, могут приво­дить к задержке роста челюстей.

Выделяя местные причины воз­никновения зубочелюстных анома­лий, следует рассмотреть наруше­ние естественного вскармливания. Известно, что нижняя челюсть у новорожденного маленькая {мла­денческая ретрогения). На первом году жизни в результате акта соса­ния при естественном вскармлива­нии у ребенка идет активный рост нижней челюсти. Естественное вскармливание способствует прави­льному развитию не только зубоче­люстной системы, но и всего орга­низма, так как ребенок получает с молоком матери полноценное пита­ние.

При искусственном вскармлива­нии важную роль в развитии зубо­челюстной системы играет пра­вильное положение головы ребенка (рис. 13.9). Зубочелюстные анома­лии могут явиться следствием кор­мления ребенка старше 3 лет мяг­кой пищей. Зубочелюстная система при этом не получает достаточной нагрузки, следствием чего являются отсутствие трем и последующее скученное положение постоянных зубов.

При отсутствии трем между мо­лочными фронтальными зубами в 8 % случаев обнаруживается тесное положение постоянных зубов, тог­да как у детей с тремами оно на­блюдается только в 7,7 % случаев (Л.Ф. Каськова).

Одной из причин, приводящих к аномалиям зубочелюстной систе­мы, являются вредные привычки, связанные с нарушением функций жевания, глотания, дыхания и речи, а также с нарушениями позы, осанки, положения нижней челю­сти, языка (рис. 13.10).


рис. 13.9. Правильное положение головы ре­бенка при естественном и искусственном вскар­мливании.

Зубочелюстные аномалии возни­кают вследствие кариеса, его осложнений, а следовательно, раннего удаления молочных зу­бов. Чаще всего удаляют молоч­ные моляры, что приводит к сме­щению соседних зубов и мезиаль-ному прорезыванию первых по­стоянных моляров. В последую­щем оказывается недостаточно места для прорезывания моляров.

Причиной раннего удаления пе­редних зубов верхней челюсти не­редко является травма, которая так­же приводит к смещению соседних зубов, нарушению строения зубно­го ряда, формированию неправиль­ной окклюзии.

Кариес и его осложнения ведут к деформации зубных рядов, зубоаль-веолярному удлинению, формиро­ванию аномалий окклюзии.

Асимметричный рост челюс­тей, формирование несимметричной формы зубных рядов и как следствие асимметрия лица наблюдаются при жевании на одной стороне. Эта при­вычка может возникать по причине разрушенных зубов на другой сторо­не или их отсутствия. Следствием может также явиться односторонняя гипертрофия жевательных мышц.


Причиной тяжелых костных де­формаций нередко является де­фект какого-нибудь отдела кости, образовавшийся вследствие пато­логического процесса или опера­ционной травмы. В период роста челюстных костей дефекты альве­олярного отростка тела одной че­люсти способствуют развитию вторичных деформаций и по­вреждений другой. Потеря зачатков молочных и по­стоянных зубов, удаление молоч­ных зубов в раннем возрасте все­гда приводят к нарушению роста и формообразования альвеолярно-

Рис. 13.10. Дизокклюзия при наруше­нии функции языка при глотании.



Рис. 13.11. Миодинамическое равновесие мышц-антагонистов и синергистов (по Виндерс).

го отростка, деформации зубного ряда.

Одним из важных факторов, определяющих развитие зубочелю-стной системы, является действие мышц ЧЛО как во время жевания, глотания, дыхания и речи, так и в состоянии относительного физио­логического покоя нижней челю­сти. Возможны нарушения миоди-намического равновесия щечной, жевательной, височной и надподъя-зычных мышц, круговой мышцы рта, подбородка и мышц дна поло­сти рта, а также мышц дна полости рта, жевательной и щечной муску­латуры (рис. 13.11).

Функциональная недостаточ­ность круговой мышцы рта может явиться причиной увеличения дли­ны верхнего зубного ряда и степени выраженности дистальной окклю­зии. Это объясняется тем, что при функциональной недостаточности круговой мышцы рта ослабляется ее давление на верхние резцы, тогда как давление языка на них начина­ет превалировать и резцы смещают­ся в губном направлении, увеличи­вая тем самым длину зубного ряда и величину сагиттальной щели. При дистальной окклюзии изменя­ется положение нижней губы: со­прикасаясь с небной поверхностью верхних резцов, она способствует смещению их в вестибулярном на­правлении.

Язык оказывает влияние на по­ложение резцов: чем выше био­электрическая активность мышц языка, тем больше протрузия верх-


них резцов. Нарушение функции языка может привести к дистальной или мезиальной окклюзии.

