Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение и оценка деятельности на рынке фирм-конкурентов

Для исследования маркетинговых политик лидирующих платформ используется метод 4P:

1. Товарная политика

2. Сбытовая политика

3. Ценовая политика

4. Коммуникативная (рекламная) политика.

Далее приведен анализ каждого из четырех лидеров рынка по данному методу.

«GeekBrains»

1. Товарная политика

Создатели платформы предлагают пользователям выбрать одну из 18-ти «профессий». «Профессия» - это специализированная программа продолжительностью 8-10 месяцев, состоящая из нескольких курсов. Пользователь выбирает одну из IT-профессий и в течение указанного срока проходит предлагаемые курсы. Наиболее популярные из 18-ти профессий: веб-разработчик, mobile-разработчик, программист Java, программист Python, программист Android, программист iOS. Также проводятся различные тематические вебинары.

 

 

2. Сбытовая политика

В случае online-обучения распределительная политика характеризуется форматом прямого маркетинга: товар премещается к потребителю непосредственно от производителя, минуя посредников.

3. Ценовая политика

Так как у каждой “профессии” есть свой регламентированный временной промежуток обучения и оплата осуществляется помесячно, необходимо рассматривать стоимость каждой из них с учетом всей длительности обучения.

 

Табл. 7. Полная стоимость обучения в зависимости от срока

“Профессия” Стоимость обучения, руб./мес. Длительность обучения, мес. Полная стоимость, руб.
Веб-разработчик      
Mobile-разработчик      
Программист Java      
Программист Python      
Программист Android      
Программист iOS      

 

Исходя из таблицы, можно отметить, что цены на обучающие курсы высокие, но продавец оправдывает их предоставлением последующей стажировки.

Ценовая стратегия: «снятие сливок», на данный момент установлена завышенная цена, т.к. конкуренция практически отсутствует. Метод ценообразования: затратный.

 

4. Коммуникативная политика

Логотип компании неординарный и привлекает своей идеей. Здесь изображены нейронные связи, намекая на то, что потребителю предстоит умственная работа. А в целом логотип представляет два полушария, каждый из которых инициал названия «G»-Geek и «B»-Brains.

 

В августе 2016 года контрольный пакет акций был куплен Mail.ru Group и в последствии была осуществлена торговая кампания, в ходе которой узнаваемость и запоминаемость бренда значительно возросли. Обучающая площадка активно продвигалась в социальных сетях. Продавец использовал такие методы как: реклама платформы в релевантных сообществах с большим количеством подписчиков, покупка рекламы у известных видеоблоггеров, а также таргетированная реклама во «ВКонтакте». Такое активное интернет-продвижение на самых популярных интернет-площадках обусловили успешное существование сегодня, и лояльность потребителя к бренду существенно возросла. Сейчас целью продавца является поддержка осведомленности потребителя о товаре, т.е. использование напоминающей рекламы по зрительным каналам воздействия и иногда зрительно-слуховым (видеоролики). Так как доступ к товару не может быть ограничен территориальными рамками, реклама носит региональный характер (вся страна). Методом стимулирования сбыта является рассылки по почте, распространение через социальные сети.

 

«JavaRush»

 

1. Товарная политика

Пользователям предлагается курс по программированию на языке Java. Он проходит в геймофикационной форме: персонажа необходимо довести до 80 уровня, решая задачи курса. Также есть различные семинары, тематические видеовстречи.

2. Сбытовая политика

В случае online-обучения распределительная политика характеризуется форматом прямого маркетинга: товар премещается к потребителю непосредственно от производителя, минуя посредников.

 

 

3. Ценовая политика

Пользователям предлагается три варианта подписки: бесплатная, Premium, Premium Pro. В первом варианте потребителю доступны некоторая часть видеолекций и курсов (10 уровней). Premium подписка стоит 20$ в месяц и помимо того, что она открывает доступ ко всем уровням, пользователь теперь может мгновенно проверить свое решение прямо на сайте. Самый дорогостоящий вариант подписки – Premium Pro, гарантирует предоставление стажировки в конце прохождения курса. Ценовая стратегия: прочное внедрение товара на рынок, т.к. цены достаточно лояльные и ниже, чем у конкурентов, таким образов привлекается большое число покупателей. Отсюда следует, что метод ценооразования является административный- ориентация на конкурентов.

 

4. Коммуникативная политика

Логотип площадки яркий, броский. Слева изображается фигурная скобка, что непременно напоминает и вызывает ассоциации с программированием.

