Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

старший дошкольный возраст

Сюжетно-ролевые игры

(методические рекомендации).

 

 

В старшем дошкольном возрасте идёт активное развитие коллективных игр. Расширяется тематика игр, обогащается сюжет, развёртывается содержание игр.

Дети отражают в играх не только труд и деятельность людей, но их чувства и взаимоотношения. Этому способствует расширение источников: знания из книг, рассказ о взрослых, наблюдений, экскурсий, нового жизненного опыта.

В играх активно выделяется подготовительный этап:

· дети договариваются о теме игры;

· распределяют роли самостоятельно;

· разворачивают сюжетные линии.

Это и есть планирование, которое способствует развёртыванию игры и устанавливанию правильных отношений между детьми. Возрастают требования к качеству выполнения ролей. Дети сами готовят игровую обстановку. В играх больше участников. Дети используют сложные игрушки, модели.

РУКОВОДСТВО ИГРАМИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА:

Задача: развитие самостоятельности и самоорганизованности, обогащение содержания игр.

· использование детской литературы для обогащения знаний детей;

· продумывание новой темы игры: рассказы из детства и т.д.

· оценка поведения играющих: поощрения, похвала, подсказ, осуждения;

· Участие в сговоре детей о предстоящей игре;

· помощь по ходу игры: подсказ, совет, вопрос;

· вхождение в роль и игры детей;

· отношение к постоянным положительным и отрицательным лидерам;

· игры по мотивам сказок мультфильмов и т.д.

 

Тема Школа
Цель -дать детям представления о том, что в школе детей учат разным наукам; уроки ведут разные учителя, о правилах поведения в школе; -развивать умение совместно намечать план игры, последовательность игровых действий, распределять между собой роли, подбирать атрибуты к игре; -воспитывать доброжелательность, уважение к интересам товарищей.
Предварительная работа Беседы с детьми о труде учителя, о Дне учителя. Экскурсия в школу: на пришкольный участок, в класс, в школьную библиотеку, столовую. Знакомство с атрибутами школы. Изготовление тетрадей, дневников и т.д. Рассказывание детям о правилах поведения в школе.
Роли и действия Учителя - ведут уроки рисования, математики, физкультуры, ознакомление с природой. Учат школьников рисовать, считать, выполнять упражнения, знакомят с животными, растениями. Директор – следит за порядком в школе, подаёт звонки. Школьники – правильно сидят на уроках, выполняют задания учителей, отвечают на вопросы.
Игровая обстановка Столы-парты для учеников. Доска, мел, принадлежности для изо-деятельности, физкультурные снаряды, счётный материал, указка, картинки и картины.
Варианты игры Связь с игрой «Дочки – матери» - мама собирает детей в школу, сама работает учителем в школе. «Строительство школы». В школе работает кафетерий.

 

 

Тема Ветеринары
цель - продолжать учить детей планировать свою игру, договариваясь о месте игры, необходимых условиях, атрибутах и пособиях; учить детей самостоятельно изготавливать и подбирать атрибуты для игры; - развивать активное речевое общение детей в процессе игры; - воспитывать любовь и бережное отношение к животным, дружные отношения друг с другом.
Предварительная работа - беседа о профессии ветеринара; - экскурсия в ветаптеку, беседа с фармацевтом; - составление альбома «Наши четвероногие друзья»; - беседы и рассказы о животных; - рисование «Наши домашние питомцы»; - изготовление игрушек самоделок: животные из бумаги, сшитые из ткани, градусники, бинты, рецепты, справки; - наблюдение за животными и уход за ними.
Роли и действия - ветеринар – лечит животных, делает уколы, перевязки, мажет раны мазью, зелёнкой, слушает; - аптекарь – выдаёт лекарства, даёт советы о том, как их принимать; - санитар – помогает ветеринару, выписывает рецепты, помогает хозяевам животных; - водитель скорой- выезжает по вызову, помогает перевезти животных; - хозяева – заботятся о своих животных, проверяют их у врача.
Игровая обстановка Халат, шапочка, сумка – аптечка, банки, бинты, шприцы, вата, градусник, фонендоскоп, «витаминки». Игрушки – животные, машина скорой помощи из стульчиков, стол для ветеринара, кушетка.
Варианты игры «Ветаптека», «Скорая ветпомощь», «Ветлечебница».

