Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обобщение полученной информации




 

Полученные в ходе диагностики, а также последующего мониторинга (периодического сбора информации о семье и семейном воспитании) результаты нужно обобщить, подвергнуть анализу, чтобы затем принять на этой основе стратегические и тактические решения по организации взаимодействия с семьей.

Информация может быть систематизирована и отражена в лаконичной форме в «Карте семьи» («Паспорте семьи»), а также приложениях к документу.

 

Примерная форма «Паспорта семьи».

 

Паспорт семьи

Знание воспитательных возможностей семьи – важная, по не единственная составляющая рассматриваемого направления взаимодействия детского сада и семьи. Семья также имеет право на информацию о детском саде. Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают разнообразные встречи, ориентированные на знакомство с достижениями сторон и перспективами развития и воспитания дошкольников. К ним относится широко распространенный в практике работы с родителями «День открытых дверей», а также менее распространенные «встречи‑знакомства».

«День открытых дверей» – это форма взаимодействия с родителями, открывающая дверь в мир детского сада. В этот день коллектив детского сада предъявляет семьям воспитанников свои достижения. Родители (и другие члены семей) знакомятся со службами дошкольного образовательного учреждения; программой его развития и образовательной программой, в соответствии с которой осуществляется воспитательно‑образовательный процесс; наблюдают специально организованные занятия с детьми, а также включаются (при поддержке воспитателей) в разнообразную совместную с детьми деятельность. В этот день важно познакомить семьи со сложившейся в детском саду системой просвещения и образования родителей (целями, содержанием, формами, методами работы) и пригласить к взаимодействию в различных образовательных направлениях: физкультурно‑оздоровительном, художественно‑эстетическом, эколого‑краеведческом и др.

Некоторые педагогические коллективы расширяют пространство‑время пребывания родителей в образовательных учреждениях до недели. Например, в прогимназии № 2 г. Волгограда в начале и в конце учебного года проводится «Неделя открытых занятий». Первая «Неделя» организуется в конце октября. Родители знакомятся с системой занятий, получают возможность со стороны определить уровень развития своих детей (исходный уровень, с которым ребенок пришел в прогимназию), понаблюдать за детьми «в работе». В конце учебного года «Неделя открытых занятий» проводится с целью выявления достижений каждого ребенка в разных видах деятельности.

«День открытых дверей» особенно актуален в начале цикла взаимодействия детского сада и семьи. По мере того, как детский сад вместе с семьей будет стремиться к развитию взаимодействий, переходить с одного на другой качественный уровень, «День открытых дверей» преобразуется в постоянные открытые отношения детей, родителей и педагогов.

«Встречи‑знакомства» – это встречи, целью которых является разностороннее знакомство семей воспитанников между собой и знакомство с педагогами, воспитывающими ребенка в детском саду. Для этого можно использовать специальные методы: «Выбери дистанцию», «Ассоциативный ряд», «Язык фотографий», «Разговор без умолку» и др. Они позволяют снять барьеры общения, возникающие по разным причинам при взаимодействии детского сада с семьей и семей между собой, и перейти к открытым, доверительным отношениям. В то же время и собранный благодаря специальным методам материал, может обогатить паспорт (карту) как отдельно взятой семьи, так и семейный паспорт группы. Рассмотрим эти методы.

1. «Выбери дистанцию»

Педагог объявляет какой‑либо предмет символом обсуждаемой темы встречи с родителями и ставит его в центре комнаты. Затем предлагает родителям встать на таком расстоянии от предмета, которое могло бы лучше всего продемонстрировать их близость или отдаленность по отношению к теме встречи. Каждый из родителей одной фразой объясняет выбранное им расстояние.

Комментарий. Данный метод подходит для прояснения ситуации в группе родителей; дает возможность высказаться по теме встречи тем родителям, которые не всегда могут (или им не всегда удается) выразить словами свое отношение к чему‑либо. Важно помнить, что некоторые родители могут рассматривать этот метод, как детскую забаву.

