Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Крестовые походы и их значение. Рыцарские ордена




Крестовые походы представляли собой грандиозные военно-колонизационные предприятия западноевропейских феодалов в странах Ближнего Востока, охватывающие период c конца XI до конца XIII вв. Они получили своё название от того, что начертанной на их знамёнах целью походов было отвоевание христианами Палестины — Святой Земли из рук «неверных» мусульман.

Причины крестовых походов:

Главной проблемой, с которой столкнулась Западная Европы того времени, была проблема перенаселённости. Ближайшим следствием этого стал рост населения, обусловленный снижением смертности, прежде всего — детской. В западноевропейской деревне возник многочисленный слой избыточного населения, страдавший от малоземелья и нищеты. Младшие сыновья рыцарских семей, остававшиеся без земельного наследства, не имели иных источников средств к существованию, кроме наёмничества и разбоя на дорогах. Они представляли собой самый беспокойный слой населения Западной Европы, угрожавший самому её будущему. Сложившееся положение усугубили многочисленные природные аномалии второй половины XI века, обернувшиеся неурожаями и голодом.

В этих условиях с воодушевлением была воспринята идея отвоевания Святой Земли, захваченной мусульманами-арабами ещё в VII веке. Роль организатора крестовых походов взяла на себя католическая церковь. Римская курия надеялась благодаря походам не только укрепить свой духовный авторитет, но и сделать решительный шаг на пути к утверждению папской теократической власти над всей Западной Европой и захваченными на Востоке землями.

В 1095 году на церковном соборе в южнофранцузском городе Клермоне папа Урбан II призвал выступить в поход, обещая погибшим вечное блаженство, а живым — богатство и благополучие в Святой Земле. Многие из присутствовавших на соборе начали немедленно нашивать на одежду красные кресты в знак принятия обета участвовать в походе. Отсюда происходит название «крестоносцы».

Весной 1096 года в поход отправились самые обездоленные жители Западной Европы — деревенская беднота, увлекаемая фанатичными предводителями. Добравшись до Константинополя и переправившись через Босфор в Малую Азию, они были без труда разгромлены турками-сельджуками и были либо перебиты, либо обращены в рабство.

Осенью того же года в поход отправились рыцарские ополчения из разных стран Европы. Несмотря на встретившиеся на их пути трудности и противоречия между честолюбивыми предводителями ополчений 15 июля 1099 года крестоносцам удалось штурмом овладеть Иерусалимом, а жестокая расправа западных рыцарей над населением города оказалась печальной неожиданностью для народов Востока.

На завоёванных землях крестоносцы основали свои государства. Крупнейшим из них стало Иерусалимское королевство. В вассальной зависимости от него находились Антиохийское княжество, а также графства Эдесское и Триполи.

После завоевания крестоносцами Иерусалима огромный поток паломников устремился на Святую землю. Девять бедных рыцарей добровольно взяли на себя обязанность охранять их. В 1119 году они основали свой орден, назвав его «Нищие рыцари». Но это не был ни монашеский орден, ни организация духовенства. Осуществляя защиту паломников, рыцари этого ордена занимались сбором пожертвований и пропагандой своих идей. В качестве поддержки ордену иерусалимский король уступил им здание церкви, расположенный вблизи Храма Соломона. Поскольку по-французски слово «храм» звучит как «тампль», то впоследствии рыцарей ордена стали называть «тамплиерами» или «храмовниками».

Число рыцарей ордена увеличивалось за счет приема новых членов. Идеологом нового ордена выступил Бернард Клевросский, под покровительством которого в 1128 году был утвержден устав тамплиеров. Именно он предложил белый цвет одежды для рыцарей ордена, на которую впоследствии стали нашивать красный крест, символизирующий крестовый поход за веру.

То, что орден был необычным, подтверждало их совмещение монашества с войной. Они прекрасно владели оружием и применяли его при сражении «за добро, ради Христа».

Тамплиеры делились на две категории — на рыцарей и служителей (они не смели право носить оружие). Управлял орденом великий магистр, имеющий неограниченную власть. Штаб-квартира великого магистра находилась в Иерусалиме. Избирался он конвентом (собранием ордена). Вторым по значению в ордене был великий сенешаль. За ним следовали великий маршал, командоры и региональные магистры.