 

 

Тема Почта
цели - познакомить детей с трудом работников почты; уточнить представления детей об обязанности почтальонов и людей, работающих на почте; - продолжать учить детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетном игры, используя атрибуты; -развивать творческое воображение; - воспитывать уважение к труду почтальонов, понимание его необходимости и полезности.
Предварительная работа Экскурсия на почту, беседы о труде работников почты, наблюдения за работой почтальона, рассматривание иллюстраций, картин; чтение произведений о труде почтальона. Изготовление атрибутов для игры: рисование марок, склеивание конвертов, подбор открыток и журналов.
Роли и действия - почтальон – занимается доставкой писем, газет, журналов. Получает их на почте и разносит по адресам. Работники почты вынимают письма из почтовых ящиков на улице и относят их на почту. Работники почты сортируют письма по адресам, принимают и отправляют бандероли, посылки, продают конверты и открытки; - люди пишут друг другу письма, посылают телеграммы, где спрашивают о здоровье, о делах, поздравляют с праздниками. Письма отправляют в конвертах, также выписывают газеты и журналы.
Игровая обстановка Почтовые ящики, сумки для почтальонов, на почте – столы, за которыми принимают и сортируют корреспонденцию, продают конверты и марки. Бумага, ручки, карандаши для написания писем. Посылки, марки, конверты сделанные своими руками.
Варианты игры - совместить с игрой «Дочки-матери». - «Морское путешествие», «Пограничники». - «Туристический поход», «Стройка».

 

Тема Ателье
Цель - познакомить детей с трудом работников ателье; закрепить умение пользоваться иголкой и ниткой; познакомить с тканью; продолжать учить наделять роли игровыми действиями; - развивать инициативу и творчество; - воспитывать любовь и уважение к труду, продуктам и результатам труда; воспитывать дружеские чувства и взаимоотношение в группе детей.
Предварительная работа Экскурсия в ателье, наблюдение за трудом закройщика, модельера, швеи. Организация в группе кружка «Умелые руки». Беседа о ткани, о её изготовлении, о видах ткани. Рассматривание пуговиц. Рисование кукольной одежды и её украшение. Знакомство с различными видами росписей, орнаментом. Рассматривание картин и фотографий, чтение стихотворений о труде людей на ткацкой фабрике.
Роли и действия - закройщик – выкраивает одежду; - модельер – предлагает посмотреть журналы мод, помогает выбрать красивое изделие, даёт советы; - швея – шьёт изделие, пришивает ленточки, выполняет швы и вышивку; - заказчик – просматривает журналы, делает заказ, посещает примерки, покупает готовое изделие, благодарит работников ателье.
Игровая обстановка Стол заказов, вывеска «Ателье», швейные машины, иголки, нитки, ножницы, игольницы, примерочная, мастерская из столов, за ними сидят швеи. Альбомы - журналы для просматривания.
Варианты игры Совместить с игрой «Семья», где мамы с детьми заказывают красивую одежду. Шьются костюмы для артистов цирка или для концерта. Ткань и украшения покупаются в магазине «Ткани».