Пример. Встреча на тему «Игры в семье». В центре аудитории лежит детская настольно‑печатная игра. Родители встают вокруг игры на различном расстоянии от нее, согласно своему отношению к теме. Примерные высказывания родителей: «Я встала очень близко к игре, поскольку считаю очень важным создание в семье условий для развития детской игры»; «Я встал далеко от игры, потому что считаю, что это пустая трата времени. Дети должны играть сами. Семья тут ни при чем».

2. «Ассоциативный ряд»

Педагог пишет на висящем в комнате (лучше всего – возле входной двери) плакате какое‑либо слово, служащее стимулом для творческого размышления родителей. Это опорное слово должно иметь непосредственное отношение к тематике встречи с родителями и затрагивать их эмоциональную сферу. Вопросительный знак и второе слово, являющееся пародией на первое, могут быть написаны рядом. Родителям предлагается в отведенное на встрече время продолжить этот ряд, придумывая новые ассоциации. Как правило, родители делают это охотно, не ожидая повторной стимуляции со стороны педагогов.

Комментарий. Этот метод способствует снятию эмоционального напряжения и вносит во взаимодействие педагогов с родителями момент занимательности. Альтернативой настенному плакату может быть передаваемый родителями друг другу лист бумаги. В этом случае каждый родитель получает задание дописывать новое придуманное им слово к уже имеющимся словам.

Реквизит. Плакатный картон, демонстрационный стенд или нечто подобное, фломастеры.

Пример. Родитель? Мучитель. Исполнитель. Повелитель.

3. «Язык фотографий»

Педагог раскладывает на полу фотографии, непосредственно связанные с темой встречи. Каждый родитель выбирает одну фотографию и, назвав предварительно свои имя и фамилию, коротко комментирует свой выбор. При этом он высказывает возникшие у него в связи с фотографией ассоциации, мысли, чувства и устанавливает их связь с темой встречи.

Комментарий. Количество родителей в группе не должно превышать 15 человек. Поскольку они могут свободно ходить по комнате, рассматривая и выбирая фотографии, то не создается эмоциональное напряжение, характерное для первой встречи, и в группе устанавливается благоприятный психологический климат. Предложенные родителям фотографии служат толчком к размышлению над темой встречи.

Реквизит. Фотографии (минимум 30); примерная тематика фотографий: «Дети в детском саду», «Семья».

4. «Разговор без умолку»

Родители сидят на стульях, расставленных по кругу. Педагог предлагает им представить, что они находятся на рыночной площади, а затем встать и свободно перемещаться по ней в любом направлении. При этом они могут куда‑то спешить или, наоборот, идти медленно, как бы прогуливаясь, приветствовать друг друга, уклоняться от столкновений, останавливаться и т. д. Педагоги показывают пример, снуя по «рынку», здороваясь с родителями и улыбаясь им. На этой «рыночной площади» каждый родитель подыскивает себе партнера, по возможности малознакомого, и садится рядом с ним. Педагоги называют тему, по которой каждый из собеседников должен высказываться в течение 4–8 минут. Пока один из партнеров говорит, другому партнеру разрешается только слушать его, то есть демонстрировать напарнику, что его внимательно слушают, выражая свое отношение к высказыванию только мимикой и жестами. Если вдруг говорящий на некоторое время умолкает, то оба партнера терпеливо пережидают возникшее молчание. После того, как все родители выскажутся, на «рынке» формируются новые пары. После 3–4 таких разговоров в парах родители снова садятся все вместе на расставленные стулья по кругу и анализируют проделанную работу. Они делятся мнениями о том, насколько легко или трудно было полагаться на исключительно невербальные сигналы, воздерживаться от дополнений, переживать возникшие в разговорах паузы.

Комментарий. Этот метод следует использовать в первую очередь для воспитывающих взрослых, заинтересованных в повышении своей компетентности в общении и социальном взаимодействии с другими (коммуникативный тренинг).