Папа даровал ордену привилегии: независимость от судебных властей, возможность присваивать трофеи, разрешил строить тамплиерам свои церкви. В то время вокруг тамплиеров возникало много сплетен и домыслов, и, как утверждают историки, были значительно преувеличены роль, значение и богатство ордена. Несмотря на то что тамплиеры были воинствующим орденом, они не превратились в убийц. Основной задачей их оставалось поддержание мира. По подобию ордена тамплиеров был создан Тевтонский орден.

Но несмотря на все усилия крестоносцев уже в середине 40-х годов XII века их владения стали таять. После гибели Эдесского графства в 1147 году был организован Второй крестовый поход, который потерпел неудачу.

После того как в 1187 году правитель Египта Саладин (Салах-ад-Дин) захватил Иерусалим, состоялся третий, самый грандиозный по замыслу крестовый поход, в котором приняли участие три самых сильных и знаменитых монарха Западной Европы — император «Священной Римской империи» Фридрих I Барбаросса, короли Франции и Англии Филипп II Август и Ричард I Львиное Сердце. Но и этот поход завершился безрезультатно.

В 1202 году знаменитый римский папа Иннокентий III организовал Четвёртый крестовый поход. Однако собравшиеся в Венеции крестоносцы, намеревавшиеся первоначально высадиться в Египте, изменили маршрут, вмешавшись в борьбу претендентов на престол Византийской империи, а затем, подвергнув в апреле 1204 году страшному разгрому Константинополь, основали на землях Византии собственное государство — Латинскую империю — и отказались от планов похода против мусульман.

Четвёртый крестовый поход обозначил начало кризиса крестоносного движения. В XIII веке состоялось ещё четыре крупных крестовых похода, но они имели лишь относительные успехи, а в 1291 году крестоносцы потеряли последнее владение в землях Ближнего Востока — крепость Акру.

Исторические последствия крестовых походов были тем не менее весьма значительными для развития средневекового Запада. Поглотив беспокойную рыцарскую вольницу, они избавили Западную Европу от перспективы бесконечных грабежей и опустошений. Благодаря крестовым походам были установлены устойчивые торговые связи между Ближним Востоком и западноевропейскими городами Средиземноморья (прежде всего, североитальянскими республиками Венецией и Генуей), что, в свою очередь, способствовало оживлению торговли и подъёму городов в странах Западной Европы. Наконец, усвоение культурных достижений народов Востока (включая обычай мытья рук перед едой) способствовало ускорению развития Запада, набиравшего с каждым столетием всё более высокий темп и превратившегося к концу средних веков в самый экономически развитый регион мира, который обладал мощнейшим военным потенциалом. Последнее обстоятельство позволило Западу перейти на пороге Нового времени к колониальным захватам.

 

Русь и Золотая Орда.

Начало политической истории Золотой Орды относится к 1243 году, когда Батый возвратился из похода в Европу. В этом же году великий князь Ярослав первым из русских правителей прибыл в ставку монгольского хана за ярлыком на княжение. Золотая орда была одним из крупнейших государств средневековья. Ее военная мощь в течении долгого времени не имели равных Дружбы с ордынцами искали правители даже отдаленных стран. По территории орды проходили важнейшие торговые маршруты, связывающие Восток и Запад.

В 1227 г. Чингисхан умер. В соответствии с его завещанием, обширные владения монголов были разделены на области (улусы) во главе с его сыновьями и внуками. Одному из внуков Чингисхана, Батыю, досталась часть земель от Иртыша и далее на запад до тех пределов, до которых доходили копыта монгольских коней. Эту территорию предстояло еще завоевать. Новый поход монголов на запад, во главе которого оказался Батый, стал общемонгольским делом. Покорив половцев и волжских болгар, завоеватели зимой 1237 г. двинулись против Руси. К сожалению, из поражения на Калке не было извлечено необходимых выводов, русские по-прежнему плохо представляли характер грозного противника.