 

Тема Морское путешествие или туристический поход
Цель - продолжать учить детей использовать строительный материал для сюжетно-ролевых игр, использовать в играх предметы – заместители; - развивать умение совместно намечать план игры, распределять роли, соблюдать правила в игре, вводить новые правила; - воспитывать навыки коллективной работы.
Предварительная работа - изготовление бескозырок, билетов, костюмов для индейцев, слушание музыки «Чунга – чанга»; - рассказы воспитателя о других странах, морях, островах, походов выдающихся людей; - рассматривание картинок и иллюстраций; - чтение художественной литературы.
Роли и действия Капитан корабля – отдаёт приказы о готовности корабля к плаванию, ведёт корабль. Моряки - следят за чистотой и порядком на корабле, выполняют приказы капитана. Штурман – держит штурвал и ведёт корабль. Кассир - продаёт билеты. Повар кормит команду и пассажиров. Артисты – индейцы развлекают пассажиров.
Игровая обстановка Корабль, сделанный из модулей; касса, где продаются билеты на корабль; буфет на корабле; подиум для выступлений.
Варианты игры Остановка на необитаемом острове, семья едет в путешествие. На корабле работает «Кафетерий». В ателье шьют одежду для артистов – индейцев.

 

 

Тема Библиотека
Цель - закреплять представления детей о библиотеке, об обязанностях библиотекаря и обязанностях читателей; - учить выполнять роль библиотекаря; - воспитывать любовь к книге, уважительное отношение друг к другу.
Предварительная работа - экскурсия в библиотеку, наблюдение за работой библиотекаря. Изготовление формуляров для игры, карточек, подбор и «лечение» книг и журналов, размещение их на полках; - рассказ воспитателя о посещениях библиотеки, о правилах поведения в ней.
Роли и действия - библиотекарь выдаёт книги, предлагает для чтения и рассматривания; предлагает картины и картинки, фотографии, открытки; напоминает читателям о правилах поведения в библиотеке и обращения с книгами; - читатель выбирает книги на стеллажах в читальном зале, рассматривает книги и другой предложенный материал.
Игровая обстановка Стол для библиотекаря, на столе коробочка для формуляров, для карточек, бумага для записи. Книги, журналы, картины, картинки, фотографии, открытки. Столы и стулья для читателей.
Варианты игры Школьники идут читать книги в библиотеку или менять прочитанные книги. «Семья» - мама выбирает книги для детей. «Парикмахерская» - выбирает журналы с причёсками.

 

Тема Космический полёт
цель - обогащать содержание игр детей; учить детей до начала игры согласовывать тему, распределять роли, подготавливать необходимые условия; учить применять конструктивные умения, полученные на занятиях; - совершенствовать речевое общение детей; - воспитывать привычку играть сообща.
Предварительная работа - чтение рассказов А. Митяева «12 апреля», «День космонавтики» и Л. Обуховой «Любимец века (Гагарин)»; - театрализованная игра по рассказу В. Драгунского «И мы тоже»; - беседа – рассказ воспитателя о космонавтах, их полётах, выходе в открытый космос с использованием иллюстраций; - оформление альбома «Наши космонавты»; - изготовление оборудования и атрибутов для игры.
Роли и действия - конструктор – делает проект ракеты (рисует); - инженер – механик – строит ракету; - пилот – космонавт, члены команды – управляют космическим кораблём, поддерживают связь с Землёй, выходят в открытый космос, наблюдают за звёздами; - врач – следит за состоянием здоровья космонавтов; - тренер – проводит физподготовку космонавтов.
Игровая обстановка Ракета из стульев и модулей, пульт управления, карты, телескоп, телевизионные установки для связи с Землёй, шлемы, аптечка, белый халат и шапочка для врача, парашюты, спортснаряды.
Варианты игры «Космическая станция», «Спецзадание». Связь с игрой в магазин – закупают продукты. Космонавты подстригаются в парикмахерской.
Тема Пограничники
Цель - продолжать обогащать содержание игр детей знаниями из окружающей действительности; - учить выполнять правила и нормы поведения в совместной игре; - продолжать учить совместно возводить игровые постройки; - способствовать установлению ролевого взаимодействия; воспитывать дружеские взаимодействия между детьми.
Предварительная работа - чтение А. Барто «На заставе», З. Александрова «Дозор», Л. Кассиль «Три защитника»; - беседа о пограничниках – защитниках Отечества с просмотром иллюстраций; - строительство заставы из моделей; - составление альбома «На заставе»; - экскурсия в военкомат, рассказы военнослужащих о своей работе; - изготовление игрушек – самоделок: рация, бинокли, сигнальные ракеты и флажки; - рисование «Граница».
Роли и действия - офицер – командир – учит солдат пользовать оружием, проводить с ними физподготовку; - пограничники (солдаты) – обходят границу, ловят нарушителей, выполняют команду командира; - повар- готовит пищу, кормит солдат; - врач – следит за состояние здоровья, слушает, делает перевязки; - радист – передаёт сообщения по рации в центр.
Игровая обстановка Указатели границы, застава, казарма из модулей, вольеры для собак, форма для пограничников, сигнальные флажки, радиопередатчики, компас, «оружие», игрушечные собаки, наручники, бинокли, карты личности.
Варианты игры «Морские пограничники», «Десантники».