Вариант. Во время второго разговора наряду с невербальными средствами общения разрешается также использовать короткие ответные реплики «да», «верно» и др. Во время третьего разговора родители получают задание уже в вербальной форме переспрашивать правильно ли они поняли своего партнера: «То есть, вы считаете…»; «Я понял, что…»; «Ага, то есть это так…» и т. д. Примерные темы разговора: «Мой ребенок», «Проблемы воспитания ребенка в семье», «Достижения нашей семьи в воспитании ребенка».

5. «Зеркало группы»

Педагоги вешают на стену заранее оформленный плакат и просят родителей по очереди представиться. Каждый родитель коротко рассказывает о себе, а педагоги в это время фиксируют его анкетные данные и увлечения на плакате (таблица 2).

Комментарий. Плакат должен висеть в приемной группы на протяжении нескольких дней после встречи, чтобы каждый родитель мог в любое время обратиться к этим сведениям. На последующих встречах можно предложить родителям носить нагрудные таблички с именем и фамилией. Родители получают общую информацию о тех, с кем они знакомятся. В графу с надписью «Больше всего я люблю делать…» может вноситься разнообразная информация, относящаяся как к сфере профессиональной деятельности, так и касающаяся личных интересов родителей. Подобная процедура знакомства занимает немного времени pi может с успехом использоваться даже в многочисленных группах. Поскольку вся информация об участниках фиксируется в письменном виде, ею всегда можно воспользоваться в нужный момент.

Вариант. Все родители пишут информацию о себе на отдельные карточки и приклеивают их на плакат или демонстрационный стенд.

Реквизит. Демонстрационный стенд, фломастеры.

 

Таблица 2

Имя, фамилия, отчество Наша семья – это… Больше всего я люблю…

6. «Фамильная символика»

Педагоги предлагают каждому родителю нарисовать на визитной карточке около фамилии какой‑либо рисунок, изображение или символ, с помощью которого другие участники могли бы лучше запомнить фамилию. В ходе выполнения задания родители могут советоваться и помогать друг другу при рисовании. После того, как каждый участник нарисует свой символ (или во время знакомства, представления себя) он поясняет, какая связь существует между нарисованным им символом и его фамилией.

Комментарий. Этот метод способствует установлению в группе благоприятного психологического климата, что очень важно на первой встрече, когда некоторые родители могут испытывать психологический барьер. Визитные карточки должны быть достаточно большими. Рисунки делают фломастером, чтобы они были хорошо видны даже с большого расстояния.

Вариант. Вместо изображения символа собственной фамилии родители рисуют какое‑нибудь важное событие или ситуацию из своей жизни. Другим участникам в этом случае предлагается отгадать, что это за событие, задавая вопросы, на которые даются только ответы «да» и «нет».

Реквизит. Визитные карточки (сложенный пополам стандартный лист картона формата А‑4), фломастеры.

7. «Интервью в парах»

Родители разбиваются на пары и по очереди берут друг у друга интервью. Все интервью длятся примерно 5 минут и проводятся одновременно. В ходе интервью родители делают необходимые им записи. Затем все садятся в круг и по очереди представляют друг друга остальным. Интервью может вестись как в совершенно свободной форме, так и с помощью вспомогательных вопросов. Вопросы для интервью могут предлагаться педагогами. Примерный список вопросов для интервью на стенде: Как Вас зовут? Как зовут Вашего ребенка? Каков он? Почему Вы привели ребенка в детский сад? Какие надежды Вы связываете с детским садом? Какие трудности Вы испытываете в воспитании своего сына (дочери)?

Комментарий. Каждому родителю не нужно представлять себя остальным участникам встречи, так как его представляет партнер, с которым он знакомится в ходе интервью; думать о том, сколько можно говорить о себе, чтобы не казаться навязчивым и что нужно сказать о себе, чтобы не казаться скрытным. Участвуя в этой работе, педагоги также освобождаются от необходимости представлять самих себя.

 

 

Информационно‑просвещенческое обеспечение взаимодействия

 

Важной составляющей взаимодействия детского сада и семьи является просвещение родителей. Основная цель просветительской деятельности – повышение уровня общей культуры и социальной активности населения (Модельный закон «О просветительской деятельности», 2001). Применительно к системе «родители‑дети» целью деятельности выступает повышение уровня педагогической культуры родителей (лиц их заменяющих). Просвещение родителей в детском саду направлено на их ознакомление с достижениями науки и передовым опытом в области воспитания дошкольников.