Функциональное состояние мышц языка взаимосвязано с сагитталь­ными размерами верхнего зубного ряда: длиной переднего отрезка, апикального базиса, проекцион­ной длиной всего зубного ряда. Установлено, что чем уже зубной ряд и апикальный базис нижней челюсти, чем меньше объем рта, тем выше биопотенциалы мышц языка.

Большое значение в возникнове­нии зубочелюстных аномалий име­ет функционирование мышц, уча­ствующих в глотании. Функция глотания, осуществляемая группой мышц, претерпевает перестройку на разных этапах развития ребенка. После рождения ребенка и до про­резывания молочных зубов ему присущ инфантильный тип глота­ния. Язык во время глотания упи­рается в мягкие ткани губ и щек. С начала и до окончания прорезы­вания зубов происходит изменение типа глотания — формируется со­матический тип глотания. Глотание осуществляется при сомкнутых зуб­ных рядах, и язык упирается в ора­льную поверхность зубов, а его кончик — в небную поверхность верхних передних зубов. Создается миодинамическое равновесие.

У детей с аномалией прикуса на­блюдается изменение миодинами-ческого равновесия мышц-антаго­нистов и мышц-синергистов, по­вышаются биопотенциалы над-


подъязычных мышц в состоянии относительного физиологического покоя нижней челюсти и при же­вании. В то же время снижается биоэлектрическая активность в жевательных и височных мыш­цах. В начальном этапе изменения функции жевания миодинамиче­ское равновесие и координирован­ная деятельность мышц могут быть не нарушены, а происходит увели­чение периода жевания и числа жевательных движений. Уменьше­ние высоты нижнего отдела лица сопровождается повышением амп­литуды ЭМГ жевательной и мими­ческой мускулатуры.

Однако не всегда в клинических условиях у конкретного больного удается определить, что первично: нарушение формы или нарушение функции, либо то и другое раз­виваются параллельно. Так, напри­мер, доказано, что ограничение подвижности ВНЧС, обусловлен­ное его заболеванием, выявляет резкое нарушение координации жевательных мышц: значение био­потенциала мышц, поднимающих челюсть, снижается, а опускающих (по сравнению с нормой) резко возрастает.

Итак, существует много факто­ров, способствующих формирова­нию зубочелюстных аномалий. Они часто сочетаются, иногда действуют последовательно, не всегда можно четко разделить их на общие и местные, наследст­венные и экзогенные, поэтому де­ление причин аномалии на груп­пы часто бывает условным. Одна­ко доля наследственных анома­лий значительно меньше, чем ча­стота возникновения их под влия­нием экзогенных причин. В связи с этим основное внимание следу­ет уделять изучению и устране­нию этиологических факторов внешней среды, способствовать правильному течению беременно­сти и развитию ребенка.


13.5. Методы диагностики зубочелюстных аномалий

13.5.1. Клиническое обследование пациента

В ортодонтии используются как клинические, так и специальные (дополнительные) методы диагнос­тики. Ведущим методом при поста­новке диагноза является клиничес­кое обследование. Оно включает опрос (сбор анамнеза), осмотр лица и полости рта.

При опросе необходимо получить следующие сведения:

1) паспортные данные;

2) анамнестические данные:

 

• состояние здоровья матери во время беременности, течение родов;

• состояние ребенка при рожде­нии;

• способ и сроки вскармливания ребенка;

• состояние здоровья ребенка, перенесенные им заболевания;

• сроки прорезывания молочных зубов;

• когда ребенок начал ходить и говорить;

 

• положение ребенка во время сна;

• наличие вредных привычек;

• причины и время преждевре­менной потери зубов;

• начало смены молочных зубов и сроки прорезывания посто­янных;

• жалобы.

Осмотр лица пациента позволяет оценить:

• лицевые признаки;

• асимметричность левой и пра­вой половин лица;

 

• пропорциональность лица;

• профиль лица.

При осмотре полости рта проводят:

• осмотр зубов (заполняется зуб­ная формула);

• осмотр зубных рядов, альвео­лярных отростков;


• определение прикуса (окклю­зии зубных рядов);

• оценку расположения уздечек верхней и нижней губ, языка;

• оценку расположения и разме­ра языка;

• изучение конфигурации неба.

