Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. За моря-океаны — в чудесные страны




 

Тяжёлая работа — ожидание. День Даши и Миши прошёл смутно и растянуто. Конечно, что-то кругом происходило, но детей не затрагивали никакие события. Главное должно было произойти вечером.

Ох, скорей бы! Но всему на свете приходит конец. Кончился и этот сверхдлинный день.

Только начало темнеть, как Даша и Миша заявили, что очень устали (они действительно устали от тяжкого ожидания) и хотят спать. Обеспокоенная мама проводила их в детскую и пожелала спокойной ночи, на что Даша ей вдруг ответила: «Bonne nut, maman!». Это одновременно и обрадовало, и насторожило маму. Но Даша спокойно свалила всё на телевизор. Мама тут же успокоилась и пошла рассказывать папе и бабушке о невероятных способностях Даши. Мише стало досадно от такого выпячивания знаний иностранного языка, но он рассудил про себя, что не станет выяснять отношения накануне путешествия. И он достал старинные духи из серебряной сумочки. Сначала они понюхали сами, и в который уже раз поразились аромату, необыкновенно тонкому и вызывающему столько образов и воспоминаний (им казалось даже, что не только их собственных!).

Они прикоснулись открытым горлышком флакона к щёчке куклы и та исчезла. Позади раздался смех, дети вздрогнули (вдруг вернулась мама!) и обернулись. Но это была Натали.

Она быстро достала из сумочки гусиное перо, обмакнула его в духи, которые ещё держал в руке Миша, и, сказав ему: «Мишель, закройте духи», — подошла к стене и очень ловко нарисовала на ней вот такую картинку:

 

В тот же момент какой-то очень осторожный вихрь закрутил их, и через полсекунды они уже стояли посреди невыразимо красивого леса.

Цветы были очень огромные, а деревья совсем невысокие, но каждый листочек казался вырезанным искусным мастером. Миша и Даша, ещё не успев прийти в себя, невольно, в один голос выдохнули: «АХ!»

— Поздравляю вас, господа. Вы — в Удивляндии. В парке Восхищения города Ах-Тюбинска, — улыбаясь, проговорила Натали.

Увидев беспокойство на лицах детей, Натали сразу всё поняла.

— Не беспокойтесь. Дома всё в порядке. Вы даже не отсутствуете. Всё, что происходит с вами, — это оживший сон.

 

ЗДРАВСТВУЙ, УДИВЛЯНДИЯ!

 

 

Дети ещё раз осмотрелись. Действительно — всё было удивительно.

— Да, удивительная страна — эта Удивляндия. Здесь столько неожиданностей. Все местные жители обожают сюрпризы, так что будьте всё время начеку, — предупреждала Натали.

Не успела она договорить, как из цветущих кустов вывалился лохматый шар и покатился прямо под ноги ребятам. Даша завизжала и отпрянула, Миша застыл с открытым ртом, а Натали сильно побледнела и очень тихо ахнула, но лицо её осталось таким же прекрасным…

А тем временем ужасный лохматый ком слегка развернулся и из-под него выглянул весёлый глаз. Затем старая лохматая шуба была отброшена и появился во всей красе весёлый маленький толстяк с цветком в петлице. С криком «Удивил! Удивил!» он важно зашагал по аллее.

— Вот так здесь всегда, — грустно улыбнулась Натали, — но бывает и довольно весело.

— Мне было страшно, что же тут смешного? — слегка удивилась Даша и сразу оглянулась по сторонам; она подумала, что её удивление не пройдёт ей даром. Однако ничего — вокруг было всё спокойно.

 

Они медленно брели по аллее и вышли на открытую поляну.

На поляне расположилось несколько человек, удивительно одетых: у некоторых были перья в голове, другие были в трусиках, но при этом в пиджаках и галстуках.

— Что это? — опять удивилась Даша, но глаза её весело поблёскивали.

Наряды людей на поляне, хотя и удивили её, но и развеселили. А Миша и вовсе прыснул, тоже поразившись необычности одежды.

— Они очень любят удивлять и любят сами удивляться, — пояснила Натали.

Люди на поляне показывали куда-то пальцами и вскрикивали, ахали, удивлялись и восхищались.

— Ах, какая красота! — вскрикивал кто-то из них.

— Да, да, великолепно! Необыкновенно! Ах, как прекрасно! Какие краски! — раздавалось сразу несколько голосов.