Одна из функций просвещения – информативная. Взаимодействуя с родителями, нельзя не сообщать друг другу о разнообразных фактах из жизни детей и взрослых в детском саду и семье, о состоянии ребенка (его самочувствии, настроении), а также о развитии детско‑взрослых (в том числе детско‑родительских) отношений. Эта информация передается или при непосредственном общении родителей, педагогов, детей (в ходе бесед, консультаций, собраний), или опосредованно. Источниками информации, получаемой детским садом и семьей опосредованно, являются газеты, журналы, переписка и др.

 

Индивидуальные беседы

 

Индивидуальные беседы с родителями могут проходить по их инициативе и по инициативе педагога. Воспитатель должен всегда быть готов ответить на вопрос родителя о своем ребенке, поддержать беседу, вызвать на откровенность.

Если беседа организуется педагогом, он должен помнить о ряде требований к ее проведению: беседа в утренние часы менее продолжительна, чем беседа в вечерние часы и касается в основном самочувствия ребенка, его настроя на пребывание в детском саду. В вечерние часы воспитатель может отметить особенности поведения ребенка в течение дня, его успехи или неудачи. Если необходимо обсудить более серьезные вопросы, то место и время беседы оговариваются заранее. Присутствие ребенка в ситуации обсуждения детских проблем, ошибок в семейном воспитании нежелательно.

Цель и тема беседы с родителями продумывается педагогом заранее; на их основе составляется план, подбираются соответствующие вопросы. Не следует начинать беседу с постановки проблемы, и тем более с предъявления родителям претензий по поводу плохого поведения их ребенка, даже если это является главным вопросом предстоящего разговора. Лучше сначала расположить родителей к разговору, настроить на контакт. Педагог должен не только говорить сам, но и внимательно слушать собеседника, сопереживать, побуждать дополнить свой рассказ новой информацией. В этом воспитателю помогут следующие вопросы: «Что это значит для Вас? Не могли бы Вы привести пример?», а также приемы уточнения полученной информации: «Вам важно, чтобы…», «Я Вас правильно поняла…».

 

Консультации

 

Одна из форм индивидуальной работы с семьей – оказание ей помощи через консультацию. Консультации для родителей проводят заведующая детским садом, воспитатели, психолог, социальный педагог, медицинская сестра, логопед и другие специалисты. Функции и содержание консультаций различны.

Например, консультации психолога позволяют родителям получить объективную картину психического состояния ребенка и обнаружить причины, способствующие или мешающие его развитию. Особое внимание на психологической консультации уделяется: выявлению внутрисемейных отношений, оказывающих воздействие на личность ребенка; психологической коррекции; повышению общей психологопедагогической культуры родителей.

Один раз в квартал желательно проводить консультационный день для родителей. В этот день (даты желательно оговорить на общем родительском собрании), родители, предварительно записавшись, строго в назначенное время приходят на прием к тем специалистам, которых они хотели бы посетить, как вместе с ребенком, так и индивидуально (в зависимости от цели посещения).

 

Родительские собрания

 

Среди разнообразных форм общения педагогов детского сада с родителями сохраняют свою популярность групповые родительские собрания.

Групповые родительские собрания – целесообразная и действенная форма работы воспитателя с коллективом родителей, организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада. Действительно, для того, чтобы успешно воспитывать ребенка, родителям важно знать особенности воспитательно‑образовательной работы с детьми в детском саду. Однако и педагогам не менее важно постигать особенности семейного воспитания.

К сожалению, истинный смысл собрания (встретиться, чтобы вместе поговорить о проблемах и найти способы решения, узнать о достижениях друг друга) нередко искажается педагогами. Ведя собрание и воздействуя на родителей воспитанников из самых лучших побуждений, педагоги не замечают, что используют в своих выступлениях слова‑распоряжения, приказы (нужно, должен, сделайте, принесите, сдайте, слушайте, что я Вам говорю и т. д.), действующие раздражающе. Такое общение педагогов и родителей на собрании можно рассматривать как общение не слышащих друг друга людей.