Продавец использует таргетинговую рекламу во «ВКонтакте», а также покупает рекламные посты в группах, связанных с IT-тематикой. Реклама является напоминающей, несмотря на то, что площадка относительно новая и реклама не активная. Предметом рекламной коммуникации является товарная реклама: формируется спрос на конкретный товар. Метод стимулирования сбыта – почтовые рассылки, распространение через социальные сети.

 

«Hexlet»

1. Товарная политика

Создатели платформы, так же как и «GeekBrains» предлагают студентам выбрать одну из профессий. Здесь выбор менее широк, чем у конкурентов, только четыре профессии: Фронтенд JS-программист, Бэкенд JS- программист, Java-программист, PHP-программист. Во время прохождения курса студент изучает теоретический материал, решает задачи, проходит тесты, а после ему гарантируется стажировка. Также главным преимуществом платформы является прикрепление личного ментора.

2. Сбытовая политика

В случае online-обучения распределительная политика характеризуется форматом прямого маркетинга: товар премещается к потребителю непосредственно от производителя, минуя посредников.

 

3. Ценовая политика

Потребителю предлагается два варианта оплаты обучения: месячный план и годовой план. Возможности у каждого из вариантов одинаковые: студенту открывается доступ ко всем курсам, доступна помощь ментора персонально, автоматическая проверка заданий. Разница только в стоимости: месячный план стоит 24$ в месяц, а годовой – 240$. Итого получается, что покупка годового плана является более выгодным вариантом (экономия – 44$). Таким образом, можно сказать, что используется стратегия цен на наборы – цена снижается, если потребитель согласен купить сразу набор товара. Метод ценообразования – затратный.

4. Коммуникативная политика

Логотип обучающей платформы «Hexlet» ёмкий и лаконичный. Изображена заглавная буква, которая призвана к тому, чтобы у потребителя с этой буквой сразу ассоциировалось название проекта, а также ромб в вершине логотипа, напоминающий квадратную академическую шапочку выпускников Высших учебных заведений.

Реклама площадки практически не встречается в интернете. Вероятно, создатели платформы вкладываются в то, чтобы по запросу пользователя «курсы программирования, курсы программирования онлайн, IT-обучение» их сайт выходил на первую страницу поисковой системы. А также периодически покупают информационные и рекламные посты на различных IT-порталах. Методом стимулирования является распространение через социальные сети.

 

«Stepic»

1. Товарная политика

На платформе предлагается более 75 курсов на различную тематику: от гуманитарных до технических предметов, 23 из них – IT-курсы. Ассортимент куров достаточно разнообразен: программирование на таких языках как Python, Java, C/C++ и прочие курсы, связанные с интернет-технологиями.

 

2. Сбытовая политика

В случае online-обучения распределительная политика характеризуется форматом прямого маркетинга: товар премещается к потребителю непосредственно от производителя, минуя посредников.

 

3. Ценовая политика

 

На данный момент все обучающие курсы платформы бесплатны. Таких курсов существует достаточное количество на рынке, однако наибольшую популярность приобрели именно курсы платформы Stepic, и поэтому эта площадка является очень значимым конкурентом. Вероятно, на данный момент все курсы предоставляется на безвозмездной основе, чтобы заработать хорошую репутацию, повысить лояльность потребителя, повысить уровень доверия, а в последствии запустить платные курсы.

 

4. Коммуникативная политика

«Stepic» в своем логотипе используют зелёные цвет, который на подсознании ассоциируется у человека ростом, развитием и гармонией. Перевернутая буква «S» напоминает знак бесконечности, что также вызывает у потребителя ассоциацию со стабильностью, чувством доверия.

Продавец не проводит никакой рекламной кампании, за исключением того, что ведет собственный блог. Такая популярность обучающего ресурса обусловлена тем, что обучающие курсы составлены в основном сертифицированными государственными учебными заведениями (например, курс от Политехнического университета). Это вызывает сильное доверие потребителя и является основным мотивом выбора данной площадки.

Подводя итог, следует составить сравнительную таблицу преимуществ и недостатков обучающих платформ.