— А какие переходы тонов, какая лёгкость и изменчивость облачков! — подхватывали другие.

Даша и Миша, наконец, сообразили, что все собравшиеся восхищаются закатом солнца так, как будто они видят его впервые. Они посмотрели на закат, потом — на жителей Удивляндии, прислушались и к их возгласам.

— Ах-нет, ты только посмотри, как сиреневые тона будто тают и переходят в розовые! — воскликнул один.

— Ах, Ах-рис, никогда в жизни не видел такой красоты! Посмотри, одна половина солнца с чёткими багровыми контурами, а нижняя часть погрузилась в сине-серую тучку. Её край разлит и красные подтёки ползут внутрь тучки, — отозвался второй.

— Ах-на, я не нахожу слов! — воскликнул третий.

— А ты находи. Иначе, какой же ты почётный гражданин Удивляндии? — возмутилась, видимо, Ах-на.

— Я здесь ещё недавно, — смутился пристыженный.

Ребят удивили странные имена, а потом их удивило, что они здесь всё время удивляются.

«Воздух здесь что ли такой удивительный?» — подумала Даша.

«Перестань без конца удивляться», — приказал себе Миша.

Но пока Даша и Миша думали, прислушивались, они тоже смотрели на закатное солнце. И постепенно в их душу стали проникать покой, восторг, а вместе с ними ощущение необычайной красоты. «А ведь мы столько раз наблюдали закаты: и летом на даче, и даже в городе! Значит, смотрели и ничего не видели!» — опять не смогла не удивиться Даша. Она искоса посмотрела на брата. Мишка, немного приоткрыв рот, смотрел на заходящее солнце, и в его глазах отражалось небо со всеми оттенками, щёки ему подкрасили закатные лучи. «А у меня брат ничего, когда засмотрится и не вредничает!» — подумала девочка.

 

— Слушай, Даш, а где же Натали? — пришёл в себя Миша. Даша огляделась по сторонам и даже несколько раз перекрутилась на пятках — Натали не было. Дети забеспокоились. А беспокойство Даши стало уже переливаться в страх.

Вот тут-то и появилась Натали. Она, как всегда, приветливо улыбалась, а локоны её были тугие и блестящие, будто она только что вышла из парикмахерской. Натали быстро подошла к ребятам и собралась им что-то объяснить, но не успела… И вот почему.

В этот момент последняя скобочка солнца упала за горизонт и по небу разлился один багрянец. Все, удивлявшиеся красоте заката, оторвали, наконец, свои взгляды от неба и «спустились» на землю. И вот тут они увидели ребят и Натали. На Мишу и Дашу они не обратили особого внимания, но вид Натали привёл их в волнение.

Они начали окружать Натали, оттесняя от неё Дашу и Мишу. Некоторые просто открыли рты от удивления.

— Ах-рис, какая утончённая красота! Откуда эта необыкновенная девочка? — на выдохе произнёс один.

— Да-да, Ах-тун, это — настоящее чудо, — резко повернулся Ах-рис к Ах-туну, а потом снова уставился на Натали.

— Ах-лила, Ах-туся, удивительно как воздушна она! Кружева вспениваются вокруг её фигуры, — воскликнул, кажется, Ах-рис.

Ах-туся и Ах-лила заудивлялись и завосхищались одновременно.

Натали смущённая, сильно покрасневшая, с опущенными ресницами, пробивалась к детям. Наконец, ей удалось прорвать кольцо. Схватив за руки ребят, она побежала в глубину парка Восхищения. А все, так бурно удивлявшиеся красоте Натали, удивлялись теперь уже тому, что она куда-то убежала и не дала им налюбоваться на себя. Один из них сказал:

— Поспешим на площадь Неожиданностей. Там, вероятно, произойдёт нечто удивительное.

И все заторопились к площади. А тем временем Даша, Миша и Натали пересекли весь парк, действительно, очень красивый, и вышли через небольшую калитку на тихую, полусонную улочку, по обе стороны которой стояли маленькие домишки.

Дети присмотрелись к ним и раскрыли рты от удивления.

— Не удивляйтесь, — начала Натали, а потом с милой улыбкой добавила, — хотя здесь очень трудно не удивляться. А теперь, господа, внимание, запомните. Вы теперь не Миша и Даша, а Ах-миш и Ах-даша. Так и представляйтесь, если придётся знакомиться. Кроме того, вот вам маски, — Натали протянула им по маске.