Воспитатель не должен считать «выступление перед родителями с докладом» хорошим способом разговора о воспитании ребенка. Это «слепое пятно» традиционной педагогической деятельности важно помочь обнаружить, осознать и двигаться дальше, к продуктивному общению, к диалогу. Современный педагог детского сада должен учиться слушать и слышать родителей (а также своих коллег); понимать невербальный язык сообщения и адекватно на него реагировать; передавать информацию разными способами; устанавливать обратную связь.

Диалог на родительских собраниях – это шаг к взаимопониманию, ступенька к обретению доверия; обмену духовными ценностями, эмоциями, опытом, знаниями. Только диалоговая форма проведения родительского собрания стимулирует совместную мыслительную деятельность воспитывающих взрослых, и как результат – проекты, направленные на новое качество воспитания детей. Педагог, в этом случае не будет диктовать, навязывать свой взгляд; он дает возможность каждому родителю принять участие в обсуждении актуальных проблем воспитания; ориентируется на выявление интересов, чувств родителей и внимательное восприятие высказываемых идей, способных объединить взрослых в коллектив единомышленников.

Диалог порождает новый смысл собрания – встреча партнеров. Такое собрание не может проводиться для галочки в плане работы педагога и быть формальным времяпрепровождением для родителей. Собрания‑встречи могут стать настоящим событием для семьи и детского сада.

Такие собрания целесообразно проводить как годовой круг родительских встреч, каждая из которых решает свои задачи и наполнена смыслом. Примерная тематика родительских собраний: «Возрастные особенности детей. Задачи воспитания и обучения детей», «Здоровый ребенок», «Мир детской игры», «Социальный мир отношений», «Как общаться с ребенком?», «Семейные традиции», «Эмоциональное развитие детей», «Растим детей патриотами», «Летний отдых в семье», «Ребенок и дорога», «Скоро в школу».

Рассмотрим годовой круг собраний‑встреч на примере встреч вновь поступивших в детский сад детей.

Первая встреча направлена на установление контакта между педагогами и родителями. Результатом такой встречи может быть определение границ взаимодействия, дистанции в диалоге, его составляющих. Роль ведущего такую встречу воспитателя группы и других педагогов, принимающих активное участие в ней на этом этапе – корректное наблюдение за родителями, определение типа поведения родителей в коммуникации, особенностей реакции, характера вербальных и невербальных контактов. Опытные педагоги уже на первой встрече способны получить важную информацию об отношении родителей к ребенку, истории его развития, отметить целевые установки родителей, и другие проявления воспитательного потенциала семьи. Родители в свою очередь могут оценить возможности педагогов дошкольного учреждения, и, что особенно важно, заинтересоваться серьезным и продолжительным диалогом в контексте собраний‑встреч.

Вторая встреча направлена на определение общих для детского сада и семьи проблем воспитания детей. Результатом этой встречи могут стать понимание проблем и согласие решать их совместно. В ходе второй встречи родители и педагоги определяют, проясняют, обозначают проблемы на языке трудностей. Впоследствии (в период между встречами) каждая проблема индивидуально обсуждается, выдвигается гипотеза ее появления. Следующий и немаловажный шаг – принять решение работать над проблемами.

Этому посвящена третья встреча, направленная на понимание ценности взаимодействия в диаде «педагог‑родитель» в проблемном поле воспитания детей, принятие совместного решения действовать, не унижая достоинства ребенка и родителя. Результатом взаимодействия может стать проект сотрудничества детского сада и семьи. В проекте необходимо представить план действий, стратегию поведения, которые приведут педагогов и родителей к выходу из создавшейся ситуации. Найдя оптимальные решения, приняв их для себя, родители и педагоги могут переходить к активным действиям.

Четвертая встреча направлена на установление обратной связи. Результатом этой встречи может стать высказывание своей точки зрения на содержание, формы и в целом результат взаимодействия педагогов и родителей в проблемном поле воспитания детей.