 

Табл. 8. Сравнительная таблица преимуществ и недостатков обучающих платформ

Обучающая площадка Преимущество Недостаток
«GeekBrains» Предоставление стажировки, разнообразие курсов Высокая стоимость
«JavaRush» Геймофикация обучения, удобный форум Ограниченный выбор языков программирования
«Hexlet» Прикрепление персонального ментора Отсутствие стажировки
«Stepic» Бесплатное обучение, курсы составлены преподавателями ВУЗов Отсутствие стажировки, отсутствие геймофикации

 

Таким образом, на сегодняшний день лидером данного рынка можно назвать обучающую площадку «GeekBrains», несмотря на самые высокие цены, так как у них проводится самая активная рекламная политика, что привлекает значительную долю потребителей. Так же главным рычагом привлечения клиентов является гарантированная возможность стажировки. Вероятно, это и является решающим фактором при выборе курсов. Также необходимо отметить, что рынок достаточно свободный, конкуренция низкая, а следовательно при грамотной маркетинговой программе возможно очень успешное существование.

 

Заключение

Делая вывод по проделанной работе, стоит отметить, что исследование данного рынка – достаточно трудоёмкий процесс. Несмотря на то, что исследуемая область полностью представлена и существует только в виртуальном мире, информация достаточно ограничена и не представлена в полном объеме, так как рынок является новым и полностью неисследованным.

В заключение важно сказать, что IT-область является очень перспективной и ожидается существенный рост IT-рынка, потому что на данный момент спрос значительно превышает предложение. Обучающие платформы – одна из наиболее привлекательных форматов предпринимательской деятельности: прибыль значительно превышает издержки.

Проведенное исследование позволило выявить целевого потребителя и их мотивы, изучить лидеров данного рынка и их эффективность, а также предположить возможные объемы продаж. Данная работа была выполнена с применением основных маркетинговых приемов: т.е. теоретические концепции были применены на практике и полученные результаты в дальнейшем могут быть использованы любой фирмой для формирования своей деятельности.

Список использованный источников:

1. «CNEWS» Издание о высоких технологиях // URL: http://www.cnews.ru/news/line/v_2016_g.obem_mirovogo_rynka_onlajnobrazovaniya

2. «Wikipedia» Свободная энциклопедия // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/

4. Географическая энциклопедия России // URL: https://geographyofrussia.com/osobennosti-razmeshheniya-naseleniya-rossii/

5. «Wikipedia» Свободная энциклопедия // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

6. Единая Россия, официальный сайт партии // Предвыборная программа Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ VII созыва // URL: http://er.ru/party/program/

7. КПРФ, коммунистическая партия РФ // Программа партии // URL: https://kprf.ru/party/program

8. ЛДПР, либерально-коммунистическая партия России // Программа ЛДПР. 2016 - 2021 год // URL: https://ldpr.ru/party/Program_LDPR/

9. Справедливая Россия // Программа партии // URL: http://www.spravedlivo.ru/5_76349.html

10. Электронный журнал «Экономика и жизнь» // URL: https://www.eg-online.ru/news/325371/

11. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/tab1.htm

12. «REGNUM» Информационное агенство // URL: https://regnum.ru/news/economy/2195040.html

13. Иносми.ру Информационный портал // URL: http://inosmi.ru/invertia_com/20131114/214780815.html

14. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_11sub.htm

15. Виртуальная Образовательная Среда // URL: http://elms.eoi.ru/Wiki/1.5.%20%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F%20%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B9%20%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B8%20%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9.aspx

16. Обучающий портал «GeekBrains» // URL: https://geekbrains.ru/

17. Онлайн-курс обучения программированию «JavaRush» // URL: https://javarush.ru/

18. Практические курсы по программированию «Hexlet» // URL: https://ru.hexlet.io/

19. Образовательная платформа «Stepic» // URL: https://stepik.org/explore/courses

20. Официальный сайт Санкт-Петербургского государственного университета // URL: http://spbu.ru/news-spsu/24386-onlajn-kurs-sozdannyj-aspirantom-spbgu-pobedil-v-konkurse-edcrunch-award-2015.html

21. Международная конференция по новым образовательным технологиям // URL: http://edcrunch.ru/special/mooc-award/

22. Премия РБК 2016 г. // URL: http://spb.awards.rbc.ru/nominees/startup_spb/

23. RG.ru Российская Газета // URL: https://rg.ru/2013/07/24/yazik-site.html

24. Концепция создания и развития Единой системы ДО в России (1995) // URL: http://de.unicor.ru/science/groundwork/concept.html

25. Концепция создания и развития единой системы образования в России // URL: http://de.unicor.ru/science/groundwork/concept.html

26. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» // URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/32875.html

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...