 

Тема День рождения семьи
Цель - продолжать учить детей самостоятельно организовывать игры, развивать сюжет на основе знаний полученных при восприятии окружающего; - формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров по игре, готовить обстановку для игры; - воспитывать справедливость в оценке поступков (своих и сверстников).
Предварительная работа - чтение В. Осеева «Волшебное слово», Д. Гобс «Моя семья»; - задание детям: узнать дома о труде родителей; - беседы о труде родителей с использованием иллюстраций и фотографий; - создание альбома «Наши папы и мамы трудятся»; - инсценированное стихотворения С. Михалкова «А что у вас»; - составление рассказов «Как я живу дома»; - беседа «Моя помощь взрослым».
Роли и действия -мама, папа, бабушка, дедушка – убираются в квартире, готовят пищу, моют посуду, заботятся о детях: возят их в детский сад, сами ходят на работу, делают покупки в магазине, устраивают праздники; - брат и сестра – ходят в детский сад или школу, помогают родителям по дому; - дядя, тётя – приходят в гости с подарками, звонят по телефону; - знакомые, друзья – приходят в гости, поздравляют.
Игровая обстановка Мебель, посуда, угощения, игрушки, одежда или её элементы, бижутерия, сумочки, деньги, предметы гигиены, аптечка, книжки, подарки.
Варианты игры «В гостях», «Дача», «Пикнику», связь с игрой «Магазин», «Концерт», «Парикмахерская», «Больница».

 

 

Тема Транспорт, перекрёсток
Цель -продолжать учить самостоятельно организовывать игры, способствовать укреплению устойчивых детских игровых объединений; - формировать правильные взаимоотношения в коллективе детей, развивать речевое общение; - воспитывать дружелюбие.
Предварительная работа - экскурсия на перекрёсток; - беседы о разных видах транспорта, о работе водителя, регулировщика, о правилах уличного движения; - оформление альбомов: «Транспорт нашего города», «Правила уличного движения»; - строительство автобуса, гаража, другого транспорта; - чтение Е. Легал «Машины с нашей улицы», Н. Саконская «Песенка о метро», В. Маяковский «Кем быть?»; - изготовление дорожных знаков, машин из бумаги.
Роли и действия - водитель машины – «ведёт» машину, следит за погрузкой грузов, везёт их к месту назначения; - водитель автобуса – ведёт автобус, открывает и закрывает двери, объявляет остановки; - кондуктор – продаёт билеты, рассаживает пассажиров; - бензозаправщик - заправляет машины бензином; - автослесарь - ремонтирует машины, меняет колёса; - регулировщик - стоит на перекрёстке, пропускает машины, следит за выполнением правил уличного движения.
Игровая обстановка Гараж из модулей, автобус или машина из стульчиков; светофор, дорожные знаки, костюмы или их элементы для детей, жезл, проездные билеты, бензоколонка, «зебра», игрушки для обыгрывания.
Варианты игры «Гараж», «Поездка», «Светофор», «Метро», «Вокзал», «Бензозаправка», «Поезд».