Название «годовой круг встреч» выбрано не случайно. Развитие ребенка идет по кругам спирали. Каждый новый круг – это встречи по поводу вхождения в мир природы, предметов, социума; восхождения по лестнице образования, всегда сопряженного с трудностями, преодолеть которые ему помогают взрослые: родители и педагоги.

Воспитатель или специалист, организующий собрание (старший воспитатель, психолог, социальный педагог и т. д.), должен быть компетентным в разных вопросах семейной педагогики и психологии, образования взрослых.

Признаками успешного проведения собраний‑встреч являются:

– направленность встреч на поддержку и помощь родителям в воспитании детей;

– искреннее выражение педагогами своих чувств, умение управлять ими; внимательность и чуткость к эмоциональному состоянию родителей и других членов семьи, участвующих в собрании;

– способность педагогов ставить перед участниками собрания открытые и закрытые вопросы, фиксировать внимание на главных мыслях, чувствах, предъявляемых участниками; умение перефразировать (проясняя смысл) и обобщать важнейшие высказывания родителей; держать паузу; способность выдвигать гипотезы, формулируя понятно их для присутствующих на встрече;

– умение педагогов подвести собрание к принятию совместного решения.

Ведущему собрание‑встречу педагогу важно научиться:

– уважать права родителей, соблюдать меру, дистанцию и границы диалога;

– верить в уникальность родителей и их способность найти (при незначительной поддержке со стороны) способы решения проблемы;

– эмоционально, словами и жестами, мимикой поддерживать родителей;

– активно слушать родителей, предоставляя им возможность рассказать о трудностях в воспитании ребенка;

– определяя проблему, находиться в контексте рассказа родителей о ребенке; не торопиться с выводами и рекомендациями, а создавать условия для инсайда (показывать ситуацию в зеркале своего восприятия, прояснять смысл высказываний, говорить о своих чувствах);

– стремиться к пониманию и совместному решению проблем.

Ведущими собраний‑встреч могут быть: воспитатель, старший воспитатель, заведующий, медицинская сестра, музыкальный руководитель, социальный педагог, психолог, инструктор по физической культуре, логопед и др.

Собрания‑встречи могут проходить в разных формах и носить интригующие названия («Дискуссионные качели», «Круглый стол с острыми углами», «Вечер вопросов и ответов», «Встречи отцов», «Встречи мам», «Семейные гостиные», «Диспуты» и т. д.).

Информацию для собраний‑встреч необходимо отбирать в логике заявленной темы, продумывая способы ее подачи (это важно, поскольку «на слух» воспринимается лишь 25 % информации).

За несколько дней до встречи (не позднее, чем за неделю) родителям предлагается обратить внимание на объявление, в котором указана тема и форма собрания. Цель встречи формулируется таким образом, чтобы родители поняли значимость и важность этого события. В объявлении указывается время, место, регламент собрания‑встречи. Можно приготовить индивидуальные приглашения, которые украсят дети. С родителями, которые не смогут прийти на встречу, в последующем проводится индивидуальная беседа.

В приемной комнате и других помещениях, в которых ежедневно бывают родители, а также в помещении, где пройдет собрание, необходимо подготовить наглядный материал: оформить в соответствии с темой витрины, уголки для родителей; организовать выставку детских работ, стенды с описанием индивидуальных достижений воспитанников, выставку методической литературы по вопросам воспитания дошкольников; подготовить видеоматериал.

Важно продумать время начала собрания и регламент (собрание длится не дольше 1,5 ч.), сообщить родителям место проведения. Диалогу способствует размещение родителей за столами, поставленными в круг или полукругом. Собрания‑встречи можно проводить в методическом кабинете, музыкальном зале, спортивном зале, экологической студии и других помещениях. Раздвигая границы восприятия детского сада, воспитатели и специалисты помогают родителям понять значение этих помещений для организации педагогического процесса.