— Мишель, Дашенька, вы не должны выделяться среди жителей Удивляндии. Это — ваши защитные маски. Удивлянты — так они зовут друг друга — удивляются всему и очень любят устраивать разные сюрпризы и каверзы. Чаще весёлые, остроумные, но бывает и очень жестокие, как всякая неумная шутка. Если узнают, что вы здесь новенькие, то будут подстраивать на каждом шагу неожиданности, — тихонько объясняла Натали.

На улице было так тихо, что даже приглушённый голос Натали было слышно далеко. Дети стали беспокойно оглядываться.

— А домики? Почему они такие чудные? — шёпотом спросила Даша, или по-новому Ах-даша.

— Понимаете, сюда удивлянты приходят отдыхать от своей бурной удивительной жизни, поэтому здесь так тихо. Но всё-таки некоторые не смогли отказаться от своей привычки — потрясать других. Вот и построили даже на этой улице такие удивительные домики. А теперь надевайте маски и пошли. Нам осталось совсем немного времени. Пора покидать Удивляндию, — и Натали посмотрела на Дашу и Мишу.

Как только они услышали, что скоро будут возвращаться, им, конечно же, захотелось остаться подольше — ведь они пока так мало видели здесь! Натали тоже прикрыла своё прекрасное лицо (такое лицо, несомненно, вызвало бы на площади переполох!) масочкой.

 

На площади Неожиданностей было много народу, но все как бы разбились на группы — большие и маленькие. И все, ну просто все чему-то удивлялись!! Одни удивлялись, как двигается и делает сложные «па» танцовщица на канате. Это было очень опасно, поэтому на лицах удивлянтов застыло одновременно удивление и восхищение, а у некоторых в глазах стоял ужас.

— Вот это да! — сказал Миша, вернее Ах-миш, и окружающие одобрительно улыбнулись ему.

Небольшая группка людей, присев на корточки, что-то рассматривала на земле, почти столкнувшись лбами. Даша протиснулась в их кружок. По земле ползала обычная божья коровка, каких полным-полно было на даче. Да и здесь их было немало.

— Вы только посмотрите, какое совершенство! Как тут не удивляться в природе, — слышались голоса.

«Вот чудные, — подумала Даша. — Чего тут особенного-то?». Но почувствовала, что сама смотрит на божью коровку уже другими глазами. Лицо Даши было сосредоточено, но маска надёжно защищала её.

— Смотри, Ах-нут, ведь травинка пробилась сквозь асфальт! — воскликнул один из наблюдавших за божьей коровкой.

 

Удивлянты бурно заахали. А Даша отошла от них, потому что начала уже уставать от их непрерывного удивления. Тут она и увидела Натали и Мишу.

Мишу, видно, угостили пирожком, и он с застывшим на маске удивлением поедал его. Даша заглянула под маску Натали. На лице Натали отражалась тревога. И тут Миша громко ахнул и схватился за щёку.

— Что случилось? — Натали от волнения перешла опять на французский. Но Даша уже понемногу научилась понимать Натали по интонации.

Миша пошевелил во рту языком и вынул оттуда маленькую серебряную подковку.

— На счастье, на счастье!!! — завопили удивлянты.

— Да, да, — закивала Натали и повлекла детей за собой. Они оказались около павильона Страшных сказок. Натали хотела пройти мимо. Но дети прямо как в землю вросли около этого павильона.

— Нет, нет, не стоит, — мягко, но решительно настаивала Натали. Но Миша вырвался и проскочил в дверь. Даше и Натали ничего не оставалось, как последовать за ним.

Войдя в павильон, они просто остолбенели на пороге. Что они тут увидели — не передать словами, но одним словом можно — жуть!

Первое удивление, переходящее в ужас, прошло, и ребятам здесь начинало нравиться, — они поняли, что всё здесь сделано руками человека, хотя и очень искусно.

Откуда-то из самой тёмной глубины павильона, где блуждали какие-то синие огни, раздался вопль:

— Пожар! Горим! Горим!!

Удивлянты заметались по павильону. А наши герои не двинулись с места, хотя уже явственно пахло дымом. Кто-то рядом кашлял и хрипел — в полутьме не разберёшь.

— Меня теперь не проведёшь, — заявил Миша. — Всё подстроено. Это их обычная шутка, чтобы удивить.

Но Натали почти насильно тащила детей к выходу.

Снаружи они увидели, что крыша павильона полыхает.