Первым из русских земель подверглось опустошению Рязанское княжество. Рязанские князья отказались подчиниться монголам. В то же время их просьба о помощи, обращенная к великому владимирскому князю Юрию Всеволодовичу, осталась без ответа. Рязанское княжество было опустошено и разорено. Столица княжества Рязань после нескольких дней непрерывного штурма взята и разграблена, ее население вырезано. С самого начала вторжения завоевателей население Руси оказывало им упорное сопротивление. Сохранилось сказание о замечательном подвиге рязанского боярина Евпатия Коловрата, который сам напал на войско Батыя, сумел нанести большие потери врагу и героически погиб в бою с захватчиками.

Опустошив Рязанскую землю, войска Батыя двинулись на Владимиро-Суздальское княжество. Монголы разорили и сожгли Коломну, Москву. В феврале 1238 г. они подошли к столице княжества – Владимиру. В это время великий князь Юрий Всеволодович находился вне столицы, собирая необходимое для сопротивления войско. После ожесточенного штурма Владимир был взят и подвергнут полному разрушению. Вскоре после этого на р. Сити (правый приток реки Мологи) владимирское войско было уничтожено монголами, сам князь Юрий Всеволодович в ходе битвы погиб.

Разорив Владимирскую землю, монголы двинулись на Новгород, но примерно в 100 км от Новгорода Батый повернул на юг. Потери в людях и конском составе заставили монголов прервать на время поход и направиться для отдыха в половецкие степи.

Примерно через полтора года завоеватели обрушились на южно-русские земли. Ими были разорены Переяславль, Чернигов. Зимой 1240 г. войска Батыя взяли и разграбили Киев. Затем через Галицко-Волынскую землю войска завоевателей вторглись в Венгрию и Польшу и в своем продвижении на запад дошли до Адриатики. Однако усталость от длительного похода, усиление борьбы за власть вокруг трона правителя Монгольской империи, а главное, непрекращающееся сопротивление разоренных, но до конца не покоренных русских земель, заставило завоевателей прекратить дальнейшую войну в Европе.

Основная часть войск Батыя вернулась в прикаспийские степи, где был основан город Сарай – центр нового государства, получившего впоследствии название Золотая Орда. Некоторое время государство это находилось в номинальном подчинении от великого монгольского хана, пребывающего в Карокаруме (на территории Монголии). Со временем ордынские ханы стали пользоваться полной самостоятельностью. Под властью Золотой Орды в период ее расцвета находились огромные территории Восточной Европы, Западной Сибири, Средней Азии. Оказавшись под властью монголов, русские земли вынуждены были признать свою вассальную зависимость от потомков Чингисхана. Русские князья (и прежде всего старший среди них — великий владимирский князь), а также митрополит должны были утверждаться особыми грамотами (ярлыками). Ханы широко применяли практику заложничества, подкупы, убийства, обман, стремясь использовать отсутствие политического единства на Руси. Главная часть податей, наложенных на русские земли, составляла дань. Она вначале собиралась в натуре, а потом была переведена на серебро, т.е. на деньги.

Для надзора за русскими землями в первое время ханы держали в русских городах наместников – баскаков, постепенно свернувших свою деятельность к концу XIII в.

После установления вассальной зависимости от Монгольской империи в политике русских князей по отношению к завоевателям можно проследить две линии. Первая из них заключалась в стремлении немедленно добиться освобождения от монгольского владычества, оказывать Орде открытое вооруженное сопротивление. В условиях существенного неравенства сил подобные действия носили героический, но безнадежный характер. Попытки некоторых князей (например, Даниила Галицкого) продолжить борьбу с монголами оказались тщетными.

Вторая, более осторожная и гибкая, линия реализовывалась в действиях великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича и, особенно, его сына, Александра Невского (великий князь Владимирский в 1252-1263 гг.). Эта политика строилась с учетом того, что, кроме опасности с востока Руси угрожала крестоносная угроза рыцарских орденов на северо-западе. Поддерживая мирные отношения с ханами Золотой Орды, используя в своих интересах их противоречия с правителями Каракорума, Александр Невский всячески стремился укрепить свою власть как старшего среди русских князей. В этой политике владимирского князя поддерживало руководство русской православной церкви, видевшее для себя большую опасность в экспансии римской католической церкви, чем в веротерпимых правителях Золотой Орды. Далеко не все современники одобряли эту умеренную по отношению к монголам линию действий. Однако, когда Александр Невский умер, то вскоре стало очевидно, что этот незаурядный государственный деятель и политик, проводил, видимо, единственную реальную в тех условиях политику, которая давала возможность выживания русских земель.