Необходимо поговорить с родителями о том, где будут находиться дети в момент собрания‑встречи. Если у родителей нет возможности оставить детей дома, воспитатель совместно с администрацией детского сада решает вопрос занятости детей и их питания на этот вечер. Важно не забыть и о том, что большинство родителей приходят на собрание после работы, поэтому целесообразно предложить им в начале встречи чай, конфеты, печенье. Необходимо также продумать место временной раздевалки для родителей, заранее предупредив их о сменной обуви.

В течение встречи важно соблюдать законы диалога, не нарушая право родителей на обратную связь с ведущим собрание педагогом.

Важно следить за временем и завершить собрание‑встречу в установленное время. Если какой‑то вопрос останется без ответа, можно перенести его обсуждение на следующую встречу, либо обсудить его в формате консультации, тренинга.

Собрание‑встреча даст родителям и воспитателям новые знания друг о друге, если в нем примет участие педагог‑психолог, владеющий методами взаимодействия с родителями:

– метод групповой дискуссии, повышающий психолого‑педагогическую грамотность родителей и позволяющий выявить индивидуальные стереотипы в воспитании; по мере развертывания дискуссии в нее можно включать элементы проигрывания ситуаций;

– метод видеокоррекции, суть которого состоит в проигрывании заданий; при этом ведется или представляется сделанная ранее видеозапись поведения родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка, которая затем просматривается и анализируется;

– метод игры, который помогает моделировать и воспроизводить ситуации проблем воспитания детей, а также проблем взаимодействия в триаде «ребенок‑педагог‑родитель»;

– метод совместных действий, основанный на выполнении родителем и педагогом совместных действий, заданий; после выполнения задания проводится самоанализ и анализ;

– метод конструктивного спора, который помогает сравнивать различные точки зрения родителей и педагогов на воспитание ребенка, на разрешение проблемных ситуаций; помогает прислушиваться друг к другу, выбирать наиболее рациональные и эффективные подходы на основе сотрудничества.

– метод вербальной дискуссии, обучающий культуре диалога в семье, обществе; вырабатывающий умение аргументировать свои доводы и внимательно рассматривать аргументы другого человека, в том числе и собственного ребенка.

Воспитатели нередко переживают из‑за того, что не все родители откликаются на предложение прийти на консультацию, собрание, родительскую конференцию: «Им же так нужны эти знания», «Кому, как ни этой семье нужно было прийти на собрание». Чтобы информация дошла до тех, кому она предназначена (маме и папе, бабушке и дедушке) ее необходимо повторять. Именно при повторе создается избыточность, то есть гарантированная полнота восприятия.

 

Стенды

 

Стенды – это наглядная форма предъявления информации. На стендах целесообразно размещать информацию для родителей трех видов: стратегическую (многолетнюю), тактическую (годичную), оперативную. Стратегическая информация – это необходимые родителям сведения о задачах развития ДОУ на перспективу, о реализуемой образовательной программе. Тактическая информация – это сведения о режиме дня ребенка, о задачах и содержании воспитательно‑образовательной работы в группе на год. Оперативная информация – это сведения об ожидаемых или уже прошедших мероприятиях в группе, детском саду, районе (акциях, конкурсах, выставках, встречах в родительском клубе, экскурсиях).

Воспитателям важно помнить, что оперативная информация быстро устаревает, утрачивает свою актуальность для родителей, а значит, ее необходимо постоянно обновлять.

Стендовая информация становится привлекательной для родителей, если она:

• структурирована по направлениям (например, «родители и дети», «бабушки и внуки»);

• отвечает информационным запросам родителей;

• эстетически оформлена;

• содержит текст и фотоматериалы.

 

Памятки

 

Памятка – это хорошо структурированный короткий текст, напоминающий о чем‑либо, а также призывающий родителей к осознанному воспитанию детей в семье и сотрудничеству с детским садом в решении различных образовательных задач. Чаще всего родители получают памятки в рамках проводимых в детском саду мероприятий для детей и родителей (родительские собрания, конференции, консультации и т. д.). Если семья по той или иной причине не участвовала во встрече, она может получить памятку в индивидуальном порядке с соответствующими устными рекомендациями.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...