— Это, наверное, холодный огонь, не настоящий? — предположила Даша.

Но стало так жарко, и павильон уже начал обваливаться, что сомневаться в настоящести пожара было уже глупо.

Со всех сторон к павильону уже мчались удивлянты.

Дети не заметили, как оказались в прохладном парке Восхищения. Парк серебрился под лунным светом, и будто бы плыл куда-то в этом серебре. Они остановились немного передохнуть.

— У нас дети в детском саду тоже часто удивляются, но не всё же время, — рассудительно заметила Даша.

— Конечно, чего удивляться разным пустякам! — поддержал сестру Миша. Это бывало так редко, что Даша с благодарностью посмотрела на брата. (Маски они сняли, когда бежали в парк.)

— Но, господа, мы часто привыкаем к чуду и начинаем называть это пустяком. Мне нравятся удивлянты тем, что их удивление помогает видеть красоту мира, — нашёптывала не совсем понятно Натали. — Подумайте об этом.

 

Они вышли к тому месту, с какого началось их путешествие в Удивляндию. И через секунду они уже просыпались в своих кроватках. Натали-кукла «спит» рядом с Дашей.

Миша протёр глаза. «Ну, конечно, приснилось!» — успокоил себя мальчик. Но в этот момент он увидел на своей подушке крошечную серебряную подковку Миша вздрогнул и, конечно же, удивился. Удивляндия напоминала о себе. Миша быстро сунул подковку в карман курточки, висевшей на стуле.

«Начинается день… Наверное, сегодня случится много удивительного. Я теперь уже смогу многое увидеть» — подумал мальчик.

А в это время проснувшаяся Даша лежала в постели с закрытыми глазами и думала почти то же самое…

 

Об удивлении

(эмоциональный практикум для взрослых)

 

 

Поговорим на этот раз об удивлении. Учёные считают, что удивление в жизни человека имеет некоторые полезные функции. Резкое увеличение «нервной» энергии как раз и порождается удивлением.

Какова же причина его появления? Внезапное и неожидавшееся событие, явление, предмет. Короче, всё, что выходит за рамки привычного.

К сожалению, к привычному, то есть к тому, чего уже почти не замечают, люди, особенно взрослые, относят слишком многое. Из привычного состояния их выводит чаще всего лишь «гром среди ясного неба», что-то резкое, громкое, совсем уж неожиданное.

Однако ещё Аристотель утверждал, что философия начинается с удивления. Даже незнание может вызвать удивление.

 

«Настанет время, — говорил Сенека, — когда потомки наши будут удивляться, что мы не знали таких очевидных вещей».

 

Как и всякая другая эмоция, удивление переживается с разной степенью силы и выраженности. Есть довольно лёгкая форма, когда это — скорее внутренний толчок. После которого мы думаем: «Да, удивительно…» или говорим кому-то: «Я так удивился…»

Но бывает сильно выраженное удивление. Человек как будто поражён, пригвождён к месту: глаза расширены, брови высоко подняты, рот принимает форму овала. Даже его поза свидетельствует о выражении высшей степени удивления: колени немного согнуты, тело направлено вперёд.

Каждый из нас многократно удивлялся в жизни, а поэтому знает по собственному опыту, что трудно описать своё состояние в момент наивысшего удивления.

Посмотрим, что говорят об этой эмоции учёные (психологи, физиологи). Они отмечают, что в самый «пик» удивления мысли отсутствуют, как будто останавливаются обычные мыслительные процессы. Появляется ощущение, как от слабого электрического удара: мускулы быстро сокращаются и как будто чувствуется покалывание «электрического тока», проходящего по нервам и заставляющего вас дернуться, вздрогнуть. В самый момент удивления человек ещё не знает, как реагировать на событие, его вызвавшее.

Для любого человека чрезвычайно важна готовность иметь дело с неожиданностями. Американский психолог подчеркивает:

 

«С эволюционной точки зрения неспособность существа изменять мотивационную установку после внезапного появления какого-либо хищного животного или возникновения опасной ситуации могла бы поставить его жизнь под угрозу».

 

Некоторые другие эмоции (горе, депрессия, тревога), вдруг возникнув, могут продолжаться очень долго. Если бы человека из депрессии не выводило удивление, которое резко меняет эмоциональное состояние, то ему грозила бы смерть. Учёные делают такой вывод: удивление очищает нервные пути для новой активности, отличающейся от предыдущей.