 

 

Тема Строительство города
Цель - формировать дружеские взаимоотношения детей в коллективной строительной игре; - учить действовать по правилам, договариваясь, совместно выполнять постройки, переносить конструктивные умения в игру; - учить договариваться о будущей постройке, заранее распределять роли и обязанности в игре.
Предварительная работа - беседы с детьми: «Что значит вместе строить и играть?». «Наши игры на прогулке». Экскурсия на стройку, чтение художественных произведений: «Кто построил этот дом?» С. Баруздин. «Мой папа - строитель!» Э. Огнецвет. «Вместе тесно – врозь скучно»; - беседы с детьми о профессии строителей, водителей, архитекторов и других рабочих на стойке.
Роли и действия Архитектор – планирует предстоящее строительство города, руководит процессом строительства. Строители - возводят постройки: улицы, площади, магазины, театры, дома. Водите – на машинах доставляют строителям необходимый материал: конструктор мелкий и крупный или песок, воду и снег.
Игровая обстановка Крупный и мелкий строительный материал (песок, снег), машины, каски для строителей. Игрушки и предметы для обыгрывания постройки.
Варианты игры - «Праздник» - после постройки города, начать его украшать. - «Уличное движение» - расставить дорожные знаки, организовать пост милиционера, регулировщика. - «Путешествие по городу» - с посещением театров, магазинов.

 

Тема Парикмахерская
Цель -продолжать учить детей самостоятельно готовить обстановку и место для игры, подбирать необходимые атрибуты и пособия; - продолжать формировать умение развивать сюжет на основе знаний, полученных в повседневной деятельности и на занятиях; - воспитывать гуманные чувства и взаимоотношения.
Предварительная работа - экскурсия в парикмахерскую, наблюдение за работой парикмахера; - беседа о профессии парикмахера, встреча с ним, беседа о труде косметолога; - составление альбома «Салон красоты», «Мода». - рисование различных причёсок; - подготовка атрибутов и оборудования для игры.
Роли и действия - парикмахер – моет волосы, делает стрижки, закручивает волосы, делает причёски; - косметолог – выбирает косметику, красит брови, ресницы, ногти, даёт советы по уходу за кожей и нанесением косметики. - клиент – выбирает причёски, платит деньги, сушит волосы в сушуаре, посещает косметолога, благодарит за оказанные услуги.
Игровая обстановка Зеркало, столик и стул, одежда для парикмахера, накидка для клиента, баночки из-под шампуней, кремов, красок для волос, деревянные бигуди, колпак для сушки, расчески, фен, полотенца, банты, заколки, коробочки из-под косметики, кошельки, деньги.
Варианты игры «Салон красоты». Можно связать с игрой «Дочки – матери», «Концерт».

 

Тема Цирк или концерт
Цель - вызвать у детей желание передать атмосферу праздника, радости, веселья; - развивать умение совместно намечать план игры, распределять роли и наделять их игровыми действиями; - приучать детей соблюдать дисциплину и правила игры; развивать инициативу, творческую активность; - воспитывать дружеские чувства и взаимоотношения.
Предварительная работа Подготовка номеров для выступления, разучивание стихов и песен, посещение детьми (с родителями) концерта и цирка. Подбор атрибутов, элементов костюмов, изготовление подиума для выступлений. Изготовление кошельков с деньгами и билетов.
Роли и действия - кассир – продаёт билеты. - контролёр – проверяет билеты и рассаживает зрителей. - конферансье – объявляет номера. -артисты –выступают с номерами: клоуны, жонглёры, акробаты, дрессировщики с животными, певцы и чтецы. - зрители (они же артисты) смотрят и аплодируют.
Игровая обстановка Касса, сцена или подиум, ряды из стульев для зрителей. Костюмы и атрибуты для артистов.
Варианты игры Сочетание с игрой «Семья», «Школа», «Детский сад», «Строительство». В цирке может работать магазин по продаже игрушек и кафетерий.