Клиническое обследование начи­нается с опроса ребенка и его роди­телей. Ортодонта интересуют общие данные о пациенте: возраст, место жительства, бытовые условия, пита­ние, место воспитания или обуче­ния, род занятий родителей. Опрос также необходим для определения этиологии аномалии зубочелюстной системы. Следует выяснить у матери ребенка, каково было состояние ее здоровья во время беременности, ка­ковы наследственность и течение ро­дов, доношенным или недоношен­ным родился ребенок, его масса тела при рождении, способ вскармлива­ния (грудное, искусственное или смешанное) и до какого времени; который по счету ребенок. Уточня­ют, в каком возрасте и какой степе­ни тяжести он перенес различные за­болевания — рахит, диспепсию, га­строэнтерит, корь, коклюш, ветря­ную оспу, скарлатину, дифтерию и др. Обращают внимание на время прорезывания первых молочных зу­бов, а также когда ребенок начал хо­дить и говорить. Выясняют, как ды­шит ребенок днем и ночью (дыхание носовое или ротовое, с закрытым или открытым ртом), привычное по­ложение ребенка во время сна, есть или были вредные привычки и какие (сосание пальца, языка, кусание ног­тей, карандаша и др.). Уточняют вре­мя и причины преждевременной по­тери молочных и постоянных зубов, время начала смены зубов. Выясня­ют, проводились ли ранее ортодон-тическое лечение (в каком возрасте, как долго, какими аппаратами), опе­ративное вмешательство в полости рта (по какому поводу и когда), была ли травма ЧЛО, какие неудобства пациент испытывает в данный мо-


мент, на что жалуется (эстетические или функциональные нарушения). При осмотре ребенка оценивают его соматическое и психическое разви­тие, соответствие его возрасту. Обра­щают внимание на рост, массу тела, упитанность, физическое развитие и осанку. Лицо пациента осматривают в фас и профиль, определяют высоту и симметричность его левой и пра­вой половин, положение головы. Все эти сведения позволяют дать общую характеристику роста и формирова­ния организма и, что важно, помога­ют определить патогенетическую взаимосвязь зубочелюстных анома­лий с ослаблением опорно-связоч­ного аппарата и нарушением осанки.

13.5.2. Антропометрические исследования лица и головы пациента

Антропометрическое исследование основано на закономерностях стро­ения лицевого и мозгового отделов черепа, пропорциональности соот­ношения разных отделов головы и отношений их к определенным плоскостям. Изучение лица паци­ента проводят по фотографиям и телерентгенограммам (ТРГ). Для характеристики размеров головы и лица пациента определяют следую­щие их параметры: ширину, высо­ту, длину и глубину. Ширину голо­вы и лица изучают в верхней, сред­ней и нижней ее частях (рис. 13.12):

• ширину головы (ей—ей) — между латерально выступающими точка­ми (ей) на боковой поверхности головы слева и справа;

• морфологическую ширину лица (zy—zy) — между наиболее высту­пающими кнаружи точками (zy) скуловой дуги слева и справа;

• ширину лица (go—go) — между нижними и кзади расположенны­ми точками (go) углов нижней че­люсти справа и слева. Также из­меряют ширину нижней челюсти.


Измерение длины головы (gl—op)
проводят между наиболее выступа­
ющей точкой (gl) на нижней части
лба по срединно-сагиттальной
плоскости выше корня носа, между
бровями и наиболее выступающей
кзади точкой (ор) затылка на сре­
динно-сагиттальной плоскости
(рис. 13.13).

Высоту головы (t—v) определяют от точки (t), расположенной на ко­зелке уха, по перпендикуляру к ли­нии gl—ор до наиболее выступаю­щей точки (v) на окружности головы. Изучают наряду с определением высоты головы высоту лица: мор­фологическую (верхняя, нижняя и полная) и физиономическую.

Верхнюю морфологическую вы­соту лица (п—рг) измеряют между точкой (п), находящейся на пересе­чении медианной (срединной) плос­кости с носолобным швом, и самой передней точкой (рг) альвеолярного гребня верхней челюсти в средин­ном сечении при ориентации черепа по франкфуртской плоскости.

Нижнюю морфологическую вы­соту лица (рг—gn) определяют меж­ду точками рг и gn соединения кон­тура нижнего края нижней челюсти и наружного контура симфиза.

Полную морфологическую высо­ту лица (n—gn) измеряют между точкой п и точкой gn. Физиономи­ческую высоту лица (tr—gn) опреде­ляют между точкой (tr), располо­женной на сагиттальной плоскости на границе между лбом и волоси­стой частью головы, и точкой gn.

Глубину лица оценивают по 4 размерам, которые определяют от точки t до точек: п — накожной, sn — наиболее заднерасположенной точки на месте перехода нижнего контура носа в верхнюю губу, pg — самой передней точки подбородоч­ного выступа в срединном сечении при ориентации головы по франк­фуртской плоскости, gn.

Для характеристики формы голо­вы и лица применяются индексы, представляющие собой процентное


Рис. 13.12. Измерение ширины головы (ей—ей), морфологической ширины лица (zy—zy), гениальной ширины лица (go—go).

Точки костной основы обозначают заглав­ными буквами, а точки мягких тканей — строчными.

Рис. 13.13. Измерение длины (gl—ор) и высоты (t—v) головы.