Всё, о чём мы говорили, — это скорее самый общий биологический смысл эмоции удивления в жизни человека. (Возможно, удивление, но только в другой форме, особенно с точки зрения биологического смысла, испытывают и животные.) Теперь порассуждаем о значении этой эмоции в человеческих отношениях, в наших более тонких психологических переживаниях. Вслед за кратковременной эмоцией удивления чаще всего приходят другие эмоции: либо страх, ужас, гнев — тогда надо спасаться или выручать других; либо восхищение. Вот и получается, что мы привыкаем к прекрасному и не удивляемся ему, теряем и способность восхищаться прекрасным. Обедняется мир наших эстетических переживаний, мы даже новое автоматически относим к привычному и проходим мимо.

Религиозное сознание, вера, содержание многих молитв построены на непреходящем удивлении перед совершенством — внутренним и внешним — красотой сотворенного Богом мира. Поэтому вера поддерживала даже в самом простом, не искушённом в эстетических переживаниях человеке высшее духовное удивление, выводило его из серой привычности буден.

Дети не привыкли к окружающему настолько, насколько мы, взрослые. Новизна мира и его явлений для них свежи и вызывают частое удивление и вопросы. (Помните: с удивления начинается философия!) Старайтесь удовлетворять их, втягиваясь при этом сами в удивительный мир ребёнка, старайтесь смотреть на всё его глазами, по крайней мере, когда вы с ним вместе. Это поможет и вам вырваться из круга привычного, давно приевшегося. И уже, что совсем недопустимо, это — раздражённое заявление ребёнку такого примерно рода: «Ну что ты на всё таращишься? Что здесь удивительного? Я спешу, а ты с какой-то ерундой!» Если ребёнок чему-то удивился, то это уже само по себе свидетельствует о важности для него. Не лишайте ребёнка ярких удивительных красок мировосприятия, а, наоборот, сами освежите с его помощью свои впечатления.

Зная силу этой эмоции и её последствия, мы как бы искусственно вызываем её у других: дарим неожиданные подарки, устраиваем сюрпризы и розыгрыши. Если розыгрыши добры, и вы уверены, что не обижаете другого, то это — действительно прекрасная возможность проявить своё остроумие, выдумку, фантазию. Приятный и неожиданный подарок, сюрприз также могут вызвать сильные положительные эмоции: восторга, благодарности, желания доставить приятное тому, кто разбудил у вас столь сильные и прекрасные чувства.

Можно, конечно, готовить сюрприз с самыми добрыми намерениями, но не рассчитать всех его последствий чего-то недоучесть и всё-таки обидеть человека. Будьте осторожны! И, уж, конечно, надо потратить много душевных сил, чтобы загладить свою невольную вину.

Нам теперь ясно, что удивление важно и для умственного, и для эстетического, и для нравственного развития детей. С помощью удивления ребёнка можно вывести из любой истерики, устойчивого упрямства, агрессии, так что в этом смысле удивление выполняет и психологическую функцию.

Культурные формы внешнего проявления эмоции удивления предполагают достаточную сдержанность Даже и при сильнейшем внутреннем взрыве, что способствует очищению выражения от некоторой глуповатости.

Удивляйтесь миру вместе с детьми — это так важно!

 

ПОЖАЛУЙСТА, ЧТО-НИБУДЬ ПОХОЛОДНЕЕ!

 

Днём в детском саду Миша и Даша заметили много нового, достойного внимания.

Миша, например, когда выходил из своего дома, удивился тому, какой добрый пёс Чап. Чап был ничейный и обычно сидел около какого-нибудь подъезда, но никогда ничего не выпрашивал. Миша остановился возле собаки, пёс с готовностью протянул мальчику лапу. Глаза были добрые и очень, очень умные. «Сейчас что-нибудь скажет», — невольно подумалось Мише. Но он тут же засмеялся. И поспешил за сестрой.

Даша шла и вертела головой налево — направо. Мысли у неё были во многом сходные с Мишиными. «Да, много удивительного вокруг, — думала девочка, — надо только уметь видеть. Даже в самом простом много удивительного!» Придя к такой сложной мысли, Даша совсем запарилась.