Н. М. Карамзин считал, что зависимость от монголов способствовала преодолению раздробленности русской земли, созданию единой государственности, подводя русских к мысли о необходимости объединения. Разделяя эту мысль, В. О. Ключевский выделял еще одну сторону власти монгольского хана над русскими князьями - он полагал, что она выступала для Руси в качестве объединительного фактора и что без арбитража Орды «князья разнесли бы Русь в клочья» своими усобицами.

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!11.Эпоха Возрождения в Европе и её значение.!!!!!!!!!!!!!!!

Эпоха возрождения(Ренессанс)— это эпоха в истории духовного развития европейских народов в 14-16 веках., связанная с подъемом искусства, литературы, науки. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её интерес к человеку и его деятельности. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

1!Причины начала эпохи возрождения:

1)Появление капиталистического производства

2)зарождение буржуазии

3)новые представления о мире

4)предприимчивость и энергия городских богачей

5)потребность в образованных людях, художниках, писателях, архитекторах.

2!Особенности культуры возрождения:

1)интерес к человеку, вера в его силы и способности.

2)интерес к природе и стремление открыть причины явлений.

3)интерес к античной культуре, изучение ее памятников

4)критика феодалов и церкви

 

3!Последствия (вывод):

Эпоха Возрождения была не только временнем расцвета, счастья и красоты.

Она оставалась идеологией элиты, в народные массы новые идеи, не проникали. Да и у самих гуманистов было иногда пессимистическое настроение. Страх перед будущим, разочарование в человеческой природе, невозможность достижения идеала в общественном устройстве пронизывают настроения многих деятелей Возрождения.

Возрождение закладывало основы новоевропейской культуры, новоевропейского светского мировоззрения, новоевропейской независимой личности.

Или

Западноевропейская цивилизация развила искусство, науку, технику и культуру. В Западной Европе пустил корни гуманизм. Европа стала более восприимчива к влиянию других цивилизаций. В результате европейские символы и идеалы стали доминирующими в мире на то время.

Возрождение делят на 4 этапа:

  1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
  2. Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)
  3. Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
  4. Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)

 

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось кантичности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканья и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Эпоха Возрождения - это конец Средневековья и начало новой эры, начало перехода от феодального средневекового общества к буржуазному, когда устои феодального общественного уклада жизни были расшатаны, а буржуазно-капиталистические отношения еще не сложились со всей их торгашеской моралью и бездушным лицемерием. Уже в недрах феодализма в вольных городах существовали крупные ремесленные цехи, ставшие основой мануфактурного производства Нового времени, здесь начал складываться класс буржуазии. С особой последовательностью и силой она проявилась в итальянских городах, которые уже на рубеже XIV - XV вв. вступили на путь капиталистического развития, в нидерландских городах, а также в некоторых прирейнских и южно-германских городах XV в. Здесь в условиях не полностью сложившихся капиталистических отношений развивалось сильное и свободное городское общество. Его развитие шло в постоянной борьбе, которая частично была торговой конкуренцией и частично - борьбой за политическую власть. Однако круг распространения культуры Возрождения был гораздо шире и охватывал территории Франции, Испании, Англии, Чехии, Польши, где новые тенденции проявились с разной силой и в специфических формах.

Это также период формирования наций, так как именно в это время королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального дворянства. Из объединений, являвшихся государствами только в географическом отношении, формируются крупные монархии, основанные на общности исторической судьбы, на национальностях.

Это было время небывалого развития торговли между странами, время великих географических открытий, в это время были заложены основы современной науки, в частности естествознания с его основополагающими открытиями и изобретениями. Переломным моментом для этого процесса стало изобретение книгопечатания. Высокого уровня достигла литература, получившая с изобретением книгопечатания невиданные ранее возможности распространения. Возрождённые античные рукописи, вновь изданные или переведённые, могли пересекать границы пространства и времени как никогда раньше. Появилась возможность размножить на бумаге любой вид знания и любые достижения науки, что значительно облегчало обучение. Без книгопечатания классическое образование было доступно только узкому кругу учёных, а научные открытия были бы известны малому количеству людей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...