соотношение размеров головы и лица.

Форму головы определяют по поперечно-продольному, высотно-продольному и высотно-попереч-ному индексам. Наибольшее значе­ние имеет и чаще всех используется в практической работе поперечно-продольный (черепной, головной) индекс — процентное соотношение


Рис. 13.14. Определение лицевого ин­декса Izard.

Рис. 13.15. Изучение лица в фас (по

ширины и длины головы. Эта вели­чина при долихоцефалической фор­ме головы менее 75,9, при мезоце-фалической - 76-80,9, при брахи-цефалической - 81-85,4, при ги-

пербрахицефалической — 85 5 и выше.

Форму лица можно определить с помощью различных лицевых ин-


дексов. Лицевой индекс по Garson определяют по процентному соот­ношению морфологической высоты лица (n—gn) и ширины лица в об­ласти скуловых дуг (zy—zy). По ве­личине этого индекса выделяют следующие типы лица: очень широ­кое, широкое, среднее, узкое, очень узкое.

Морфологический лицевой ин­декс (IFM) Izard равен процентно­му отношению расстояния от точки пересечения средней линии лица (oph) и касательной к надбровным дугам до точки gn к ширине лица в области скуловых дуг (zy—zy). Ве­личина индекса 104 и более харак­теризует узкое лицо, от 97 до 103 — среднее, от 96 и меньше — широкое (рис. 13.14).

zy-zy

Лицо пациента изучают в фас и профиль. В фас оценивают симмет­ричность левой и правой половин лица, а также соразмерность верх­ней, средней и нижней трети лица (рис. 13.15). Профиль лица оцени­вают по его виду, который бывает вогнутым, прямым и выпуклым в зависимости от соотношения поло­жения точек n, sn и pg. При оценке профиля лица учитывают положе­ние верхней (UL) и нижней губ (LL) по отношению к эстетической плоскости (название предложено Ricketts), проходящей через точку (EN) на кончике носа и точку (DT), соответствующую точке pg. Высту-пание нижней губы соответствует выпуклому профилю лица. Вогну­тым профиль лица считают при от­стоянии нижней губы назад от эс­тетической плоскости более чем на 2 мм.

Между формой лица и шириной, длиной зубных рядов, их апикаль­ными базисами установлена устой­чивая взаимосвязь, поэтому при определении индивидуальной сред­ней нормы размера зубных рядов обязательно учитывают форму лица.


13.5.3. Измерения гипсовых моделей челюстей

В первое посещение пациента от-тискной массой снимают слепки с челюстей до переходной складки, чтобы отчетливо были видны аль­веолярные отростки, апикальные базисы и небный свод, подъязычная область, уздечки языка и губ. Моде­ли отливают из гипса или супер­гипса. Основание моделей можно оформить при помощи специаль­ных приборов, резиновых форм или обрезать так, чтобы углы цоколя со­ответствовали линии клыков, осно­вания были параллельны жеватель­ным поверхностям зубов. На моде­лях отмечают фамилию, имя паци­ента, возраст и дату снятия слепков. Такие модели называют контроль­ными, или диагностическими.

Для изучения размеров зубов, зубных рядов, апикальных базисов челюстей целесообразно исполь­зовать измеритель или специальный штангенциркуль, а также различные приспособления типа ортокреста, симметроскопа, ортометра. Изуче­ние моделей проводят в трех взаим­но перпендикулярных плоскостях: сагиттальной, окклюзионной, тубе-ральной (фронтальной) и соответст­вующих им направлениях: сагит­тальном, трансверсальном и верти­кальном.

Измерения зубов. Измерение ши­рины, высоты и толщины коронко­вой части зуба. Ширину коронковой части зуба определяют в самой ши­рокой части зуба: на уровне эквато­ра у всех зубов, на уровне режущего края у нижних резцов (рис. 13.16). Для передней группы зубов это ме­диально-латеральный размер зуба, а для боковой — мезодистальный. Од­нако в современной научной лите­ратуре как отечественной, так и за­рубежной о ширине коронковой ча­сти всех зубов говорят как о мезио-дистальном его размере.

Высоту коронковой части посто­янных зубов измеряют от режущего


Рис. 13.16. Измерение ширины зуба с помощью штангенциркуля.

края зуба до его границы со слизи­стой оболочкой: передних зубов — по середине вестибулярной поверх­ности, боковых — по середине щеч­ного бугра.

Толщина коронковой части зуба — это его мезиодистальный размер для резцов и клыков и ме-диолатеральный размер для премо-ляров и моляров.

Средние значения нормальной коронковой части молочных зубов представлены в табл. 13.3, постоян­ных — в табл. 13.4.

Взаимоотношени

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...