Тут они и пришли в детский сад, и начался обычный день. Но нет! Не совсем обычный… Дети стали по-другому смотреть вокруг. Они радостно удивлялись всему хорошему, красивому и их удивление привлекало и других детей. Удивлялись они и злому, недобромук особенно, когда Саша Огурцов перед обедом вымазал стульчик Светланы кашей, и Света на него села. Она села и сразу же побледнела и застыла на стуле, не шевелясь. Саша начал смеяться и кричать: «Это сюрприз!» Некоторые ребята тоже засмеялись, не поняв, в чём дело. Но Миша и Даша насмотрелись подобных сюрпризов.

 

Миша очень удивился глупой шутке Саши, а Даша с удивлением подумала, что Саша злой и недобрый.

Много чего ещё было за день. Миша время от времени нащупывал в кармане серебряную подковку и который раз удивлялся, вскидывая брови и поводя головой из стороны в сторону. Как-то не верилось: тогда он потихоньку вытаскивал подковку из кармана.

 

Вечером, как обычно, аромат старинных духов вызвал из прошлого Натали. Она вежливо поздоровалась, спросила детей об их впечатлениях за день, о здоровье родителей и бабушки и, наконец, спросила:

— Так куда сегодня?

Миша солидно заметил:

— Мне до сих пор жарко от этого пожара в павильоне. Давайте куда-нибудь, где похолоднее.

— Да-да, — подхватила Даша.

— Но ведь это не просто холод, мы попадём в особенные страны. Вам там может стать слишком холодно и неуютно, — Натали голосом подчеркнула слово «слишком».

Но чем больше отговаривала ребят Натали, тем больше им хотелось туда попасть.

— Мы оденемся потеплее, — и Миша натянул два свитера.

Даша тоже не отставала от него.

— Боюсь, что там это не поможет, — грустно покачала головой Натали, но всё-таки согласилась. — Хорошо, совсем ненадолго.

 

И они оказались в стране, где кругом высились каменные дома, которые смотрели на них зашторенными окнами (хотя в этой стране сейчас был день), деревья стояли голые и какие-то одинокие, зелени нигде не было. Было очень холодно.

— Бр-р-р-р, — произнесла Даша и закуталась получше в свою толстую кофту. Дети быстро поняли, что холод разлит не только в воздухе, он исходит от домов, от блестящих вытянутых тел машин, от деревьев, даже от солнца, которое светило прямыми, не греющими лучами.

— Где мы? — прошептала Даша.

— Это Высокомерия, — объяснила Натали. — Здесь самый главный правитель — Высокий Мэр. Он презирает всех остальных; около него несколько приближённых — они презирают нижестоящих и т. д. Даже самый большой бездельник и попрошайка в этом городе найдёт кого презирать, например, обездоленного пса.

Миша сразу вспомнил Чапа и подумал, как же можно презирать такого отличного пса.

А какие тут были жители! Они все проходили мимо детей, слегка задрав голову, часто презрительно вскидывали брови, у некоторых нижняя губа была оттопырена. От них веяло леденящим холодом.

— Да, от такого холода не спасёт одежда, — прошептала Даша. У неё уже посинели губы.

Они шли по улице, на них никто не обращал внимания, все презрительно отворачивались.

По главной магистрали промчался в удивительном сверкающем автомобиле Высокий Мэр. Дети не смогли рассмотреть его, потому что белые шторки в машине были задёрнуты. Но зато повеяло просто полярным холодом.

— Тут нам нельзя останавливаться, — сказала Натали.

И дети поняли, почему. Там, где стояли Даша и Миша, на промёрзлой и каменистой земле неожиданно проросла трава.

— В нас сейчас узнают чужих. Они здесь этого не терпят, — всегда такая сдержанная, сейчас Натали даже вскрикнула. — Для Высокомерии в нас слишком много тепла.

И дети всё поняли, и не стали расспрашивать, какого такого тепла. И когда Натали достала свой веер, они облегчённо вздохнули.

 

О презрении, высокомерии

(эмоциональный практикум для взрослых)

 

 

Начнём с того, что из трёх эмоций, составляющих понятие «враждебность», — гнева, отвращения и презрения, — презрение является наиболее холодной эмоцией. Учёные полагают, что в эволюции презрение, возможно, исполняло конструктивную функцию в развитии самообороны, в частности, как средство подготовки индивида или группы к встрече с опасным соперником (например, как самовнушение такой мысли: «Мы сильнее их, мы лучше»). Однако, повторяем, это гипотеза, в которой учёные пытаются нащупать конструктивную и адаптивную функции эмоции презрения в современной жизни и её роль в эволюции.