 

 

Тема Кафетерий
Цель - дать детям представления о труде людей, работающих в сфере обслуживания. Закрепить знания о профессии повара, кассира, познакомить с профессией официанта; раскрыть значение этих видов трудовой деятельности; - развивать у детей способность развёртывать игру, согласовывать собственный игровой замысел с замыслом других детей; - воспитывать доброжелательность; - учить использовать атрибуты – заместители.
Предварительная работа - беседы о труде продавца, кассира, повара, об операциях их деятельности; посещение (в свободное время с родителями) кафетерия, наблюдение за работой обслуживающего персонала; - изготовление атрибутов для игры: хлебобулочные изделия, конфеты, торты, горячие блюда, изготовление кошельков, чеков, сумочек и т.д.
Роли и действия - повар – готовит пищу: салат, мясо, стряпает пирожки; - кассир – принимает деньги к оплате, выдаёт чеки; - официант – сервирует стол, подаёт блюда; - посетители – приходят в кафе покушать или что-то купить; делают заказ, кушают, благодарят за покупку.
Игровая обстановка Касса, стол для приготовления пищи, прилавок, столы и стулья для посетителей, набор игрушечной посуды для приготовления пищи и для сервировки стола, игрушечные продукты питания.
Варианты игры - сочетание с игрой «Магазин» - работники кафе закупают продукты в магазине. - «Дочки-матери» - на прогулке семья заходит в кафе пообедать.

 

Тема Магазин
Цель - учить детей до начала игры согласовывать тему, распределять роли, подготавливать необходимые условия и материалы; - формировать умения согласовывать свои действия с действиями партнёра, его интересами, идти на компромисс; - воспитывать ролевое взаимодействие и дружбу.
Предварительная работа - экскурсия в магазин, наблюдение за работой продавца и кассира; - беседа с детьми о данной профессии, её пользе; - оформление альбома «Кем быть?»; - составление детьми рассказов «За что спасибо?», «Как покупали куклу» и т.д. - изготовление атрибутов и пособий для игры.
Роли и действия - продавец - предлагает товары, проверяет чеки, продаёт товары, даёт советы о покупках, помогает примерить одежду и украшения; - кассир – выбивает чек, пересчитывает деньги, даёт сдачу; - грузчик – приносит товар со слада, помогает отнести товар домой; - покупатель – выбирает товар со склада, помогает отнести товар домой; - покупатель – выбирает товар, платит деньги в кассу, чек отдаёт продавцу, берёт товар, благодарит работников магазина за покупку.
Игровая обстановка Витрина, прилавок (полочки), униформа для продавцов, сумки, кошельки, кассовый аппарат, чековая лента, весы, ценники, линейка для продажи ткани, ящики для продуктов. Игрушки – заместители для разных видов магазинов.
Варианты игры «Супермаркет», «Универсам», «Ларёк», «Киоск».

 

Тема Больница
Цель - обогащать содержание детских игр, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов; - продолжать учить детей готовить необходимую игровую обстановку и дополнять её необходимыми игрушками – самоделками; - развивать активное речевое общение детей; - воспитывать дружеские чувства между детьми, взаимопомощь.
Предварительная работа - экскурсия в кабинет медсестры, наблюдение за её работой; - приглашение врача для беседы и демонстрации инструментов; - чтение рассказов Л. Кассиль «Сестра», Н. Туригина «Человек заболел»; - театрализованная игра по сказке К. Чуковского «Айболит»; - беседа «Врачи – наши друзья».
Роли и действия - врач – (разные) терапевт – осматривает больного, слушает, ставит градусник, смотрит горло, выписывает витамины; - фармацевт в аптеке – выдаёт витамины, советует, как лучше их принимать; - медсестра физиокабинета – проводит прогревание, ставит банки, горчичники; - медсестра – вызывает больных, выписывает справки, взвешивает, измеряет рост; - пациенты – приходят сами или с игрушками к врачу.
Игровая обстановка Стол, белая скатерть, кушетка, белые халаты, шапочки, справки, карточки, градусники, фонендоскоп, весы, шпатели, физиоаппарат, банки, горчичники, бинт, шприц, витамины.
Варианты игры «Скорая помощь», «У разных врачей», «Реанимация», «Несчастный случая».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...