Можно сказать, что политические структуры отдельных государств, особенно с тоталитарной, пирамидальной структурой власти, прямо способствуют развитию этой эмоции в глобальных масштабах, когда высокие слои общества презирают «нижележащие» слои. Какие же ситуации могут вызвать презрение? Понятно, те, в которых человеку необходимо чувствовать себя умнее, сильнее, лучше в каком-то или во многих отношениях, чем лицо, которое он презирает. Ревность, жадность, соперничество способствуют появлению высокомерия, презрения (часто как защитная эмоциональная реакция).

Вам, конечно, знакомо выражение презрения, превосходства на чьём-либо лице. Всмотритесь в это изображение.

Ощущали ли вы на своём лице такое выражение? Вспомните, когда. Ведь презрение, пожалуй, только тогда конструктивно и даже необходимо, когда оно направлено против тех, кто действительно его заслуживает: палачей, преступников самых различных рангов.

Особенно тогда, в тех ситуациях, когда у человека нет никакого другого оружия, кроме презрения, когда он безоружный находится в руках вооружённых мучителей. Известно, что презрение в подобные моменты помогает победить страх.

Но всё это относится к самым общим представлениям об этой эмоции. А что же можно сказать о роли презрения в воспитании? Ну, во-первых, из всего предыдущего текста ясно, что по отношению к детям оно недопустимо, да и скорей невозможно, поскольку сама уже позиция взрослого автоматически возвышает взрослого над ребёнком (хотя очень часто ничего «возвышенного» в конкретном взрослом и нет!).

Так что просто никогда не испытывать презрения к детям — далеко ещё не заслуга. Необходимо уважать ребёнка, понимать и принимать его таким, какой он есть, делая всё возможное, чтобы те условия, в которых он живёт, были бы личностно-развивающими. Собственно об этом — и вся книга в целом.

Во-вторых, очень важно не демонстрировать своё презрение в присутствии детей к знакомым людям (особенно!) и к незнакомым. Эмоции, как уже говорилось многократно, перенимаются ребёнком, и высокомерие, презрение — не те чувства, которые ребёнок может с положительным эффектом использовать в своих контактах. Эта эмоция является слишком «взрослой», и для своего осознания, определения места в жизненном контексте, оценки, безусловно, требует определённого жизненного опыта, культуры и знаний. Ведь даже, если у нас есть серьёзный противник — этого ещё недостаточно, чтобы презирать его. Презирают недостойных противников и в особых условиях (мы уже говорили об этом), в принципе надо уметь уважать своих противников.

Но если уж вашим детям пришлось как-то столкнуться с подобными ситуациями (в кинофильме, в чьём-то рассказе), объясните им, что может случиться, когда бороться невозможно, сделать ничего нельзя и единственно, что остаётся, — это холодно отстраниться от злых, недостойных людей, почувствовать себя выше их, так как другой защиты больше нет. Конечно довольно трудно растолковать всё это детям. Пусть они не всё поймут, но важно чтобы вы подчеркнули исключительную редкость проявления этой эмоции особые обстоятельства, при которых допустимо презирать других.

И, в-третьих, хотелось бы остановиться на так называемом, житейском высокомерии, ничем не оправданном и основанном на ложных мотивах собственного превосходства. Мы уже упоминали о тех случаях, когда взрослые позволяют себе выражать презрение к знакомым в присутствии детей. Но сейчас мы поговорим о несколько других ситуациях: когда воспитатели, педагоги, врачи, медсестры и другие лица, связанные с детским учреждением (особенно они, но также и остальные лица на служебных постах: чиновники, продавцы, администраторы и т. д.), считают возможным выразить своё презрительно отношение к родителям, считая их недостойными воспитывать (возможно, справедливо считая), при их же детях. Нельзя забывать, что наше отношение к недостойным отцу или матери совсем не совпадает с отношением к маленьких детей. Им это настолько тяжело переносить, что может вызвать у чувствительных детей психическую травму. Разбираться с родителями только конфиденциально, если — есть на это права. Но всё-таки при этом унижать даже «самого недостойного» родителя презрением не стоит, и делу это не поможет, скорее наоборот — разведёт мосты понимания. Ведь проявление чувства презрения требует совершенно исключительных обстоятельств, но мы говорили об этом.

Добавим ещё, что чувство презрения может оказаться полезным, если его направить на собственный страх, но это скорей метафора: «презирать свой страх», ведь вернее всё же его преодолевать — это эффективнее, не так ли?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...